Материал для изучения фразеологии "Учимся говорить образно"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Презентация содержит интересный материал по фразеологии для подготовки учащихся 7-9 классов к олимпиадам по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.pptx | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эти фразеологизмы вам известны. Они делают нашу речь образной, эмоциональной. Рассеиваться как дым –исчезать Стреляный воробей – опытный Не в бровь, а в глаз - метко Намять бока –побить Как снег на голову – неожиданно Хоть глаз выколи – темно Держать язык за зубами –молчать Яблоку негде упасть -тесно
А теперь сами вспомните фразеологизмы, в которых упоминаются животные. Во фразеологизмах часто звучат названия животных. Знаете ли вы значения таких оборотов? Соотнесите фразеологизм со значением. Козёл отпущения - про человека, который не делится тем, что не нужно ему самому Держать в ежовых рукавицах - лицо, которому достается за чужие грехи Заблудшая овца (овечка) - о трудолюбивом человеке, безотказном работнике. Черепашьим шагом - о человеке, чьи качества, возможности неясны, неизвестны Делить шкуру неубитого медведя - очень строго и сурово обходиться с кем-либо Тёмная лошадка - очень медленно Рабочая лошадка - человек, сбившийся с правильного жизненного пути Собака на сене - лицо, которому достается за чужие грехи.
Медвежья услуга Медвежий угол Гнаться за двумя зайцами Голодный как волк Львиная доля Дайте толкование фразеологизмам.
дробина зонтик масленица пятая нога седло хвост Что кому, Вспомните известные вам устойчивые выражения по опорным словам и распределите между животными слова из списка. Каково их значение? СОБАКЕ -,СЛОНУ -, РЫБКЕ-, КОТУ-, КОБЫЛЕ-, КОРОВЕ- .
К некоторым фразеологическим оборотам художник сделал иллюстрации, он понял эти выражения буквально, т. е. в прямом смысле. Назовите эти фразеологизмы, объясните их значение.
Раскройте значения этих фразеологизмов. Проверь себя: Стоять на часах, закрыть рот на замок(а может, сидеть под замком), висеть камнем на шее( а может…?), уткнуться в книгу, сидеть на шее, сесть в калошу
Вспомните фразеологизмы про голову, шею и составьте аналогичные задания. Шуточные вопросы. 1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Что это? 2. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают деньги и слова те, кто их не ценит. Что это? 3. Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. Что это?
Их значения связаны с какими-то историческими событиями, укладом жизни, бытовыми явлениями. Почему мы так говорим? Объясните значение и происхождение фразеологизмов: казанские сироты, попасть в переплёт, коломенская верста, лить колокола, гол как сокол, лясы точить, тёртый калач, бить баклуши, на воре шапка горит, канитель тянуть, затрапезный вид
Баклуши бить . Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить) баклушу считалось лёгким делом, которое обычно поручалось старикам или детям. Отсюда бить баклуши — заниматься пустяками, бездельничать Казанская сирота. После завоевания Казани русский царь Иван IV щедро наградил отдельных татар. Многие татары злоупотребляли добротой русских и, прикидываясь бедными, назойливо требовали наград. Прикидываться казанским сиротой — притворяться бедняком Попасть в переплёт . Переплёт - сплетенная из веток ловушка для рыб. Попасть в переплёт – попасть в затруднительное, опасное или неприятное положение.
Лясы (балясы) точить, балясничать Выражение это происходит от слова балясины (так назывались фигурные столбики для лестничных перил, которые вытачивались на токарных станках). Занятие это считалось нетрудным и весёлым, мастера шутили, балагурили, пели. Балясы точить - балагурить, пустословить для потехи.
Затрапезный вид. Пётр I в своё время передал основанную им ткацкую фабрику одному купцу — Ивану Затрапезникову . Фабрика изготовляла грубую и дешёвую ткань. С тех пор о человеке в измятом, потрёпанном и грязном платье говорят: у него затрапезный вид. На воре шапка горит. Происходит это выражение от старинного анекдота. На базаре искали однажды вора, не смогли найти и обратились к знахарю. Знахарь вдруг крикнул в толпу: «Поглядите, на воре шапка горит!» Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так говорят о человеке, который невольно выдаёт себя нечаянным словом или движением.
Иудин поцелуй- предательский поступок, лицемерно прикрываемый проявлением любви, дружбы. Родом из Библии Библейская фразеология раньше была понятна и распространена. В советские годы она значительно сократилась в объеме. В результате многие фразеологизмы стали мало понятны и потеряли связь с хорошо известными прежде библейскими сюжетами и образами. Однако в последнее время вновь возник интерес к книгам Священного Писания, что привело к более активному употреблению устойчивых оборотов библейской тематики.
Заблудшая овца. Хороший человек, который в силу различных обстоятельств сбился «с пути истинного» Запретный плод. Недоступное, запрещенное бывает особенно заманчивым и соблазнительным, а вся сладость нередко – в нарушении запрета. Терновый венец. Символ страдания, тяжелый, мучительный путь. Колючий терновый венец, надетый воинами на голову Иисусу перед казнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - соревнование по риторике " Учимся говорить"
Разработка внеклассного мероприятия по развитию речи для учащихся 6-8 классов...
Мультимедийная обучающая программа "Развитие речи.Учимся говорить правильно".
Обучающая программа для развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошколього и младшего школьного возраста.Программа состоит из четырёх разделов по этапам развития речи:от неречевых звуков ...
"Учимся говорить!" (логопедический утренник для младших школьников)
ЛЛогопедический утренник для младих школьников. Цели: коррекционные: закрепление в игровой форме умений и навыков правильного выполнения артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимна...
Учим говорить особенного ребёнка (1часть)
Автор: Т. Н. Тищенко Источник: интернет Учим говорить особенного ребёнка (1часть)...
Учим говорить особенного ребёнка (2часть)
Учим говорить особенного ребёнка (2часть)Автор: Т. Н. Тищенко Источник: интернет...
Путешествие по страницам лесной книги (учимся говорить и писать выразительно)
Показатель возможности употребления средств худ. выразительности в речи, научить учащихся употреблять различные ср-ва худ. выразительности при создании творческих работ...
Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).
Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...