конспект урока-обобщения "Сложноподчиненные предложения" 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся по теме: "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных"...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-обобщение по теме: «Сложноподчиненное предложение»
Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
-закрепить полученные знания о СПП;
-тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
-обучать школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
-развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
-развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
-воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
-воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (0,5мин.).
II. Постановка темы и целей урока.
На доске написаны предложения:
1). Поляна где мы расположились была прекрасна.
2). Неожиданно Алёша увидел как за окном что-то вспыхнуло.
3). Вася очень хорошо знал его потому что они росли в одном дворе.
4). На улице стало так светло будто её осветили прожекторами.
5). В зелёных лугах течёт тихая речка что так мила моему сердцу.
6). Чтобы не оступиться я придерживался рукой за телегу.
7). Пётр поинтересовался имею ли я разряд по шахматам.
8). Вскоре Надя объявила что уха готова.
9). Алёша искал любимый уголок где он не раз сиживал с удочкой.
10). Нет истины там где нет любви.
11). Я предлагаю чтобы мы повернули обратно.
12). Знания которые не пополняются ежедневно убывают с каждым днём.
- Проанализируйте предложения с точки зрения синтаксиса и скажите, какие предложения преобладают в стихах? О чем же пойдет речь на уроке?
Cформулируйте тему нашего урока. «Повторение по теме « Сложноподчиненное предложение». Запишите в тетради тему урока и заполните «Лист учета знаний ,который лежит на парте », поставив в каждую из граф себе оценку, на которую, по твоему мнению, ты знаешь раздел.
Итак, наша цель - обобщить и систематизировать теоретические знания о сложном предложении;
совершенствовать практические умения в постановке знаков препинания в СПП.
III. Актуализация опорных знаний.
- Что такое сложное предложение?
(Ученики: «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это такое предложение, которое имеет в своём составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно».)
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
(Ученики: «Сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные».)
- Какое предложение называется сложноподчинённым?
(Ученики: «СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫМ называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая подчинённой – придаточной».)
- Перечислите основные группы сложноподчинённых предложений.
(Ученики: «Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными».)
- Какую роль в сложноподчинённом предложении играют указательные слова?
(Ученики: «Указательные слова в главном предложении в составе сложноподчинённого предложения сигнализируют о том, что ситуация описана не полностью и требует пояснения в придаточном предложении».)
- Какими частями речи могут быть выражены указательные слова?
(Ученики: «Местоимениями и наречиями».)
IV. Закрепление материала
- Вернемся к нашим предложениям.
Задание: расставить знаки препинания в предложениях, объяснить постановку знаков препинания, назвать сложноподчинённые предложения (СПП). Сильная ученица выходит к доске и расставляет запятые. Сильные ребята проверяют правильность постановки знаков препинания ученицей, затем дают ответ, что ошибок нет. Слабые ученики сверяют свои работы с записью на доске.
- Наиболее типичной для СПП является форма с одним придаточным. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей.
Задание: Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, определить вид подчинения (последовательное, параллельное, однородное, смешанное), нарисовать схемы.
1. Ася осталась в моей памяти той самой девочкой какой я знал ее в лучшую пору моей жизни какою ее я видел в последний раз.
2. Княжна Мария говорила брату о том как будет несчастлив отец если Андрей уедет.
3. Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то чудесное.
4. Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных он был так растревожен что видел стрелки и не мог понять который идет час.
3. Исследовательская работа по группам.
Класс делится на 5групп.
Каждая группа анализирует текст на карточке.
Задание: Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.
(Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).
Разговорный стиль
На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
-Кто это? – спросил я.
-Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…
-А какой же он с виду? – спросил я.
-Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).
Примерный ответ детей:
Официально-деловой стиль
Директору управления
Информационных
технологий Иванову А. И.
программиста Петрова В.В.
докладная записка.
Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.
Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийногокомпьютера.
6октября1998 г. Петров.
Научный стиль
Физика– основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию,геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика,астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том,что физика является основным инструментом многих химических, астрономических,биологических и геологических исследований.
( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
Художественный стиль
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
(Л. Н.Толстой)
Публицистический стиль
«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой:нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что,если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
4. Тест.
I вариант
- В каком ряду все перечисленные слова являются подчинительными союзами?
- потому что, чтобы, но;
- оттого что, сколько, как, что;
- с тех пор как, словно, тоже.
- Укажите сложноподчиненное предложение:
- С приближением к морю все больше исчезали широколиственные древесные породы, зато преобладающим сделались славянская ель, белокорая пихта.
- Я давно мой край оставил, где цветут луга и чаши.
- Укажите, какая часть сложного предложения является главной:
Через окно я увидел, (2) как большая серая птица села на ветку клена в саду.
- 1;
- 2.
- В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное определительное?
- Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
- Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
- Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов.
- Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные люди.
- В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное
изъяснительное?
- Гений настоль внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.
- Было так тихо, что издалека слышались трески ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.
- Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня.
- Пыль на улице такая едкая, что глазам больно.
- В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное
причины?
- Солнце светило так ярко, что все кругом сверкало и искрилось.
- Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно на трех запыленных портретах в черных деревянных рамах.
- Было так темно, что она с трудом различала дорогу.
- Окрик показался ей настолько громким, что она ничком упала на землю.
7. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное
места?
- Было невыносимо видеть, как плачет этот большой, сильный, волевой человек.
- Несколько минут он стоял неподвижно и старался определить, откуда доносился этот нарастающий гул.
- Решено было идти завтра, если дождь перестанет.
- Где светлый луч, спускаясь вниз, по серым камням точит слезы, ползут на черный кипарис гроздьями пурпурные розы.
8. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное
меры и степени?
- И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес налился сотнями голосов.
- Маша так дружелюбно и крепко стиснула ему руку, что у него сердце забилось от радости.
- И смутно понял я тогда, что мне на родину следа не проложить уж никогда.
- Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь.
9. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчиненному предложению с придаточным цели?
1) …с увлечением читал, чтобы…
2) …пришел туда, чтобы…
3) …очень хотел, чтобы…
4) …долго болел, если…
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Нам понадобиться проводник (1) в надежности (2) которого (3) не было бы сомнений.
- 1;
- 2,3;
- 3;
- 1, 3.
II вариант.
- В каком ряду все перечисленные слова являются подчинительными союзами?
- который, куда, также;
- если, так как, чтобы;
- и, однако, откуда.
- Укажите сложноподчиненное предложение:
1) Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон.
- То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.
- Укажите, какая часть сложного предложения является придаточной:
(1) Пока старик растоплял печь, (2)уже рассвело.
- 1
- 2.
- В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является определительным?
- У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль.
- Из его рассказов он выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции.
- Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое.
- Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.
- В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является
изъяснительным?
- На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя.
- Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры.
- Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.
- Я начинаю подозревать, что вы склонны к преувеличению.
- В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное
цели?
- Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем.
- Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.
- Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.
- Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад.
7. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное
времени?
- Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески.
- Как только стало светать, мы двинулись дальше.
- Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко.
- Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.
8. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное
образа действия?
- В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался.
- Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось.
- Вследствие того, что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае.
- Я еще в комнате услыхал, что самовар гудит неестественно.
9. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчиненному предложению с придаточным определительным?
1) рассказал, как…
2) рассеянность, с какой он слушал…
3) хотел, чтобы…
4) выглядел так, словно…
10. в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы.
- 1;
- 1,3;
- 3;
- 2, 3.
V. Итог урока.
- В чём же своеобразие СПП?
- Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
Домашнее задание: написать сочинение о роли СПП в речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс
Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...
Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс
Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц
Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers» Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).
Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...
Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"
Урок обобщения и закрепления. Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....