Местоимение
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Местоимение, особенности употребления и изучения в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimenie_osobennosti_upotrebleniya_i_izucheniya_v_shkole.docx | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Местоимение, особенности употребления и изучения в школе.
Местоимения – это такие слова, которые употребляются «вместо имени», поэтому местоимения изучаются после того, как рассмотрены особенности образования и употребления всей группы «имён» - существительных, прилагательных, числительных.
Представим себе такую ситуацию. Придя домой, вы находите в дверях записку такого содержания: «Заходил к вам, но, к сожалению, не застал дома. Зайду попозже». И подпись: «Я». Это «я» может что-нибудь сказать вам, если почерк вам знаком или если вы ждали прихода определённого лица. Иными словами, я употреблено здесь вместо имени и тем самым оправдывает свою роль местоимения.
Но всегда ли так легко конкретизировать личное местоимение, особенно местоимение 3 лица? Возьмём такое предложение: Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. Кто имеется в виду под словом она: мать или Оля? По правилам местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Например: При доме был палисадник с клумбами, он был окружён изгородью (палисадник, а не дом). Стало быть, в приведённом выше примере местоимение она должно относиться к существительному Оля, но нет уверенности в том, что все мы одинаково поймём эту фразу и не отнесём местоимение к слову мать. Поэтому лучше было бы сказать: Когда Оля заболела, мать её стала очень нервной.
Раз мы заговорили о местоимениях 3 лица, то уместно указать на варианты типа внутри их – внутри них, т. е. на формы с отсутствием или прибавлением начального н. В современном русском языке указанный звук добавляется, если местоимение стоит после любого простого предлога ( без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после наречных предлогов, управляющих родительным падежом ( возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторые другие).
Не добавляется н к местоимению после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом, например: вопреки ему, согласно им, навстречу ей, подобно им, соответственно им, а также: благодаря ему ( предлог глагольного происхождения). Не требуют после себя добавления н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного: в отношении его, при помощи её, за исключением их, со стороны его ит.п. Не добавляется начальное н в тех случаях, когда местоимение находится после сравнительной степени прилагательного или наречия.
Поэтому нарушена норма в следующих предложениях: «Справа стояли высокие дома, мимо их проходили прохожие»; «Впереди шёл высокий мужчина, сзади его шла небольшая девочка»; «По стенам развешаны географические карты, выше их висят портреты известных путешественников».
Что касается сочетаний внутри их – внутри них, то они равнозначны. Ср. у всех их – у всех них; над всеми ими – над всеми ними. Например: Видишь разницу между нами и ими. (М.Горький)
Нет между нами и ними никакой средней линии. (А. Гайдар)
Как мы поймём предложение:
«Мать попросила дочь отнести покупку к себе» К комубудет отнесена покупка: к матери или дочери?
Возвратное местоимение себя соотносится с любым из трёх грамматических лиц:
Я вижу себя в зеркале – ты видишь себя в зеркале – он видит себя в зеркале
Поэтому, если в предложении имеются два существительных, может возникнуть неясность, с каким из них соотносится себя.
По правилам возвратное местоимение относится к слову, называющему производителя действия. В нашем примере действие матери выражается в том, что она попросила (простое глагольное сказуемое), а действие, выраженное инфинитивом отнести, приписывается дочери. Так как сочетание к себе синтаксически зависит от этого инфинитива (отнести к себе), то тем самым возвратное местоимение соотносится со словом дочь.
Однако нет уверенности, что все именно так поймут предложение, и для устранения возможной двузначности используются синонимические замены:
1) Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к себе.
2) Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к ней.
Аналогичное положение может возникнуть при употреблении притяжательного местоимения свой, который тоже в русском языке соотносится со всеми тремя грамматическими лицами: я беру свою книгу – ты свою берёшь… ; - он берёт свою … ;
И при чтении предложения Мать попросила дочь принести своё платье, мы исходим из того же правила, что свой соотносится со словом дочь (ведь именно она совершит действие, выраженное инфинитивом принести). Но и в данном случае нет гарантии, что всеми читателями предложение будет понято однозначно, и для внесения полной ясности используются синонимические замены:
- Мать попросила, чтобы дочь принесла своё платье
- Мать попросила, чтобы дочь принесла её платье
Нередко местоимение своё оказывается лишним в высказывании, например: «Пушкин в своём произведении показал …» Как будто можно что-то показать не в своём произведении!
Вместо местоимения свой можно употребить притяжательные местоимения мой, твой, его, её, их (но не ихний!), наш, ваш, что облегчает понимание текста людям, не владеющим правилом.
Совпадают ли по значению сочетания: рассказать что-то интересное – рассказать что-нибудь интересное, в котором используются неопределённые местоимения что-то и что-нибудь.
Вспомним, что мы знаем о неопределённых местоимениях.
Близкие по значениям местоимения, образованные при помощи аффиксов (суффиксы или приставки) -то, -нибудь, -либо, кое-, не.
Различия между словами внутри каждого ряда имеет смысловой или стилистический характер: первое выражается в степени неизвестности или неопределённости (что-нибудь), второе - в принадлежности этих слов к разным стилям речи.
Я должен видеть её саму (разговорный вариант) или самою (книжный вариант с оттенком устарелости).
Определительное местоимение сам и самый в прежнее время разграничивались в своё м употреблении: первое относилось к названиям одушевлённых предметов, второе – к неодушевлённым.
«Эту селёдку передала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала».
Предложение не страдает неясностью или двузначностью: не вызывает сомнений отнесённость местоимения она к существительному селёдка. И всё же при чтении невольно возникает впечатление курьёзности. Объясняется это тем, что личное местоимение обычно заменяет ближайшее предшествующее существительное в форме того же рода и числа, и это формальная связь появляется в сознании читателя ещё до того, как устанавливается связь смысловая. («Осторожно: местоимение!» Д.Э.Розенталь «А как лучше сказать?»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.
Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого...
Местоимения-существительные в языке и речи. Разряды местоимений.
Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100" по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения...
Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»...
Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".
Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....
Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]] ...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...