Статья Слитно или раздельно?
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Толова Ирина Александровна
                                             Слитно? Раздельно?
     К наиболее трудным вопросам русской орфографии относится вопрос о слитных, раздельных и дефисных написаниях слов. 
     Трудности, возникающие у школьников, вызваны тем, что правила, регламентирующие написания сложных прилагательных, и правила, регламентирующие написания сложных существительных, построены на разных основаниях и изучаются в разных классах. Правила о сложных прилагательных построены на семантическом принципе – смысловых отношениях компонентов, правила о сложных существительных – на формальном принципе, наличии или отсутствии соединительной гласной.
     Даже простое правило о дефисном написании слов, обозначающих оттенки цветов, построенное на семантическом принципе, не согласовано с общим правилом, исходящим из синтаксических отношений компонентов: ярко-синий пишется так же, как красно-синий, хотя в основе первого прилагательного лежит сочетание с подчинительной связью компонентов, а в основе второго – с сочинительной.
     В статье помещены лишь общие правила слитного, раздельного и дефисного написания различных частей речи. Материал может быть использован на уроках повторения орфографии в старших классах.  Примеры могут быть включены в словарные диктанты, орфографическую работу.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_slitno_ili_razdelno.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Слитно? Раздельно?

     К наиболее трудным вопросам русской орфографии относится вопрос о слитных, раздельных и дефисных написаниях слов.

     Трудности, возникающие у школьников, вызваны тем, что правила, регламентирующие написания сложных прилагательных, и правила, регламентирующие написания сложных существительных, построены на разных основаниях и изучаются в разных классах. Правила о сложных прилагательных построены на семантическом принципе – смысловых отношениях компонентов, правила о сложных существительных – на формальном принципе, наличии или отсутствии соединительной гласной.

     Даже простое правило о дефисном написании слов, обозначающих оттенки цветов, построенное на семантическом принципе, не согласовано с общим правилом, исходящим из синтаксических отношений компонентов: ярко-синий пишется так же, как красно-синий, хотя в основе первого прилагательного лежит сочетание с подчинительной связью компонентов, а в основе второго – с сочинительной.

     В статье помещены лишь общие правила слитного, раздельного и дефисного написания различных частей речи. Материал может быть использован на уроках повторения орфографии в старших классах.  Примеры могут быть включены в словарные диктанты, орфографическую работу.

  1. Пишутся слитно:
  1. а) Сложные слова с элементами (независимо от количества элементов в слове): авиа-, авто-, агро-, астро-, аэро-, бензо-, био-, вело-, вибро-, видео-, гео-, гидро-, зоо-, изо-, кино-, космо-, макро-, метео-, микро-, мото-, нейро-, нео-, палео-, радио-, социо-, стерео-, теле-, термо-, турбо-, фото-, электро- и др., например: авиапочта, автовеломотогонки, бензоэлектрический, гидрометеослужба, кинотеатральный, мкромир, микрорайон, неонацизм, радиоуправляемый, социолингвистика.

б) Слова с приставками или начальными частями приставочного типа независимо от их  количества в слове (включая близ-, вне-, внутри-, еже-, лже-, меж-, между-): а-, анти-, архи-, гипер-, дез-, дис-, интер-, инфра-, квази-, контр-, мета-, мили-, орто-, пара-, пост-, псевдо-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др., например: аморальный, антициклон, близлежащий, внешкольный, внутривидовой, лжесвидетель, междуэтажный, метаязык, пангерманский, паралингвистика, сверхплановый, псевдоклассицизм, суперобложка, экстраординарный.

     1.2  Сложные существительные, прилагательные и наречия, первым элементом         которых является числительное, написанное буквами, например: пятилетка, трехтонка, полуторагодовалый, двенадцатибалльный, троекратно.

     1.3  Пол- (половина), полу- с последующим словом, например: полминуты, полчаса, полведра, полжизни, полвосьмого, полушерстяной.

     Примечание 1.  Пол- (половина) пишется через дефис, если следующее за ним слово начинается с гласной, согласной л или прописной буквы, например: пол-апельсина, пол-ящика, пол-одиннадцатого, пол-лимона, пол-листа, пол-Европы, пол-Москвы.

     Примечание 2.  Пол- (половина) пишется раздельно, если оно оторвано от последующего существительного определением, например: пол чайной ложки, пол фруктового сада,  пол лимонного пирога.

  1. Пишутся через дефис:
  1. Лексические образования, представляющие собой повторение того же самого слова или той же основы, но с разными окончаниями или приставками, сочетание двух синонимических слов, например: еле-еле, чуть-чуть, маленький-маленький, постояли-постояли и разошлись, день-деньской, один-единственный, один-одинешенек, стираный-перестираный, ношеный-переношеный, толстый-претолстый, волей-неволей, давным-давно, как-никак, крепко-накрепко, крест-накрест, мало-помалу, черным-черно, нежданно-негаданно, тихо-смирно.

  Примечание. Два одинаковых существительных в усилительном сочетании, из которых одно стоит в им. пад., а другое в твор. пад., пишутся раздельно: чудак чудаком, свинья свиньей, честь честью и т.п.

  1. Сложные существительные, прилагательные, порядковые числительные и наречия, первым (или последним) компонентом которых является числительное, написанное цифрами, например: 50-летие, 12-этажный, 3-процентный, 250-миллионный, Олимпиада-2014.
  2. Дефис (так называемый «висячий дефис») пишется в двух и более однородных членах, содержащих одинаковый (общий) словообразовательный компонент, который в первом однородном члене опускается, сохраняясь только в последнем, например: газо- и парообразный, водо-, тепло-, электроснабжение; 1-, 2-, 3- и 4-рядный, одно- или двудольный.

  1. Написание иноязычных слов определяется в словарном порядке.
  1. Пишутся слитно: бефстроганов, блокнот, дзюдо, метрдотель, прейскурант  и др.
  2. Пишутся через дефис: де-факто, де-юре,  камер-коллегия, кают-компания, конференц-зал, мюзик-холл, папье-маше, пресс-конференция, яхт-клуб и др.
  3. Пишутся раздельно: казус белли, мементо мори, персона грата, персона нон грата и др.

Статья написана учителями русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Гавриловой Е.С. и Брюсовой Н.А. по материалам Словаря-справочника «Слитно или раздельно?» Б.З.Букчиной , Л.П.Калакуцкой. Москва, «Русский язык», 1982 г.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

В данном учебном материале представлен подробный конспект  урока русского языка  по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»...

презентация к уроку по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"

Компьютерная презентация к уроку по русскому языку "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"...

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Открытый урок "Слитное раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е".

Презентация урока по  данной теме с использованием интерактивной доски.  Применены различные формы работы на уроке: фонетическая зарядка, анализ текста на экологическую тему, работа сорфогра...

Конспект урока с презентацией "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"

Материал для урока "Слитное и раздельное написание НЕ  с наречием"...

Статья "Слитно или раздельно"

В помощь учителям и учащимся статья "Слитно или раздельно" - обобщение правил слитного, раздельного, дефисного написания, изучаемых в разных классах....