Исследовательская работа "Лексика русского языка. Исследование молодежного жаргона и его функций"
проект по русскому языку (10 класс) на тему

Мушта Валентина Ивановна

Лексика русского языка.

Исследование молодежного жаргона и его функций

Выполнила: Сычева Виктория

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sychyova_vika.doc400.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Лексика русского языка.

Исследование молодежного жаргона и его функций.

исследовательская работа

 

                                                   Выполнила:

обучающаяся Х «Г» класса

Сычева Виктория Сергеевна

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

                                                   Мушта Валентина Ивановна

г. Бутурлиновка

Воронежской области

2017

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3стр

Основная часть:

Глава I  План исследования……………………………………………..……..4стр.

Глава II История возникновения жаргона, сфера употребления……………5стр.

Глава III  Виды жаргона…………………………………………..……………5стр.

Глава IV

Что оказывает влияние на развитие молодёжного жаргона ?………………6 стр.

Глава V Молодёжный жаргон и его функции………………………………7 стр.

Заключение………………………………………………….…………………10стр.

Список используемой литературы……………………………………………11стр.

Приложение……………………………………………………………………12стр.

Введение

        Обоснование выбора темы. Сегодня, в начале XXI века, остро встаёт вопрос о культуре речи. Русский язык претерпел множество не самых лучших изменений. Огромный поток заимствований и жаргонизмов вызывает беспокойство не только языковедов.

         Проблема: многие люди ориентируются на такой язык и считают его эталоном хорошей русской речи, и особенно это заметно в молодёжной среде.

        Объективная реальность сегодня -  жаргон школьников. И хотя некоторые учёные считают увлечение жаргонными словами «детской болезнью», существует опасность изменить ими настоящий литературный язык. Думаю, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, так как это всё равно не приведёт к желаемому результату. Нужно искать какие-то  другие подходы к решению этой проблемы.

        Я поставила перед собой цель: исследовать и  критически осмыслить употребление жаргонизмов в речи своих одноклассников и учеников нашей школы.

        Наметила следующие задачи:

  • изучить литературу о жаргонизмах;
  • составить и охарактеризовать словарь жаргонизмов, употребляемых в речи школьников;
  • определить мотивы употребления наиболее часто встречающихся жаргонизмов;
  • выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без жаргона;
  • определить положительную и отрицательную стороны употребления жаргонизмов.

Считаю наиболее эффективными следующие методы исследования: изучение соответствующей литературы, опрос, наблюдение, анкетирование,  анализ.

Объект исследования: речь школьников.

Предмет исследования: жаргонизмы.

Основные методы исследования: сбор языкового материала, анкетирование, статистические методы обработки полученных результатов, семантико-стилистический анализ, классификация и синтез собранного материала.

            Изучив специальную литературу, узнала, что жаргон – своеобразный социальный диалект, свойственный определённым группам людей. Составной частью жаргонов являются жаргонизмы – обиходно-бытовая лексика и фразеология, характеризующаяся социально ограниченным употреблением.

Гипотеза: я  предположила, если   многие школьники считают жаргоны необходимыми словами, неужели без них действительно нельзя обойтись?

 Актуальность. Наше молодое поколение хочет быть успешным. Но мало кто задумывается над тем, что это напрямую связано с культурой нашей речи. Считаю, что школьники должны внимательно, вдумчиво относиться к своей речи,  стараться овладеть чистой, грамотной и выразительной речью, меньше использовать жаргон. Хочется помочь им научиться уважать  родную речь и, следовательно, самих себя.

Практическая значимость:  в 2005 году принят Федеральный Закон «О государственном языке Российской Федерации», но исполнения этого закона никто не требует, поэтому людям неравнодушным необходимо бороться за чистоту родного языка. Этот материал можно использовать на уроках русского языка, родительских лекториях, на классных часах, я сама готова пропагандировать это материал.

                         

  Глава I  План исследования

  1. Определение проблемы исследования: каковы отрицательная и положительная стороны употребления жаргонизмов в речи школьников?
  2.  Изучение специальной литературы. Знакомство со статьёй Сиротининой О. Б. «От кого зависит судьба русского языка?», работа со Словарём русского языка Ожегова С. И., статьёй Винокура Т. Г. «Заповеди культуры речевого поведения».
  3. Опрос учащихся 9 - 11 классов с целью выяснения, знают ли они значения некоторых жаргонных слов, употребляемых  старшими школьниками.
  4. Общее анкетирование школьников 9 – 11 классов.

V)        Анализ полученных данных.  

            VI)  Наблюдение за речью учащихся нашей школы с целью составления словаря жаргонных слов и их анализа с точки зрения значения и этимологии. 

Глава II История возникновения жаргона 

Жаргон – речь какой-нибудь социальной группы, объединённой общими интересами, отличающаяся от общенародного языка словами, выражениями преимущественно искусственного образования.[1]

Это слово возникло во французском языке в XII веке и первоначально означало «чириканье». Затем оно стало означать «непонятный язык», а ещё позже – «испорченный язык».

В России жаргоны также существовали издавна. Они возникли ещё в феодальной Руси на основе русского языка в особых исторических и социальных условиях. Ярким примером этому явлению будет жаргон офеней – мелких торговцев, который состоял из исковерканных до неузнаваемости форм и слов литературного русского языка. Таким способом офени обменивались информацией, не предназначенной для чужих ушей. Другая причина появления жаргона – скрыть, замаскировать преступный характер своих замыслов и действий (такова речь преступников).[2]

От обычной речи всех говорящих по-русски жаргон отличается, главным образом,  своим словарным составом – лексикой.

Глава III  Виды жаргона

Школьный жаргон

В школе часто используются слова и выражения, которые ясны товарищам, но не всегда понятны окружающим. Они и составляют школьный жаргон. Носителями его являются исключительно школьники.

 1.Жаргон школьников и сфера школы.

Данная группа очень обширна, но некоторые ее значения (прозвища учителей), например, учителей разных предметов носят ярко-выраженный индивидуальный характер и реализуются в речи учеников лишь той школы, где были выработаны.

2.Жаргон школьников и сфера досуга.

К сфере досуга в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как дискач, поп, рок, попса, кореша, тусовка, замочить, махаться. Для слов этой группы характерно преобладание значений, заимствованных из других жаргонов, например, музыкального.

3.Жаргон школьников и сфера быта.

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп: называющие части тела, одежду, обувь, называющие различную бытовую технику

4.Сфера оценки в жаргоне школьника.

Слова сферы оценки можно разделить на две группы:

-взаимодействие школьников друг с другом: чувак, браток, братиша, чувачок, Кент, мелочь (ученики младших классов). Эти обращения употребляются наиболее часто.

-лексика оценки: шик, отпадно, круто, супер, потрясно, зашибись - положительная оценка; фигово,  облом,  фигня, пипец – отрицательная оценка.

Студенческий жаргон

Студенты - это люди, которые еще тесно связаны с бывшей школой, со школьными привычками, с домом, поэтому жаргонные слова встречаются в их языке.

Жаргон абонентов сотовой связи

Появление и распространение сотовых телефонов также не могло не отразиться на языке. Когда сотовые телефоны получили широкое распространение, соответствующие термины и жаргонизмы были перенесены из сферы вычислительной техники в сферу сотовой связи.

В дальнейшем наиболее частые жаргонные слова, называющие объекты, явления и действия, которые относятся к сфере сотовой связи, вероятно, найдут свое отражение в словарях и окончательно закрепятся в языке, как это произошло после того, как в нашу жизнь прочно вошло телевидение.

Глава IV  Что оказывает влияние на развитие  жаргона?

1.Развитие компьютерных технологий

Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов. (клава, инет, комп, мышь и т.д.)

2. Современная музыкальная культура

Одно из увлечений молодёжи – музыка. Она является частью жизни молодых людей. Современная музыка – смесь различных культур, музыкальных направлений, результат композиторских экспериментов. (попса, сбацать, плэйлист и т.д.).  Часто молодые люди придумывают прозвища музыкальным группам и исполнителям.

           3.Иностранные языки

Английский язык в молодёжных кругах считается самым «модным» и самым перспективным для изучения. Многие молодые люди знакомы с ним. Поэтому многие молодёжные жаргонизмы – это слова, которые заимствованы с английского языка. Фифти-фифти (fifty-fifty) – 50 на 50, респект - уважение, чейндж – обмен, лузер – неудачник, дринк - напиток, пипл – люди, ноу проблемз (No problems) - Без проблем[3]

            5.Компьютерные игры, видео, мультфильмы

Очень много жаргонных слов приходит в речь молодёжи из компьютерных игр, но чаще всего эти слова специфичны (прошел третий уровень, гильда - объединение игроков, нуб - начинающий игрок,  чар -  персонаж, моб – монстр).

Глава V Молодёжный жаргон и его функции

 Молодёжный жаргон – это особый язык молодых людей, с помощью которого они общаются.

        Я провела анкетирование среди учащихся 9, 10 и 11 классов (см. приложение таблицы № 1, 2) и выяснила, что употребляется молодёжный жаргон как в неформальной обстановке: в клубе, на дискотеке, на улице, в компании друзей, среди молодёжи, так и в официальной, например, в школе. Причём 28%  школьников считают, что пользоваться молодёжным сленгом можно везде.

Из 50 человек  только семь  (7,8%) не употребляет в своей речи жаргонизмы, объясняя это тем, что хочет быть культурным человеком. Остальные 92,2% находят причины для употребления молодёжного жаргона, включая успешных учеников. (см. приложение № 1)

Девятиклассники  основными  причинами (см. приложение № 2) употребления жаргона называют следующие:

  • все так говорят – 47%
  • так проще и удобнее – 43%
  • так интереснее – 5%
  • нравится – 5%

Десятиклассники  (см. приложение № 3):

  • все так говорят – 23%
  • так проще и удобнее – 38%
  • в зависимости от круга общения–14 %
  • модно – 25%

У одиннадцатиклассников более широкий спектр причин (см. приложение № 4):

  • привычка – 51%
  • такая компания – 13%
  • такое время – 6%
  • модно – 6%
  • нравится – 6%
  • без них трудно – 6%
  • вынуждает круг общения – 6%
  • это слова-паразиты – 6%

Из этого перечня причин можно сделать следующие выводы: 15-16-летние подростки воспринимают молодёжный жаргон как нечто само собой разумеющееся и позитивное, (см.приложение5) подростки 16-17 лет оценивают это явление не столь однозначно и не столь позитивно: только 6% подростков этого возраста считают молодёжный жаргон модным и приносящим радость. Другие – 51% - пользуются им по инерции (привыкли – и не хочется ничего менять), а третьи – 43% - вынуждены так говорить, потому что этого требует время, молодёжная компания, потому что жаргонизмы – это слова-паразиты. (см. приложение 6)

         Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: чем старше становится    

подросток, тем меньше у него желание употреблять жаргоны. Ведь старшеклассники не только называют причины, по которым они употребляют жаргонизмы, но и вместе с тем объясняют, почему они не могут не употреблять их.

Молодёжный жаргон так же, как литературный или разговорный языки,  используется для передачи информации. В его лексике широко используются глаголы, имеющие значение понимания, усвоения информации: (см.приложение7)

  • «вкурил» - понял;
  •  «допёр» - понял;
  • глаголы, несущие в себе значение общения:
  • «базарить» - разговаривать;
  • «балаболить» - разговаривать;

     Среди наречий можно выделить всего одну группу по значению: это наречия образа действия:  

  • «без поняток» (непонятно)
  • «до лампочки», «по барабану», «фиолетово» (всё равно),

Все они не просто обозначают признак какого-то действия, но и несут определённую эмоциональную нагрузку.

Среди слов состояния мы также выделим одну смысловую группу: слова,   обозначающие одновременно и физическое, и душевное состояние человека: «колбасит», «плющит», «таращит», «колошматит»  –  состояние, при котором человек испытывает недомогание.

Наибольший интерес представляют собой устойчивые выражения, использующиеся в молодёжном жаргоне. Их довольно много. И оценки, которые они несут в себе, более разнообразны.

Небольшая группа устойчивых выражений содержит в себе критическую оценку определённой ситуации (поступка): «щас, лыжи смажу» – в ситуации, когда  отказываешься выполнять просьбу (приказ); «началось в деревне утро» – о ситуации, которая неоправданно начинается сначала.

Популярность именно этих языковых средств, на мой взгляд, объясняется тем, что с их помощью можно эмоционально, кратко и точно обрисовать не только состояние человека, но и целую ситуацию. А такое многообразие выражений можно объяснить желанием подростков разнообразить свой язык, сделать его более выразительным и, наконец, проявить свою индивидуальность.  Напомним, что при опросе подростков 90% д объяснили причину употребления ими молодёжного жаргона тем, что все так говорят и что так проще и удобнее общаться.

            Почему тинэйджеры куда проще находят общий язык со своими сверстниками, нежели чем взрослые? Потому, что говорят на своём языке, языке, понятном только им и, как следствие, объединяющим их. К тому же молодёжный жаргон, как и литературный язык, имеет свои фразы-клише, устанавливающие контакт.

Итак, мы установили функции молодёжного жаргона, объяснив тем самым и причины его употребления.

Вывод

Главной целью моей работы стало изучение особенностей молодёжного общения. Основной задачей - выяснение того, что такое молодёжный жаргон и каковы его функции.

Я выяснила, что молодёжный жаргон – это особый язык молодого поколения. Мною был составлен краткий словарь молодёжного сленга.

Также я выявила сферы употребления молодёжного жаргона. Установила причины его употребления, выявила функции молодёжного языка. Все слова и выражения, используемые носителями молодёжного жаргона, имеют определённую окраску, то есть передают определённые чувства говорящих,  которая весьма важна для молодых. 

Каков же прогноз на будущее для молодёжного жаргона? Опрос, проведённый мною, позволил сделать следующие выводы: 15-16-летние подростки активно употребляют молодёжный жаргон, подростки 16-17 лет также являются  его носителями, но только малая часть подростков этого возраста считают молодёжный жаргон модным. Большая их часть пользуется им по привычке. А ещё часть подростков вынуждена так говорить, потому что этого требует их окружение.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: чем старше становится подросток, тем меньше у него желание употреблять молодёжный сленг.

Оптимизм в отношении русского языка внушают некоторые положительные    моменты: в 2005 году принят Федеральный Закон «О государственном языке Российской Федерации»; в  рамках Федеральной программы «Русский язык» Правительством России 2007 год объявлен Годом русского языка; возрождение Дня славянской письменности в нашей стране. В 1985 году состоялись празднества в честь Кирилла и Мефодия, по всей стране отмечался День просвещения, 2016 год объявлен Годом литературы, ежегодно проводится тотальный диктант и Всероссийский конкурс сочинений.

Список используемой литературы

  1. Абрамова С.В. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Русский язык. Методическая газета для учителей словесников, № 22, 2016.
  2. Винокурова Т.Г. Заповеди культуры речевого этикета. М: Русский язык 2015г.
  3. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И.,.Василевская И.А; Под ред. В.В.Иванова. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / – М.: Просвещение, 2013г.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008 г.
  5. Сиротина О.Б. От кого зависит судьба русского языка? М.: Просвещение, 2014г.

Приложение

Приложение 1

В таблице  №1  показаны результаты  анкетирования употребления  жаргонов среди молодёжи  14-18 лет в устной речи. Диаграмма демонстрирует процент соотношения подростков, употребляющих жаргонизмы и   обходящихся без них. Опрос, проведённый   02.12.2016 по 15.02.2017, показал, что только 7,80%  могут обходиться без употребления жаргонов в устной речи.

Приложение 2

В таблице  №2  показаны результаты  анкетирования среди  одноклассников (10А, 10Б, 10В, 10Г классы МБОУ Бутурлиновской СОШ), юноши и девушки 16-17 лет, в опросе принимали участие 34 человека, все из них собираются продолжить обучение в высших учебных заведениях. Обучающиеся 10 класса отвечали на предложенный вопрос: «Почему вы в речи используете жаргоны?»  Диаграмма демонстрирует процент соотношения ответов. Опрос, проведённый   02.12.2016 по 15.02.2017, показал, что  90%  молодежи используют их лишь только потому, что так проще выразить свою мысль или потому, что все так говорят, т.е.  им хочется быть «как все».

           

Приложение 3

В таблице  №3  показаны результаты  анкетирования среди  обучающихся среднего звена (7-9  классы МБОУ Бутурлиновская СОШ ), мальчики и девочки  14-15 лет, в опросе принимали участие 168 человек. Обучающиеся отвечали на предложенный вопрос: «Почему вы в речи используете жаргоны?»  Диаграмма демонстрирует процент соотношения ответов. Опрос, проведённый   02.12.2016 по 15.02.2017, показал, что  62%  молодежи используют их лишь только потому, что  это модно.

Приложение 4

В таблице  №4  показаны результаты  анкетирования среди  выпускников (11 класс МБОУ Бутурлиновская СОШ), юноши и девушки 17-18 лет, в опросе принимали участие 30 человек, все из них собираются продолжить обучение в высших учебных заведениях. Обучающиеся 11 класса отвечали на предложенный вопрос: «Почему вы в речи используете жаргоны?»  Диаграмма демонстрирует процент соотношения ответов. Опрос, проведённый  02.12.2016 по 15.02.2017, показал, что  для 51%  молодежи  это уже стало привычкой.

Вывод: на основании проведенного мною  исследования  приходим к выводу: жаргонами в устной речи пользуются более 90% молодых людей от 14 до 18 лет, т.е практически все, но подростки 14-15 лет отдают предпочтение словам-паразитам, потому  что следуют моде, юноши и девушки постарше говорят так уже по привычке, т.е.  потребности   и зависимости в использовании  жаргонов становится меньше.        

Приложение 5

 Приложение 6

Таблицы №1 и №2  раскрывают ответы на вопросы «Где, как и когда вы используете жаргоны?». Исследование проводилось среди юношей и девушек 16-18 лет  разных образовательных учреждений, результаты опроса утешительны только в том, что жаргоны используют большинство  молодых людей только в общении со своими сверстниками, в общении со взрослыми лексика избирательна

Вывод: на протяжении 2016-2017 года мною составлялся  толковый словарик молодёжного жаргона, который демонстрирует довольно разнообразную структуру  слов-паразитов. Практически в каждой части речи присутствую жаргоны, это значит, что география и история возникновения этих слов очень широка и многообразна.

Опрос, проведённый мною, позволил сделать следующие выводы: 15-16-летние подростки активно употребляют молодёжный жаргон, подростки 16-17 лет также являются  его носителями, но только малая часть подростков этого возраста считают молодёжный жаргон модным. Большая их часть пользуется им по привычке. А ещё часть подростков вынуждена так говорить, потому что этого требует их окружение.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: чем старше становится подросток, тем меньше у него желание употреблять молодёжный сленг.



[1] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008 г.

[2] Винокурова Т.Г. Заповеди культуры речевого этикета. М: Русский язык 2015г.

[3] Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И.,.Василевская И.А; Под ред. В.В.Иванова. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / – М.: Просвещение, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к внеклассному занятию по русскому языку "Исследование одного слова"

Данная работа - дополнительный материал к урокам развития речи, а также может быть использована  при обучении написанию сочинений в страрших классах...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Урок русского языка (исследование) в 6 классе "Местоимение - Он- Лён"

Данный урок предполагает исследовательскую деятельность на уроке, используются такие технологии как проблемное обучение, ИКТ, а также прием метатемы как средство формирования универсальных учебных дей...

Иноязычная лексика в молодежном жаргоне: Источники пополнения молодежного жаргона и связи с другими языками.

Жаргон - это своего рода язык в языке. Строго говоря, жаргон - это разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных единой профессией (жаргон летчиков, шахтеров, моряков), занятием (жаргон спо...

Социально значимый проект по русскому языку «Молодёжный жаргон и его функция в речи учеников МБОУ Лучесской ОШ им. В.Ф. Михалькова».

Цель работы: изучить и  критически осмыслить употребление жаргонизмов в речи учеников МБОУ Лучесской школы им.В.Ф.Михалькова...