Элективный курс по русскому языку в 11 классе
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Тип программы: программа элективного курса
Статус программы: рабочая программа элективного курса по русскому языку и культуре речи для обучающихся 11 классов
Объем учебного времени: 34 часа в год
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля: текущий контроль, контрольная работа, тестирование, защита реферата, доклада, проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_po_russkomu_10_g_klass.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: but-school@mail.ru
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей от _____ 2017 года № 1 ___________ Жерегеля И.П. подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________Васильченко В.Д. подпись Ф.И.О. __________ 2017года | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы __________ Штельцер И.Е. №______
от _________ 2017г . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Сочинение-рассуждение как жанр и вид творческой работы»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования:10 «Г» класс средней общеобразовательной школы
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов 70
Учитель Мушта Валентина Ивановна
Программа разработана на основе методических пособий, указанных в перечне
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2017 год |
Структура рабочей программы:
- Титульный лист
- Пояснительная записка.
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Содержание тем учебного курса.
- Учебно-тематический план.
- Список литературы (основной и дополнительной).
Пояснительная записка
Элективный курс рассчитан на 70 часов.
Элективный курс «Сочинение-рассуждение как жанр и вид творческой работы» предназначен для углубленной подготовки обучающихся десятого класса в той области русского языка, которая связана с типами и стилями речи.
Отбор учебного материала продиктован требованиями, предъявляемыми к школе современным обществом, практическими потребностями, возникающими у обучающихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь.
Основная цель курса заключается в совершенствовании практических, коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет усвоения новых знаний о стилистической дифференциации языка, об основных чертах официально-делового стиля речи, его подстилях и жанрах, языковых особенностях.
Также целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Курс построен на основе учебного пособия для 10-11 классов А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи».
Структура курса подчинена принципу: от теории к практике; сначала обучаемым даются необходимые сведения о характерных особенностях стилей, используемых в русском языке, типах речи, затем организуется практическая работа по закреплению изученного материала.
Главные задачи элективного курса:
дать развернутую характеристику различных стилей речи в их письменном и устном проявлении; ознакомить учащихся с их разновидностями и жанрами;
расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, показать их роль в создании текстов различных стилей;
познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
помочь десятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о стилистике русского языка.
дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
углубленное изучение отдельных тем курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Должны уметь:
владеть стилистическими нормами, уметь оценивать различные тексты с точки зрения соблюдения в них стилистических норм;
исправлять стилистические ошибки, т.е. владеть навыками стилистической правки текста;
уметь пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации;
активно владеть коммуникативно значимыми жанрами различных стилей
Иметь представление:
о природе стилистических ошибок; нахождении их в текстах
Должны знать:
языковые средства, характерные для различных стилей, уметь правильно их выбирать и употреблять в создании текстов;
терминологию различных стилей;
жанры речевых произведений, понятия «стилистическая норма», «регламентированность речи», «шаблон», «стандартизация текста» и другие.
Для реализации программы используются различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения.
При обсуждении теоретических вопросов (материалов введения и частично других разделов программы) используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение языковых средств связано с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п.
В практической работе с использованием различных стилей речи для развития умений учащихся по самостоятельному построению текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование текста (написание сочинения-рассуждения) .
В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства. Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы – формированию у учащихся умения самостоятельно создавать тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам.
При отборе дидактического материала учитывается принцип коммуникативной ценности. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место занимает работа со словарями и справочниками.
Для оценивания результатов используются различные формы контроля. Формой входного контроля является тестирование, текущего – самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, редактирование и трансформация текстов, творческие работы по созданию собственных текстов. Итоговая проверка знаний и умений обучающихся – контрольное тестирование, написание сочинения-рассуждения.
Содержание тем элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение как жанр и вид творческой работы»
Введение (1ч.)
Практическая направленность курса. Жизненная необходимость вырабатываемых в процессе изучения курса умений и навыков. Принципиальные отличия различных стилей речи. Новые требования к части 2 (блоку С)
Что такое текст? Исследование связей предложений в тексте (2 часа)
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях. Важную роль в тексте играет интонация.
Основные черты: связь между предложениями в тексте осуществляется с помощью разных языковых средств, точность, строгость, ясность, лаконичность, предельная объективность. эмоциональность изложения, соблюдение единообразия в оформлении, регламентированность речи.
Стили текста: публицистический стиль (особенности, жанры, сферы употребления) (2 часа)
Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Это язык и мыслей, и чувств. Владение им позволяет логически изложить свои мысли, так как выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.
Стили текста: художественный стиль (особенности, жанры, сферы употребления) (2 часа)
Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. В художественном стиле речи широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нём дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а так же синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений.
На первый план в художественном тексте выходит эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как чётко определённые абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщённые понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления.
Исследование типов речи текста (2 часа)
Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.
Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий.
Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях.
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах.
Тема и основная мысль текста. Практическая работа (2 часа)
Тема текста - это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
О с н о в н а я м ы с л ь текста – это то, к чему призывает автор, чему учит, ради чего произведение написано. Основная мысль текста может быть выражена в его заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
Определение идеи произведения наводит читателя на вопросы:
Какие мысли и чувства вызывает у вас текст?
Каким настроением проникнут автор?
Какое впечатление произвёл на вас текст?
Как автор относится к тому, о чем он написал?
Какие проблемы (вопросы) подняты и как они разрешаются автором? Определить тему и главную мысль текста иногда трудно, потому что в произведении может быть заключена не одна, а много мыслей.
Тема и микротемы. (Общее и различия. Деление текста на абзацы. Практическая работа) (2 часа)
Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:
1) содержание текста;
2) тема текста;
3) основная мысль текста;
4) раскрытие темы текста;
5) позиция автора текста.
Любой текст делится на абзацы. Абзац - это микротема текста. Абзац потому и называют микротемой текста, что он в миниатюре повторяет логическую структуру из завязки (зачин абзаца), развития мысли и развязки (концовка абзаца).
Пять составляющих сочинений-рассуждений (2 часа)
Алгоритм написания сочинения-рассуждения
1. Формулировка проблемы (вопросы, задачи) исходного текста
Комментарии ( пояснения, толкование, рассуждение) к сформулированной проблеме исходного текста
Отражение позиции автора ( ответ учащегося на поставленный им же вопрос , и его отношение к поставленной им же проблеме) исходного текста
Собственное мнение по отношению к позиции автора
Аргументация (доказательство, подтверждение. объяснение, приведение доводов, примеров) своей позиции учащимся с использованием реальных фактов, статистики, конкретных примеров из жизни, из художественных произведений. мнение известных выдающихся людей. цитат из авторитетных источников.
Творческая работа
(создание собственного текста) (2 часа)
Учащиеся четко должны представлять, что их работа – это цельное . связноеречевое произведение или текст, который должен члениться на абзацы, совпадающие с 5-ю составляющими текста. Между абзацами должны быть логические переходы. А внутри их – различные средства связи предложений.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 10 «Г» классе
№ п/п | Тема | Кол-во час. | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Введение. Цели и задачи, структура и содержание курса. | 2 | 01.09. 07.09. | |
2 | Новые требования к части 2 (блоку С) | 2 | 08.09. 14.09. | |
3 | Что такое текст? | 2 | 15.09. 21.09 | |
4 | Тема и микротема. Практическая работа | 2 | 22.09. 28.09 | |
5 | Основная мысль текста. Практическая работа | 2 | 29.09. 05.10 | |
6 | Абзац.Общее и различия. (Деление текста на абзацы. Практическая работа) | 2 | 06.10 12.10 | |
7 | Исследование связей предложений в тексте | 2 | 13.10 19.10 | |
8 | Тема текста, проблема, идея | 2 | 20.10 26.10 | |
9 | Основные проблемы текста | 2 | 27.10 09.11 | |
10 | Определение проблемы текста. Практическая работа | 2 | 10.11 16.11 | |
11 | Типы речи | 2 | 17.11 23.11 | |
12 | Тип речи – описание. Практическая работа | 2 | 24.11 30.11 | |
13 | Тип речи – повествование. Практическая работа | 2 | 01.12 07.12 | |
14 | Тип речи – рассуждение. Практическая работа | 2 | 08.12 14.12 | |
15 | Пять составляющих сочинений-рассуждений. | 2 | 15.12 21.12 | |
16 | Исследование типов речи текста. Сопоставление текстов. | 2 | 22.12 28.12 | |
17 | Стили текста | 2 | ||
18 | Публицистический стиль (особенности, жанры, сферы употребления) | 2 | ||
19 | Художественный стиль (особенности, жанры, сферы употребления) | 2 | ||
20 | Художественный стиль Составление опорного конспекта. Тесты | 2 | ||
21 | Научно-популярный стиль (особенности, жанры, сферы употребления) | 2 | ||
22 | Сопоставление текстов разных стилей и жанров. Практическая работа | 2 | ||
23 | Авторская позиция в тексте | 2 | ||
24 | Аргументация к текстам на различные темы | 2 | ||
25 | Собственное мнение в сочинении-рассуждении | 2 | ||
26 | Работа с блоком сочинений по направлению «Разум и чувство» | 2 | ||
27 | Работа с блоком сочинений по направлению «Честь и бесчестие» | 2 | ||
28 | Работа с блоком сочинений по направлению «Победа и поражение» | 2 | ||
29 | Работа с блоком сочинений по направлению «Опыт и ошибки» | 2 | ||
30 | Работа с блоком сочинений по направлению «Дружба и вражда» | 2 | ||
31 | Работа с аргументами сочинений на философские темы | 2 | ||
32 | Рр Сочинение-рассуждение | 2 | ||
33 | Орфографическая работа | 2 | ||
34 | Пунктуационная работа | 2 | ||
35 | Устранение грамматических недочетов в речи | 2 |
Список литературы:
Для обучающихся
Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 17-е издание. - М.: Просвещение, 2013.
Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2014.
Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2014.
Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2014.
Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2015.
Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2011.
Для учителя
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2011.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2012.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2012.
Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2013.
Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2015..
Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2009.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 2016.
Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2011.
Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2015.
Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2014.
Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2016. - М.: Федеральный центр тестирования, 2013.
Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2011.
Единый государственный экзамен - 2012. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2013
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2015.
Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово - РС», 2014.
Интернет-ресурсы:
http://www.fipi.ru/view/sections/226/docs/627.html
http://russkiiyazik2010.blogspot.com/
http://ege-legko.livejournal.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ. Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
ГИА – это новая форма итогового контроля, определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Элективный курс по русскому языку 10 класс "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для проведения элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» С.И. Львовой, В.В. Львова в 10- классе и рассчитана на 35часов...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...
Элективный курс по русскому языку, 10 класс «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Элективный курс по русскому языку, 10 класс «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ». Для подготовки к ЕГЭ...