Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
В рабочей программе "Речевой этикет" представлено содержание факультативного курса, тематическое планирование, формы работы, предполагаемый результат и дополнительная литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_rus.docx | 42.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Речевой этикет» предназначена для учащихся 7 класса средней общеобразовательной школы. Создана на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: элективные курсы / [авт.-сост. С.И.Львова]. – 3 –е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009.
Программа рассчитана на 34 часа и выстроена таким образом, что учащиеся в рамках факультативных занятий могут овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета. Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определённую коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления доброжелательного контакта в процессе общения. Курс направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся потребности к речевому совершенствованию и таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.
Цель факультативного курса:
- овладение понятием культура речевого общения
- обогащение речи разнообразными этикетными формулами
- формирование коммуникативных умений
- воспитание у учащихся потребности к речевому совершенствованию
- углубление и систематизация лингвистических знаний
Задачи факультативного курса:
- расширить знания о культуре речевого общения
- совершенствовать основные виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
- усвоить основные правила русского речевого этикета
- обогатить речь учащихся этикетными формулами
- научить осознавать этикетную роль интонации, а также невербальных средств общения : жестов, мимики
- сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения.
Содержание программы факультативного курса « Речевой этикет»
Роль речевого этикета в общении (14 часов)
Речевое общение : единство двух его сторон. Формы общения (устные и письменные). Сферы речевого общения. Культура речевого общения. Этикет как совокупность правил поведения. Речевой этикет как правила речевого общения. Общая характеристика норм речевого этикета. Речевая ситуация; её основные характеристики. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Интернациональные и национальные особенности речевого этикета. Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения. Особенности речевого этикета в официально – деловой, научной и публицистической сферах общения. Вежливость как непременное условие речевого общения. Анализ и оценка поведения в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.
Основные формулы речевого этикета (20 часов)
Использование этикетных выражений для установления контакта в ходе речевого общения. Основные виды речевых ситуаций , в которых используются устойчивые формулы речевого этикета. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях.
Речевая ситуация обращения и её разновидности. Из истории правил этикетного обращения в России, устаревшие этикетные формулы. Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству. Из истории русских имён, отчеств и фамилий. Варианты личного имени ; употребление их в официальной и разговорной речи. Правильное произношение русских отчеств.
Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.
Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы.
Речевая ситуация извинения : разные языковые способы его выражения.
Виды комплимента.
Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях.
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного.
Речевой этикет современной молодёжи. Молодёжный сленг и отношение к нему.
Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов ( здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и др.)
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.
Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.
В результате изучения тем факультативного курса «Речевой этикет» учащиеся
должны знать:
- формы и сферы речевого общения
- общую характеристику норм речевого этикета
- основные характеристики речевых ситуаций
- национальные особенности речевого этикета
- особенности речевого этикета в разных сферах общения
- способы разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета
- этимологию наиболее употребительных этикетных слов
должны уметь:
- использовать этикетные выражения для установления контакта
- использовать в разных речевых ситуациях правила этикетного обращения
- правильно употреблять местоимения ты и Вы в русской речи
- выражать просьбу разными грамматическими способами и с помощью разнообразных этикетных формул
- использовать разные языковые способы поддержания доброжелательного тона во время дискуссии, спора и т.д.
- научиться правилам общения в виртуальных дискуссиях, в тематических чатах Интернета.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Ведущая форма проведения |
1 | Речевое общение : единство двух его сторон. | Лекция | |
2 | Сферы речевого общения. | Беседа | |
3 | Культура речевого общения. | Лекция с элементом практ.заданий | |
4 | Этикет как совокупность правил поведения. | Лекция | |
5 | Речевой этикет как правила речевого общения. | Лекция, беседа | |
6 | Общая характеристика норм речевого этикета. | Лекция | |
7 | Речевая ситуация; её основные характеристики. | Лекция + практикум | |
8 | Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. | Моделирование речевой ситуации | |
9 | Интернациональные и национальные особенности речевого этикета. | Лекция | |
10 | Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения. | Беседа | |
11 | Особенности речевого этикета в официально – деловой, научной и публицистической сферах общения. | Беседа + практикум | |
12 | Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации. | Моделирование речевой ситуации | |
13 | Типы поведения людей в конфликтной ситуации. | Моделирование речевой ситуации | |
14 | Способы разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета. | Беседа + практикум | |
15 | Использование этикетных выражений для установления контакта в ходе речевого общения. | Беседа | |
16 | Основные виды речевых ситуаций , в которых используются устойчивые формулы речевого этикета. | Беседа + практикум | |
17 | Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях. | Беседа + практикум | |
18 | Речевая ситуация обращения и её разновидности. | Лекция + практикум | |
19 | Из истории правил этикетного обращения в России, устаревшие этикетные формулы. | Лекция | |
20 | Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству. | Лекция + практикум | |
21 | Из истории русских имён, отчеств и фамилий. | Лекция | |
22 | Варианты личного имени ; употребление их в официальной и разговорной речи. | Практикум | |
23 | Правильное произношение русских отчеств. | Практикум | |
24 | Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи. | Моделирование речевой ситуации | |
25 | Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы. | Моделирование речевой ситуации | |
26 | Речевая ситуация извинения : разные языковые способы его выражения. | Моделирование речевой ситуации | |
27 | Виды комплимента. | Беседа + практикум | |
28 | Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. | Беседа | |
29 | Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного. | Беседа + практикум | |
30 | Речевой этикет современной молодёжи. Молодёжный сленг и отношение к нему. | Конференция | |
31 | Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов ( здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и др.) | Проектная деятельность | |
32 | Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. | Беседа | |
33 | Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. | Практикум | |
34 | Характеристика толковых словарей русского речевого этикета. | Лекция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»
Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...
Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса
"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....
Рабочая программа и КТП по речевому этикету 7 класс
Программа по факультативному курсу «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель С.И.Львова Мн...
Рабочая программа "Школа Этикета"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНа сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, п...
Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"
Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....
Рабочая программа «От этикета до делового общения»
Рабочая программа «От этикета до делового общения»...
Рабочая программа кружка "Этикет"
Основная особенность курса внеурочной деятельности по данной программе – его ориентация на повышение культуры поведения и общения молодежи, интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Э...