Повторение по теме фонетика, орфоэпия
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе повторение по теме "Фонетика, орфоэпия" поможет обучающимся вспомнить основные правила орфоэпии и фонетики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_povtorenie_po_teme_fonetika._orfoepiya.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Повторение по теме « Фонетика. Орфоэпия».
Цели:
повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Фонетика. Орфоэпия»,
закрепить полученные знания на примере тренировочных упражнений,
развивать устную речь учащихся, развивать зрительную память учащихся, воспитывать любовь к русскому языку,
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Приёмы: рассказ, выполнение практических заданий, самоанализ.
Оборудование: доска, медиапроектор, доска SMART,компьютер,
презентации, выставка книг, словарей, учебники, раздаточный материал.
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, поисковый, проблемный.
Формы работы: фронтальная, практическая, творческая, индивидуальная.
Деятельность учащихся: у интерактивной доски, активность.
Деятельность учителя: корректирующая, направляющая.
Морально-психологический аспект: позитивный, благоприятные условия для речевых ситуаций, раскованность, активность, эффект новизны.
Эпиграф.
Язык наш… создан для искусного чтения,
заключая в себе все оттенки звуков и самые
смелые переходы от возвышенного до простого
в одной и той же речи.
Н.В.Гоголь
Ход урока
I. Сообщение темы урока, целей.
Учитель.
- Ребята, сегодня у нас урок- повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия», и мы вспомним изученный материал из этого раздела. А поможет в этом нам презентация, с интересными и увлекательными заданиями, и ребята- исследователи. Откройте тетради и запишите число, тему урока. Вы, наверное, обратили внимание на эпиграф к уроку. Прочтите внимательно эпиграф и попробуйте объяснить его.
Ученик.
- Н.В.Гоголь говорит о том, что русский язык красив и богат. Он способен передать самые тонкие чувства.
II.Воспроизведение и коррекция знаний.
Фронтальный опрос.
Учитель.
-Что же изучает фонетика?
Ученик.
-Фонетика изучает звуки речи.
Учитель.
- Что такое звук?
Ученик.
-Звук- это минимальная единица языка.
Показ слайдов №2,3.
Учитель. Индивидуальная работа.
-Придумайте слова с корнем – фон-,- фоно- и запишите их в тетрадь. Объясните лексическое значение этих слов?
Для учащихся, затрудняющихся объяснить значение слова, на столе лежит словарь.
Учащиеся зачитывают слова, записанные в тетради, расставляя в них ударение.
Фонема, фонограмма, фонотека, телефон, смартфон, фонограмма.
Учитель.
-Что объединяет эти слова?
Ученик.
-Корень-фон-, со значением «звук».
Учитель.
-Какие звуки вы знаете?
Ответ учащихся. Показ слайда №4,5
Учитель.
- Сколько в русском языке гласных звуков?
Показ слайда №6
- Сколько в русском языке согласных звуков? Укажите отличие в образовании этих звуков.
Ответ учащихся.
Показ слайда №7
Учитель.
-Подсчитаем, сколько звонких согласных в первых двух строках стихотворения С. Есенина:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Работают в парах, с проверкой ответов.Слайд№8
Учитель.
-Выделите разными цветами эти звуки.
III. Воспроизведение знаний на новом уровне.
Практическая работа.
За каждый правильный ответ дети ставят в тетради плюс.
- Запишите в транскрипции слова. Показ слайда №9
Проверка выполненной работы.
Учитель
- Какие гласные дают два звука и в какой позиции?
Ученик.
-Гласные е, ё, ю, я дают два звука.
Ответ учащихся. Показ слайда №10
Учитель
-Какие вы знаете способы обозначения мягкости согласных?
Ответ учащихся. Показ слайда №11
Учитель
-Ребята, вы помните, что звуки находятся в сильной и слабой позиции. Когда это происходит?
Ответ учащихся. Показ слайда №12-13
Задание.
- На слайде даны слова. Разбейте слова на слоги. Что такое слог?
Ответ учащихся. Проверка работы. Показ слайда №14.
-Чем отличаются звуки от букв?
Ученик.
-Буквы мы пишем, а звуки произносим.
Учитель
-Ребята, а где живут буквы? Слайд№16
Ученик.
-Буквы помещаются в алфавите.
Ученик.
-Запишите в тетрадь азбука, алфавит .
Фонетическая зарядка.
Произнеси скороговорки. У учащихся на столах лежат заранее приготовленные скороговорки.
IV. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений.
Историческая справка.
1 ученик. Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из этих двух названий получилось слово «алфавит». Оказывается, буква «А» – это претерпевший множество изменений рисунок перевернутой головы быка. У древних греков «А» называлась «алеф», то есть бык. И «вит» здесь тоже неспроста, это изменившаяся со временем буква «бет» (дом). Так что слово «алфавит» произошло от «альфа» – бык и «бет» – дом.
2 ученик. Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква «А» называлась тогда «Аз», а буква «Б» – «буки». Из этих названий – «аз» и «буки» – и получилось русское слово «азбука».
Составьте со словами « алфавит, азбука» предложения. Учащиеся зачитывают предложения.
Учитель.
-Какие пословицы и поговорки об азбуке вы знаете?
Показ слайда №17
-Молодцы, ребята. Теоретический материал вы знаете. А теперь выполним с вами упражнения. На слайдах даны задания. Ответы запишите в тетрадь.
За каждый правильный ответ дети ставят в тетради плюс.
Показ слайдов №19-29.
Вся работа учащихся проверяется. Учащиеся могут проверить правильность выполненных заданий по ответам на слайдах.
Учитель.
-Ребята, а что изучает «орфоэпия»?
-Орфоэпия изучает правильное произношение слов.
Учитель.
-На доске записаны слова. Произнесите их правильно, запишите в тетрадь.
Орфоэпическая разминка.
Фонетика, партер, шоссе, свекла, каталог, досуг, километр, Ильинична, красивее, булочная, музей, что, чтобы, конечно, скучный, пустячный, скворечник, яичница, ателье, кашне, модель, свитер, теннис. Слайд №30
- А для того чтобы не ошибиться в написании этих слов, мы можем заглянуть также в орфографический словарь.
У доски 2 учащихся производят фонетический разбор слов: досуг, скучный.
Учитель.
-Чтобы выполнить следующее задание, вы должны вспомнить о том, в какой позиции гласные е, ё, ю, я дают два звука. Показ слайда №31-42.
Вся работа учащихся проверяется. Учащиеся могут проверить правильность выполненных заданий по ответам на слайдах.
Учащимся, у которых работа выполнена без ошибок, выставляется оценка в журнал.
Учитель.
-В произведениях русских поэтов могут часто повторяться одни и те же звуки. Изобразительный прием, основанный на повторе звуков, называется звукописью. Мы сказали, что поэты, мастерски пользуясь богатством родной речи, сопровождают стихи особой музыкой, которую нужно научиться слушать. В старших классах мы познакомимся с такими понятиями как ассонанс – повтор гласных звуков, аллитерация – повтор согласных звуков. Слайд №43
Вслушаемся в слова.
Читается стихотворение Ф.Тютчева. Показ слайда№44
-Определите, какие звуки повторяются и какие картины они помогают нарисовать? Какими звуками передается какое настроение?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ученики.
-Повторяются звуки г, р. Они передают грохот, гул.
Читается стихотворение К. Бальмонта
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Ученики.
-Повторяются звуки ш, ч, с. Эти звуки передают шум, шорох.
Учитель.
Запишите по памяти стихотворение Бальмонта.
Произведите самостоятельно разбор предложения.
Синтаксический разбор предложения. Работа проверятся группой сильных учащихся.
Учитель.
-Рассмотрев предложения, мы убедились, что наша речь состоит из потока звуков, образующих слова. И эти звуки способны передать различное настроение. Много чудных стихов , музыка которых продолжает звучать еще долго после того, как они прочитаны.
способны трогать душу человека.
V. Выводы.
-Все вы, ребята, сегодня молодцы . Показали свои знания в области фонетики и смогли применить их на практике. Вы поняли, что во многих процессах, происходящих в русском языке, поможет нам разобраться фонетика. Не зря Н.В.Гоголь говорил, что русский язык имеет большое количество различных звуков, способных волновать душу человека.
И в заключении хотелось бы сказать об ученом, совершившим переворот в науке 19 века: И.А.Бодуэн де Куртенэ. В 20 веке продолжателем его школы был Л.В.Щерба. Слайд №45
Домашнее задание.
- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение: «Для чего нужно изучать фонетику». Слайд№46.
Выставление оценок за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировочные упражнения по теме «Фонетика. Орфоэпия»
Данный материал можно использовать как для текущего контроля по теме "Фонетика. Орфоэпия"...
Методическая разработка урока по теме «Фонетика. Орфоэпия»
Методическую разработку урока можно использовать для повторения сложных вопросов по теме "Фонетика. Орфоэпия"....
"Повторение и закрепление изученного по теме "Фонетика.Орфоэпия"
Данный урок позволяет актуализировать информацию, полученную учащимися в ходе изучения темы "Фонетика.Орфоэпия", и подготовиться к контрольной работе. Мультимедийная презентация позволит учителю...
Повторение по теме "Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография"
Урок содержит разнообразный и разноуровневый материал....
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"
Технологическая карта "Повторение по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография", урок русского языка в 5 классе, 1 четверть. Урок построен с применением технологии активных методов,...
Урок русского языка в 5 классе. Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»
Цели урока:содержательная:повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;повторить ключевые термины темы, изученные орфограммы...
"Повторение по теме: "Фонетика,Орфоэпия,Графика""
Материал для урока в 5 классе...