Рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Воителевой Т.М.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Снегирева Марина Николаевна

Рабочая рограмма по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего (общего) образования на базовом уровне, Примерной программы по русскому языку и авторской программы Воителевой Т.М. (Русский язык. Программа. 10-11 класс (базовый уровень) - Академия, 2012)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_rabochaya_programma_voiteleva.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и  примерной программы по русскому языку и авторской программы Воителевой Т.М. (Воителева Т.М. Русский язык. Программа. 10 - 11 класс (базовый уровень). -  Академия, 2012)

 Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

При изучении русского языка как базового учебного предмета в школе решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. В соответствии с целями преподавания  решаются следующие задачи курса русского языка:

- формирование знаний о связи языка и истории;

- закрепление и углубление знаний об основных единицах и уровнях языка, фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию:

1) закрепление знаний о языковой норме, развитие умения анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, совершенствование навыка применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

 2) совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

-  расширение знаний о стилях речи, их признаках, правилах использования;

-  развитие и совершенствование способности создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;

-  осуществление речевого самоконтроля;

-  оценивание устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формирование и совершенствование основных информационных умений и навыков: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Содержание программы по русскому языку Т.М.Воителевой структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в учебниках представлен учебный материал, способствующий совершенствованию всех видов компетенций: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.

Компетентностный подход противопоставляется знаниевому в понимании накопления учеником и трансляции преподавателем готового знания. Компетентностный подход ориентирует на усвоение умений, способов деятельности, в особенности обобщенных, в процессе обучения. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности для каждого обучающегося построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности, в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование.

В процессе обучения русскому языку у школьников формируются следующие основные компетенции: лингвистическая, языковая, коммуникативная и культуроведческая, что в конечном счете обеспечивает единство языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного и эстетического развития учащихся.

Коммуникативная компетенция формируется при освоении раздела «Язык и речь», при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка. Лингвистическая компетенция включает в себя знания об основах науки о русском языке, о русском языке как знаковой системе и общественном явлении, элементы истории языка, а также сведения о выдающихся лингвистах. Языковая компетенция предполагает знания о единицах языка (с точки зрения структуры и семантики) и правилах их соединения (с точки зрения функционирования в речи).

Культуроведческий подход в обучении предполагает приобщение школьников к культуре в широком смысле этого слова. Язык и культура определяются как важнейшие социальные явления, имеющие деятельностный характер, поскольку существуют только в сфере человеческой деятельности. Использование текстов культуроведческой направленности дают возможность углубить знания учащихся о связи языка и культуры как факторов национального менталитета и формирования национального самосознания подрастающего поколения.

Формирование культуроведческой компетенции проходит в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

Особенности построения курса по русскому языку

для 10 — 11 классов (базовый уровень)

В настоящее время главной задачей образовательной политики государства является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускников практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. На базовом уровне решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования и задачами социализации личности.

В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации обновление школы требует переориентации всего образовательного процесса с позиции традиционной знаниевой модели обучения на личностно ориентированную. Личностно ориентированное обучение обеспечивает рост интеллектуальных способностей учащихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.

Осуществление личностно ориентированного подхода на уроках русского языка соотносится с проблемой формирования школьника как языковой личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, способной решать разнообразные задачи в процессе обобщения, осознания, действовать в различных сферах жизнедеятельности.

В курс русского языка для 10 класса введена специальная глава «Язык и речь», в которой в сжатой форме даны сведения о всех видах речевой деятельности, углубляются сведения о тексте, его свойствах, особенностях построения текстов разных функциональных типов, предложены порядок и образец речеведческого анализа текста.

У учащихся формируется теоретическая база для создания собственных высказываний (устных и письменных) и тренируются умения в осуществлении всех видов речевой деятельности. Работа по анализу текста предполагается как своеобразная исследовательская деятельность, позволяющая заложить в ребенке механизмы саморазвития, самовоспитания. Запоминая готовые речевые модели, школьники учатся употреблять их в собственной речи, строить собственные высказывания.

В конце каждой главы учебника имеются контрольные упражнения (тексты), в процессе выполнения которых обобщаются все изученные сведения о языковых явлениях. Задания к этим упражнениям позволяют учителю опираться на них при проведении контрольных и самостоятельных работ.

Одной из актуальных задач обучения русскому языку в старших классах является подготовка к выпускному экзамену, во время которого учащиеся должны продемонстрировать свои знания в освоении системы языка, овладение нормами русского литературного языка, а также умение использовать языковые единицы в речевой практике. Содержание учебника способствует решению этой задачи.

Применяемые виды и формы контроля уровня подготовки учащихся  соответствуют  Уставу и Положению о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МАОУ "Гимназия №30" города Кургана.

  Виды и формы контроля:

- промежуточный: тестирование, развернутый ответ на вопрос, текущий опрос, фронтальный опрос, сочинение, диктант;

- итоговый: диктант, сочинение, тестирование.

 В учебно-методический комплекс по русскому языку для 10 и 11 классов входят:

Учебник: Воителева Т.М. Русский язык. 10 класс (базовый уровень). - Академия, 2014 год;

 Т.М.Воителева, М.А.Мачулина, А.О.Орг "Сборники упражнений";

методическое пособие «Русский язык в старших классах. Книга для учителя».

Требования к результатам обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» учащиеся  должны:

знать/понимать

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Учебно-тематический план

10 класс

№пп

Программный материал

Количество часов

Развитие речи

Кр

Наука о языке

2

 Язык и речь

7

1

2

Фонемный̆ уровень языковой̆ системы. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия

3

Лексико-фразеологический уровень языковой̆ системы. Лексика и фразеология

5

1

Морфемный и словообразовательный уровень языковой системы.  Морфемика и словообразование

3

Морфологический уровень языковой системы.

Морфология и правила правописания частей речи

13

1

2

Итоговый урок

1

Содержание учебного предмета

10 класс (34 часа)

Введение (2 ч.) Наука о языке

Язык как общественное явление. Функции языка. Русский язык — национальный язык русского народа.

Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Знать. Языковая норма, ее функции и типы.

Уметь. Использование лингвистических словарей и справочников разных типов.

Язык и речь (7ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.

Средства и виды связи предложений в тексте.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Знать. Признаки и структуру текста.

Уметь. Строить собственное речевое произведение.

Фонемный̆ уровень языковой̆ системы.  

Фонетика, графика, орфография, орфоэпия (3ч.)

Звук речи. Соотношение звука и буквы. Фонема. Слог, ударение, интонация. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Основные интонационные нормы.

Нормы письменной речи: правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление букв ъ и  ь.

Правописание о/ё после шипящих и ц. Правописание приставок на з- — с-. Правописание и — ы после приставок. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.  

Знать. Орфоэпические, интонационные нормы и нормы письменной речи.

Уметь. Пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарем, писать  безударные гласные, звонкие и глухие согласные, употреблять буквы ъ и  ь в соответствии с орфографическими нормами.

Лексико-фразеологический уровень языковой системы.

Лексика и фразеология (5ч.)

Слово в лексической̆ системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова и омонимы. Прямое и переносное значение слова.

Лексические средства выразительности речи. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Синонимы, антонимы, паронимы, их изобразительные возможности. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза. Оксюморон.

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения и употребления. Активный̆ и пассивный словарный̆ запас русского языка. Фразеологизмы, их роль в речи. Пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Знать. Лексические нормы, нормы сочетаемости.

Уметь. Исправлять ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Лексические и фразеологические словари.

Морфемный и словообразовательный уровень языковой системы.

Морфемка и словообразование (3ч.)

 

Состав слова. Виды морфем. Многозначность и омонимия морфем. Морфемы-синонимы. Основа слова. Виды основ. Способы словообразования в русском языке. Понятие об этимологии. Этимологический анализ слова.

Нормы письменной речи: правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Правописание при- ставок при-—пре-. Правописание сложных слов.

Знать. Нормы письменной речи.

Уметь. Писать чередующиеся гласные в корнях слов, приставки  при-—пре-, сложные слова, пользоваться этимологией слова.

Морфологический уровень языковой системы.

Морфология и правила правописания частей речи (13ч.)

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция).

Знаменательные и незнаменательные части речи. Их текстообразующая функция. Имя существительное.

Грамматические признаки существительного.

Имя прилагательное.

Грамматические признаки прилагательных.

Тематическое планирование курса русского языка   (базовый уровень)   10 класс (34 часа)

Программа: Воителева Т.М. Русский язык. Программа. 10 - 11 класс (базовый уровень)/ Академия, 2010 год.

Учебник: Воителева Т.М. Русский язык. 10 класс (базовый уровень). - Академия, 2014 год.

Уровень языковой системы

урока

Основное содержание

Количество часов

Наука о языке

1

Язык как общественное явление. Функции языка. Русский язык — национальный язык русского народа.

2

2

Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. Языковая норма, ее функции и типы. Использование лингвистических словарей и справочников разных типов

 Язык и речь

3

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

7 (6+1рр)

4

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

5

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.

6

Тема, основная мысль текста.

7

Кр№1. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

8

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

9

Кр №2. Рр. Речеведческий анализ текста

Фонемный уровень языковой системы. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия

10

Звук речи. Соотношение звука и буквы. Фонема. Слог, ударение, интонация. Орфоэпические нормы. Основные интонационные нормы.

3

11

Нормы письменной речи: правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Употребление букв ъ и  ь.

12

Правописание о/ё после шипящих и ц. Правописание приставок на з- — с-. Правописание и — ы после приставок. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация

Лексико-фразеоло- гический уровень языковой системы. Лексика и фразеология

13

Слово в лексической̆ системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова и омонимы. Прямое и переносное значение слова.

5

14

Лексические средства выразительности речи. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Синонимы, антонимы, паронимы, их изобразительные возможности. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза. Оксюморон.

15

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения и употребления. Активный̆ и пассивный словарный̆ запас русского языка. Фразеологизмы, их роль в речи. Пословицы, поговорки, крылатые выражения.

16

Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Лексические и фразеологические словари.

17

Кр №3. Лексические ошибки и их исправление.

Морфемный и словообразовательный уровень языковой системы. Морфемика и словообразова-ние 

18

Состав слова. Виды морфем. Многозначность и омонимия морфем. Морфемы-синонимы. Основа слова. Виды основ. Способы словообразования в русском языке. Понятие об этимологии. Этимологический анализ слова.

3

19

Нормы письменной речи: правописание чередующихся гласных в корнях слов.

20

Правописание при- ставок при-—пре-. Правописание сложных слов. Контрольный словарный диктант

Морфологический уровень языковой системы.Морфология и правила правописания частей речи

21

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция).

 (12+1рр)

22

Знаменательные и незнаменательные части речи. Их текстообразующая функция

23

Знаменательные и незнаменательные части речи. Их текстообразующая функция.

24

Имя существительное

25

Грамматические признаки существительного

26

Грамматические признаки существительного

27

Рр. Употребление в речи форм имен существительных

28

Кр№4. Употребление в речи форм имен существительных

29

Имя прилагательное

30

Грамматические признаки прилагательных

31

Грамматические признаки прилагательных

32

Кр №5 по теме  "Морфология и правила правописания частей речи"

33

Анализ контрольной работы

34

Итоговый урок

1

График контрольных работ

10 класс

Контроль

Примерные сроки

Кр№1. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста

Кр №2. Рр. Речеведческий анализ текста

Кр №3. Лексические ошибки и их исправление

Кр№4. Употребление в речи форм имен существительных

Кр №5 по теме  "Морфология и правила правописания частей речи"

                                                           

Литература

Основные источники:

  1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М., 2009.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2008.
  3. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
  5. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2008.
  6. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2007.

 

Дополнительные источники:

  1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2007.
  2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2008.
  3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2009.
  4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2007.
  5. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2006.
  6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
  7. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2008.
  8. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2009.
  9. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2006.
  10. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2010.
  11. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С.Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
  12. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2008.
  13. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2007.
  14. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2008.
  15. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2010.
  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2007.
  4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2009.
  5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
  6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2008.
  7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2006.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2009.
  9. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
  10. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2005.
  11. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2008.
  12. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
  13. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
  14. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2008.
  15. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
  16. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2009.
  17. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2006.
  18. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2007.

                                   Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Интернет – ресурсы:

Министерство образования РФ:     http://www.informika.ru/;   http://www.ed.gov.ru/;   http://www.edu.ru/  

Тестирование online: 5 - 11 классы :      http://www.kokch.kts.ru/cdo/

Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:      http://teacher.fio.ru

Новые технологии в образовании:      http://edu.secna.ru/main/

Путеводитель «В мире науки» для школьников:       http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия:       http://mega.km.ru

сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:      http://www.rubricon.ru/;     http://www.encyclopedia.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП и рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской

КТП  и рабочая программа с пояснительной запиской по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской....

Рабочая программа по русскому языку. 11 класс. По программе Н.Г.Гольцовой, Н.В.Шамшина, М.А.Мищериной.

Программа предназначена для учителей, работающих в общеобразовательных классах....

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. По программе М.М.Разумовской

Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым  для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...

Рабочая программа по русскому языку (5 класс) по программе Т.А. Ладыженской

Данная рабочая программа предусматривает преподавание русского языка по учебнику Ладыженской Т.А. 5 класс....

Рабочая программа по русскому языку (9 класс) по программе Т.А. Ладыженской

Данная рабочая программа предусматривает преподавание русского языка по учебнику Ладыженской Т.А. 9 класс....

Рабочая программа по русскому языку. 8 класс. ( По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.)

Данная Рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе  Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...