Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание НЕ с прилагательными»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бороздина Елена Александровна

Правописание не с прилагательными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Не с прилагательными20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание НЕ с прилагательными»

Цель: Усвоение правила написания НЕ с именами прилагательными.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного    написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные:   воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными.
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Сценарный план урока:

  1. Орг. Момент

- Много интересного на свете,

На Земле, на солнечной планете.

Чтобы всюду вам, ребята, побывать,

Нужно прежде грамотными стать.

И тогда морские дали, горы,

Океаны и степей просторы

Детям нашей средней  школы покорятся.

Так вперед! Вам стоит постараться!

- Надеюсь, что сегодня вы сумеете увеличить свой багаж знаний, который пригодиться вам в будущем, поможет стать грамотными и интересными людьми. А пока откройте тетради, запишите число и классную работу.

  1. Актуализация опорных знаний:
  1. - Прочтите высказывание М.В. Ломоносова.

Берегите время учёбы: оно не

вернётся, его не наверстаешь.

А всё, что учишь, пригодится!

- Согласны ли вы с Ломоносовым? - Почему все эти слова пишутся с не раздельно?

- К какой части речи они относятся?

- Вспомните правило правописания не с глаголами.

- Запишите это высказывание в тетрадь. Подчеркните пробел между частицей не и глаголами.

  1. – Определите по лексическому значению слово и запишите его.

Дождливая, пасмурная погода (ненастье)

                           Горестное событие (несчастье)

                              То же, что ложь. (неправда)

Изъян, несовершенство, неправильность в ком, чем-нибудь (недостаток)

Человек, которому не сидится на месте (непоседа)

Родственное медунице травянистое растение с мелкими голубыми цветками (незабудка)

- Что объединяет все записанные вами существительные?

- Почему все эти слова пишутся с не слитно?

- Расскажите правило правописания не с существительными.

- Образуйте от слов несчастье и ненастье прилагательные.

- Какой можно сделать вывод?

(Прилагательные образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не

  1. Изучение нового материала:

  1. Определение темы и целей урока

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

- Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.

  1. Исследовательская работа

Работа с таблицей.

     Не с существительными

     Не с прилагательными

неряха

(не) ряшливый

нерешительность

(не) решительный

Не правда, а ложь

(не) правдивый, а лживый

Вовсе (не) вкусный

Совсем (не) большая

- Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?

- В чём разница?

- У нас возникла проблема,  как записать последние два прилагательных.

З) Работа с учебником

- Откроем учебник «Практика» на стр. 159.

- Проанализируйте запись орфограммы. В каких случаях не пишется слитно, в каких – раздельно?

Откройте учебник «Теория» п. 106

- Можем ли мы правильно записать прилагательные в таблицу?

  1. Закрепление изученного материала
  1. Чтение стихотворения

Слитное и раздельное написание НЕ со словами

Есть слова, они без не в глупость превращаются,
Их без не тебе и мне ставить запрещается.
При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,
Тут уже понятно всем: не отдельно пишется.
Пишется отдельно не, если в предложении
Есть противопоставление.
Если слово вместе с не новым заменяется,
Значит, к слову это не присоединяется.

2) Работа с текстом (распечатка текста на каждой парте)

- Ребята, у вас на партах лежит текст. Прослушайте его. Подумайте, каковы тема и основная мысль.

Русь. Россия. Русины. Россы. Россияне. Русские.

В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного ветра степей, от шума тайги…

В этих сладостных звуках есть что-то от истока жизни.

Родная земля… она и кормилица, и поилица, и нянька, и открытая книга природы. (Не) броская  красота России  живёт в моём сердце…

- Какова тема текста? (Россия, родина.)

- Какую главную мысль хочет донести до нас автор? (Прекрасна наша Россия, она для нас всё)

- Запишите последнее предложение.

-Ребята, есть ли здесь слово с НЕ?

- Какая это часть речи? Как напишем не? Почему?

  1. Релаксационная минутка
  2. Закрепление изученного материала

  1. Работа по карточкам (самостоятельно)

( Не) красивый; (не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка; (не) опытный юноша; (не) исправный прибор; далеко (не) единственный; очень (не)обычный; (не) жаль; (не)приятель; (не)лепый поступок; (не) широкая, а узкая дорога; нисколько (не)умен; (не) учтивый человек; вовсе (не) опасное предложение.

Взаимопроверка.

  1. Работа с тренажёром (Кирилл и Мефодий).

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

 - Гёте сказал: «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать». А каков наш итог урока? Решили ли мы учебную задачу, которую ставили в начале урока?

- У вас на партах лежат анкеты. Возьмите одну из них, заполните её, подчеркнув свой ответ.

                             АНКЕТА

  1. На уроке я работал (активно / пассивно).
  2. Своей работой на уроке я (доволен /не доволен).
  3. Урок для меня показался (коротким / длинным).
  4. За урок я (не устал / устал).
  5. Моё настроение стало (лучше / стало хуже).

  1. Материал урока мне был (понятен / не понятен), (полезен / бесполезен), (интересен / скучен).

  1. Оценивание
  2. Д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Правописание частицы не с глаголамиЦели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания ча...

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"

Урок по ФГОС   русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...