Роль знаков препинания в письменной речи
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Цифровой образовательный ресурс предназначен для уроков русского языка, посвященных теме "Пунктуация простого предложения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ?
Цель работы : расширить сведения о знаках препинания, провести наблюдения за их функционированием в языке и художественном тексте. Задачи исследования : - рассмотреть становление и развитие системы пунктуационных знаков препинания в истории русского языка; - определить функциональную значимость знаков препинания; - показать вариативный характер русской пунктуации; - оценить характер нормы использования в авторских текстах запятой, многоточия и тире.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ – ЭТО КАК НОТНЫЕ ЗНАКИ. ОНИ ТВЕРДО ДЕРЖАТ ТЕКСТ И НЕ ДАЮТ ЕМУ РАССЫПАТЬСЯ. К.Г. Паустовский. ! , ; ? . . . . . . ? ! , ; . . . ; ,
Большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался «вместительным». “ Грамматика словенская ” Мелентия Смотрицкого
“ Тире ” восходит к французскому “ черточка ” .Как только не называли этот знак : черная полоса чернил, “ молчанка ” , длинная черта, горизонтальная черта, знак пресечения. Этот знак впервые стал применять Н.М. Карамзин, русский писатель и историк.
Знаки препинания имеют двоякое назначение: способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Кроме того, при помощи членения и графической организации письменного текста можно «передать читающему смысл написанного таким, каким он воспроизводится пишущим»
Знаки препинания выделяющие отделяющие ‘ ’ - - ( ) “ ” . ? ! , ; : - …
К. Г. Паустовский в повести «Золотая роза» вспоминает, как однажды знакомый писатель принес в редакцию газеты «Моряк» рассказ. Это произведение было интересно по теме, но совершенно нечитаемо. И вот корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив и не вписав ни одного слова.. На следующий день Паустовский прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная литая проза. Все в нем стало выпуклым и ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом не было выброшено или прибавлено ни одного слова. - Это чудо! - сказал писатель корректору. - Как вы это сделали? -Да просто расставил правильно все знаки препинания. Особенно тщательно расставил точки и абзацы. Это великая вещь, мой милый. Еще Пушкин говорил: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». Рассказ был напечатан. На следующий день в редакцию ворвался его автор. Он был без кепки, глаза его горели непонятным огнем. Писатель требовал того, кто прикасался к его творению. Редактор сознался, что он на правах корректора расставил знаки препинания. И тогда писатель обнял его и произнес: - Спасибо. Вы дали мне чудесный урок. Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам.
Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку несут на себе огромную смысловую нагрузку. М.В. Ломоносов сказал, что о запятой "можно написать великую книгу". Справедливо будет сказано, что написать такую книгу можно о любом знаке препинания - так интересна история каждого пунктуационного символа.
Тире как пунктуационный знак одними из первых употребили Павел Фонвизин, брат Дениса Ивановича Фонвизина, Николай Михайлович Карамзин и Гавриил Романович Державин. В синтаксической сказке Ивана Штефмана "Запятая" (1904) о тире сказано следующее: "Воспитанное и скромное", оно "скорей смолчит, нежели что-либо возразит". "Гордое", "образованное" Тире появлялось лишь при важнейших случаях».
Тире Тире в наши дни - очень популярный, энергичный и экспрессивный знак препинания. Знаком "неожиданности" — смысловой, интонационной, композиционной — удачно окрестила тире Н.С. Валгина. Так, в прозе Бориса Пильняка эффект "неожиданности" усиливается употреблением последовательности из двух и более тире в позиции одного пунктуационного знака: «В голове окончательно спутаны мозги, бред, ерунда, а желудок, кишечник, — желудок лезет в горло, в рот — — — — и тогда все равно, безразлично, нету качки, — единственная реальность — море, бред, ерунда — —» (Борис Пильняк. «Заволочье»).
Многоточие «Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…», - так сказал о нём Владимир Набоков.
Заключение Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда, даже и вместо слов.
Человек потерял запятую - стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало – он ко всему стал относиться бесстрастно, равнодушно, без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. Никакие события не вызывали у него любопытства, где бы они ни происходили : на Земле, в космосе или даже в собственной квартире. А вскоре он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, так как совсем разучился мыслить. Короче, дошел до точки. А. Каневский ! ? . . , БЕРЕГИТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Систематизация и обобщение по теме: "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи".
Материалы этого урока можно использовать при повторении темы : "Прямая речь"....
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/03/picture-787783-1462286231.jpg)
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Конспект урока "Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи". 11 класс/второй курс СПО...
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Урок русского языка в 8 классе по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" является началом изучения темы "Способы передачи чужой речи" по программе Л. М. Рыбченковой....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/15/picture-814483-1473940397.jpg)
Конспект урока: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/05/picture-1447296-1672916393.jpg)
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Презентация. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Учащиеся знакомятся с понятиями прямая речь и слова автора, формируют умения составлять предложения с прямой речью и правильно ставить ...