План открытого мастер-класса по русскому языку в 5 классе "Повторение синтаксиса и пунктуации в 5 классе" с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ситникова Вера  Афанасьевна

 Разработка данного урока  с использованием сингапурской методики позволяет повторить и систематизировать знания учащихся по синтаксису и пунктуации в 5 классе в форме групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_master-klassa.odt15.41 КБ

Предварительный просмотр:

  1.       Мастер — класс «Повторение синтаксиса и пунктуации в   5  классе»  
  2. (с использованием элементов сингапурской методики)

Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.

Планируемые результаты:

Предметные: знать опознавательные признаки простого и сложного предложения, понятия «вводные слова, обращения, прямая речь, слова автора»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.

Метапредметные: применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

     1.Организационный  момент

а) Здравствуйте, уважаемые пятиклассники! Разрешите представиться: меня зовут Вера Афанасьевна, я учитель русского языка и литературы школы-интерната г. Улан-Удэ, и сегодня выступаю в роли вашего учителя.

б) Нравится ли вам работать в группе? Для удобства и эффективности  нашего  общения  я предлагаю сегодня поработать в особых командах, для этого я приготовила особый инструмент для нашего сотрудничества — табличка в центре стола команды позволяет удобно и просто распределить всех участников команды, где каждый выступает в роли партнера (партнера по плечу, по лицу) — слайд 2 МЭНЭДЖ МЭТ

в) А теперь поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу прикоснитесь  друг  другу ладошками; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой. Подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга. Молодцы!

  2) Актуализация прежних знаний: какой раздел русского языка вы изучаете сейчас?

А можете ли  назвать  раздел, изученный вами недавно (предыдущий)?  

- Вот мы с вами и определили тему нашего занятия - «Повторение   изученного  по синтаксису и пунктуации» - слайд №3

1. Чтобы успешно справиться с заданиями, предлагаю начать с теории.

(на экран проецируется структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД  (слайд ) («опроси-опроси-обменяйся карточками» - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме).
Работаем в парах по плечу. Проверяем друг друга в знании правил, используя   карточки с вопросами и ответами.
Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы.  (Время   на   выполнение  задания — 3-4 минуты)

Вопросы:1)В  каких случаях между однородными членами ставится запятая и когда не ставится?

2) Что такое обращение?

3) Каковы особенности постановки знаков препинания при обращении?

4) Как выделяется прямая речь?

5) Какие знаки препинания ставятся после прямой речи перед словами автора?

6)  Какой знак препинания ставится после слов автора перед прямой речью?

 7) На какие 2 группы по способу соединения простых предложений делятся сложные предложения?

8) Как разделяются на письме простые предложения в составе сложного?

2. А сейчас проверяем теорию на практике. Вторая структура называется Финк – Райт – Раунд - Робин (Think-Write-Round Robin) (подумай - запиши- обсуди в команде)

Каждая команда получает папку с заданиями-карточками. У каждого ученика своя карточка.

Задание: записать предложение, расставляя знаки препинания, определить его вид, графически объяснить постановку знаков препинания. (Партнер по лицу помогает, если ученик в команде затрудняется в определении вида предложения.) Время — 3 минуты.

  • Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.
  • “Дождь пойдет”, – проговорила Нина.
  • Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.
  • Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь.
  • Валерка громко закричал: “Бежим, ребята!”

3. Следующая структура называется “Конэрс”

На четырех углах прикреплены карточки с записями:

1. Предложение с прямой речью

2. Сложное предложение

3. Предложение с однородными членами

4. Предложение с прямой речью и обращением

    По видам предложений ученики находят свои углы, по команде становятся в парах и рассказывают друг другу, почему именно этот угол выбрали. Отдельные пары из каждого угла объясняют свой вид предложений.  (Сверяем по образцу — слайд №)

Другие пары составляют на этот вид свои предложения, озвучивают их.

    Ребята, поблагодарите друг друга и займите свои места. Спасибо.

4. Подошло время подвести итоги. Структура ТЭЙК ОФ — ТАЧ ДАУН -        Прием «Встать — сесть»

     (Самооценка результатов деятельности)

Если уч-ся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.

1. Мне нравится работать в команде.

2. Я активно работал(а) на уроке.

3. Партнеры оказывали мне помощь, если я затруднялся.

4. Я в хорошем настроении.

5. Итог учителя: И  моё  настроение  поднимает ваше хорошее настроение. Спасибо за поддержку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 кл. Синтаксис и пунктуация

Урок русского языка в 9 кл. Материал подобран с учетом подготовки к ГИА и посвящен году Космоса-2011...

Русский язык. 6 класс. Повторение изученного в 5 классе.

Уроки по повторению в начале учебного года завершаются контрольной работой, составленной  в форме теста по основным темам, изученным в 5 классе. Тест составлен в соответствии с учебником...

Русский язык. 8 класс. Повторение в начале года изученного в 7 классе.

Уроки по повторению в начале года завершаются контрольной работой, составленной в форме теста. Тест составлен в соответствии с учебником Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Повторение пройденного. Синтаксис и пунктуация.

Предложен материал для повторения и систематизации пройденного материала, обращено внимание на сложные моменты....