Понятие деепричастия
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок построения понятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egupova_a.g._1_urok.urok_postroeniya_ponyatiya.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока: Понятие о деепричастии

Тип урока: Урок построения понятия

Цели урока:

  • с точки зрения УУД — формировать способность к исследованию: обнаружение необходимых учебных умений по конструированию понятия ДЕЕПРИЧАСТИЕ.
  • с точки зрения предметных умений — формировать умения, выделять существенные признаки данного понятия.

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке, целеполагание)

2.Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию)

1.Показ видеофильма на тему: «Тетерева в природе»

2. Что делают тетерева? Опишем их действия.

3. А теперь сравним, как описывает эту птицу художник слова.

1). Кто узнал автора этих строк?

2).Озаглавим текст

3). Определим тему и главную мысль текста.

4). Что вас удивило в этом изображении?

5). Определим стиль текста, назовите его приметы

6).Назовём морфологические средства выразительности, т.е. какие части речи он использует, чтобы создать яркий образ

7). Перечислим действия, которые совершает тетерев и

запишите в тетради и на доске в столбики, распределяя по частям речи.

8). Докажем, что это глаголы.

9).Есть ли ошибки в объяснении?

10). Можно ли изменить род этих слов?

11). От каких слов мы задаём вопросы к глаголам?

12). От каких членов предложения?

13). От каких слов можно задать вопросы к словам с суффиксом –в-

14). Какой вопрос можно задать к этим словам?

15). Можем ли мы сказать, что слова с суффиксом –в- являются глаголами?

1.Смотрят фильм

2.Описывают действия

3.Читают текст со слайда.

Тетерев сел на самом верху, где ветка сосны и ветка ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое,

чистейшее  белье подхвостья, подкрылья, и громко крикнул: «Чуф! Ши!»  И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. Тогда верхний Косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыкать.

Отвечают на вопросы

(Художественный. Признаки: эмоциональность, образность. Эпитеты: радужный, чистейшие, жалкие, огненный. Метафоры: загорелся огненным цветком, стал расцветать, чистейшее бельё. Сравнение: как мостик). (Прилагательные позволяют создать яркий красочный образ, глаголы  передают действия тетерева).

4. Пишут столбиком словоформы.

 

Сел

стал

расцветать подпрыгнул

крикнул

устроившись

завидев

показав

скользнув

приветствуя

раскинутый

Сел- что сделал? Суффиксы –а- и –л-. Устроивщись- что слелал? Суффиксы –а- и  –в-. Стал - что сделал? Суффиксы –а- и  –л-. Расцветать- что сделать? Суффикс – а-  и окончание –ть-. Завидев- что сделав? Суффиксы -е- и  –в-. Подпрыгнул- что сделал? Суффиксы –ну-  и  –л-. Показав что сделал? Суффиксы –а- и – в-).Скользнув(Суффиксы –ну- и –в-)Приветствуя (Суффиксы –у- и –я-)…

 (Да. У глаголов нет суффикса –в-).

Если ученик назовёт слово раскинутый, то другие должны откорректировать ответ, что это причастие, обозначает не действие, а признак по действию, отвечает на вопрос какой? имеет суффикс –т- .

 (У слов с суффиксом – л- можно :села, стала, расцветала, подпрыгнула, а у слов с суффиксом –в- нельзя).Значит, деепричастие не изменяется.

 (От существительных, местоимений).

 

(От подлежащих). 

 

(От глаголов.).

 Что сделав? Стал расцветать (что сделав?) устроившись. Подпрыгнул (что сделав?) завидев. Подпрыгнул (что сделав?) показав).Заиграл (что сделав ?) скользнув. Перестал подпрыгивать и чуфыкать (что делая?) приветствуя.

Нет)

3.Обобщение структурных и семантических признаков понятия/ правила (цель: научить обобщать, делать выводы)

1.Сообщение учителя.

Это другая часть речи – ДЕЕПРИЧАСТИЕ. В этом слове нам знакома вторая часть, а что обозначает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать)+ причастие (сравните: причастность) ; объяснить его можно как причастность к действию. До ХVIIвека деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Термин введен в науку лингвистом М.Смотрицким. Вспомните, мы выяснили, что краткие формы образуются только от страдательных причастий. Вот ее место заняли деепричастия.

2.Эта часть речи обозначает не основное, а дополнительное к основному действие. Кроме суффикса –в- деепричастия имеют ещё суффикс –а-. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного 3.Какой вопрос можно задать к деепричастию дожидаясь? 

4). Чем отличаются вопросы  что делая и что сделав?  5). Какие смысловые вопросы можно задать к деепричастию? 6).Каким членом предложения является? 7).По этому признаку с какой частью речи оно сходно?

8).Мы изучили причастия, причастный оборот. Проверьте, могут ли деепричастия иметь при себе зависимые слова ? Одиночное деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми всегда.

9). Что же такое ДЕЕПРИЧАСТИЕ?

10). Сравним ваше определение с определением на слайде

(Что делая?)

(Относятся к деепричастиям разных видов)

Т.е. деепричастия, как и глаголы,  бывают совершенного и несовершенного вида.

 (Стал расцветать( каким образом?) устроившись, подпрыгнул (каким образом?)завидев, подпрыгнул (каким образом?) показав)

 (Обстоятельством).

(С наречием)

 (Да. Т.е. деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот. 

Деепричастие – это особая форма глагола, которая обозначает дополнительное действие к основному, выраженному глаголом. Деепричастие отвечает на вопросы что делая, что сделав, как, каким образом. Деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида. Деепричастие не изменяется. В предложении оно является обстоятельством..

ДЕЕПРИЧАСТИЕ, я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая, наряду с категориями глагола (вид, залог), признаком наречия (неизменяемость), напр. лёжа, играя, взяв.прил. деепричастный, ая, ое. Д. оборот (деепричастие с относящимися к нему словами).Толковый словарь Ожегова

4.Применение правила на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового правила)

Записывают под диктовку текст в тетрадях и один ученик на доске, выделяют причастия и причастные обороты, деепричастия и деепричастные обороты.

Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца. Поглядев еще раз внимательно в  сторону прямого следа на  Слепую елань, Травка окончательно повернулась в  сторону тропы,  обходящей Слепую елань  с правой стороны,  еще раз поднялась на задние лапы, уверясь, вильнула хвостом и рысью побежала туда.

5.Итог урока (цель: сформировать новое знание: что – лингвистическое содержание и как – способ действий)

Итак, что мы делали сегодня на уроке?

  1. Смотрели фильм.
  2. Описывали тетеревов.
  3. Читали описание тетеревов из рассказа Пришвина «Кладовая солнца».
  4. Выбирали из текста слова, которые описывают действия.
  5. Определяли их общее грамматическое значение (Глагол называет действие, причастие признак по действию, деепричастие- дополнительное действие).
  6. Выделяли суффиксы (Глаголы имеют суффикс –л-, деепричастия  – в-,-вши-, или –а-, -я-.
  7. Определяли, от какой части речи нужно задать вопрос(К глаголу лт существительного или местоимения, К деепричастию от глагола).
  8. Задавали вопрос (У глаголов вопрос что делал? что сделал? У деепричастия вопрос что сделав? что делая?)
  9. Проверяли, изменяется ли слово? (Глагол изменяется, деепричастие нет).
  10. Составляли определение понятия «ДЕЕПРИЧАСТИЕ».

11.Писали текст, находили деепричастия.

6.Задавание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)

Ребята, расскажите дома, что мы делали сегодня на уроке.

Что мы будем тренировать дома?

Из романа В. Каверина «Два капитана» из главы «Отец» .

Находить в тексте деепричастия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии" с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Цель урока:1.         Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;2.         Фор...

Методическая разработка по теме: "Понятие о деепричастии".

Методическая разработка урока по теме: "Понятие о деепричастие"....

Урок русского языка "Понятие о деепричастии"

Знакомство с данной формой глагола;формирование умения отличать от других частей речи;формирование умения определять глагол, от которого образовано....

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Понятие деепричастия

Конспект урока...