Урок-творческая мастерская в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Довбенко Нина Степановна

«Подготовка к сочинению-рассуждению»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Урок-творческая мастерская в 7 классе.

                    Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №355

                                    Московского района Санкт-Петербурга

                                            Довбенко Нина Степановна.

                          Тема «Подготовка к сочинению-рассуждению».

                                             Характеристика урока:              

Цели:

  1. Закрепить полученные знания по теме «Морфология и орфография. Частицы».
  2. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Личностные УУД:

  1. Воспитание эстетического видения мира.

Познавательные УУД:

  1. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

  1. Владение монологической речью в соответствии с грамматикой и синтаксисом.
  2. Умение точно и ясно выражать свои мысли.

Оборудование урока:

  1. Компьютер (ноутбук) для демонстрации презентации по теме «Морфология и орфография. Частицы».
  2. Проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Музыкальная запись («Гроза. Раскаты грома. Затишье»).
  5. Запись текста (отрывок из произведения Л.Н. Толстого).
  6. Запись текста (Б.А. Тимофеев «Наедине с природой»).
  7. Учебник «Русский язык. 7 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и другие».

  1. Первая фаза индукции:

Звучит музыкальная запись («Гроза. Раскаты грома. Затишье»). Звучит текст.

Вопрос учителя:

«О каком явлении природы идёт речь?»

Текст:

«Душа моя улыбается так же, как и освежённо, повеселевшая природа… Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя освежённый, душистый запах… Не могу усидеть в бричке, бегу к кустам черемухи, рву мокрые ветки…, бью себя ими по лицу…» (Л.Н. Толстой).

Задание:

Подбор слов-ассоциаций.

Учитель:

«Какие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово «черёмуха»? Они могут быть связаны с ним по смыслу, ощущениям, звучаниям. Запишите их, присоединив к ним определения или другие слова, чтобы получились словосочетания».

Чтение словосочетаний.

Учитель:

««Попробуйте дать определение, что такое черемуха, и запишите его в тетрадь:              «Черёмуха – это…»»

Чтение определений.

IIІ. Задание:

Написание собственного текста (5-6 предложений) о черёмухе. Выразить своё отношение к черёмухе.

Чтение работ учащихся.

Работа с материалом (индивидуально). Работа с выданным текстом-распечаткой.

Задание:

Прочитайте текст. Разделите его на абзацы. Определите микротемы каждого абзаца. Напишите план. Определите тип речи.

                                                              Текст.

Неожиданно ласковый ветерок приносит, казалось бы, забытый аромат, пряный и чуть-чуть горьковатый. Маленькие салатные бутончики только ещё лопаются, но уже отдают запасы своей чарующей прелести. Поутру, резко выделяясь в ярко-зеленой оторочке береговой полосы, в этом месте лежит огромный белый ком. Со всех сторон спешат к нему пчелы, торопятся запастись сладким нектаром и пыльцой пахучих цветков. Несколько дней цветет черемуха, одаривая округу волнующим ароматом весны. Скоро с кустов начинают сыпаться снежинки, идет целая пурга – осыпается черемуховый цвет. Круглые лепестки плывут по воде, застилают траву белой накидкой.

                                                                  (Б.А. Тимофеев «Наедине с природой»).

Проверка выполнения заданий. План текста. Тип речи – описание.

  1. Бутончики черемухи.
  2. Пчелы спешат за сладким нектаром.
  3. Цветение черемухи.
  4. Черемуховый цвет осыпается.

Работа с учебником «Русский язык. 7 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и другие».

Упр. 456.

Чтение текста Н. Сладкова. Определение типа речи (рассуждение). Определение части, в которой формулируется ответ на поставленный вопрос.

Выборочное списывание (первый и второй абзацы). Подчеркнуть частицы НЕ и НИ. Выписать:

а) Наречия на –о, -е;

б) Краткие страдательные причастия.

ІІІ. Рефлексия.

Чему вы научились сегодня?

ІV. Домашнее задание.

 Написание сочинения-рассуждения «Любите ли вы природу?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Образ Дома в романе И.С.Шмелёва "Лето Господне"(глава "Чистый понедельник").Урок-творческая мастерская

Урок-творческая мастерская способствует развитию творческого мышления.раскрытию индивидуальности каждого ученика.Тема "Образ Дома"-центральная тема всей русской литературы,поэтому необходимо продолжат...

Урок творческой мастерской по русскому языку в 5 классе "Счастье-это мама !"

Ведется работа в парах,группах,индивидуально.Используется Интернет-ресурс(видеоролик,презентация,музыкальное произведение П.Чайковского "Времена года")На основе ассоциаций и услышанного текста ребята ...

Урок-творческая мастерская по литературе в 7 классе на тему "Милосердие - добродетель сердца".

Урок с использованием технологии творческих мастерских обращает внимание учащихся на актуальную в современном обществе проблему милосердия. Анализируя "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева...

Урок-творческая мастерская по теме "Площадь параллелограмма" 8 класс

УРОК ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕТЕМА: Площадь параллелограмма.Тип урока: творческая мастерская.Вид урока: урок изучения нового материала.Цель: формирование знаний и умений нахождения площади параллелограмма....

Урок-творческая мастерская на тему: «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе в 6 классе

Цели урока: познакомить со стихотворениями разных авторов о природе, проанализировать их; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь;способствовать воспитанию ...

Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)

Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...

«Урок – творческая мастерская по созданию книги о доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» в 6 классе)

«Урок – творческая мастерская   по созданию книги   о доброте»                    (по...