АРГУМЕНТЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ по направлению "Человек и война".
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему
В данном документе можно найти полезную информацию для написания сочинений по текстам ЕГЭ, посвящённым теме войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_voyna._argumenty.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек и война
Проблема нравственной оценки войны
ТЕЗИС: война жестока, противоестественна, бессмысленна.
1) Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы».
Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками и бледными угрюмыми физиономиями, занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под влиянием хлороформа. Доктора заняты отвратительным, но благодетельным делом ампутаций. Вы увидите, как острый кривой нож входит в белое здоровое тело; увидите, как с ужасным, раздирающим криком и проклятиями раненый вдруг приходит в чувство; увидите, как фельдшер бросит в угол отрезанную руку; увидите, как на носилках лежит, в той же комнате, другой раненый и, глядя на операцию товарища, корчится и стонет не столько от физической боли, сколько от моральных страданий ожидания, — увидите ужасные, потрясающие душу зрелища; увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти…
(«Севастополь в декабре месяце»)
На нашем бастионе и на французской траншее выставлены белые флаги, и между ними в цветущей долине кучками лежат без сапог, в серых и в синих одеждах, изуродованные трупы, которые сносят рабочие и накладывают на повозки. Ужасный, тяжелый запах мертвого тела наполняет воздух. Из Севастополя и из французского лагеря толпы народа высыпали смотреть на это зрелище и с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим.
Послушайте, что говорят между собой эти люди. Вот в кружке собравшихся около него русских и французов молоденький офицер, хотя плохо, но достаточно хорошо, чтоб его понимали, говорящий по-французски, рассматривает гвардейскую сумку.
[ -- Почему эта птица здесь?
-- Потому что это сумка гвардейского полка; у него императорский орел.
-- А вы из гвардии?
-- Нет, извините, сударь, из шестого линейного.
-- А это где купили?] -- спрашивает офицер, указывая на деревянную желтую сигарочницу, в которой француз курит папиросу.
-- A Balaclave, monsieur! C'est tout simple -- en bois de palme [В Балаклаве. Это просто из пальмового дерева].
-- Жоли! -- говорит офицер, руководимый в разговоре не столько собственным произволом, сколько словами, которые он знает.
-- Si vous voulez bien garder cela comme souvenir de cette rencontre, vous m'obligerez [Вы меня обяжете, если оставите себе эту вещь на память о нашей встрече]. -- И учтивый француз выдувает папироску и подает офицеру сигарочницу с маленьким поклоном. Офицер дает ему свою, и все присутствующие в группе, как французы, так и русские, кажутся очень довольными и улыбаются.
(«Севастополь в мае»)
2) Всеволод Михайлович Гаршин «Четыре дня».
Передо мною лежит убитый мною человек. За что я его убил?
Он лежит здесь мертвый, окровавленный. Зачем судьба пригнала его сюда? Кто он? Быть может, и у него, как у меня, есть старая мать. Долго она будет по вечерам сидеть у дверей своей убогой мазанки да поглядывать на далекий север: не идет ли ее ненаглядный сын, ее работник и кормилец?..
А я? И я также... Я бы даже поменялся с ним. Как он счастлив: он не слышит ничего, не чувствует ни боли от ран, ни смертельной тоски, ни жажды... Штык вошел ему прямо в сердце... Вот на мундире большая черная дыра; вокруг нее кровь. Это сделал я.
Я не хотел этого. Я не хотел зла никому, когда шел драться. Мысль о том, что и мне придется убивать людей, как-то уходила от меня. Я представлял себе только, как я буду подставлять свою грудь под пули, И я пошел и подставил.
Как было бы хорошо остановить и работу мозга! Но ее ничем не задержишь. Мысли, воспоминания теснятся в голове. Впрочем, все это ненадолго, скоро конец. Только в газетах останется несколько строк, что, мол, потери наши незначительны: ранено столько-то; убит рядовой из вольноопределяющихся Иванов. Нет, и фамилии не напишут; просто скажут: убит один. Один рядовой, как та одна собачонка...
Проблема сохранения человека в человеке
М.А. Шолохов «Судьба человека»
Андрей Соколов совершает не только военный, но и нравственный подвиг.
Проблема выбора между желанием отомстить врагу и отказом от мести
Проблема гуманного отношения к врагу
Тезис: даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить врагу, который страдает.
1) Виталий Александрович Закруткин «Матерь человеческая»
Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце,
тошнотой прихлынули к горлу. Алый туман застилал ей глаза, и в этом
негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося
на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и черную
удавку на детской шее Васятки, и их палачей-фашистов, одетых в серые
мундиры с черной лентой на рукавах. Теперь здесь, в ее, Мариином,
погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гаденыш, одетый
в такой же серый мундир, с такой же черной лентой на рукаве, на которой
серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы.[…]
Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то
страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий,
сдавленный крик, который показался ей громом:
- Мама! Ма-а-ма!..
Слабый крик множеством раскаленных ножей впился в грудь Марии,
пронзил ее сердце, а короткое слово "мама" заставило содрогнуться от
нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги ее подкосились. Она упала на
колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела
светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза...
2) Л.Н. Толстой «Война и мир»
Герои: Петя Ростов, Винсент Боссе.
Петя стал перебирать в памяти события прошедшего дня и вспомнил о молоденьком французе-барабанщике, которого взяли в плен. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? – думал Петя. – Спросить бы можно, да скажут, что мальчик мальчика пожалел. Стыдно будет, если я спрошу? Ну, да всё равно!»
Проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях
Константин Дмитриевич Воробьёв «Немец в валенках»
Герои: военнопленный Александр, Вилли Броде, (староста Тюрин), Иван Воронов.
Проблема влияния войны на человека
Тезис: пережитые трудности и лишения заставляют ценить каждый новый день.
Ю. Друнина
Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.
Я родом не из детства — из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой.
Я родом не из детства — из войны.
И, может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя — шершавые ладони.
Я родом не из детства — из войны.
Прости меня — в том нет моей вины...
Проблема детства, покалеченного войной
Тезис: война физически и нравственно калечит людей, особенно детей, которые несут в себе боль пережитых страданий.
Владимир Осипович Богомолов «Иван»
Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось, - шепчет Холин.
- Он и в партизанах был, и в Тростянце - в лагере смерти... У него на уме
одно: мстить до последнего! Как рассказывает про лагерь или вспомнит отца,
сестренку - трясется весь. Я никогда не думал, что ребенок может так
ненавидеть...
Проблема подвига детей на войне
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Проблема раннего взросления на войне
Зинаида Александрова «Моя сестра»
Была обыкновенная
Она ещё вчера.
Теперь сестра военная,
Военная сестра.
Сестре на складе выдали
Большие сапоги.
В один сапог — мы видели —
Влезают две ноги.
Нога мала, — смущённые
На складе говорят.
И выдали суконную
Шинель до самых пят.
Ей все шинели мерили,
Но меньше так и нет.
И там сестре не верили,
Что ей семнадцать лет.
У ней косичка белая
Вчера ещё была.
Моя сестрёнка — смелая,
Хоть ростом так мала.
Когда летал над крышами,
Над нашим домом враг —
Она всегда с мальчишками
Влезала на чердак.
Шумел пожар над городом,
Дрожал огромный дом.
Она стояла гордая
С пожарным рукавом.
В дымящие развалины
Влетала, как стрела,
Откапывала раненых,
В укрытие несла.
Теперь сестра учёная,
Военная сестра,
На ней шинель с погонами,
Сестре на фронт пора.
Она в подарок платьице
Своё мне отдала.
У мамы слёзы катятся:
— Уж больно ты мала!
А сердце-то, как правило,
По маленьким болит. —
Сестра ремни поправила
И тихо говорит:
— Что голову повесила?
Я, мама, на посту —
И добавляет весело: —
На фронте подрасту!
Проблема героизма, стойкости, силы духа женщин на войне
1) В. Закруткин «Матерь человеческая»
2) Маргарита Алигер «Зоя»
Проблема истинного и ложного патриотизма/героизма
Л.Н. Толстой «Война и мир».
Ротный командир Тимохин - Федор Долохов
"...солдаты всё бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды..." "...Все казалось потеряно..."
"...но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов..."
"...Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали..."
"...Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились..."
"...Долохов, бежавший рядом с Тимохиным, в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера..." "...вот два трофея, – сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. – Мною взят в плен офицер. Я остановил роту..."
капитан Тушин
"...Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное..."
"...В центре действие забытой батареи Тушина, успевшего зажечь Шенграбен, останавливало движение французов. Французы тушили пожар, разносимый ветром, и давали время отступать..."
"...неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек..."
"...как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину..."
"...четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи..."
"...Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее..."
"...Как только Тушин с своими орудиями, объезжая и наезжая на раненых, вышел из-под огня и спустился в овраг, его встретило начальство и адъютанты <...> Все они, перебивая один другого, отдавали и передавали приказания, как и куда идти, и делали ему упреки и замечания..."
Проблема предательства друзей, Родины/ верности Родине, долгу
1) В. Быков «Сотников» (Сотников и Рыбак) староста, Демичиха, девочка Бася.
«По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому».
«Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».
2) М. А. Шолохов «Судьба человека» (Соколов и Крыжнев)
«До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки
помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил... Первый раз
в жизни убил, и то своего... Да какой же он свой? Он же худее чужого,
предатель».
3) К. Воробьёв «Немец в валенках» (Тюрин)
Проблема поведения советского солдата в плену
См. произведения выше
Проблема памяти о войне
«Есть имена и есть такие даты…» Александр Твардовский
Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты,-
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
Б. Васильев «Экспонат №…» (Анна Федотовна)
«Но было глухо и пусто. Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа».
«Пионерам вынесли благодарность за активный поиск, но места для их находки так и не нашлось, и письма Игоря и сержанта Переплетчикова отложили про запас, то есть попросту сунули в долгий ящик. Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ №...».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 10 классе «Обучение использованию литературных аргументов при написании части С в ЕГЭ».
Материал рассчитан на два урока, где учащиеся повторяют все композиционные элементы сочинения-рассуждения, которое является одним из основных видов творческого задания части С при написании ЕГЭ...
Материал для учащихся. Банк литературных аргументов для написания сочинения ЕГЭ.
Самой важной и сложной частью сочинения ЕГЭ по русскому языку является аргументация собственного мнения по выделенной проблеме. Аргументы должны работать на тезис, а не противоречить ему....
"Плохие" аргументы при написании эссе
Как избежать логических ошибок при написании эссе...
аргументы к написанию сочинения в 11 классе
В данном материале содержится тематика аргументов к сочинению на ЕГЭ с примерами текстов...
Аргументы для написания сочинения ЕГЭ
перечень проблем и аргументы...
Направления и аргументы для подготовки к написанию сочинения по литературе 2018г
Направления и аргументы. Большой материал...
«Сторителлинг как средство формирования банка аргументов при написании сочинения – рассуждения»
Исследовательская работа, в основе которой лежит прием сторителлинга как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся....