Работа над темой по самообразованию
проект по русскому языку (9 класс) на тему

Работа над темой по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtodoklad.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта педагогической деятельности

«Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка в основной школе как фактор формирования грамотного письма»

 « Системность упражнений – есть первая и  главная основа успеха, и недостаток этой  систематичности главная причина, почему          многочисленные и долговременные упражнения  в орфографии дают плохие результаты»

К.Д. Ушинский

Задача формирования орфографической грамотности учащихся остаётся одной из главных в основной школе. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии. Проблема повышения грамотности волновала учителей-словесников во все времена. Каждого учителя русского языка волнуют вопросы: «Как учить, чтобы правила были не самоцелью, а служили бы средством формирования навыков? Какой должна быть система упражнений, чтобы навыки орфографии складывались в соответствии с содержанием правил, а не произвольно? Что нужно делать, чтобы знания служили практике письма?»

Таким образом, появляется противоречие между тем, что у учащихся есть потребность, желание писать без ошибок и тем, что для этого у них нет определенных умений навыков. Поэтому учитель должен создать условия, которые помогут обрести эти умения навыки.

Целью изучения орфографии в школе является формирование орфографической грамотности. В школе формируется относительная орфографическая грамотность – умение применять изученные в школьном курсе русского языка правила и безошибочно писать словарные слова, включенные  в школьный учебник. Помимо относительной грамотности, выделяют абсолютную грамотность – умение пользоваться всеми правилами орфографии и писать безошибочно любые словарные слова.

«Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, — значило бы ломиться в открытую дверь», - писал Л.В. Щерба в статье «Безграмотность и её причины». А разве в наши дни нельзя сказать то же самое? Эти слова доказывают, что работа над орфографической зоркостью актуальна всегда.

Технологический аспект опыта по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка предполагает постановку следующей цели: повышение грамотности учащихся через развитие орфографической зоркости. Добиваясь вышеуказанной цели, я поставила перед собой ряд задач, способствующих её достижению, а именно:

  • провести теоретический анализ литературы по данной теме;
  • изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
  • изучить приёмы развития орфографической зоркости у учащихся;
  • отобрать и применять приемы, обеспечивающие формирование навыков грамотного письма.

Любой педагогический опыт, как правило, является самостоятельным и несет в себе элементы новизны. Новизна данного опыта состоит в адаптации применительно к конкретным условиям элементов уже известных средств и методов, проводимых в системе, с использованием правильно подобранного дидактического материала, а также в создании новых методов и форм работы по данной теме.

Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс, поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Теоретической базой опыта являются работы таких известных лингвистов, как: Константина Дмитриевича Ушинского, Михаила Ростиславовича Львова, Лидии Прокофьевны Федоренко, Юрия Степановича Меженко, Татьяны Никифоровны Ситниковой, Николая Сергеевича Рождественского и психологов:

 Дмитрия Николаевича Богоявленского, Владимира Михайловича Бехтерева, Генриетты Григорьевны Граник.

В аспекте рассматриваемой проблемы показательным является мнение Н.С. Рождественского. Он утверждал, что занятия по орфографии не могу быть оторваны от развития речи, « так как орфографический навык – это речевой навык».

Система работы предусматривает:

  • проведение нетрадиционных форм урока (урок-презентация, урок-путешествие, проектный урок и т.д.)
  • подачу материала уроков через комплекс упражнений и заданий по русскому языку, стимулирующих у школьников умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, классифицировать;
  • привлечение компьютерных технологий (для объяснения нового материала, закрепление изученного, контроль, в том числе и дифференцированный)
  • ориентацию на стандарт через индивидуализацию;
  • повышение мотивации учения через раскрытие творческого потенциала учащихся, вовлечения в поисковую деятельность
  • активные методы и приемы обучения.

Методы, приемы и средства обучения:

1. Метод стимулирования познавательной активности.

2. Частично-поисковый и эвристический метод.

3. Объяснительно-иллюстративный метод: систематически использую на уроке опорные схемы.

Данный метод помогает мне представить материал образно, выделить главное. По словам детей, с помощью опорных схем лучше запоминаются орфографические правила. Этот метод активизирует логическое мышление учащихся.

А использование орфографических алгоритмов (по методу М. Р. Львова) помогает пошагово воспроизвести ход рассуждения по применению правила, способствует выработке умения правильно определять орфограммы, дает возможность соединить в одно целое изученный материал, обобщить и конкретизировать орфографическое правило на разных этапах урока.

4. Метод комбинированного контроля.

Преимущество этого метода в блиц-проверке одновременно нескольких групп учащихся за небольшой промежуток времени при помощи системы карточек. Они включают вопросы по теме, письменные задания, тесты. Ученик самостоятельно должен подготовить ответы на выбранном им уровне. Работа с карточками требует системности.

Таким образом, использование этих принципов и методов обучения позволяет соблюдать этапность процесса обучения орфографической зоркости, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.

При подборе системы упражнений и  дидактического материала – текстов из художественной литературы – учитываются следующие критерии: соответствие возрастным особенностям и интересам учащихся, целесообразность, последовательность упражнений,  наличие в тексте изученных орфограмм, разнообразность.

Виды работ для развития орфографической зоркости учащихся.

I. Алгоритм обучения орфографическому правилу

1. Знакомство с орфограммой – самостоятельный вывод орфографического правила с опорой на учебник.

2. Объяснение орфограммы на примерах упражнений учебник (либо подобранных учителем.)

На данном этапе необходимо следить за чётким проговариванием слов, объясняя, почему в слове пишется именно эта буква, а не другая. Обязательно обращаем внимание на проговаривание правила по образцу рассуждения.

3. Алгоритмизация правила – составление опорной схемы:

Этот этап работы позволяет проявлять фантазию, находчивость. Школьники любого возраста любят играть – составление схемы - правила может легко превратиться в увлекательную игру. Предлагается всем придумать краткую запись (схему) правила, в которой можно использовать условные знаки, сокращения, или придумать ассоциацию (возможно даже стихотворную) – затем выбираем наиболее удачный вариант из предложенных.

4. Выбор примеров слов на изучаемую орфограмму из слов с омонимичными корнями, приставками и т. д. На этом этапе ученик должен понять, что нужно учитывать значение морфемы. Предлагается из группы слов выбрать только слова на изученную орфограмму, а затем объяснить, почему не подходят другие примеры.

5. Буквенный диктант (перфокарта).

Такой вид работы (записывается только орфограмма-буква или буква вставляется в окошко карточки) помогает ученику поверить в себя, в свои силы; результаты такого диктанта всегда высоки, что придает детям определенную уверенность в своих силах. Такой диктант занимает несколько минут, легко и быстро проверяется, результаты диктанта дети должны узнать сразу (ключ правильных ответов – на доске, либо это на слайде презентации).

6. Словарный диктант позволяет индивидуализировать процесс контроля над уровнем усвоения орфограммы

7. Выборочный диктант состоит из словосочетаний и помогает попутно повторить другие орфограммы, изученные ранее

8. Предупредительный и объяснительный диктанты представляют собой связный текст. А работа с текстом на уроках русского языка как важнейшее средство формирования коммуникативной компетенции школьника, его функциональной грамотности.

10. Наконец, кульминация - контрольный диктант (либо тест). Его результаты будут более значительными, если последовательно и систематически применять данный алгоритм.

У каждого этапа работы над орфографическими правилами есть свои плюсы и минусы, поэтому иногда можно исключить тот или иной этап: от первого перейти к третьему, а второй и четвёртый объединить, но все это зависит от степени трудности изучаемого материала.

II. Важную роль в формировании орфографических навыков также играет работа над ошибками, которые учащиеся допускают в творческих и контрольных работах, домашних упражнениях.  Систематическая работа в этом направлении воспитывает у детей орфографическую бдительность, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Выполнение работы над ошибками проводится после каждой письменной работы. Выполняя эту работу, ученик пользуется алгоритмом действий - «Памяткой для работы по исправлению ошибок». Такие системные действия позволяют учащимся овладеть способами самостоятельного решения разных орфографических задач и становятся для них нормой.

Табл. 1 Моя ошибка

Дата

Моя ошибка ( слово в исправленном орф. виде)

Формулировка орфографического правила

Пример

III. Большую роль в формировании орфографических навыков играют опорные конспекты, алгоритмы, таблицы по орфографии.

С целью качественной подготовки к экзамену в новой форме (ОГЭ-ЕГЭ), учащимся предлагается завести тетради-справочники с 5-ого класса по 9-ый для работы по русскому языку. В средней школе этот учебный проект становится настольной книгой выпускника. Тетрадь-справочник – это рукописное пособие, содержащее программный материал в виде опорных таблиц, алгоритмов, схем, словарей, правил, различных видов разбора. Современный школьник может пользоваться различными пособиями при изучении русского языка, но суть нашей тетради-справочника состоит в том, что она состоит из разделов, каждый из которых содержит материал за определенный класс. Раздел «Развитие речи» является хорошим подспорьем для написания сочинения. Здесь есть сведения и о типах речи, и о стилях, и о выразительных средствах языка.  Схемы позволяют мгновенно вспомнить изученный материал и применить на практике. В разделе «Орфография» оформляются правила, связанные с определенной частью речи, самими учащимися во время изучения какой-либо темы выводятся алгоритмы, составляются схемы, опорные сигналы и лучшие записываются в справочник. При таком подходе расширяется словарный запас учащихся, развивается их речь, логика, внимание к слову и орфографическая зоркость. Все записи в тетради оформляются в цвете: основные делаются синим, примеры – зеленым, а наиболее важные – красным. Таким образом, такой учебный проект, как тетрадь-справочник, помогает усваивать знания по русскому языку учащимся на уроках, выполнять домашнее задание, восстанавливать в памяти забытый за каникулы материал. При подготовке к экзаменам в выпускных классах, когда повторение материала носит обобщающий  и закрепляющий характер, учащийся, создавший свой проект в течение пяти лет, успешно претворяет его в жизнь.

При обучении орфографии немаловажное значение имеет характер дидактического материала. Он должен быть разнообразным, направленным на развитие творческих способностей, на увеличение словарного запаса учащегося. Упражнения по орфографии включают материал, содержащий не только орфограммы в их очевидном и ясном для ученика виде, но и такие, в которых существенные признаки орфограмм окажутся «замаскированными и неясными» для учеников. И конечно же, он должен иметь эстетическую направленность. Эту задачу помогают решить Интернет-ресурсы и возможности компьютерных программ.

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования. В 2011 – 2012 учебном году в школе введён ФГОС НОО ( Федеральных Государственных образовательных стандартов). Целью образовательного стандарта является формирование функционально грамотной личности. Поэтому с  введением в школу стандартов  II поколения перед учителем встали новые цели и задачи.                                                                                   Ключевым понятием в работе учителя стало формирование универсальных учебных действий, позволяющих подрастающему поколению эффективно самообучаться и как следствие повышать грамотность.

   В составе основных видов универсальных  учебных действий, соответствующих  ключевым целям общего образования, можно выделить три блока:
     1) регулятивный обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности;
     2)  познавательный включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы;
     3) коммуникативный обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей. Именно коммуникативные универсальные учебные действия, способствуют развитию орфографической зоркости.

В связи с пониманием смысла процесса обучения и воспитания существенно меняется роль учителя.  Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", я ставлю вопрос, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

     Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе русского языка обеспечивается как общей направленностью работы на обучение общению в устной и письменной форме.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию: все виды пересказа, все формы учебного монолога и диалога, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования и учебные проекты, обсуждение, дискуссия, диспут.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: сочинения и изложения, сообщения, доклады, письма.

Я стараюсь выстраивать учебный процесс  на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик.

Эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий является использование различных  методов и приемов обучения грамотности учащихся - это кластеры, кейсовый метод, лингвистические игры и задачи, веселые стихи-правила, синквейны.

При изучении словарных слов и на этапе обобщения знаний целесообразно использовать прием синквейн. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Учащиеся 6-ого класса с удовольствием работают над составлением синквейна.

Пример синквейна на тему « Чередующаяся гласная в корне и словарные слова», составленного учащимися.

Заря

Алая багряная

Горит разгорается догорает

Начало нового дня

Зорька

На уроках обобщения и закрепления знаний эффективным является использование кейсового метода. Кейсовая технология (метод) обучения – обучение действием. В качестве конкретной реальной ситуации могут выступают тексты с допущенными ошибками, учащиеся должны эти ошибки найти и исправить, объяснив правописание данных орфограмм.

Очень интересен учащимся метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Различают коллективные и индивидуальные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив и ведущий (учитель). Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои ответы, направленные на решение поставленной задачи. Данная работа применима на всех этапах усвоения материала.

Пример задания для 7-ого класса на повторение изученных ранее тем:

Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

  1. сверкающих
  2. золотом
  3. зеленого
  4. расстилались

В каком слове правописание приставки определяется тем, что после нее следует звонкий согласный?

  1. расставлены
  2. разбивались
  3. вниз
  4. отражали

На последних уроках изучения разделов «Морфология», «Лексикологии» и т.д. целесообразно использовать  прием кластер.

Учащимся нужно вспомнить все орфографические правила по теме «Имя существительное» и привести примеры. Данная работа помогает учителю отследить усвоение учебного материала учениками и понимание изученных тем.

На протяжении всего учебного года учащиеся выполняют неизменяемое домашнее задание – списывание с готового текста. Учащимся дается возможность самим выбрать текст для списывания.

Все эти приемы включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы. На уроках я практикую работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего – умения донести свою позицию до собеседников, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.  Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка с целью развития  орфографической зоркости учащихся, может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Результативность опыта

Каждого педагога волнуют результаты его труда. И ради этого мы входим в мир инновационных технологий, ищем, отбираем, внедряем в свою практику все то новое, что преподносит нам методическая мысль  на уроках.

С целью контроля уровня развития орфографической грамотности учащихся систематически проводится диагностика качественного уровня знаний,  осуществляется мониторинг  специфических ошибок, допущенных учащимися  во всех видах письменных работ.

В результате работы были выявлены следующие положительные моменты:

  1. повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся. Повысилось качество выполняемых письменных (классных и домашних), контрольных работ.
  2. активность учащихся на уроках.

Опыт работы над данной темой был предоставлен на рассмотрение методического объединения учителей русского языка и литературы и в виде открытых учебных занятий для педагогов нашей школы. Данная тема была освещена в статьях «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка», № 3 от 2012г., «Урок в современной школе» в журнале «Современная школа», № 1 от 2013г., НИИ г. Москвы.  Составлена рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку» для учащихся 8-9 классов.

Получение положительных результатов в течение последних лет подтверждают стабильность системы работы.

Заключение

Постоянная и кропотливая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств развития орфографической зоркости, даёт положительные результаты. Ведь язык – это не только предмет изучения, это одновременно инструмент познания и способ самовыражения. Выработка орфографического навыка связана со всеми сторонами языка, поэтому в систему упражнений необходимо включать работу на всех языковых уровнях: фонетики, орфоэпии, графики, лексики, состав слова и словообразования, морфологии и синтаксиса – это составляет целостную систему и необходимый фактор, без которого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список литературы для работы над темой по самообразованию.

Список литературы поможет  для работы над темой по самообразованию....

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

План работы по теме по самообразованию

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Формирование творческой инициативы учащихся»....

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

План работы над темой по самообразованию учителя английского языка Писаревской Натальи Николаевны

План работы над темой по самообразованию учителя английского языка Писаревской Натальи НиколаевныТема «Формирование УУД на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС»Уч...

План работы над темой по самообразованию учителя английского языка Овчинниковой Кристины Владимировны

«Проектная деятельность, как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка» ...