Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Синтаксический разбор простого предложения».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Некрасова Юлия Юрьевна

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме:  «Синтаксический разбор простого предложения».

 

Дата: 17.11.2017

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: познакомить с  понятием обращение, совершенствовать пунктуационные и речевые навыки.

Задачи:

·         знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения;

·         формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения;

·         наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;

·         развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_ryaz.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме:  «Синтаксический разбор простого предложения».

Дата: 17.11.2017

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: познакомить с  понятием обращение, совершенствовать пунктуационные и речевые навыки.

Задачи:

  • знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения;
  • формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения;
  • наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;
  • развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок русского языка. 

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

2. Мотивация к учебной деятельности

- Посмотрите, какой сегодня солнечный, осенний день. Какое радостное настроение он создает!

-А у вас какое сегодня настроение? Покажите с помощью карточек: если у вас хорошее настроение - поднимите карточку зелёного цвета, а если плохое – то карточку красного цвета.

- Я очень рада видеть ваши лица, ваши улыбки.

- Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.

- Итак, что вы ожидаете от урока?

( Будет интересно! Узнаю что-то новое! Расширится мой кругозор!)

- А для этого вы должны дружно работать, внимательно слушать, не бояться трудностей!

Ученики наблюдают природу за окном.

Слушают учителя, вступают в диалог.

  1. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания:

Упр. 201

- Прочитайте выразительно текст упражнения.

- Какова главная мысль текста?

- Укажите в тексте однородные члены предложения. Какими частями речи они выражены?

- Обобщите:

- Что такое однородные члены?

- Все ли члены предложения могут быть однородными?

- Какими частями речи они могут быть выражены?

- Что вы знаете о знаках препинания при однородных членах?

Повторение терминов.  «Продолжи предложение!»

- А сейчас вспомним те определения, которые пригодятся нам в дальнейшей работе.

Дополнение – это…

Определение – это…

Обстоятельство – это…

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

Обращение – это…

Читают выразительно текст.

Выполняют задания.

Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Самоконтроль и коррекция

Формулируют правила, обосновывают свой ответ.

4. Целеполагание и планирование.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Работа в парах.

- Обратите внимание, перед вами лежат несколько полосок. Расположите их так, чтобы получилось предложение.

- Это и есть тема нашего урока.

- Запишите в тетради тему урока.

Вспомните, что такое синтаксис, пунктуация? 

- Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока.

Цели урока:

1)познакомиться с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;

2) научиться выполнять разборы;

3) уметь различать разборы;

4)повторить изученные орфограммы.

Формулируют тему урока, сверяют с образцом. Ученики совершенствуют навыки работы в паре.

Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

Выстраивают цели урока и сверяют с образцом;

корректируют тему и цели урока.

Самооценка и рефлексия.

5. Открытие нового знания

- Синтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении. Вспомните, что вы знаете о предложении.

- Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете?

-Какие виды предложений по эмоциональной окраске вы знаете?

- На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов?

-Чем может быть осложнено простое предложение?

Словарная работа:

повествовательное

вопросительное

побудительное

восклицательное

невосклицательное

распространённое

нераспространённое.

-Запишите эти слова и проверьте их написание.

-Какие пункты, по-вашему, должен включать синтаксический разбор? (Обсуждение и вывод)

- Сверим выводы с материалами учебника на стр. 104

- Рассмотрим образцы синтаксического разбора в учебнике на стр. 104.

-почему при письменном синтаксическом разборе мы не соединяем стрелками подлежащее и сказуемое?

6. Первичное закрепление.

- Перед вами рабочие листы. Выполните устный синтаксический разбор простого предложения, составьте схемы. Работа по цепочке.

- Поменяйтесь рабочими листами проверьте друг у друга схемы предложений.

- А теперь запишите предложение в тетради и выполните письменный синтаксический разбор предложения.

Поздней осенью птицы улетают на юг.

7. Минута релаксации.

- Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

8. Самонаблюдение на стр.105-106

- Какие знаки называются разделительными?

- Какие знаки могут использоваться в роли знаков завершения?

Почему выделительные знаки так называются?

Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Самоконтроль и коррекция.

Наблюдение в учебнике.

Анализ материала.

9. Включение нового знания в систему знаний

Упр. 230 –выполнить устный пунктуационный разбор предложений.

Работа с толковым словарём: предтечи.

Упр. 228- комментированное письмо – письменный синтаксический разбор предложений.

10. Рефлексия и оценивание

-Удалось ли вам достигнуть целей урока?

- Чему научились на уроке?

- Выберите уровень оценивания своих знаний и умений

1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.

2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.

3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

- Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Какой смайлик соответствует вашему настроению? Выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Если у вас хорошее настроение, покажите карточку с улыбающимся лицом. Если у вас плохое настроение, покажите карточку с грустным лицом.

(Оценки)

Анализ собственной учебной деятельности и самооценки.

11. Домашнее задание П. 44, 45 упр.231; Р.Т.задание 53 стр. 29-30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...