Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание НЕ с прилагательными»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание НЕ с прилагательными»
Цель: Усвоение правила написания НЕ с именами прилагательными.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными.
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Сценарный план урока:
- Орг. Момент
- Много интересного на свете,
На Земле, на солнечной планете.
Чтобы всюду вам, ребята, побывать,
Нужно прежде грамотными стать.
И тогда морские дали, горы,
Океаны и степей просторы
Детям нашей средней школы покорятся.
Так вперед! Вам стоит постараться!
- Надеюсь, что сегодня вы сумеете увеличить свой багаж знаний, который пригодиться вам в будущем, поможет стать грамотными и интересными людьми. А пока откройте тетради, запишите число и классную работу.
- Актуализация опорных знаний:
- - Прочтите высказывание М.В. Ломоносова.
Берегите время учёбы: оно не
вернётся, его не наверстаешь.
А всё, что учишь, пригодится!
- Согласны ли вы с Ломоносовым? - Почему все эти слова пишутся с не раздельно?
- К какой части речи они относятся?
- Вспомните правило правописания не с глаголами.
- Запишите это высказывание в тетрадь. Подчеркните пробел между частицей не и глаголами.
- – Определите по лексическому значению слово и запишите его.
Дождливая, пасмурная погода (ненастье)
Горестное событие (несчастье)
То же, что ложь. (неправда)
Изъян, несовершенство, неправильность в ком, чем-нибудь (недостаток)
Человек, которому не сидится на месте (непоседа)
Родственное медунице травянистое растение с мелкими голубыми цветками (незабудка)
- Что объединяет все записанные вами существительные?
- Почему все эти слова пишутся с не слитно?
- Расскажите правило правописания не с существительными.
- Образуйте от слов несчастье и ненастье прилагательные.
- Какой можно сделать вывод?
(Прилагательные образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не
- Изучение нового материала:
- Определение темы и целей урока
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.
- Исследовательская работа
Работа с таблицей.
Не с существительными | Не с прилагательными |
неряха | (не) ряшливый |
нерешительность | (не) решительный |
Не правда, а ложь | (не) правдивый, а лживый |
Вовсе (не) вкусный | |
Совсем (не) большая |
- Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?
- В чём разница?
- У нас возникла проблема, как записать последние два прилагательных.
З) Работа с учебником
- Откроем учебник «Практика» на стр. 159.
- Проанализируйте запись орфограммы. В каких случаях не пишется слитно, в каких – раздельно?
Откройте учебник «Теория» п. 106
- Можем ли мы правильно записать прилагательные в таблицу?
- Закрепление изученного материала
- Чтение стихотворения
Слитное и раздельное написание НЕ со словами
Есть слова, они без не в глупость превращаются,
Их без не тебе и мне ставить запрещается.
При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,
Тут уже понятно всем: не отдельно пишется.
Пишется отдельно не, если в предложении
Есть противопоставление.
Если слово вместе с не новым заменяется,
Значит, к слову это не присоединяется.
2) Работа с текстом (распечатка текста на каждой парте)
- Ребята, у вас на партах лежит текст. Прослушайте его. Подумайте, каковы тема и основная мысль.
Русь. Россия. Русины. Россы. Россияне. Русские.
В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного ветра степей, от шума тайги…
В этих сладостных звуках есть что-то от истока жизни.
Родная земля… она и кормилица, и поилица, и нянька, и открытая книга природы. (Не) броская красота России живёт в моём сердце…
- Какова тема текста? (Россия, родина.)
- Какую главную мысль хочет донести до нас автор? (Прекрасна наша Россия, она для нас всё)
- Запишите последнее предложение.
-Ребята, есть ли здесь слово с НЕ?
- Какая это часть речи? Как напишем не? Почему?
- Релаксационная минутка
- Закрепление изученного материала
- Работа по карточкам (самостоятельно)
( Не) красивый; (не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка; (не) опытный юноша; (не) исправный прибор; далеко (не) единственный; очень (не)обычный; (не) жаль; (не)приятель; (не)лепый поступок; (не) широкая, а узкая дорога; нисколько (не)умен; (не) учтивый человек; вовсе (не) опасное предложение.
Взаимопроверка.
- Работа с тренажёром (Кирилл и Мефодий).
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Гёте сказал: «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать». А каков наш итог урока? Решили ли мы учебную задачу, которую ставили в начале урока?
- У вас на партах лежат анкеты. Возьмите одну из них, заполните её, подчеркнув свой ответ.
АНКЕТА
- На уроке я работал (активно / пассивно).
- Своей работой на уроке я (доволен /не доволен).
- Урок для меня показался (коротким / длинным).
- За урок я (не устал / устал).
- Моё настроение стало (лучше / стало хуже).
- Материал урока мне был (понятен / не понятен), (полезен / бесполезен), (интересен / скучен).
- Оценивание
- Д/з
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс на тему: "Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных".
Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Правописание частицы не с глаголамиЦели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания ча...
Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"
Урок по ФГОС русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...