«Сторителлинг как средство формирования банка аргументов при написании сочинения – рассуждения»
проект по русскому языку (9 класс)

Исследовательская работа, в основе которой лежит прием сторителлинга как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bagrova_dasha.docx770.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОЛЫВАНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КОЛЫВАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 3»

II ОТКРЫТАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛЬНИКОВ «ОРИЕНТИР НА УСПЕХ»

Секция культурологи, русского языка и литературоведения

Доклад: «Сторителлинг как средство формирования банка аргументов при написании сочинения – рассуждения»

Багрова Дарья,  Веденова  Екатерина, ученицы 8б класса

                            Руководитель:

Тимошенко Евгения Алексеевна, учитель                      

  русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

                                                                                

Оглавление:

Введение                                                                                                                3-5

   Глава 1. Словник ценностных понятий

1.1 Тезис в сочинении-рассуждении                                                                   5-6                                                                    

1.2 Определение слова-понятия                                                                          6-7  

1.3  Работа с  комментарием                                                                                7-8

  Глава 2. Введение примеров-аргументов. Что же такое сторителлинг?

2.1  Искусство рассказывания историй                                                               8-9

2.2   Сторителлинг и человеческий мозг                                                           9-11

2.3 Лекарство в виде книги         11-12

2.4 Анализ результатов анкетирования         12-13

Заключение.                                                                                              14-15

Список литературы.                                                                                16-17

Приложение 1.  «Алгоритм написания сочинения-рассуждения»                   18 

Приложение 2.  «Приемы определения ценностного понятия»                  18-19

Приложение 3.  «Образцы схем для работы с комментарием»                       20

Приложение 4.  «Перечень примеров-аргументов»                                        20

Приложение 5. «Правила и техники сторителлинга»                                   21-24

Приложение 6. «Анкета», «Результаты анкетирования»                             25-26

 Приложение 7.  «Словник ценностных понятий и банк аргументов»       27-28                                 Приложение 8. «Истории от одноклассников»                                                  29

Приложение 9  «Примеры размещения банка в социальных сетях»               30

                                                                 Введение

Книги - это двери, что выводят тебя

 из четырех стен.... Они учат тебя,

воспитывают, с ними ты путешествуешь,

мечтаешь, воображаешь, проживаешь

другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз. 

Артуро Перес-Реверте

Что такое нравственность в широком понятии? Это список правил, которыми руководствуется человек, делая  выбор в различных жизненных ситуациях. Для каждого эти важные принципы определяются только им самим, собственной  волей, воспитанием и личными убеждениями. Правила бывают разные: дорожные, правила поведения в больницах, правила этики и другие. Но самым главным сводом законов в жизни человека, безусловно, являются правила нравственные, или просто: нравственность.  У современного общества  сохраняются (а точнее — усиливаются) все классические нравственные заповеди: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». Однако и появились свои важнейшие ценности, которые в прежние времена были далеко не на первом месте, и даже рассматривались как отрицательные:   «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;  «развивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»; «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;  «не доставляй другим неудобств, уважай личность другого и частную собственность».

В любое время нравственные ценности человека  –  это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности, его внутренние духовные качества, которыми он руководствуется в повседневной жизни. О ценностных принципах человека можно судить по его поступкам. Фундамент морального поведения человека закладывается в детстве и юности. Мы учимся добру, состраданию, смелости и терпению  у взрослых в реальной жизни, у героев литературных произведений и персонажей художественных фильмов, формируем свой собственный жизненный опыт и делаем выводы.

Возможность воспользоваться своим сформированным багажом знаний о морально-ценностных понятиях у выпускника основной школы появляется при сдаче экзамена по русскому языку при написании сочинения-рассуждения. Девятиклассники показывают знание определений, умение их  комментировать и приводить весомые аргументы в защиту собственной точки зрения.

Проблема в том, очень часто жизненный опыт подростка недостаточен, чтобы раскрывать такие понятия понятий как «альтруизм»,  «гуманизм» или «созидание». По мнению экспертов, наиболее убедительными аргументами  при рассуждении являются достоверные  факты, а именно примеры из литературы, истории, общественной жизни. Но эти знания  не всегда оказываются достаточными для полноценного раскрытия понятия.

Актуальность нашей работы подчеркивается тем, что техника сторителлинга лежит в основе целой серии книг с небольшими, занимательными историями, основанными на жизни реальных людей. Известный американский актер Ричард Симмонс  пишет: «Книги с личными историями приходятся всем по душе. Герои раскрывают перед нами свою жизнь, честно рассказывают о своих взлетах и падениях и щедро делятся приобретенными знаниями и опытом. На страницах этих книг вы найдете полезные подсказки и вдохновляющие примеры». Современному «нечитающему» подростку близок формат «рассказывания историй», которые могут произойти с любым человеком.  Приемы сторителлинга  помогают развить связную  речь учеников, сформировать умение воздействовать на читателя, рассказывая о собственных жизненных уроках.

Объектом исследования  в данной работе станут разделы учебников и методических пособий  по русскому языку и литературе, тезисы, статьи  и другие материалы, в которых рассматриваются понятие «сторителлинг» и структура типовых экзаменационных заданий по русскому языку.

 Предметом исследования будут являться серия книг «Куриный бульон для души» как пример реализации техники «рассказывания историй», в основе которого лежит способность рассматривать непростые задачи и понятия  в разрезе жизненных ситуаций, знакомых многим.

     В ходе работы нами была  поставлена следующая цель: создание банка аргументов для написания сочинения-рассуждения на основе ценностного понятия. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить методические рекомендации к выполнению задания 9.3 ОГЭ по русскому языку.

2.Познакомиться с понятием «сторителлинг», его правилами и техниками, а также областью применения.

3.Рассмотреть историю возникновения серии «Куриный бульон для души».

4.Сопоставить перечень ценностных понятий с примерами из изучаемой серии  и определения из толковых словарей.

5. Провести социологическое исследование (анкетирование) учащихся с целью определения наиболее сложных ценностных понятий.

      Для решения этих задач в работе использовались  методы: метод анкетирования, беседы  и сравнения, а также метод анализа. В самом начале исследования мы выдвинули  гипотезу: если познакомить ребят с приемами сторителлинга и серией книг «Куриный бульон для души» Джека Кенфилда, это станет хорошим инструментом при написании сочинения-рассуждения и позволит увеличить читательский опыт выпускников.

   Глава 1. Словник ценностных понятий

1.1 Тезис в сочинении-рассуждении

Система нравственных ценностей – это неписаные законы, в которых  находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков. Нравственность каждого из нас проявляется в отношении к семье, к Родине, народу, коллективу, к другому человеку, к самому себе, и формируется вместе с личностью.  Соблюдение этих законов определяется ответственностью перед коллективом и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в отношении с другими,  называются  нормами нравственности. Категории нравственности: 1) Добро и зло; 2) Честь; 3) Совесть; 4) Достоинство; 5) Справедливость; 6) Ответственность; 7) Долг.

Список нравственных категорий обширен, в него входят понятия, характеризующие: а) нравственные нормы, б) нравственные ценности, в) нравственные качества, г) нравственные принципы, д) нравственные идеалы. Нравственные категории бывают позитивными и негативными: гуманизм, бескорыстие, патриотизм, чуткость, отзывчивость, трудолюбие, совесть, доброта, честность, доброжелательность, мужество, взаимопомощь или  равнодушие, безответственность, черствость, беспринципность,  предательство,  эгоизм, самоуверенность, высокомерие, зависть.

Большинство ребят сталкиваются с определениями морально-нравственных понятий на уроках литературы, истории, обществознания. Мы учимся давать оценку поступкам героев и исторических личностей, анализировать мотивы их поведения и последствия принятых ими решений. Сфера нравственности, морали кажется сложной философской категорией. Но каждый должен понимать, что это багаж, определяющий весь жизненный путь человека, его принципы и убеждения.

Задание  9.3повышенной сложности на экзамене по русскому языку за курс основной школы проверяет умения выпускника создавать письменное высказывание в форме сочинения-рассуждения о значении слова – ценностного понятия, определяющего жизненный выбор человека. (Приложение 1«Алгоритм написания сочинения-рассуждения»). Если рассуждать на данную тему, то необходимо знать определение конкретного слова, уметь комментировать его, а также доказывать свою точку зрения, приводя необходимые аргументы. Показать сформированность данного умения каждый выпускник может при написании сочинения – рассуждения, опираясь на ценностное понятие из экзаменационного задания и собственное понимание авторского текста.

1.2 Определение слова-понятия

     Сочинение 9.3  направлено не на проверку знания учеником определения слова по толковому словарю, а на выявление умения описывать значение слова-понятия.  Если мы хотим истолковать слово, то необходимо отражать личностно-окрашенное понимание морального понятия, так как  важно научиться не только давать определение, но и называть его конкретные проявления в жизни – в поступках, чувствах, выборе человека. В учебной книге участника ОГЭ под редакцией И.П.Цыбулько представлены несколько приемов определения ценностного понятия: дефиниция, ассоциация, презентация и аналогия. В  пособии по подготовке к ОГЭ под редакцией  Н.А.Сениной представлены дополнительные  приемы:  синонимический способ и способ отрицательного определения. (Приложение 2 «Приемы определения ценностного понятия»).

         Таким образом, чтобы дать определение ценностным понятиям, необходимо описать их характерные признаки, указать жизненные явления, которые  они обозначают, подобрать синонимы и антонимы.

1.3 Работа с комментарием

Необходимо помнить, что само по себе заучивание определений из словаря не всегда  дает нужный результат. Для того чтобы дать логический комментарий и связать свое рассуждение с заданным  текстом, необходимо понимать суть определения. Анализ понятий, на наш взгляд, уместно проводить, следуя схемам, представленным в типовых тестовых заданиях по редакцией Егораевой Т.Г. Чтобы определить понятие, отражающее качество человека (чувство, черту  характера, предмет …), необходимо внимательно изучить его, сравнить с другими предметами, чувствами или качествами, проанализировать их свойства и отношения. Например, сострадание  - это... Подбираем гиперонимы  (слова с более широким значением, выражающим общее родовое понятие) – чувство, свойство, качество, способность, эмоция.  Перечисляем антонимы и синонимы, чтобы избежать речевых повторов: милосердие, сочувствие, жалость или безучастность, жестокость.  Выстраиваем ряд эпитетов;  сострадание бывает искренним, глубоким, неподдельным, острым, истинным, безграничным, горячим, безмерным, подлинным, невольным.  Задаем наводящие вопросы:

- к кому испытываем? (страдающим  живым существам: старикам, сиротам, больным людям, животным);

- на что похоже?  (подобно живой воде, эликсиру жизни, волшебной палочке, преображающей ситуацию);

- что делает сострадание? (возникает, проявляется, вызывается, испытывается, возвышает, проявляется, ощущается, выражается);

- зачем сострадание нужно? (сближает людей, делает нас счастливее и добрее, помогает выжить, развивает духовно и эмоционально, укрепляет веру в себя и окружающих). (Приложение 3 «Примеры схем для комментария»)

Иногда  ребята считают, что достаточно показать свое знакомство с определенным понятием  и составляют предложения, в которых дают возвышенную оценку понятию, так называемое «пустое» определение. Например, человечность – важное качество для человека…В таком предложение слово «человечность» можно заменить  другим ценностным понятием (доброта, верность)  - и ничего не изменится.  Если тезис не отражает главную мысль, то и в последующем содержании работы возникнут противоречия. Необходимо помнить, что  рассуждение будет логичным и композиционно правильным только в том случае, если сам ученик осознает определение понятия, а комментарий к нему соответствует смыслу текста и авторской позиции. Ребята должны понимать:  вполне возможно, что такой подробный разбор определения не нужно делать на все 100%, а проанализировать можно только те слова, что кажутся самыми сложными.

Глава 2. Введение примеров-аргументов. Что же такое сторителлинг?

2.1 Искусство рассказывания историй

Определение в сочинении-рассуждении доказывается двумя примерами аргументами: одним – из текста, предлагаемого в КИМ, другим – из жизненного опыта. Это широкое понятие включает в себя разные источники: исторические факты; примеры из литературы, случаи из жизни. (Приложение 4 «Перечень примеров-аргументов»)

Разные примеры обладают разной силой убедительности. Чтобы аргументы были доказательными, пример должен восприниматься как не подлежащий сомнению  факт. Тем не менее,  многие ученики, из-за сомнений в своих знания и недостаточного читательского опыта, выдумывают неправдоподобные случаи.

 Полезным приемом, способным помочь ребятам при написании сочинения-рассуждения, может стать техника «сторителлинга».

Многие думают, чтобы сочинить интересную историю, нужно обладать талантом писателя или сценариста. На самом деле создание захватывающей истории — это искусство, которое требует мастерства, времени, сил и терпения. Написать свою историю достаточно сложно, но возможно. По мнению специалистов, «сторителлинг — это не обычное повествование, а рассказ, который будет вызывать  чувства, захватывать внимание и воздействовать на читателя». Важно понимать, что сторителлинг – это не развлечение, а способ, который  помогает значительно упростить сложные для понимания тексты, запоминать новые идеи, абстрактные тезисы или сложные мысли. Мы понимаем, что непростые задачи намного легче воспринимать и понимать, если рассматривать их в разрезе жизненных ситуаций, знакомых многим. Примером может стать история о том, как Джон Монтегю стал 4-ым графом Сендвичем и изобрел бутерброд, который одновременно помогал ему подкрепиться и продолжать играть в карты.

2.2 Сторителлинг и человеческий мозг

     В основе хорошей истории лежит сопереживание, сочувствие…Связь с другим человеком  легко основывается на хорошем повествовании. Если рассказывать историю со знакомой структурой, то мозг собеседника будет предугадывать то, что произойдет дальше. Взаимопонимание приносит в процессе общения глубокое удовлетворение. Однако не каждую рассказанную историю можно отнести к сторителлингу. Как правило, в этот жанр входят те произведения, которые захватывают внимание слушателя, воздействуют на его эмоции и чувства. Мы можем слушать рассказчика и вместе с ним испытывать чувства восторга, надежды, отчаяния и гнева. Подход с позиций сторителлинга дает чувство общности даже самым разным людям. Исследования показывают, что нейрохимическое вещество окситоцин является ключевым сигналом мозгу о том, что можно «безопасно приближаться к другим». Оно вырабатывается, если к нам проявляют доверие или доброту, и это мотивирует на сотрудничество. Такой эффект достигается за счет усиления чувства сопереживания, нашей способности испытывать эмоции других людей.

Ученые гарвардского университета задались вопросом, будет ли мозг испытуемых выделять окситоцин в тот момент, когда они вместе знакомятся с отдельной историей. При этом важно, чтобы повествование удерживало внимание, создавало напряжение во время рассказа. Если сторителлинг способен создать такое напряжение, то аудитория проявит эмоции к персонажу. Поэтому все зрители испытывают чувство гордости и удовлетворения, разделяя эмоции супергероев, которые спасли мир.

          Например, ученые выяснили: если мы слушаем презентацию Powerpoint со скучными слайдами, активизируются только некоторые части мозга. «Ученые называют эти районы Брока и Вернике. Это участки мозга, которые отвечают за расшифровку слов и их значений. Но когда нам что-то рассказывают, то  активируются не только части обработки языка, но и другие области мозга, которые отвечают за чувства. Если кто-то говорит нам о том, насколько вкусными был ужин, активируется сенсорная кора мозга. Если речь идет о движении, становится активной моторная кора». (14) То есть, сторителлинг  - это способ заставить работать наш мозг.

Мозг повествующего и слушающего может синхронизироваться.  После одного из экспериментов психолог Ури Хассон из Принстона писал: «Добровольцы слушали рассказ женщины и их мозг начал синхронизироваться. Когда у нее была активность в области мозга, которая отвечает за эмоции, у слушателей активировать та же область. Когда загорелась ее лобная кора, у них загорелась та же область. Таким образом, женщина могла внедрять идеи, мысли и эмоции в мозг слушателей, просто рассказывая историю». (14)

Психологи и нейролингвисты выяснили,  что мы автоматически связываем метафоры и буквальные события. Все в нашем мозгу ищет причинно-следственную связь с тем, что мы испытали ранее. Мы купаемся в огромных скоплениях информации и не можем все это запомнить. Но мы помним события. Мы помним эмоциональное и вычеркиваем из памяти скучное.

Сторителлинг применяется очень широко, в зависимости от сферы и целей этого метода выделяют следующие его виды: социальный, семейный, необъяснимый и другие. Если  сторителлинг основывается на реальных историях, можно использовать метод нескольких «W»: Who — кто сделал; What — что сделал; When — когда сделал; Where — где это произошло». (14)

           В основу таких произведений ложатся  воспоминания из прошлого. В жизни человека случается много историй и приключений. Нужно только уметь выделять те, которые смогут привлечь внимание слушателей. Также можно опираться на случаи из повседневной жизни. Ошибочно полагать, что за идею можно брать только важные события из жизни. Ежедневно происходит то, что может быть интересно слушателям. Таким образом, к сторителлингу относятся только захватывающие и увлекательные истории, которые эмоционально вовлекают аудиторию, преследуя определённые цели, например, научить слушателя, побудить его к действию и т.д. Чтобы создать хорошую историю, важно продумать её структуру, участвующих героев, мир, определить конфликт.

(Приложение 5 «Правила и техники сторителлинга»)

2.4 Лекарство в виде книги

«Куриный бульон для души» - это  серия, состоящая из историй, которые основаны на реальных событиях. Каждая книга состоит из 101 рассказа. Мысль о книге пришла американцу Джеку Кенфилду, который 40 лет проводил тренинги и семинары по развитию, используя реальные случаи из жизни. Сам автор признавался: «С детства я любил собирать и рассказывать разные истории, которые вдохновляли и волновали, заставляли переживать за героев, мечтать о будущем и слушать своё сердце».(6)

Очень часто Джека спрашивали, где можно почитать такие интересные истории. Его приятель, Марк Хансен,  предложил создать из них книгу. После стажировки в Индии Марк знал, что число 101 означает «завершение».  Именно поэтому из такого количества историй теперь и состоит каждое издание. У каждого в жизни есть моменты, когда не хочется ничего делать или  одолевают  печальные мысли. Как при болезни обычный куриный суп становится лекарством для тела, так и реальные истории становятся лекарством для души. Около года Джек и Марк записывали истории, которые произошли с ними или их знакомыми. Как только книга была готова, её отправили в  разные издательства. Все 144 издательства прислали отказ! Но авторы будущего бестселлера придумали другой ход. Они стали рассказывать о ней всем знакомым и слушателям, а потом просили у заинтересовавшихся написать расписку о том, что они готовы будут купить книгу, если она выйдет. Набрав 20 тысяч таких расписок, Кэнфилд и Хансен смогли убедить небольшое издательство напечатать «Куриный бульон для души». Первая книга «Куриный бульон для души» вышла в свет летом 1993 года. Все 20 тысяч экземпляров были раскуплены теми, кто давал обещание приобрести книгу. Но потом продажи остановились...

Джек и Марк не сдавались. Они рассылали книги в качестве подарков, рассказывали о них журналистам. В первый год после ее появления на прилавках книжных магазинов, книга завоевала бешеную популярность. Сегодня серия «Куриный бульон для души»  - это 250 наименований для разных читателей. По данным Википедии: « Книги  переведены на 43 языка и опубликованы в более чем 100 странах мира.  Всего в  мире продано более 500 млн экземпляров».  Известный психолог Екатерина Волкова пишет: «Порой хорошая история нужнее человеку, чем пища. С такой цитаты начинается книга из серии «Куриный бульон для души». И я полностью с этим утверждением согласна. Порой дельный совет, слова, которые приведут к озарениям или вдохновят, — это лучшее лекарство и помощь, что намного важнее какого-либо материального подарка». (3)

Большинство мнений объединены одной мыслью: все книги этой серии пронизаны самыми светлыми чувствами и эмоциями. Часто человек бывает растерян или подавлен, а чей-то пример становится для него ориентиром, надеждой, что все лучшее ждет впереди, что не нужно сдаваться и  что нужно уметь радоваться каждому дню. Именно об этом  простые истории из жизни реальных людей. Можно читать «Куриный бульон» просто как обычную книгу от начала до конца. И, конечно, использовать ее в качестве литературного аргумента.

2.5 Анализ результатов анкетирования

Чтобы оценить степень понимания нашими одноклассниками значения ценностных понятий, мы провели анкетирование по теме исследования. Участниками опроса были ученики 8а и 8б классов МБОУ «КСОШ 3». По результатам анкетирования стало ясно, что из полного перечня определений уже сегодня ребята считают легкими для объяснения такие слова как «детство» - 52%, «Родина» - 48%, «эгоизм» - 14%, «доброта» - 14%, «вежливость» - 10%, «талант» - 10% и «взаимовыручка» - 8%. Но все 100% согласны с тем, что есть понятия, правильно истолковать которые очень трудно.  В этот список вошли следующие слова: «тщеславие» - 54%, «нравственный выбор» - 24%, «внутренний мир человека» - 20%, «скупость» - 32%, «призвание» - 20%, «сознательность» - 20%, «великодушие» - 12%, «жизненные ценности» - 25%. У некоторых ребят возник вопрос по словосочетанию «драгоценные книги», но после подбора синонимов «важные, лучшие, любимые»   это понятие было вычеркнуто из списка «сложных». (Приложение  6 «Анкета и анализ результатов»)

Следующее занятие перекликалось с предыдущим. В третьем вопросе мы предложили участникам выбрать три понятия и соотнести с литературным примером, то есть назвать автора, произведения, имена героев, которые воплощают то или иное качество или черту характера. Подобрать все три аргумента удалось лишь немногим, так как ребята либо не смогли вспомнить автора или  имена героев, а также приведенные примеры не раскрывали до конца значение слова.  Но ребята вспомнили и привели в пример повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это оказалось самое «богатое» на аргументы произведение. Оно помогло 30% опрошенным проиллюстрировать слова: бескорыстие, милосердие, мужество, смелость, красоту, честь, взросление, Родина, нравственный выбор, любовь и высокомерие.  На примере рассказа А.П.Чехова «О любви» ребята объяснили, что такое совесть, любовь, нравственный выбор, неуверенность в себе, дружба (10%). Очень многие вспомнили повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», поясняя, что такое «любовь», «красота» и  «самоотверженность». Также были перечислены следующие произведения: рассказ А.П.Чехова «Крыжовник», повесть М.Горького «Детство», комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль», трилогия Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект».

Подводя итог нашему опросу, мы еще раз напомнили участникам структуру сочинения-рассуждения: формулировка тезиса, приведение аргументов и заключение, и спросили, какой этап работы для них является самым сложным?

Ответы ребят подтвердили актуальность нашего исследования: 56% испытывают трудности при написании тезиса (неумение грамотно сформулировать), 48%  говорят об аргументах (бывает сложно вспомнить имена и детали произведения, недостаточно читательского опыта, это самая объемная и сложная часть текста). Во время исследования мы рассказали ребятам о сторителлинге и его составляющих, прочитали несколько небольших мотивирующих историй. А после этого предложили участникам самими почувствовать себя  в роли автора и постараться раскрыть  одно морально-нравственное понятие, приводя достоверный пример из жизни. Мы познакомились с историями о милосердии, взрослении, силе воли, смелости, дружбе, взаимовыручке. (Приложение 8 «Истории одноклассников»)

Таким образом, анализ анкетирования и нашей проведенной практической работы показал,  школьники в целом понимают значение каждого из приведенных понятий в ценностном словнике. Но дать полное толкование многих из них пока  не могут. Аргументация собственного тезиса тоже вызывает у ребят затруднения из-за незнания литературных произведений и нежелания читать самостоятельно.

Заключение

Подводя итог нашей работе, становится ясно, портрет выпускника основной школы во многом определяется теми жизненными ценностями и нравственными понятиями, о которых мы говорим на уроках. Примеры смелости, патриотизма, целеустремленности  и гуманизма мы видим  в биографиях выдающихся ученых,  в творческом наследии  любимых авторов, в поступках известных литературных героев. Воспитание школьника неразрывно связано с процессом обучения и познания. Мораль современного общества опирается на такие понятия как «свобода слова», «дискриминация», «индивидуализм». Но по-прежнему незыблемыми остаются нравственные законы: законы совести, чести, милосердия. Другими словами, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому и поэтому не делает того, чего не хотел бы себе, если человек выбирает доброту, щедрость, понимание – можно сказать это нравственный человек.  Именно об этом и предстоит написать ученикам в своем экзаменационном сочинении-рассуждении.

Перечень ценностных понятий каждый год дополняется, поэтому работу в данном направлении нужно вести постоянно. Нам удалось познакомить ребят с приемами определений слов и рассказать о важности комментария написанного тезиса. Эта часть сочинения помогает понять, правильно ли ученик понял смысл исходного текста и не нарушена ли логика его рассуждения. Анализ анкетирования показал, что почти половина ребят испытывает трудности с приведением аргументов из-за недостаточного читательского опыта. Поэтому важным этапом нашей работы стало изучение жанра сторителлинга и знакомство ребят  с  историями  из серии «Куриный бульон для души». Данные произведения могут быть использованы и в качестве литературных примеров, и как способ написания историй из собственной жизни. В результате нам удалось создать банк  аргументов и определения ценностных понятий, которым мы поделились с одноклассниками, разместив его в нашей группе «В контакте». (Приложение 7)

Таким образом, в результате работы мы выяснили главное, широкий кругозор ученика и большой багаж прочитанных произведений – это основа успешного написания сочинения-рассуждения. Именно об этом эпиграф нашей работы – о книгах, которые позволят прожить тысячу жизней, познакомиться со многими понятиями, с которыми,  к сожалению или к счастью, в реальной жизни мы еще не встретились.  А интересные, мотивационные истории от Джека Кенфилда помогут в этом!

Список литературы:

1.Баранова, Л. В. Нравственность Современного общества / Л. В. Баранова. // Вопросы исторической науки : материалы I Междунар. науч. конф. — Москва : 2012. — С. 40-43.

2.Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Хаустова Д.А.«Русский язык» Методическое пособие для подготовки, сборник заданий. –Москва: «Экзамен», 2017.- 312стр.

3.Волкова Е. «Как исполнить желание»  https://silavmisli.ru/kak-ispolnit-zhelanie/kurinyj-bulon-dlya-dushi.html

4.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М. : Олма-Пресс : Крас. пролетарий, 2004. - 700 с. 

5.Егораева Г.Т. «Русский язык. 600 экзаменационных сочинений на «отлично» - Москва: «Экзамен», 2017.- 290 стр.

6.«Как книга, которую отказались печатать, стала бестселлером» https://zen.yandex.ru/media/hakunamatata/kak-kniga-kotoruiu-otkazalis-pechatat-144-izdatelstva-stala-bestsellerom-istoriia-kurinogo-bulona-dlia-dushi-5eb5de71ffa9981e18b59baf

7.«Как писать в жанре сторителлинга» https://text.ru/blog/chto-takoe-storitelling-i-kak-pisat-v-etom-zhanre

8.«Куриный бульон для души. 101 история о счастье» Джек Кенфилд, Марк Хансен, Эми Ньюмарк. – Москва: Эксмо, 2021.- 416 стр.

9.ОГЭ. Русский язык. Отличный результат. Под. ред. И.П.Цыбулько. -М.: «Издательство «Национальное образование» - 2021.- 480 стр.

10.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир и Образование : ОНИКС, 2012. – 1375 стр.

11.«Куриный бульон для души. Создай себя заново» Джек Кенфилд, Марк Хансен, Эми Ньюмарк. – Москва: Эксмо, 2021.- 481 стр.

12.Русский язык. 9 класс. ОГЭ. Типовые тестовые задания. Под ред. Егораевой Т.Г., Васильевой И.П., Гостевой Ю.Н.- Кострома: АО «Кострома», 2017.- 318 стр.

13.«Русский язык. Подготовка к ОГЭ. 30 тренировочных вариантов» учебно-методическое пособие по ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: «Легион» - 2017 – 230 стр.

14.Сторителлинг. Влияние на мозг и как рассказать великую историю. Алгоритмы сторителлинга. Как создавать истории и использовать их в текстах и презентациях. Автор: Сергей Гузенков

15.Сторителлинг. Пособие для начинающих. Автор: Сергей Гузенков

16. «Что такое сторителлинг и зачем он нужен» https://blog.calltouch.ru/chto-takoe-storitelling-dlya-chego-on-nuzhen-i-kak-napisat-interesnuyu-istoriyu/

17.«Что такое сторителлинг простыми словами» https://clubshuttle.ru/storitelling-chto-eto-takoe-prostymi-slovami

 

Приложение  1 «Алгоритм написания сочинения-рассуждения»

  1. Прочитайте слово-понятие.
  2. Объясните значение этого слова: сформулируйте  определение, дайте комментарий (назовите конкретные его проявления в жизни).
  3. 3. Найдите один пример в тексте, который иллюстрирует значение слова-понятия. Выразите свое отношение, уточните ваше понимание примера.
  4. Вспомните реальное событие из жизни, пример из литературы, факт из истории. Поясните, как Вы понимаете его  в соответствии  с понятием.
  5. Сделайте вывод, в котором суммируются Ваши наблюдения и появляется новый уровень понимания: обобщите значение понятия, определите его нравственную ценность для каждого человека.

Приложение 2 «Приемы определения ценностного понятия»

1.Дефиниция – это формулировка содержания понятия посредством описания его признаков. Первая часть определения указывает на родовой признак, вторая  - дает отличительные видовые признаки. Именно с этого начинается наша работа над понятием. Например, дружба – это вид взаимоотношений между людьми, которому свойственны взаимопомощь, поддержка, согласие, верность, преданность, доверительность, взаимовыручка.

2. Ассоциация – обозначение связи между явлениями, при которой действие одного влечет за собой появление другого: набор представлений, образов,  связанных с более широким понятием. Например, «Когда произносят словосочетание «материнская любовь», в моей памяти возникает доброе лицо моей матери, теплый взгляд, ее нежность и работа…»

3. Презентация – представление абстрактного понятия, которое проявляется в поступках, выражается через определенные действия. Если нужно истолковать такие слова как трусость, храбрость, доброта, то легко вспоминаются проявления этих качеств у литературных персонажей, мифологических героев. Это особый способ  описания отвлеченного  понятия через наиболее характерные действия или с помощью общеизвестного примера. Например, «Что такое самоотверженная любовь? Лучше всего ответить на этот вопрос с помощью примера. В античных мифах есть легенда  о Прометее, который во имя любви к людям украл у богов огонь. Он понимал, что его ждет страшное истязание, но его любовь оказалась сильнее боли, страха и одиночества. Этот пример и раскрывает смысл понятия «самоотверженная любовь».

4.Аналогия (сравнение) – это способ пояснения абстрактного понятия с помощью привлечения образа, близкого по смыслу или эмоциональному воздействию. Например, совесть  можно сравнить с нравственным компасом внутри человека, который позволяет сделать правильный выбор.

        В  пособии по подготовке к ОГЭ под редакцией  Н.А.Сениной представлены дополнительные  приемы:

5. Синонимический способ – подбор синонимов, раскрывающих суть понятия (Черствость – бездушие, жестокость).

6. Способ отрицательного определения – подбор антонимов. (Черствый человек – тот, кто лишен человечности, душевной теплоты, милосердия).        Пример «от противного» позволяет ярче, нагляднее выявить значение положительных нравственных качеств человека при сопоставлении с отрицательными.

 

Приложение 3 «Образцы схем для работы с комментарием»

C:\Users\Администратор\Desktop\WhatsApp Image 2022-02-26 at 16.54.55.jpegC:\Users\Администратор\Desktop\WhatsApp Image 2022-02-26 at 16.54.56 (1).jpeg

C:\Users\Администратор\Desktop\WhatsApp Image 2022-02-26 at 16.54.54.jpeg

Приложение 4    «Перечень примеров-аргументов»

- исторические факты;

- общественно значимые вопросы, обсуждаемые в обществе;

- высказывания известных философов, литераторов, художников;

- высказывания специалистов в какой-либо области (психологов, социологов, педагогов);

- биография известного человека;

- культурные, национальные традиции (народная мудрость);

- примеры из читательского опыта;

 - результаты личных наблюдений (частные случаи).

Приложение 5 «Правила сторителлинга»

1.Сочинить сюжет
Самым важным при создании истории является сюжет. Придумав сильную идею, можно связать воедино все части и максимально точно донести до аудитории основную мысль. Идея дает возможность научить, показать и объяснить.

Важно помнить, что сильный сюжет — это необязательно жизнерадостная история. Пример: сериал «Доктор Хаус»основан на идее, что все люди — лжецы.

Хороший сюжет также не обязательно должен быть объемным. Он может легко поместиться на постере или плакате.

2.Определить слушателей
Следующим важным шагом является определение аудитории. Хорошие захватывающие истории будут интересны читателям любого пола и возраста, однако чаще они предназначаются для определенной возрастной категории.

Чтобы история была интересна, нужно как можно ближе познакомиться со слушателями и узнать их предпочтения.

3.Придумать главного героя
Сторителлинг невозможно представить без главного героя. Персонаж может быть реальным или вымышленным, главное, чтобы он мог заинтересовать слушателей.

Опытные авторы сторителлинга при создании образа главного героя используют два основных метода:

- представляют, что застряли с ним в лифте;

-представляют, что берут у него интервью.

В первом случае можно прочувствовать поведение и характер героя, оказавшегося в стрессовой ситуации. Что будет делать герой, который оказался в замкнутом пространстве?

Второй случай дает возможность узнать героя как можно ближе, поговорив с ним в спокойной обстановке. Автор представляет, что разговаривает с героем, и пытается выяснить у него как можно больше нюансов из его жизни.

4.Определить мотивацию героя
Чтобы понять мотивацию героя и его характер, необходимо определить его основные потребности и желания. Для этого нужно задать вопрос: «Чего хочет главный герой?». Потренироваться можно на любимом персонаже. Например, чего хочет Питер Пен? Оставаться ребенком всегда. В хороших историях желания героев всегда в приоритете. Именно поэтому история становится уникальной и интересной, а герой оживает.

Очень часто сценаристы и писатели для определения желаний героя используют пирамиду потребностей Маслоу. Принцип ее заключается в том, что первым делом люди удовлетворяют свои естественные потребности (в еде и питье), а потом уже второстепенные: в любви, уважении и другие.

5.Придумать мир
После того как придуман сюжет, герой и его основные потребности, можно приступать к созданию мира. Мир — это окружение героя, основные правила и нормы жизни, временной период, в котором развивается история.

Мир может быть реальным, а может содержать в себе мистические явления. Очень часто автор может создать такой огромный и многогранный мир, что он становится произведением искусства. Примером является фильм «Властелин колец». Здесь создана целая вселенная со своим народами и традициями.

6.Продумать структуру истории
Структура — это то, как будет рассказана история. Чаще всего истории состоят из введения, развязки и конца. Например, создатели мультфильмов используют развернутые варианты такой структуры:

  • Однажды...
  • Каждый день...
  • До тех, пор пока однажды не произошло...
  • Из-за этого...
  • Из-за этого...
  • Из-за этого...
  • И вот, наконец...
  • И с тех пор...
  • Мораль этой истории.

Если продолжить эти предложения, получится уникальная история с кульминацией и развязкой.

Техники сторителлинга

1.Мономиф

В мономифе герою часто приходится покидать дом, отправляясь в путешествие, где его ожидают испытания и пугающая реальность. Но в конце концов он возвращается на родину уже более мудрым человеком, часто еще и с наградой. Данная тенденция хорошо прослеживается в современных фильмах и мультфильмах, таких как «Звездные войны», «Король Лев».

Мономиф относится к драматическому жанру с последовательным изложением истории. Он включает в себя предысторию, завязку, развитие, кульминацию и развязку. С его помощью удается объяснить, как получилось прийти к тем или иным выводам. А также он придает истории убедительность и реальность.

2.«Гора»

Содержит в себе драматизм и напряжение. «Гора» схожа с мономифом своей последовательностью, однако такая история не всегда имеет счастливый конец.

В первой части истории заключены предпосылки основной части. Далее идет сюжет о решении проблемы, и действие разворачивается до самой кульминации. «Гору» можно сравнить с сериалом: в каждом эпизоде прослеживается взлет и падение. В конце наступает финал истории.

Такую технику в сторителлинге можно использовать при рассказе истории о преодолении проблем. Нарастание напряжения придает истории увлекательности. Пример: истории некоторых брендов, которые после большого взлета потерпели падение и крах бизнеса.

3. Вложенные циклы

Техника подразумевает наложение каждой истории “слоями” на другую. Самая важная история помещается в центр, а все последующие истории помогают объяснить и дополнить главную. Примером является «Декамерон» Джованни Боккаччо. История начинается с рассказа о чуме во Флоренции, но за ней раскрываются истории жителей, которым удалось убежать от нее.

4. Как было и как могло бы быть

При помощи такого приема автору удается акцентировать внимание на проблемах современного общества, бизнеса и личной жизни, вызвать у слушателя желание что-то изменить. Такая техника используется для мотивации: побуждает к действию и поиску решения своих проблем.

Примером использования техники являются рекламные ролики, которые показывают разницу между тем, что есть у потребителей, и тем, что у них может появиться, если пользоваться их продукцией.

5. Начало с середины

Подход подразумевает начать повествование с середины, а потом уже объяснить, как герои к этому пришли. Автор с самого начала интригует слушателей, бросая их в самую гущу событий, и теперь они будут с нетерпением ждать рассказа о том, как все начиналось.

Но следует помнить о том, что не нужно раскрывать сразу все карты. Постоянно следует упоминать, что впереди еще много странного и неожиданного. Нужно выдавать столько информации, сколько будет необходимо, чтобы держать читателя в напряжении.

6. Сходящиеся идеи

С помощью данной техники удается показать, как можно собрать мысли в одно целое и сформировать идею. Техника чем-то похожа на «вложенные циклы», однако здесь несколько историй сходятся в одной точке.

С помощью такого метода можно показать формирование партнерских отношений и объединение групп людей для совместной работы.

Примером использования техники является история известного бренда Ernst & Young. Два разных, но талантливых человека смогли добиться успеха в своем деле. И уже после их смерти компании были объединены в одну. И она до сих пор пользуется большой популярностью.

7.Фальстарт

Прием, в котором повествование начинается с предсказуемой истории, которая в дальнейшем прерывается и начинается снова. Вроде бы сначала автор дает ложную надежду на безопасность, но в дальнейшем все переворачивается.

Такая техника идеально подходит для рассказа истории о неудачном начале какого-то дела. Когда пришлось возвращаться и начинать все снова. Фальстарт помогает сформулировать вывод о том, какой урок можно из неудачного опыта или какие решения были приняты для выхода из сложившейся ситуации.

8. Лепестки

Автор рассказывает истории одну за другой, а потом переходит к основному, центральному сюжету. Может наблюдаться переплетение лепестков, когда наблюдается связь историй. Показывая слушателям связь ключевых историй друг с другом, автор дает возможность понять всю важность своего послания. При помощи такой техники можно объединить множество идей вокруг одной центральной.

Все вышеперечисленные техники сторителлинга дают возможность сделать рассказ более привлекательным и понятным.

Приложение 6    «Анкета», «Результаты анкетирования»

  1. Перечислите  три понятия из предложенного списка, которые вам легко объяснить. Дайте им определение. ______________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Перечислите 5 понятий, которые вам кажутся наиболее сложными для объяснения

_______________________________________________________________

  1. Соотнесите  три любых понятия с примерами из литературы в скобках укажите автора и название произведения

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Какой этап работы при написании сочинения-рассуждения (составления тезиса, аргументы, вывод) Вам кажется наиболее сложным и почему?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Перечислите  три понятия из предложенного списка, которые вам легко объяснить. Дайте им определение.

Приложение 7 «Словник ценностных понятий и банк аргументов»

Полная версия доступна по ссылке (QR-код ниже)

Примеры:

Авторитет – общепризнанное значение, влияние, общее уважение.  («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова, стр. 20)

Синонимы – сила, значение, престиж. («Словарь синонимов и сходных по смыслу выражений»)

Антонимы – безвластие, бессилие.

Альтруизм – готовность бескорыстно действовать на пользу другим.  (Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова, стр.23) Синонимы – бескорыстие, самоотверженность, человеколюбие. Антонимы – эгоизм.

Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость. (Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова, стр.46)

Синонимы – храбрость, смелость, отвага.

Антонимы – трусость, боязнь, страх.

Аргумент:

 В книге «Куриный бульон для души. 101 вдохновляющая история». Эми Ньюмарк. В истории «Здоровая доза юмора» (стр. 106) мужчина, переживая опасную болезнь, демонстрирует бесстрашие и сохраняет спокойствие в тяжёлые дни. Он знает, что у него рак, но старается не боятся и не показывает страх другим. Наоборот, этот человек надеется на лучшее, шутит, а самое главное, верит в скорейшее выздоровление. Этот человек побеждает страшную болезнь и снова наслаждается жизнью.

Благородство – высоконравственность, честность и открытость.   (Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова, стр.50)

Синонимы – порядочность, великодушие.

 Антонимы – подлость, низменность.

Аргумент:

В книге «Куриный бульон для души. 101 вдохновляющая история». Эми Ньюмарк. В истории «Встретить бога на реалити-шоу» (стр. 267) Главный герой не позволяет себе попасть под влияние бессердечных и жестоких людей, которые могли пойти на все ради победы. Они предавали и совсем не стыдились своих ужасных поступков. Главного героя тоже много раз пытались выгнать из игры, но он продолжал верить, что людей можно изменить. Мэтт, несмотря на всю несправедливость, сохранял благородство и смог изменить мнение многих людей.

Приложение 8

«Истории от одноклассников»

  1. Помню, когда я начал учиться в школе, у меня совсем не было друзей. Все казались чужими, равнодушными. Первым учеником, с которым я познакомился, был Матвей. Мы подружились в первую неделю и стали очень близки. Я не могу вспомнить хотя бы один случай, когда мы ссорились. Прошло уже восемь лет, а наша дружба все такая же крепкая и искренняя, как и раньше. В моей жизни было много разных людей, но не с каждым из них я продолжил общаться. Спустя три года, я понимаю, что Матвей – мой настоящий друг. Он всегда придет на помощь, выручит в трудной ситуации: и в школе, и в жизни. И я в свою очередь, также готов прийти к нему на помощь. Важно помнить, что настоящих друзей в нашей жизни бывает не так уж много, поэтому их нужно ценить.

  1. Остальные примеры доступны по ссылке:

G:\qr-code.gif

Приложение 8  «Примеры размещения банка в социальных сетях»

C:\Users\Администратор\Desktop\WhatsApp Image 2022-03-12 at 10.19.50.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Доклад на тему "Обучение использованию выразительных средств языка при написании сочинения-рассуждения".

Для учителей русского языка и литературы. При подготовке к ЕГЭ научить детей в своем сочинении использовать выразительные средства языка....

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Конспект урока по формированию у девятиклассников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ(задание 15.3)

Обучающий урок по формированию навыков написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку....