Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Синтаксический разбор простого предложения».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Синтаксический разбор простого предложения».
Дата: 17.11.2017
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: познакомить с понятием обращение, совершенствовать пунктуационные и речевые навыки.
Задачи:
· знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения;
· формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения;
· наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;
· развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_ryaz.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Синтаксический разбор простого предложения».
Дата: 17.11.2017
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: познакомить с понятием обращение, совершенствовать пунктуационные и речевые навыки.
Задачи:
- знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения;
- формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения;
- наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;
- развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами.
Ход урока:
- Организационный момент.
-Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок русского языка.
Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.
2. Мотивация к учебной деятельности
- Посмотрите, какой сегодня солнечный, осенний день. Какое радостное настроение он создает!
-А у вас какое сегодня настроение? Покажите с помощью карточек: если у вас хорошее настроение - поднимите карточку зелёного цвета, а если плохое – то карточку красного цвета.
- Я очень рада видеть ваши лица, ваши улыбки.
- Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.
- Итак, что вы ожидаете от урока?
( Будет интересно! Узнаю что-то новое! Расширится мой кругозор!)
- А для этого вы должны дружно работать, внимательно слушать, не бояться трудностей!
Ученики наблюдают природу за окном.
Слушают учителя, вступают в диалог.
- Актуализация знаний
Проверка домашнего задания:
Упр. 201
- Прочитайте выразительно текст упражнения.
- Какова главная мысль текста?
- Укажите в тексте однородные члены предложения. Какими частями речи они выражены?
- Обобщите:
- Что такое однородные члены?
- Все ли члены предложения могут быть однородными?
- Какими частями речи они могут быть выражены?
- Что вы знаете о знаках препинания при однородных членах?
Повторение терминов. «Продолжи предложение!»
- А сейчас вспомним те определения, которые пригодятся нам в дальнейшей работе.
Дополнение – это…
Определение – это…
Обстоятельство – это…
Подлежащее – это…
Сказуемое – это…
Обращение – это…
Читают выразительно текст.
Выполняют задания.
Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Самоконтроль и коррекция
Формулируют правила, обосновывают свой ответ.
4. Целеполагание и планирование.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Работа в парах.
- Обратите внимание, перед вами лежат несколько полосок. Расположите их так, чтобы получилось предложение.
- Это и есть тема нашего урока.
- Запишите в тетради тему урока.
- Вспомните, что такое синтаксис, пунктуация?
- Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока.
Цели урока:
1)познакомиться с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;
2) научиться выполнять разборы;
3) уметь различать разборы;
4)повторить изученные орфограммы.
Формулируют тему урока, сверяют с образцом. Ученики совершенствуют навыки работы в паре.
Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала.
Выстраивают цели урока и сверяют с образцом;
корректируют тему и цели урока.
Самооценка и рефлексия.
5. Открытие нового знания
- Синтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении. Вспомните, что вы знаете о предложении.
- Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете?
-Какие виды предложений по эмоциональной окраске вы знаете?
- На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов?
-Чем может быть осложнено простое предложение?
Словарная работа:
повествовательное
вопросительное
побудительное
восклицательное
невосклицательное
распространённое
нераспространённое.
-Запишите эти слова и проверьте их написание.
-Какие пункты, по-вашему, должен включать синтаксический разбор? (Обсуждение и вывод)
- Сверим выводы с материалами учебника на стр. 104
- Рассмотрим образцы синтаксического разбора в учебнике на стр. 104.
-почему при письменном синтаксическом разборе мы не соединяем стрелками подлежащее и сказуемое?
6. Первичное закрепление.
- Перед вами рабочие листы. Выполните устный синтаксический разбор простого предложения, составьте схемы. Работа по цепочке.
- Поменяйтесь рабочими листами проверьте друг у друга схемы предложений.
- А теперь запишите предложение в тетради и выполните письменный синтаксический разбор предложения.
Поздней осенью птицы улетают на юг.
7. Минута релаксации.
- Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?
Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.
8. Самонаблюдение на стр.105-106
- Какие знаки называются разделительными?
- Какие знаки могут использоваться в роли знаков завершения?
Почему выделительные знаки так называются?
Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Самоконтроль и коррекция.
Наблюдение в учебнике.
Анализ материала.
9. Включение нового знания в систему знаний
Упр. 230 –выполнить устный пунктуационный разбор предложений.
Работа с толковым словарём: предтечи.
Упр. 228- комментированное письмо – письменный синтаксический разбор предложений.
10. Рефлексия и оценивание
-Удалось ли вам достигнуть целей урока?
- Чему научились на уроке?
- Выберите уровень оценивания своих знаний и умений
1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.
2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.
3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.
- Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Какой смайлик соответствует вашему настроению? Выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Если у вас хорошее настроение, покажите карточку с улыбающимся лицом. Если у вас плохое настроение, покажите карточку с грустным лицом.
(Оценки)
Анализ собственной учебной деятельности и самооценки.
11. Домашнее задание П. 44, 45 упр.231; Р.Т.задание 53 стр. 29-30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....
конспект урока русского языка с метакомпонентом на тему "Фонетический разбор слова"
разработка урока с метакомпонентом "Порядок"...