Игра «Поле лингвистических открытий» 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Дегтярева Наталья Александровна

Игра «Поле лингвистических открытий» 9 класс

Цель: Познакомить учащихся с этимологией как разделом науки о языке, развивать умение логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения, расширять круг знаний об ученых-лингвистах, обогащать словарный запас учащихся, побуждать к самостоятельной работе со словарями и справочной литературой, воспитывать интерес к языку, любовь к родному слову.

Подготовка:

1.Заранее определяются участники игры: ведущий, помощник ведущего, 9 игроков.

2.Предварительно участники получают задание подготовить краткие сообщения об ученых-лингвистах, которых они будут представлять в игре.

Первая тройка-М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев.

Вторая тройка: Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов, А.М.Пешковский.

Третья тройка: И.А.Бодуэн де Куртенэ, В.А.Богородицкий, Л.В.Щерба.

3.Загатавливают атрибуты игры:

·        Круг с секторами, на которых поставлены цифры, а также сектор «Приз»

·        Таблицы с именами ученых-лингвистов, которых представляют участники игры

·        Карточки с буквами, входящими в состав слов, используемых в игре

·        Призы(словари, справочная литература по предмету)

 

4.Оформление: выставка словарей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_pole_ling_9_klass.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Игра «Поле лингвистических открытий» 9 класс

Цель: Познакомить учащихся с этимологией как разделом науки о языке, развивать умение логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения, расширять круг знаний об ученых-лингвистах, обогащать словарный запас учащихся, побуждать к самостоятельной работе со словарями и справочной литературой, воспитывать интерес к языку, любовь к родному слову.

Подготовка:

1.Заранее определяются участники игры: ведущий, помощник ведущего, 9 игроков.

2.Предварительно участники получают задание подготовить краткие сообщения об ученых-лингвистах, которых они будут представлять в игре.

Первая тройка-М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев.

Вторая тройка: Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов, А.М.Пешковский.

Третья тройка: И.А.Бодуэн де Куртенэ, В.А.Богородицкий, Л.В.Щерба.

3.Загатавливают атрибуты игры:

  • Круг с секторами, на которых поставлены цифры, а также сектор «Приз»
  • Таблицы с именами ученых-лингвистов, которых представляют участники игры
  • Карточки с буквами, входящими в состав слов, используемых в игре
  • Призы(словари, справочная литература по предмету)

4.Оформление: выставка словарей.

Ход игры.

Ведущий: Мы приглашаем вас на игру «Поле лингвистических открытий». Сегодня она будет посвящена этимологии-разделу науки о языке, в котором рассматриваются слова языка с точки зрения их происхождения. Вы убедитесь, что заниматься этимологией интересно, увлекательно и полезно.

В нашем распоряжении оказалась машина времени. Благодаря ей к нам сегодня прибыли из прошлого известнейшие, выдающиеся ученые-лингвисты. Они с интересом приняли наше предложение принять участие в игре. Мы попросили их рассказать о том вкладе, который они внесли в развитие отечественного языкознания. Итак, мы приглашаем игроков первой тройки: знаменитого ученого-энциклопедиста М.В.Ломоносова, лингвиста А.Х.Востокова и одного из самых ярких русских филологов середины 19 века Ф.И.Буслаева.

1-й тур

-Это слово –имя существительное. По происхождению является страдательным причастием женского рода от глагола, имевшего значение «задержать». Производным от этого глагола является слово «запонка» (7 букв).

Ведущий: Пока барабан вращается, расскажите, пожалуйста, о себе, уважаемый Михаил Васильевич.

М.В.Ломоносов: Приветствую вас, друзья мои. Рад, что интересуетесь наукой лингвистикой. Ведь я стоял у истоков научной грамматики русского языка. В середине 18 века был опубликован мой труд «Российская грамматика» Мне первому, исследуя русский язык, удалось установить его произносительные и грамматические нормы, дать классификацию частей речи. Горжусь я и своей теорией трех стилей, которая позволила упорядочить употребление лексики старославянского (книжного) и обиходного русского языка. Теория эта стала действенным руководством для создания нового литературного языка.

Ведущий: Большое спасибо. Мы знаем, что основные положения вашей грамматики были раскрыты, дополнены в  трудах А.Х.Востокова. Просим вас, Александр Христофорович, сказать несколько слов о себе.

А.Х.Востоков:. Известно, что М.В.Ломоносов все части речи делил на знаменательные и служебные. Две части речи-имя и глагол-назывались главными, или знаменательными. Остальные-местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междометие-служебными. Я в своей русской грамматике 1831 года выделил прилагательное как особую часть речи. Наиболее известным стал мой труд «Рассуждения о словесном языке» (1820), в котором в результате сопоставления разных славянских наречий мне удалось определить звуковые значения древних буквенных обозначений. Например, я впервые понял, что в славянских рукописях буквы Ь (ер) и Ъ (ерь) обозначали краткие гласные.

Ведущий: очень рады знакомству с вами. И,наконец, слово выдающемуся ученому и блестящему педагогу, академику Ф.И.Буслаеву, чьи работы положили начало историческому преподаванию русского языка в учебных заведениях.

Ф.И.Буслаев:После окончания Московского университета я в течение ряда лет работал учителем русского языка и литературы. Мой методический опыт был обобщен в книге «О преподавании отечественного языка», опубликованной в 18 44 г. Спустя почти столетие, в 1941 г., этот труд был переиздан. И я горжусь тем, что мои научные и педагогические идеи оказались столь жизненными. Я убежден, что история языка неотделима от истории его носителей, их духовной жизни. Идея о необходимости исторического подхода в изучении языка, который я считаю единственно научным, получила свое развитие в книге «Опыт исторической грамматики русского языка», изданной в 1858году и впоследствии неоднократно переиздававшейся.

Ведущий: спасибо за интересные рассказы. Зрители  убедят нас сейчас в том, что они любят русский язык, знают ученых, ценят их труды.

В.И.Даль был писателем. Кто знает его псевдоним? (Казак Луганский)

Вы все пользуетесь «Орфографическим словарем» под редакцией Д.Н.Ушакова. Кто знает, сколько изданий выдержал этот словарь? (Более 40)

Словарь С.И.Ожегова очень удобен в использовании, это одна большая книга. А сколько там слов? (Более 80 000 слов)

2-тур.

-Это слово заимствовано в 19 веке из польского языка ,где оно имеет значение «стоять на коленях». В других славянских языках этот глагол обозначает следующее: в белорусском-«падать на колени», в болгарском-«сесть на корточки» Сравнение с другими языками (латинский и немецкий) указывает на первоначальное значение этого глагола-«гнуться». В современном русскому языке чаще употребляется в разговорной речи. (8 букв)

Ведущий: В игру вступают выдающийся лингвист, известный тем, что умел ставить перед собой и перед наукой глубокие вопросы, Ф.Ф.Фортунатов и его ученики, которые эти вопросы творчески решали,-Д.Н.Шахматов, и А.М.Пешковский. Расскажите, пожалуйста, о себе.

Ф.Ф.Фортунатов: Меня считают основателем московской лингвистической школы в области сравнительно-исторического языкознания. Особое значение имеют мои исследования в сфере славяно-балтийской акцентологии. Мне удалось открыть закономерности передвижения ударения от начала к концу слова. Мои ученики верно и глубоко поняли новые идеи учения о грамматической форме и развили их. Вам слово, А.А.Шахматов. Этот замечательный ученый в 1899 г. стал самым молодым в истории русской филологии академиков.

А.А.Шахматов: Интерес к филологии я стал испытывать рано и в 17 лет, будучи гимназистом, опубликовал свою первую научную статью «К критике древнерусских текстов» Мои научные интересы были сосредоточены в области истории и диалектологии русского и других славянских языков. Интересными для меня были и трудные вопросы русского синтаксиса, в частности систематизация видов односложных предложений. Главное для меня- верность языковому факту-принцип, которому подчинено освещение русской грамматики в трудах А.М.Пешковского.

А.М.Пешковский: Серьезным занятием научной деятельностью предшествовала моя работа в московских гимназиях. Мне очень хотелось познакомить своих 14-15-летних учеников с настоящей, научной грамматикой родного языка. Этот подход в дальнейшем отразился в написанных мной книгах. Вместе с моими читателями я наблюдаю, размышляю, экспериментирую. Моя главная книга «Русский синтаксис в научном освещении» издавалась семь раз с 1914 по 1956 годы. Работая над учебниками, я был убежден, что наука должна быть понятна и нужна каждому маленькому гражданину нашего государства. Я считаю, что без опоры на грамматические знания, на состав слова, без выделения морфем в слове при учете их лексического значения невозможно научиться грамотно писать. Без букв и грамматики не учат и математике.

3-й тур.

-Это существительное общеславянского происхождения является суффиксальным производным от звукоподражательного корня. От того же корня образованы существительные «бык», «букашка» (5 букв)

Ведущий: К участию в третьем туре приглашаем крупнейшего русского языковеда, одного из самых блестящих филологов 19-20 вв. Бодуэна де Куртенэ и его учеников В.А.Богородицкого и Л.В.Щербу.

Бодуэн де Куртенэ: Без лингвистического эксперимента невозможно понять сущность языка. Я проводил по несколько месяцев в экспедициях, изучая славянские языки и наречия, записывая их фонетические особенности. Из этих работ выросла моя теория фонем и фонетических чередований, которая и в ваши дни сохраняет свою научную ценность. Я первым начал применять в языкознании математические методы, доказывая, что язык можно не только бесстрастно изучать, но и направлять его развитие, сознательно воздействуя на него.

В.А.Богородицкий: Руководствуясь мыслью моего учителя о том, что сущность языка- в речевой деятельности, я создал в 1884 г. при Казанском университете первую в России экспериментально-фонетическую лабораторию, широко поставив инструментальное изучение русской фонетики с помощью приборов. Инструментальная фонетика помогает добиться такой деятельности в анализе языка, о которой и не могли мечтать языковеды 19 века, научившиеся на слух определять и классифицировать звуки.

Л.В.Щерба: Область инструментальной фонетики оказалась весьма перспективной, и я влед за своим учителем, используя лингвистический эксперимент, разрабатывал теорию фонем как звуковых типов, способных служить для различения слов. Круг моих научных интересов не замыкался на фонетике. Я придавал большое значение исследованию живой разговорной речи был верен, что лишь с помощью эксперимента можно постичь истину.. Свою карьеру я начал с разработки магистерской диссертации, посвященной одному из малоизученных славянских наречий.

Игра со зрителями.

Это существительное является формой множественного числа от заимствованного в 18 веке из польского языка слова со значением «зной», «жара». Польское слово восходит к латинскому «собачка», которое в переносном значении означало звезду Сириус. Эту звезду греки считали источником жары. Отсюда развилось современное значение этого существительного.

Каким же словом называем мы сейчас то время, которое в латинском языке называлось словосочетание «собачьи дни» ? (8 букв)

Финальный тур.

Это имя прилагательное общеславянского происхождения. Первоначальное значение его-«подобный дереву» (по высоте и крепости) (8 букв)

Победителю предлагается участие в суперигре.

Суперигра.

Этот глагол образован на базе греческого сочетания, звучащего примерно как «курии елисон» ( в переводе- господи, помилуй) В русском языке значение этого глагола изменилось весьма существенно, что,возможно, связано с представлением о нестройном пении (10 букв)

Ведущий: Умчалась машина времени, оставив нам новые знания о родном языке и знаменитых ученых-лингвистах, посвятивших жизнь их изучению.

Ответы на задания:

1-й тур-запятая

2-й тур-клянчить

3 –й тур-пчела

Игра со зрителями-каникулы.

Финальный тур-здоровый

Суперигра-куролесить в значении «озорничать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Поле чудес "По следам географических открытий"

Данное мероприятие проводилось в рамках Недели химии, биологии  и географии для 7 - 11 классов...

Математическая игра "Поле чудес", 7 класс.

Математическая игра проводится в рамках недели математики. Для каждой тройки проводится свой отборочный тур, предусмотрена игра со зрителями. Игра развивает сообразительность, логическое мышление, мат...

Открытый урок-игра "Поле чудес" по теме "Басни Крылова"

Урок позволяет не только обобщить знания по теме "Басни Крылова", но и сделать это в нетрадиционной форме. Веселая перезентация с музыкой делает урок запоминающимся и ярким. Презентация к уроку тяжела...

игра "Поле чудес" 3 класс, к учебнику Биболетовой.

Презентация игры "Поле чудес" для обучающихся 3 класса по учебнику Биболетовой....

игра "Поле чудес" 4 класс, к учебнику Биболетовой.

игра "Поле чудес" 4 класс, к учебнику Биболетовой....

Открытый классный час в форме игры "Поле Чудес"

Ребята побывают на Поле Чудес и проведут увлекательную и поучительную игру «Дом, в котором мы живём»....