Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Урок письма"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Знакомство на уроке русского языка с возникновением эпистолярного жанра, то есть с историей возникновения письма (почтовые голуби, барабаны, курьеры с рожком, свист ямщиков, колокольчики и т.д.). Знакомство с новыми словами: почтальон, эпистола, адресат, адресант, индекс. На уроке дети не только знакомятся с теорией. но и учаися правильно подписывать письмо, пробуют написать своё письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.37 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Тема урока: « Подготовка к написанию личного письма».
Цель: Создать условия для подготовки учащихся к написанию письма на заданную тему.
Образовательные задачи:
- Способствовать усвоению учащимися понятия об эпистолярном жанре и его особенностях.
- Учащиеся должны знать правила написания личного письма и его структуру
- владеть алгоритмом написания сочинения;
- научиться составлять текст письма на заданную тему
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию речевых навыков, расширению представлений учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;
- Способствовать развитию ассоциативного (образного) мышления.
- Воспитательные задачи:
- Способствовать воспитанию чувства человечности и гуманности
- Воспитание культуры письма, доброжелательности в общении с окружающими людьми.
Способствовать развитию УУД:
- познавательных УУД: умений нахождения необходимой информации в сети Интернет;
- регулятивных УУД: умений целеполагания и рефлексии;
- личностных УУД: умений осознания личностного смысла изучения данной темы;
- коммуникативных УУД: умений размышлять и оформлять свои мысли в виде устного или письменного высказывания в соответствии с нормами русского языка;
Ход урока
- Организационный момент.
- Формулирование темы урока, целей и задач.
Слайд 1.
- Чтение эпиграфа к уроку.
Прошу тебя, пиши мне письма.
В наш громкий век им нет цены.
Н.Кузовлёва
2.Беседа.
- Как вы понимаете слова эпиграфа к нашему уроку? (ответы учащихся)
3. Сформулируем тему урока.
-Цель нашего урока заключается в том, чтобы познакомиться с письмом как одним из видов общения, узнать историю письма, научиться писать содержательные и интересные послания.
- Для решения этих задач мы с вами построим работу таким образом:
а) познакомимся с историей письма, с новыми словами, которые имеют отношение к эпистолярному жанру;
б) правильно подпишем конверт;
в) начнём писать письмо.
- История возникновения писем и почтовой службы.
Слайд 2.
1.Вступительное слово учителя.
Письма люди начали писать давно, когда они жили еще в пещерах. На стенах своих пещер они выцарапывали разные рисунки. Первобытные люди изображали охоту на животных, рассказывали о событиях своей жизни. Так, по наскальным рисункам мы узнали о жизни первых людей. Это было их посланием к нам - в будущее, письмом из прошлого. Были и другие способы передачи информации.
Учитель:
-Ребята, вам было дано задание, самостоятельно найти в Интернете сведения об истории письма. Внимательно послушаем тех, кто выполнил задание учителя.
2.Знакомство с историей письма
(сообщения учащихся).
1 ученик
-Оказывается, проблема в способах передачи информации возникла очень давно, и разные народы по- своему научились её решать. В Африке использовали барабаны, индейцы при помощи дыма своих костров «писали письма» соседним племенам, Они умели «читать дым». В древности люди для общения использовали предметы, которые обозначали смысл того, что хотели сказать. в Монголии пользовались цветными лоскутками.
2 ученик.
Во многих странах мира существовала голубиная почта, для которой специально вывели породу почтовых голубей. К ноге такого голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому, доставляя письмо адресату. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляют радио, телеграф, телефон, Интернет, голубиная почта потеряла своё значение. Однако ещё недавно – во время второй мировой войны – голубей использовали для доставки донесений. В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят.
Почтовых голуби хорошо послужили почтовому делу. Это необыкновенная птица! Куда голубя ни завези - всё равно домой вернётся.
Так вот, голубиная почта возникла ещё у древних греков и египтян. В 12-13 веках почтовый голубь стоил столько же, сколько и арабский скакун. У голубей немало заслуг перед человечеством. В 1871 году во время осады Парижа они доставили более миллиона писем, в благодарность парижане поставили голубю памятник. А в Англии почтовый голубь № 888 за геройские заслуги во время Первой Мировой войны получил звание полковника. И таких историй великое множество.
(Использован материал журнала «Пионер» №1 2003 года).
3 ученик
-Следующим этапом развития почтовых сообщений было использование гонца - «скорохода», а затем и почтовых крестьян, которые мчались от одного селения к другому.
-Совсем другая жизнь пошла, когда изобрели письменность. 4000 тысячи лет назад неизвестный художник на стене гробницы изобразил воина, передававшего послание начальнику. А вот в III тысячелетии до н.э. ассирийцы и вавилоняне изобрели «почтовый конверт» из обожжённой глины.
4 ученик.
Я слышал об использовании почтой Европы рожка, на зов которого к почтовым курьерам спешили желающие получить или отправить письмо. Курьеры имели право трубить в рожок, встречные экипажи сворачивали в сторону, а городская стража отворяла ворота. Со временем голосистый рожок стал эмблемой почтовой службы. Однако в России рожок не прижился. Деревенские батюшки испокон веков стращали людей: «При конце света придёт на землю диавол. И вострубит первый архангел во трубу». Заслышав звук почтового рожка, богобоязненные мужики кидались врассыпную по лесам да по болотам прятаться: «Диавол едет! Конец света наступает!»
Слайд № 3. 4.
5 ученик
В XVI-XVII веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к яму, громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу.
Шло время, шире становились связи между городами и княжествами, всё дальше посылали в путь гонцов. И теперь на длинных дорогах стали строить почтовые станции – ямы. Примчится в ям гонец, поест, попьёт, отдохнёт и сменит там усталых лошадей. А свежие лошади быстро донесут письмо до следующего яма. К тому времени гонцы стали постоянными, и звали
их теперь ямщиками. Позже появились кибитки, а затем и «тройки», которые под лихой разбойничий посвист летели по тракту. Вскоре свист сменили на звонкоголосые колокольчики.
(Использован материал журнала «Пионер» №1 2003 года).
Слайд 5,6
6-й ученик:
А вот современные письма побывали даже в космосе. Первые письма доставили на борт космического корабля «Союз-4» лётчики-космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев на космическом корабле «Союз-5». Министерство связи выпустило к этому полёту специальный конверт. Место и время получения письма отметил космонавт В. Шаталов: « Борт корабля «Союз-4» - 16.01.69.»
Сейчас конверт находится на выставке в Центральном музее связи имени А. С. Попова в Санкт-Петербурге.
Слайд7.8
7-й ученик:
Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий.
В настоящее время этот камень хранится в одном из музеев Кейптауна.
Учитель
- Спасибо всем ребятам, которые серьёзно отнеслись к выполнению задания и подготовили за интересные рассказы. Знакомство с появлением конвертов, почтовых марок , почты мы продолжим на одном из классных часов.
IV Работа над темой урока
1.Беседа.
-Сейчас мы общаемся по Интернету, посылаем SMS (в которых допускаем массу ошибок) . Всё очень мобильно, но, мне кажется, сухо и бездушно. Ведь в таком виде передаётся только «голая» информация, в её тени остаётся вся гамма оттенков событий и переживаний, которые всегда сопутствуют человеческой жизни. А вот в письмах можно рассказать всё подробно, поделиться не только информацией, но и своими чувствами, отношением к тому, о чём пишешь.
И хотя сейчас электронная почта заменила эпистолярный жанр, лично я всегда любила писать, да и сейчас пишу письма. Думаю, что последнее слово для вас новое, поэтому давайте проведём словарную работу.
Слайд 9,
2.Словарная работа.
- Эпистола – литературный(эпистолярный) жанр, послание в форме письма.
- Адресат – тот, кому адресовано письмо.
- Адресант – тот, кто пишет письмо.
- Почтальон – тот, кто доставляет письма.
- Индекс – цифровой адрес письма, то есть указание на место проживания адресата и адресанта
Слайд 12.13
3.Закрепление словарной работы: решение кроссворда
4.Учитель
- Скажите, пожалуйста, а приходилось ли вам получать письма?
- От кого они были? О чём вам писали родственники? Каков был тон этих писем? Какие чувства в вашей душе они вызывали?
-Большое значение, конечно, имеет то, умеем ли мы сочинять их так, чтобы принести своим посланием радость, согреть душу?
Всегда нужно помнить слова: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
5. Обращение к устному народному творчеству
-Давайте вспомним пословицы, поговорки о важности осторожного обращения со словом (объяснение смысла таких, как «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь», «Что написано пером –не вырубишь топором» и др.). Даже о неприятных вещах нужно писать осторожно, не оскорбляя, не унижая того, о ком вы пишете.
- А вот как это умели делать писатели, поэты мы увидим, если обратимся к учебнику 5 класса и выполним
Слайд 10.11
а) Прочитаем текст ( стр.88) и ответим на вопросы:
- Для чего же нужны письма? (Конечно, для общения).
-Какие бывают письма? (Личные и деловые)
- Из каких частей состоит письмо? (Как и любое сочинение: из 3 частей: вступление, основная часть, заключение).
б) Чтение письма Н.А.Островского матери (упр.213) и беседа по содержанию упражнения:
-К какому стилю относится этот текст?
-Как вы это определили?
-Найдите в письме обращения и назовите их. (Милая мама, славная моя труженица)
-Чем интересны обращения? Как они отражают отношения между адресантом и адресатом?
в)Чтение отрывка из письма О.Бергольц «Лучший друг».
-Как начинается и заканчивается это письмо?
-О чём в нём говорится?
-Какими знаками препинания выделены обращения?
- Приведите обращения, которые можно употребить в письме.
-Какие знаки ставим при обращении?
-Так кому же мы можем писать письма? (Да хоть самому Президенту, лишь бы они были содержательными, корректными и соблюдались правила при их написании)
V. Закрепление. Практическая работа
1.Учитель:
-Ребята, когда вы станете старше, тогда познакомитесь с письмами писателей и поэтов к своим возлюбленным. И хотя личные письма нельзя читать без разрешения получателя (адресата, как это их иногда делают невоспитанные люди), эти личные письма можно читать, так как они стали народным достоянием, образцом написания письма.
-Сегодня мы прочитали несколько писем, вы услышали, что они могут быть разными по слогу, по содержанию, написаны разным людям. Всё это так. Но
перед тем, как приступить к написанию собственного письма, я попрошу вас
внимательно прочитать Памятки, которые лежат у вас на столе (их вы возьмёте с собой домой)
Слайд 14
2. Работа с памятками по написанию письма.
3. Написание вступления и заключения своего письма.
V. Рефлексия.
-Если вам урок понравился и всё понятно, то похлопайте в ладоши.
-Если вы не поняли, как писать письмо и осталось много вопросов, то разведите руки в сторону.
-Если же вам было неинтересно и вы не хотите продолжить разговор на эту тему, то просто присядьте.
V. Итог урока
Слайд 15
Инсценирование отрывка из рассказа А. П. Чехова « Ванька».
(Ученик, сидя за столом, пишет и читает вслух)
« Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался…».
- Кто и кому пишет это письмо?
-Назовите автора и название произведения.
-На что жалуется мальчик?
-О чём он просит дедушку?
-Обратите, пожалуйста, внимание на адрес, написанный мальчиком.
-Получит ли дедушка его письмо? Почему нет?
Учитель:
Дома внимательно перед тем, как вложите письмо в конверт, прочитайте Памятку, как правильно подписать конверт. Памятки я вам оставляю на память, чтобы вы иногда в них заглядывали, когда станете писать письмо. А я на это очень надеюсь.
Учитель:
-Пишите письма друг другу, родным и близким, друзьям и знакомым. И употребляйте в них только волшебные слова, которые действуют не на разум, а через разум на чувства человека.
Пишите письма, хорошие письма и пусть они радуют тех, кому адресованы!
V. Домашнее задание:
написать письмо близкому человеку,
правильно подписать конверт.
-Благодарю всех за внимание!
Приложение.
№1. Знакомство с построением письма.
1. Приветствие или обращение 2. Вступление. |
3. Основная часть |
4. Заключение. |
5. Дата. |
6. Подпись. |
7. PS (постскриптум, то, о чём забыл написать, но очень нужно) |
№ 2.Памятки по написанию письма.
В письме мы можем
1.Сообщить, оповестить |
2. Рассказать о том, что Вас волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.
3. Задать вопросы по теме переписки Вашему адресату.
4. Заключительная фраза типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.
5.В конце письма клише («С любовью, Наташа», «Искренне Ваш, Максим Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Даша» и т.д.) и своя личная подпись.
№3 .Советы по написанию письма.
- Старайся писать чисто и аккуратно.
- Учитывай, кому пишешь, выбери для своего письма верный тон.
- В письме слова "Ты" и "Вы" пишутся с большой буквы.
- Будь искренним, дружелюбным. Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.
- Правильно оформляй конверт.
- Помни: что написано пером, не вырубишь топором.
№4.Правильное заполнение конверта.
- От кого… Дмитриевой Юлии Ивановны
- Откуда… п. Терский Будённовского района СК ул. Лесная, 12 кв.2
- Индекс… 356828
- Кому… Склеминовой Лидии Леонтьевне
- Куда с. Ачикулак, Нефтекумского района СК ул.Гагарина, 7
- Индекс… 356831
- Обратите внимание, что адресант(тот, кто написал письмо) пишется в родительном падеже, а адресат (кто получит письмо в дательном падеже)
№5 Презентация « Как писать письма»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"
Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/08/picture-272977-1373291978.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Умеем ли мы писать письма ( эпистолярный жанр)"
Данная методическая разработка содержит подробную информацию об эпистолярном жанре ( о жанре написания писем), истории жанра....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-555185-1419280686.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-591579-1423661963.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Письмо ветерану Великой Отечественной войны"
Аннотация и пояснения к уроку: Преподавание ведётся по программе под редакцией Т.А. Ладыженской. УМК: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/10/picture-814101-1473515014.jpg)
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"
Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме» из раздела «Причастие в языке и речи», относящийся к уроку закрепления знаний, разработан для учащихся 6 класса, об...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493581-1412692165.jpg)
Методическая разработка урока русского языка "Письмо моему дедушке"
Данная разработка предназначена для проведения урока в 5 классе....