Контрольная работа по русскому языку по теме "Причастие"
тест по русскому языку (7 класс) на тему

Сорокина Альфия Джавятовна

Контрольная работа по русскому языку по теме "Причастие" для 7 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Причастие» в 7 классе

Цветок хлеба

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники - вымоченные метёлки проса. Хлеб был тяжёлый, вязкий, но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно...

Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы.                Собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала  крупной солью.

Мальчик сидел перед столом, ждал угощения.  Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

- Отведай, внучок, моего коржа.

Какая-то скрытая пружина сработала внутри - руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот. Корж таял с неудержимой силой, и скоро его не стало.  Коля облизал губы, пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целёхонький и наверняка ещё более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

—Отнеси этот корж деду,- сказала бабушка. 

—Давай отнесу,- упавшим голосом сказал Коля.

Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. Сперва он нёс свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жёг кожу,  крупная соль въедалась в обожжённое место. Коле казалось, что он несёт за пазухой сердитого зверька и зверёк кусает его живот. Но он терпел.

Дед не услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем - перед желобком, по которому текла вода. Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. Он подносил ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой.

Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед стариком, поглощённый надеждой, что дед разломит корж пополам.

—Хороший корж,- сказал дед.

 —Хороший,- тут же согласился Коля. И, чтобы не думать больше о корже, спросил: - Дед, а тебе медаль дадут за немцев?

- Зачем медаль? - сказал он.- Мне бы здоровья.

Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш. До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчёлами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.

Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём - пусть бабка простирнёт!  у Коли что-то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.

Он шёл не спеша и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. А сейчас корж ест дед - он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запечённую корочку. Старый, наверное, и вкуса-то не чувствует. Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

—Дед велел простирнуть!

—Как он там, не болеет? - насторожилась бабушка.

—Чего ему болеть-то? - сказал Коля.- Пасёт себе пчёл.

Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком.

Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жуёт корж и не макает его в гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и пчёлы ползают по его плечам...

Коля сполз со скамейки и пошёл прочь... Но через некоторое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, дратва, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.

 (По Ю.Я. Яковлеву)

2. Комплексный анализ текста.

1) Выполните тестовые задания.

а) Что мать добавляла в муку?

а) траву;    б) веники;   в) сено.

б) Почему корж, который нес мальчик за пазухой, напоминал ему сердитого зверька?

а) Корж был горячим, он жёг кожу;   б) он норовил выскользнуть;

в) жёсткая корочка коржа натёрла кожу.

в) Почему дед не разделил корж пополам, как ожидал Коля?

а) Дед решил поужинать позже, когда будет свободная минута;

б) чтобы мальчик воспитывал в себе силу воли;

в) дед хотел дать часть коржа пчёлам в качестве корма.

г) Почему Коля не попросил кусочек коржа у деда?

а) Чувство обиды на деда подавило желание попросить корж;

б) Коля сумел перебороть минутную слабость;

в) он подумал, что дед так же хочет есть, как и он сам.

д) Почему мальчик положил остывший корж в дедушкин сундук, где хранились военные солдатские реликвии?

а) Корж для мальчика был таким же символом мужества деда, как и штык, поэтому он стал реликвией;

б) мальчик подумал: дед вернётся, полезет в сундук, найдёт корж и обрадуется, что он цел;

в) Коля был уверен, что в сундуке корж не зачерствеет и дед его съест, когда придёт домой.

2) Определите тип и стиль текста. Найдите и выпишите языковые средства, характерные для данного стиля.

3) Перепишите два последних абзаца текста; в первом и в последнем предложениях выделите причастные обороты, обозначьте пунктограмму; подчеркните причастия как члены предложения, определите их вид; обозначьте орфограммы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»

Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку,рабочие программы,презентации в 5- 6-м классе

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку в 6-м классе ...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся  10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...

Контрольная работа по русскому языку "Ввразительные средства языка"

Материал предназначен для учащихся 6-8 класса. Контрольную работу можно использовать на элетивах, подготовке к экзамену....