Контрольная работа по русскому языку по теме "Причастие"
тест по русскому языку (7 класс) на тему
Контрольная работа по русскому языку по теме "Причастие" для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kr.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Причастие» в 7 классе
Цветок хлеба
Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники - вымоченные метёлки проса. Хлеб был тяжёлый, вязкий, но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно...
Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала крупной солью.
Мальчик сидел перед столом, ждал угощения. Наконец бабушка подошла к нему и сказала:
- Отведай, внучок, моего коржа.
Какая-то скрытая пружина сработала внутри - руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот. Корж таял с неудержимой силой, и скоро его не стало. Коля облизал губы, пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целёхонький и наверняка ещё более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.
—Отнеси этот корж деду,- сказала бабушка.
—Давай отнесу,- упавшим голосом сказал Коля.
Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. Сперва он нёс свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жёг кожу, крупная соль въедалась в обожжённое место. Коле казалось, что он несёт за пазухой сердитого зверька и зверёк кусает его живот. Но он терпел.
Дед не услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем - перед желобком, по которому текла вода. Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. Он подносил ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой.
Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед стариком, поглощённый надеждой, что дед разломит корж пополам.
—Хороший корж,- сказал дед.
—Хороший,- тут же согласился Коля. И, чтобы не думать больше о корже, спросил: - Дед, а тебе медаль дадут за немцев?
- Зачем медаль? - сказал он.- Мне бы здоровья.
Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш. До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчёлами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.
Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём - пусть бабка простирнёт! у Коли что-то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.
Он шёл не спеша и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. А сейчас корж ест дед - он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запечённую корочку. Старый, наверное, и вкуса-то не чувствует. Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:
—Дед велел простирнуть!
—Как он там, не болеет? - насторожилась бабушка.
—Чего ему болеть-то? - сказал Коля.- Пасёт себе пчёл.
Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком.
Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жуёт корж и не макает его в гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и пчёлы ползают по его плечам...
Коля сполз со скамейки и пошёл прочь... Но через некоторое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, дратва, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.
(По Ю.Я. Яковлеву)
2. Комплексный анализ текста.
1) Выполните тестовые задания.
а) Что мать добавляла в муку?
а) траву; б) веники; в) сено.
б) Почему корж, который нес мальчик за пазухой, напоминал ему сердитого зверька?
а) Корж был горячим, он жёг кожу; б) он норовил выскользнуть;
в) жёсткая корочка коржа натёрла кожу.
в) Почему дед не разделил корж пополам, как ожидал Коля?
а) Дед решил поужинать позже, когда будет свободная минута;
б) чтобы мальчик воспитывал в себе силу воли;
в) дед хотел дать часть коржа пчёлам в качестве корма.
г) Почему Коля не попросил кусочек коржа у деда?
а) Чувство обиды на деда подавило желание попросить корж;
б) Коля сумел перебороть минутную слабость;
в) он подумал, что дед так же хочет есть, как и он сам.
д) Почему мальчик положил остывший корж в дедушкин сундук, где хранились военные солдатские реликвии?
а) Корж для мальчика был таким же символом мужества деда, как и штык, поэтому он стал реликвией;
б) мальчик подумал: дед вернётся, полезет в сундук, найдёт корж и обрадуется, что он цел;
в) Коля был уверен, что в сундуке корж не зачерствеет и дед его съест, когда придёт домой.
2) Определите тип и стиль текста. Найдите и выпишите языковые средства, характерные для данного стиля.
3) Перепишите два последних абзаца текста; в первом и в последнем предложениях выделите причастные обороты, обозначьте пунктограмму; подчеркните причастия как члены предложения, определите их вид; обозначьте орфограммы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»
Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...
Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку,рабочие программы,презентации в 5- 6-м классе
Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку в 6-м классе ...
Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»
Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....
Контрольная работа по русскому языку по теме "Наречие" 7 класс, контрольная работа по русскому языку по теме "Частицы" 7 класс
Контрольная работа по теме "Наречие", контрольная работа по теме "Частицы"...
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"
Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся 10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...
Контрольная работа по русскому языку "Ввразительные средства языка"
Материал предназначен для учащихся 6-8 класса. Контрольную работу можно использовать на элетивах, подготовке к экзамену....
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс. Работа по тексту.
Работа с текстом...