План учебы на 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Материал заимствован
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и рабочей программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-9 классы (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва: Просвещение, 2011 г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, обеспечивающий процесс обучения.
Структура документа.
Рабочая программа включает в себя пять разделов: пояснительную записку; содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требование к уровню усвоения предмета; требования к оценке знаний учащихся; учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и переспективности между различными разделами курса.
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в V, VI и VII классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в VIII и IX классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в V классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в VIII - IX классах.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в V и VI классах, сведения по стилистике и речеведению - в V, VI и IX классах.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В конце программы в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.
В программе указан годовой объем учебного времени, а также даётся распределение количества часов по темам программы.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели и задачи учебного курса.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.
Познавательные задачи:
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;
- развитие языкового и эстетического идеала.
Практические задачи:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общепредметные задачи:
- воспитание обучающихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Межпредметные связи.
В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм и т.д. связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.д.).
Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое и т.д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (контраст, изобразительное слово); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами; при изучении географии – с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии – с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой – со звуком, тембром, интонацией.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно базисному учебному плану 2004 года (утверждён Приказом Министерства образования России №1312 от 09.03.2004г.) на изучение русского языка в 7 классе отводится 140 часов (из расчёта 4 часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т.д.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания,, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формирований прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приемы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, образование от них гнезда однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений, способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного письма.
Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слова, построения словосочетаний с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Успех будет обеспечен в том случае, если учитель будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения ее соответствия литературным нормам.
Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Их лексический запас пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе - развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.
Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся - формирование умения и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Развитие связной речи предполагает работу над содержанием высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при написании изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства, совершенствовать написанное.
Все три направления в работе по развитию речи учащихся включают как обязательную составную часть предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан учащимся монотонно, невыразительно.
Об изменениях, внесённых в программу по русскому языку под редакцией М.Т. Баранова.
№ | Изменение | Основание. |
1 | Уроки по развитию связной речи учащихся распланированы на каждую неделю (1 урок по теории или 2 урока на подготовку и написание сочинения или изложения). | Удобен график для работы учащихся. Соответствие Федеральному компоненту государственного стандарта образования (утверждён Приказом Министерства образования России №1089 от 05.03.2004г.). |
2. | Самостоятельно распределены часы по разделам. | Соответствие Федеральному компоненту государственного стандарта образования (утверждён Приказом Министерства образования России №1089 от 05.03.2004г.). |
Формы организации учебного процесса по предмету.
Основной формой организации учебных занятий остаётся классно-урочная система. Наряду с традиционным уроком применяются и другие формы учебных занятий: урок-беседа, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-викторина, тесты.
Виды контроля:
- промежуточный: словарный диктант, самостоятельная работа, тестирование, фронтальный опрос, зачёт по теме, обучающее сочинение, обучающее изложение, индивидуальная работа по карточкам;
-итоговый: диагностическая работа, контрольный словарный диктант, контрольное сочинение, контрольное изложение, контрольный диктант, тестирование по разделам.
- Содержание учебного предмета.
Учебно-тематический план.
№ п.п. | Тема | Всего часов | Диктанты (кол-во) | Развитие речи | ||
Всего | Сочинение (кол-во) | Изложение (кол-во) | ||||
1 | Введение. Русский язык как развивающееся явление | 1 |
| |||
2 | Повторение изученного в 5-6 классах | 13 | 1 | 3 | 1 | |
3
| Морфология и орфография. Культура речи
| 108 |
| |||
Причастие | 28 | 1 | 5 | 1 | 1 | |
Деепричастие | 13 | 1 | 2 | 1 | ||
Наречие | 23 | 5 | 1 | 1 | ||
Категория состояния | 2 | |||||
Служебные части речи | 1 | |||||
Предлог | 9 | 1 | 1 | |||
Союз | 13 | 1 | 2 | 1 | ||
Частица | 17 | 4 | 2 | |||
Междометие | 2 | |||||
4 | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 18 | 1 | 3 | 1 | |
Итого: | 140 ч. | 6 | 25 ч. | 7 | 3 |
Содержание тем учебного курса.
- Ведение. Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
- Повторение изученного в 5-6 классах (10ч + 3ч. Р.р.)
I. Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография.
II. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
- Морфология и орфография. Культура речи
Причастие (23 ч. + 5 ч. Р.р.)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесенá, принесенó, принесены´), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (11ч + 2ч. Р.р.)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного виды и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Наречие (18ч + 5ч. Р.р.)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на –о и –е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (2ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Служебные части речи. Культура речи (1 ч)
Предлог (8ч + 1ч. Р.р.)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (11ч + 2ч. Р.р.)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и разделительные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (13ч + 4ч. Р.р.)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие (2 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
- Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах (15 ч. + 3ч. Р.р.)
I.Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. синтаксис. Пунктуация.
II. Текст. Стили речи.
- Требования к уровню усвоения предмета.
I. Учащиеся должны знать:
- определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
- Требования к оценке знаний учащихся.
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку, В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка | Критерии |
«5» | Ученик 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. |
«2» | Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. |
«1» | Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. |
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Контрольный диктант
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать соотношения, которое представлено в данной таблице.
Класс | Объём текста (количество слов) | Количество орфограмм | Количество пунктограмм | Количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями |
5 | 90-100 | 12 | 2-3 | не более 5 слов |
6 | 100-110 | 16 | 3-4 | не более 7 слов |
7 | 110-120 | 20 | 4-5 | не более 7 слов |
8 | 120-150 | 24 | 10 | не более 10 слов |
9 | 150-170 | 24 | 15 | не более 10 слов |
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца I полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: | К негрубым[1] относятся ошибки: |
|
(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
происхождения;
|
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более. Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка | Контрольная работа (диктант) | |
орфографические / пунктуационные ошибки | дополнительные задания (фонетическое, лексическое, орфографическое, грамматическое) | |
«5» | 0/0; или 0/1 (негрубая); или 1/0 (негрубая) | выполнены верно все задания |
«4» | 2/2; или 1/3; или 0/4; 3/0 (если среди них есть однотипные) | правильно выполнено не менее ¾ заданий |
«3» | 4/4; или 3/5; или 0/7; в 5 кл. допускается: 5/4; 6/6 (если имеются ошибки однотипные и негрубые) | правильно выполнено не менее половины заданий |
«2» | до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6 | не выполнено более половины заданий |
«1» | при большем количестве ошибок | не выполнено ни одно задание |
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются
для оценки «4» — 2 орфографические ошибки,
для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфогр.ошибок),
для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Класс | Количество слов | Оценка | Критерии оценивания контрольного словарного диктанта | |
5 | 15-20 | «5» | нет ошибок | |
6 | 20-25 | «4» | 1-2 ошибки | |
7 | 25-30 | «3» | 3-4 ошибки | |
8 | 30-35 | «2» | 5-7 ошибок | |
9 | 35-40 | «1» | при большем количестве ошибок |
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Класс | Примерный объём текста для подробного изложения | Примерный объём сочинений |
5 | 100 – 150 слов | 0,5 – 1страница |
6 | 150 – 200 слов | 1 – 1,5 страницы |
7 | 200 – 250 слов | 1,5 – 2 страницы |
8 | 250 – 350 слов | 2 – 3 страницы |
9 | 350 – 450 слов | 3 – 4 страницы |
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки творческой работы
(сочинение, изложение)
Оценка. | Содержание и речь. | Грамотность. |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. | Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. | Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от тем. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2– 3– 2; 2– 2– 3; «3» ставится при соотношениях: 6– 4– 4; 4– 6– 4; 4– 4– 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых оценок.
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом « 2 » или «1».
Шкала для оценивания тестов.
1 правильный ответ – 1 балл.
10 баллов (100% правильно выполненной работы) – «5»
9 - 8 баллов (90% - 80 %) – «4»
7 – 5 баллов (70% - 50 %) – «3»
Менее 5 баллов (менее 50 %) – «2»
(По Н.Н.Соловьёвой)
- Учебно–методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Учебник.
2. Учебно-наглядные пособия (таблицы), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
4. Интерактивная доска.
Для учащихся:
- Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 2008.
- Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2010.
- Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Сфера, 2006.
- Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. – М.: Просвещение, 2005.
- Позднякова А. А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык»: 7класс / А. А. Позднякова. – М.: Экзамен, 2006.
- Поникарова Л. А. Русский язык: морфология в таблицах и заданиях / Л. А. Поникарова. – М.: Просвещение, 2004.
- Сборник тестовых задания для тематического и итогового контроля: русский язык. 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2006.
- Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - : Просвещение, 2006.
Для учителя:
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2007
- Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.
- Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка . 7 класс. – М.: Владос, 2006.
- Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2001.
- Костяева Т. А. Тесты, проверочные, контрольные работы по русскому языку: 7 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
- Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2005.
- Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс / Л. Г. Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.
- Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс / С. И. Львова. – М.: просвещение, 2006.
- Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс / С. Н. Пименова. – М.: Искатель.
Образовательные ресурсы сети Интернет:
- http://school-collection.edu.ru
- http://ps.1september.ru
- http://lit.1september.ru
- http://rus.1september.ru
- http://slovari.gramota.ru
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
/__________/___________/
«_______»_____________2013 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО учителей русского языка и литературы
протокол № _______ от «______»______________2013 г.
Руководитель РМО
______________/ _________________________
[1] Негрубые ошибки - не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план
по русскому языку
на 2013 -2014 учебный год.
№ п/п | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | |||
Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 ч.) | 02.09. – 07.09. | ||||||
1 | 1 | Русский язык как развивающееся явление. | |||||
Повторение изученного в 5-6 классах (10 ч. + 3 ч. Р.р.) | |||||||
2 | 1 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | |||||
3 | 2 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | |||||
4 | 3 | Лексика и фразеология. | |||||
5 | 4 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 09.09. – 14.09. | ||||
6 | 5 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | |||||
7-8 | 6-7 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | |||||
9 | 8 | Систематизация и обобщение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту. | 16.09. – 21.09. | ||||
10 | 9 | Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-6 классах». | |||||
11 | 10 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | |||||
12 13 | 11 | Р.р. Текст. | |||||
12 | Р.р. Стили речи. | 23.09. – 28.09. | |||||
14 | 13 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» | |||||
| Морфология и орфография. Культура речи ( ч. + ч. Р.р.) | ||||||
Причастие (23 ч. + 5 ч. р.р.) | |||||||
15 | 1 | Причастие как часть речи. | |||||
16 | 2 | Морфологические признаки у причастия. Признаки глагола у причастия. | |||||
17 | 3 | Признаки прилагательного у причастия. | 30.09. 05.10. | ||||
18 | 4 | Р.р. Публицистический стиль. | |||||
19 | 5 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | |||||
20 | 6 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | |||||
21 | 7 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 07.09. – 12.10. | ||||
22 | 8 | Р.р. Описание внешности человека. | |||||
23 | 9 | Р.р. Сочинение по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы». | |||||
24 | 10 | Действительные и страдательные причастия. | |||||
25-28 | 11-14 | Действительные и страдательные причастия. | 14.10. – 19.10. | ||||
29 | 15 | Краткие причастия. | 21.10. – 26.10. | ||||
30 | 16 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. | |||||
31-32 | 17-18 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных. | |||||
33 | 19 | Морфологический разбор причастия. | 28.10. – 02.11. | ||||
34 | 20 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | |||||
35 | 21 | Р.р. Сбор материалов для написания выборочного изложения по отрывку из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» (упр.130). | |||||
36 | 22 | Р.р. Написание выборочного изложения по отрывку из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» (упр.130). | |||||
37 | 23 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 11.11. – 16.11. | ||||
38-40 | 24-26 | Повторение по теме «Причастие». | |||||
41 | 27 | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Причастие». | 18.11. – 23.11. | ||||
42 | 28 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | |||||
Деепричастие (11 ч. + 2 ч. Р.р.) | |||||||
43 | 1 | Деепричастие как часть речи. | |||||
44 | 2 | Морфологические признаки у деепричастия. признаки глагола и наречия у деепричастия. | |||||
45 | 3 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 25.11. – 30.11. | ||||
46 | 4 | Раздельное написание не с деепричастиями. | |||||
47 | 5 | Деепричастия несовершенного вида. | |||||
48 | 6 | Деепричастия совершенного вида. | |||||
49 | 7 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине С. Григорьева «Вратарь». | 02.12. – 07.12. | ||||
50 | 8 | Р.р. Написание сочинения по картине С.Григорьева «Вратарь». | |||||
51 | 9 | Морфологический разбор деепричастия. | |||||
52 | 10 | Повторение темы «Деепричастие». | |||||
53 | 11 | Повторение темы «Деепричастие». | 09.12. – 14.12. | ||||
54 | 12 | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Деепричастие». | |||||
55 | 13 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | |||||
Наречие (18 ч. + 5 ч.) | |||||||
56 | 1 | Наречие как часть речи. | |||||
57 | 2 | Смысловые группы наречий. | 16.12. – 21.12. | ||||
58 | 3 | Способы образования наречий. | |||||
59 | 4 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине И. Попова «Первый снег». | |||||
60 | 5 | Р.р. Написание сочинения по картине И. Попова «Первый снег». | |||||
61-62 | 6-7 | Степени сравнения наречий. | 23.12. – 28.12. | ||||
63 | 8 | Морфологический разбор наречия. | |||||
64 | 9 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на – о и – е. | |||||
65 | 10 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на – о и – е. | 13.01. – 18.01. | ||||
66-67 | 11-12 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | |||||
68 | 13 | Р.р. Подготовка к написанию изложения по теме «Когда были открыты драгоценные камни». | |||||
69 | 14 | Р.р. Написание изложения по теме «Когда были открыты драгоценные камни». | 20.01. – 25.01. | ||||
70 | 15 | Одна и две буквы н в наречиях на – о и – е. | |||||
71 | 16 | Р.р. Описание действий. | |||||
72 | 17 | Буквы о и а на конце наречий. | |||||
73 | 18 | Дефис между частями слова в наречиях. | 27.01. – 01.02. | ||||
74 | 19 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | |||||
75 | 20 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | |||||
76 | 21 | Повторение темы «Наречие». | |||||
77 | 22 | Повторение темы «Наречие». | 03.02. – 08.02. | ||||
78 | 23 | Проверочная работа по теме «Наречие». | |||||
Категория состояния (2 ч.) | |||||||
79 | 1 | Категория состояния как часть речи. | |||||
80 | 2 | Морфологический разбор категории состояния. | |||||
Служебные части речи (1 ч.) | |||||||
81 | 1 | Служебные части речи. | 10.02. – 15.02. | ||||
Предлог (8 ч. + 1 ч.р.р.) | |||||||
82-83 | 1-2 | Предлог как часть речи. Употребление предлогов. | |||||
84 | 3 | Непроизводные и производные предлоги. | |||||
85 | 4 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 17.02. – 22.02. | ||||
86 | 5 | Р.р. Устное сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская школа». | |||||
87 | 6 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | |||||
88 | 7 | Повторение темы «Предлог». | |||||
89 | 8 | Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Предлог». | 24.02. – 01.03. | ||||
90 | 9 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | |||||
Союз (11 ч. + 2 ч.р.р.) | |||||||
91 | 1 | Союз как часть речи. | |||||
92 | 2 | Простые и составные союзы. | |||||
93 | 3 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 03.03. – 08.03. | ||||
94 | 4 | Запятая в сложном предложении. | |||||
95 | 5 | Сочинительные союзы. | |||||
96 | 6 | Подчинительные союзы. | |||||
97 | 7 | Морфологический разбор союза. | 10.03. – 15.03. | ||||
98 | 8 | Слитное и раздельное написание союзов также, тоже, чтобы. | |||||
99 | 9 | Повторение темы «Союз». | |||||
100 | 10 | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Союз». | |||||
101 | 11 | Работа над ошибками контрольного диктанта. | 17.03. – 22.03. | ||||
102 | 12 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме «Книга – наш друг и советчик». | |||||
103 | 13 | Р.р. Написание сочинения-рассуждения по теме «Книга - наш друг и советчик». | |||||
Частица (13 ч. + 4 ч.р.р.) | |||||||
104 | 1 | Частица как часть речи. | |||||
105 | 2 | Смысловые частицы. | 01.04. – 05.04. | ||||
106 | 3 | Р.р. Рассуждение по теме «Как мне стать чемпионом». | |||||
107-108 | 4-5 | Раздельное и дефисное написание частиц. | |||||
109 | 6 | Р.р. Подготовка к написанию контрольного сочинения по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 07.04. – 12.04. | ||||
110 | 7 | Р.р. Написание контрольного сочинения по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | |||||
111 | 8 | Морфологический разбор частиц. | |||||
112 | 9 | Отрицательные частицы не и ни. | |||||
113-114 | 10-11 | Различение частицы и приставка не- | 14.04. – 19.04. | ||||
115 | 12 | Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | |||||
116 | 13 | Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни. | |||||
117 | 14 | Повторение по теме «Частица». | 21.04. – 26.04. | ||||
118 | 15 | Повторение правописания служебных частей речи. | |||||
119 | 16 | Повторение правописания служебных частей речи. | |||||
120 | 17 | Проверочная работа по теме «Служебные части речи». | |||||
Междометие (2 ч.) | 28.04. – 03.05. | ||||||
121 122 | 1 | Междометие как часть речи. | |||||
2 | Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях. | ||||||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (15 ч. + 3 ч.р.р.) | |||||||
123 | 1 | Разделы науки о языке. | |||||
124 | 2 | Р.р. Текст. Стили речи. | |||||
125 | 3 | Р.р. Подготовка к написанию изложения по тексту Ф. Нестерова «У Иваныча». | 05.05. – 10.05. | ||||
126 | 4 | Р.р. Написание изложения по тексту Ф. Нестерова «У Иваныча». | |||||
127 | 5 | Фонетика и графика. | |||||
128 | 6 | Лексика и фразеология | |||||
129 | 7 | Морфемика. Словообразование. | 12.05. – 17.05. | ||||
130 | 8 | Подготовка к контрольному итоговому диктанту №6 с грамматическим заданием за курс 7 класса. | |||||
131 | 9 | Итоговый контрольный диктант №6 с грамматическим заданием за курс 7 класса. | |||||
132 | 10 | Работа над ошибками контрольного итогового диктанта. | |||||
133 | 11 | Морфология. Орфография. | 19.05. – 24.05. | ||||
134 | 12 | Синтаксис и пунктуация. | |||||
135-136 | 13-14 | Резервные уроки | |||||
137-140 | 15-18 | Резервные уроки. | 26.05. – 31.05. | ||||
Итого | часов | В том числе: | |||||
Уроков повторения | Контрольных работ | Уроков развития речи | |||||
По программе | 140 | 24 | 6 диктантов | 25 | |||
Выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
/__________/___________/
«_______»_____________2013 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО учителей русского языка и литературы
протокол № _______ от «______»______________2013 г.
Руководитель РМО
______________/ _________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный план для 5 класса
Воспитательные планы, перечень классных часов, тематика родительских собраний и.т.д....
Пояснительная записка к учебному плану (2-4 классы)
Учебный план начальной школы (2-4 классы) разработанна основе:- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);- изменений внесенных в федеральный базисный учебный план и примерные ...
План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"
Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах " на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...
Методическая разработка родительского собрания «Как повысить мотивацию ребенка к учебе?» (7 класс)
Методическая разработка родительского собрания «Как повысить мотивацию ребенка к учебе?» (7 класс)...
План-конспект мастер-класса Создание интерактивных заданий по информатике для начальных классов в MS PowerPoint при помощи анимации
Данный мастер-класс предназначен для учителей. Он знакомит с возможностями использования эффектов анимации и триггеров в программе MS PowerPоint , а также с методикой создани...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...
План открытого мастер-класса по русскому языку в 5 классе "Повторение синтаксиса и пунктуации в 5 классе" с презентацией
Разработка данного урока с использованием сингапурской методики позволяет повторить и систематизировать знания учащихся по синтаксису и пунктуации в 5 классе в форме групповой работы....