рабочая программа по русскому языку в 7 кл.
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
рабочая програма и календарно-тематическое планирование в 7 классе по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.prog_.russ_.yaz_.7_kl.docx | 104.21 КБ |
Предварительный просмотр:
7 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение).
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширения круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление и коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
МЕСТО ПРЕДМЕТА
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
Введение – 1 час.
Повторение изученного в 5-6 классах – 15 часов.
Морфология и орфография. Культура речи – 138 часов.
Причастие – 31 час.
Деепричастие – 12 часов.
Наречие – 35 часов.
Категория состояния – 7 часов.
Служебные части речи – 1 час.
Предлог – 12 часов.
Союз – 16 часов.
Частица – 20 часов.
Междометие – 4 часа.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах – 16 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОКОНЧАНИЮ 7 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5-7 классах;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
- признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
- функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать изученные стили речи;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее.ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
- создавать тексты изученных стилей и жанров;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочёты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля самостоятельной работы | Домашнее задание | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||||||||||||||||
1 | 2.09 | Русский язык как равивающееся явление | Урок изуче- ния нового материала | Содержание УМК. Русский язык – один из славянских языков. Русский язык как развивающееся явление. Учебное исследование. | Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нём; основные изменения, происходившие в языке с течением времени. | Развёрнутый ответ на вопрос о путях развития русского языка | №4, стр.5 | |||||||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (15 часов) | ||||||||||||||||
2 | 2.09 | Синтаксис и пунктуация | Комбини-рованный урок | Синтаксис и пунктуация. Словосоче- тание. Состав словосочетания. Глав- ное и зависимое слово в с/с. Предложение. Виды пр-ний по цели высказывания. Состав пр-ний. Грамматическая основа. Второстепенные члены. Знаки препинания в простых и сложных пр-ниях. Синтаксический разбор пр-ний и с/с. Составление пр-ний по схемам. Учебное исследование. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: определять состав с/с и пр-ний; находить главное и зависимое слово в с/с, грамматическую основу пр-ний; распознавать однородные члены; подбирать синонимичные синтаксические конструкции к данным; расставлять знаки препинания в простых и сложных пр-ниях; выполнять синтаксический разбор с/с и пр-ний. | Словарно-орфогра- фическая работа | $ 1, №9 | |||||||||
3 4 | 3.03 4.03 | Синтаксис и пунктуация | Уроки- практикумы | Практическая работа, тест | $ 2, №11 | |||||||||||
5 | 4.09 | Лексика и фразеология | Комбиниро- ванный урок | Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Синонимы, омонимы, антонимы. Фразеологизмы. Толковые словари. Учебное исследование. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы, омонимы, антонимы и находить их в тексте; находить фразеологизмы в речи; работать с толковыми словарями; исправлять речевые ошибки и недочёты | Словарный диктант | $ 3, №16 | |||||||||
6 | 8.09 | Фонетика и орфография | Комбиниро- ванный урок | Фонетика и орфография. Фонетичес- кий состав слов. Орфограмма- буква. Звуковое значение букв. Работа с таблицами «Безударные гласные в корне слова», «Гласные после шипящих в разных частях слова». Учебное исследование. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах; признаки орфограмм-букв. Уметь: определять звуковое значение букв; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов. | Объяснительный диктант | $ 4, №19 | |||||||||
7 | 9.09 | Фонетика и орфография | Урок- практикум | Практическая работа | $ 4, №21 | |||||||||||
8 | 9.09 | Словообразование и орфография | Комбиниро- ванный урок | Словообразование и орфография. Состав слова. Морфемный и словообраз. разборы. Однокорен. слова и слова с омонимич. корнями. Орфограммы в разных частях слов. | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; подбирать однокоренные слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически | Словарно- орфографическая работа | $ 5, №24 | |||||||||
9 | 10.09 | Словообразование и орфография | Урок- практикум | Практическая работа | задание на карточке | |||||||||||
10 | 11.09 | Морфология и орфография | Комбиниро- ванный урок | Морфология и орфография. Морфологические признаки частей речи. Морфологический разбор: существительное, прилагательное, глагол, местоимение. Учебное исследование | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: распознавать изученные части речи и определять их морфологические признаки; выполнять морфологический разбор слов; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически. | Комплексный анализ текста | $ 5, №27 | |||||||||
11 12 | 15.09 16.09 | Морфология и орфография | Уроки- практикумы | Практическая работа, предупре- дительный диктант | задание на карточке | |||||||||||
13 | 16.09 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамма- тическим заданием | ||||||||||
14 | 17.09 | Анализ контроль- ного диктанта | Урок корре- кции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Работа над ошибками | $ 6, № 30 | |||||||||
15 | 18.09 | Текст | Р.Р. | Текст. Абзац. Средства связи предложений в тексте. Типы речи и их признаки | Знать: понятия текст, абзац; типы речи и их признаки. Уметь: выразительно читать текст и озаглавливать его в соответствии с основной темой и идеей; определять, к какому типу речи относится текст; членить текст на абзацы; определять средства связи предложений в тексте | Комплексный анализ текста | $ 7, № 46 | |||||||||
16 | 22.09 | Стили литератур- ного языка | Р.Р. | Стиль речи (художественный, разго- ворный, научный, деловой) | Знать: стили речи и их признаки Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю речи по их характерным признакам | Текущий контроль | $ 8, №51 | |||||||||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (138 часов) | ||||||||||||||||
Причастие (31 час) | ||||||||||||||||
17 | 23.09 | Причастие как часть речи | Урок изучения нового материала | Морфология. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор глаголов и прилагательных. | Знать: понятие причастие; общее граммати- ческое значение, морфологические и синтакси- ческие признаки причастий; признаки глагола и прилагательного у причастий. Уметь: распознавать причастия, отличать их от глаголов и прилагательных; определять морфологические признаки и синтаксическую роль причастий; выполнять морфологический разбор глагола и прилагательного | Рассказ на лингви- стическую тему | задание в тетради $ 9 | |||||||||
18 | 23.09 | Публицисти-ческий стиль | Р.Р. | Публицистика. Публицистический стиль речи. Воздействие на публику –основная задача публицистического стиля | Знать: признаки публицистического стиля речи, его языковые особенности. Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по характерным признакам и составлять их самостоятельно | Комплексный анализ текста | $ 10, №62 | |||||||||
19 | 24.09 | Склонение причастий и правописа- ние гласных в падежных окончаниях причастий | Урок изучения нового материала | Склонение причастий. Условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Употребление причастий в речи. Грамматические разборы. | Знать: условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Уметь: склонять причастия; правильно писать безударные падежные окончания причастий; грамотно употреблять причастия в речи | Текущий контроль, словарный диктант | $ 11, №65 | |||||||||
20 | 25.09 | Причастный оборот | Урок изучения нового материала | Причастный оборот. Место причаст- ного оборота по отношению к определяемому слову | Знать: понятия причастный оборот, определя- емое слово. Уметь: распознавать причастные обороты в пр- ниях; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; устанавли- вать связь причастия с определяемым и зависи- мым словом; находить границы причастных оборотов и обозначать их графически | Индивидуальная работа с раздаточ- ным материалом | $ 12, № 70 | |||||||||
21 | 29.09 | Выделение при- частного оборота запятыми | Урок изучения нового материала | Причастный оборот. Место причаст- ного оборота по отношению к опре- деляемому слову. Пунктуация в предложениях с причастным оборо- том. Орфоэпические нормы. Синтак- сический разбор пр-ний. Конструи- рование пр-ний с причастными обо- ротами | Знать: правила пунктуации в пр-ниях с причаст- ным оборотом. Уметь: выделять причастные обороты запятыми, выразительно читать и реконструировать пр-ния с причастными оборотами; выполнять синтаксический разбор пр-ний | Объяснительный диктант | $ 12, №74 | |||||||||
22 | 30.09 | Описание внешности человека | Р.Р. | Описание как тип речи. Описание внешности человека. Словесный портрет. Элементы внешней характеристики человека (лицо, фигура, одежда, жесты) | Знать: особенности описания как тип речи; понятие словесный портрет; элементы внешней характеристики человека; роль описания внешности в художественном пр-нии. Уметь: устно и письменно составлять развёрну- тое описание знакомого человека | Сочинение-миниатюра | $ 13, №80 | |||||||||
23 | 30.09 | Действительные и страдательные причастия | Урок изучения нового материала | Действительные и страдательные причастия. Значение и употребление действительных и страдательных причастий | Знать: понятия действительные/страдатель- ные причастия. Уметь: различать действительные и страдательные причастия и правильно употреблять их в речи | Работа с дидакти- ческим материалом | $ 14, №84 | |||||||||
24 | 1.10 | Краткие и полные страдательные причастия | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия. Полная и краткая форма страдательных причастий. Изменение и синтаксическая роль кратких страдательных причастий. Орфоэпические нормы | Знать: понятия полные/краткие страдатель- ные причастия; особенности изменения кратких страдательных причастий; нормы произношения полных и кратких страдательных причастий. Уметь: различать полные и краткие страдательные причастия; определять синтаксическую роль кратких страдательных причастий | Объяснительный диктант | $ 15, №86 | |||||||||
25 | 2.10 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действит. причастий наст.времени | Урок изучения нового материала | Действительные причастия настоя- щего времени. Образование действ. причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Знать: способы образования действительных причастий настоящего времени; правило право- писания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Уметь: распознавать и образовывать действи- тельные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Словарный диктант | $ 16, № 91 | |||||||||
26 | 6.10 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действит. причастий наст.времени | Урок закреп ления знаний | Индивидуальные задания | $ 16, № 94 | |||||||||||
27 28 | 7.10 | Изложение | Р.Р. | Тема, основная мысль и план текста. Ключевые слова (причастия), передающие основную мысль текста. Изложение с изменением лица рассказчика | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте ключевые слова (причастия), которые передают его основную мысль; писать изложение с изменением лица рассказчика | Изложение | $ 17, №100 | |||||||||
29 | 8.10 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдател. причастий наст.времени | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Знать: способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило право- писания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь: распознавать и образовывать страда- тельные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; заменять действительные причастия страдательными и наоборот | Словарно-орфогра- фическая работа | $ 18, №103 | |||||||||
30 | 9.10 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдател. причастий наст. времени | Урок-практикум | Тест | $ 18, №105 | |||||||||||
31 | 13.10 | Страдательные причастия прошедшего времени | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия прошедшего времени. Образование страдательных причастий прошедш. времени. Употребление причастий в речи. Закрепление правила правописания н и нн в прилаг-ых. Учебное исследование | Знать: способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Уметь: распознавать и образовывать страда- тельные причастия настоящего времени; правильно писать суффиксы причастий; предупреждать ошибки в употреблении причастий | Объяснительный диктант | $ 19, №109 | |||||||||
32 | 14.10 | Гласные перед Н в полных и кратких страдател. причастиях | Урок изучения нового материала | Правописание гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени | Знать: условия выбора гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь: образовывать полные и краткие страда- тельные причастия прошедшего времени; использовать способ выбора гласных перед Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени | Словарно-орфогра- фическая работа | $ 20, №113 | |||||||||
33 | 14.10 | Одна и две буквы Н в суффиксах страд. причастий прошед. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагател. | Урок изучения нового материала | Способы различения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. Устный рассказ на лингвистическую тему | Знать: условия написания одной и двух букв Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Уметь: различать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; использовать алгоритм написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Объяснительный диктант | $ 21, №115 | |||||||||
34 | 15.10 | Одна и две буквы Н в суффиксах страд. причастий прошед. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагател. | Урок-практикум | Практическая работа | $ 21, №118 | |||||||||||
35 | 16.10 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательн. причастий и в кратких отглагольных прилагател. | Урок изучения нового материала | Краткие прилагательные, образованные путём перехода причастий в прилагательные. Правописание Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | Знать: условия написания одной и двух букв Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных. Уметь: различать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; использовать алгоритм написания Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких отглагольных прилагательных | Тест | $ 22, №124 | |||||||||
36 37 | 21.10 | Выборочное изложение (художест- венное описание литератур. героя) | Р.Р. | Текст. Стиль и тип речи. Авторская лексика. Портрет литературного героя. План и заголовок к тексту | Уметь: писать выборочное изложение, сохраняя стиль и тип речи и выдерживая текст в рамках одной тематики | Изложение | $ 22, №130 | |||||||||
38 | 20.10 | Морфологический разбор причастия | Урок изучения нового материала | Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора причастия | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий | Комплексный анализ текста | $ 23, №131 | |||||||||
39 | 22.10 | Слитное и раздельное написание НЕ с причас- тиями | Урок изучения нового материала | Виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием НЕ. Условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Причастный оборот. Учебное исследование. | Знать: условия слитного и раздельного написа- ния НЕ с причастиями. Уметь: различать частицу НЕ и приставку НЕ-; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями | Объяснительный диктант | $ 24, №134 | |||||||||
40 | 23.10 | Слитное и раздельное написание НЕ с причас- тиями | Урок-практикум | Тест | $ 24, №137 | |||||||||||
41 | 5.10 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. прич. прош.вр. | Урок изучения нового материала | Правило правописания гласных Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Учебное исследование | Знать: Правило правописания гласных Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически | Объяснительный диктант | $ 25, №140 | |||||||||
42 43 | 11.11 | Сочинение по личным наблюдени- ям «Вы с ним знакомы» | Р.Р. | Описание внешности человека. Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: подбирать и систематизировать матери- алы к сочинению по личным наблюдениям; писать сочинение, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики | Сочинение | $ 25, №145, 146 | |||||||||
44 | 6.11 | Повторение и обобщение изученного о причастии | Урок-практикум | Причастие. Морфологические и син- таксические признаки причастий. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Пун- ктуация в пр-ниях с причастным оборотом. Правописание причастий. Причастия в устной речи. Морфоло- гический разбор причастий | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила правописания и произношения причастий; расставлять знаки препинания в пр-ниях с причастным оборотом; выделять причастный оборот графически; выполнять морфологический разбор причастий | Тест | контрольные вопросы стр.72 | |||||||||
45 | 10.11 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Граммати- ческие разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания к нему | Диктант с грамматическим заданием | ||||||||||
46 | 12.11 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном диктанте и граммати- ческом задании к нему | Работа над ошибками | ||||||||||
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (12 часов) | ||||||||||||||||
47 | 13.11 | Деепричастие как часть речи | Урок изучения нового материала | Деепричастие. Основное и добавоч- ное действие. Общее грамматичес- кое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий | Знать: понятие деепричастие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия; признаки глагола и наречия у деепричастия. Уметь: разграничивать основное и добавочное действие; распознавать деепричастия и опреде- лять, к какому слову в пр-нии они относятся; определять морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий; исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий | Словарный диктант | $ 26, №161 | |||||||||
48 | 17.11 | Деепричаст. оборот. Запятые при деепричаст- ном обороте | Урок изучения нового материала | Деепричастный оборот. Выделение деепричастных оборотов и одиноч- ных деепричастий на письме запятыми. Деепричастный оборот как член пр-ния. Конструирование предложений с деепричастными оборотами | Знать: понятие деепричастный оборот. Уметь: распознавать деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их на письме запятыми; производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; подчёркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения | Комплексный анализ текста | $ 27, №162 | |||||||||
49 | 18.11 | Деепричаст. оборот. Запятые при деепричаст- ном обороте | Урок-практикум | Тест | $ 27, №166 | |||||||||||
50 | 18.11 | Раздельное написание НЕ с деепри- частиями | Урок изучения нового материала | Правило правописания НЕ с деепричастиями. НЕ с разными частями речи | Знать: правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь: распознавать и графически обозначать условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи | Объяснительный диктант | $ 28, №172 | |||||||||
51 | 19.11 | Деепричастия совершенного несовершен. вида | Урок изучения нового материала | Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Гласные перед суффиксами –В и –ВШ деепричастий совершенного вида. Учебное исследование | Знать: способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; условия выбора гласных перед суффиксами –В и –ВШ деепричастий совершенного вида. Уметь: распознавать и образовывать деепри- частия совершенного и несовершенного вида | Словарно- орфографическая работа | $ 29, №175 | |||||||||
52 | 20.11 | Морфологический разбор деепричастия | Урок изучения нового материала | Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Порядок морфологического разбора деепри- частия. Учебное исследование. | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор деепричастий | Комплексный анализ текста | $ 31, №180 | |||||||||
53 54 | 24.11 26.11 | Повторение и обобщение изученного о деепричастии | Уроки повто рения и обобщения знаний | Деепричастие. Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастии и деепричастном обороте. Правописание деепричастий. Деепричастия в устной речи. Морфологический разбор деепричастий | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять правила произношения и правописания деепричастий; расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; подчёркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения; выполнять морфологический разбор деепричастий | Тест, объяснительный диктант | $ 31, №188 | |||||||||
55 56 | 25.11 | Рассказ на основе картины С.А. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц | Р.Р. | Рассказ. Композиция рассказа. Твор- ческая история картины «Вратарь». Репродукция картины. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочи- нения. | Знать: жанровые особенности и композицию рассказа; творческую историю создания картины «Вратарь» (кратко). Уметь: писать сочинение-рассказ на основе кар- тины от имени одного из действующих лиц, соб- людая определённый стиль речи и композицию | Сочинение | $ 30, №187 | |||||||||
57 58 | 27.11 1.12 | Повторение и обобщение изученного о деепричастии | Урок повто- рения и обобщен. знаний | Деепричастие. Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастии и деепричастном обороте. Правописание деепричастий. Деепричастия в устной речи. Морфологический разбор деепричастий | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять правила произношения и правописания деепричастий; расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; подчёркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения; выполнять морфологический разбор деепричастий | Предупредител. диктант | $ 31, №193 | |||||||||
59 | 2.12 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с граммати- ческим заданием | ||||||||||
60 | 3.12 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном диктанте и граммати- ческом задании к нему | Работа над ошибками | ||||||||||
НАРЕЧИЕ (35 часов) | ||||||||||||||||
61 | 2.12 | Наречие как часть речи | Урок изучения нового материала | Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий | Знать: понятие наречие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий. Уметь: распознавать наречия среди других частей речи и определять их синтаксическую роль | Комплексный анализ текста | $ 32, №197 | |||||||||
62 | 4.12 | Смысловые группы наречий | Урок изучения нового материала | Обстоятельственные и определительные наречия, их значения. Конструирование предложений с наречиями. Учебное исследование | Знать: смысловые группы наречий. Уметь: правильно ставить вопрос к наречиям и определять, к какой смысловой группе они относятся | Словарный диктант | $ 33, №202 | |||||||||
63 | 8.12 | Смысловые группы наречий | Урок закреплен. знаний | Распределительный диктант | $ 33, №204 | |||||||||||
64 | 10.12 | Степени сравнения наречий | Урок изучения нового материала | Сравнительная и превосходная сте- пень сравнения наречий, способы их образования. Простая и составная форма сравнительной степени сравнения наречий. Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени. Учебное исследование. | Знать: понятия сравнительная/превосходная степень сравнения наречий; способы образования степеней сравнения наречий. Уметь: распознавать наречия в форме сравнит. и превосх. степени и определять их синтаксич. роль; отличать сравн. степень наречий от сравн. степени прилагательных | Текущий контроль | $ 34, №215 | |||||||||
65 | 11.12 | Морфологический разбор наречия | Урок изучения нового материала | Морфологические и синтаксические признаки наречий. Порядок морфо- логического разбора наречий | Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий | Комплексный анализ текста | $ 35, №216 | |||||||||
66 67 | 9.12 | Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» | Р.Р. | Рассуждение как тип речи. Композиция рассуждения. Доказательства. Языковой материал для рассуждения | Знать: особенности рассуждения как типа речи; композицию рассуждения. Уметь: самостоятельно писать сочинение- рассуждение на заданную тему; доказывать свою точку зрения | Сочинение | $ 35, №217 | |||||||||
68 | 15.12 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е | Урок изучения нового материала | Правописание НЕ с разными частями речи. Условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е. Грамматические разборы. Устное высказывание на лингвистическую тему. | Знать: условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е. Уметь: правильно писать НЕ с разными частями речи, обосновывая и графически обозначая выбор слитного и раздельного написания | Объяснительный диктант | $ 36, №220 | |||||||||
69 | 16.12 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е | Урок- практикум | Тест | $ 36, №223 | |||||||||||
70 | 16.12 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицател. наречий | Урок изучения нового материала | Отрицательные наречия. Способы образования отрицательных наре- чий. Правописание гласных Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи | Знать: способы образования отрицательных наречий. Правила правописания гласных Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически | Творческий диктант | $ 37, №229 | |||||||||
71 | 17.12 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | Урок- практикум | Тест | $ 37, №231 | |||||||||||
72 | 18.12 | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е | Урок изучения нового материала | Правописание одной и двух букв Н в наречиях на –О и –Е. Различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий. Учебное исследование | Знать: правило правописания одной и двух букв Н в наречиях на –О и –Е. Уметь: определять, от какого прилагательного образовано наречие и сколько букв Н в нём нужно писать; графически обозначать изученную орфограмму; различать наречия, краткие прилагательные и краткие причастия | Объяснительный диктант | $ 38, №234 | |||||||||
73 | 22.12 | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е | Урок- практикум | Тест | $ 38, №236 | |||||||||||
74 75 | 24.12 25.12 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | Урок изучения нового материала | Условия выбора гласных О и Е после шипящих на конце наречий. Гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи | Знать: условия выбора гласных О и Е после шипящих на конце наречий. Уметь: применять правила правописания гласных после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи и обозначать данные орфограммы графически | Творческий диктант | $ 40, №243 | |||||||||
76 | 12.01 | Буквы О и А на конце наречий | Урок изучения нового материала | Образование наречий. Условия выбора гласных О и А на конце наречий. Орфоэпические нормы. | Знать: условия выбора гласных О и А на конце наречий. Уметь: определять способ образования наречий пользоваться алгоритмом выбора гласных О и А на конце наречий и обозначать данную орфограмму графически | Работа с дидакти- ческим материалом | $ 41, №246 | |||||||||
77 78 | 23.12 | Изложение с элементами сочинения | Р.Р. | Тема, основная мысль и план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте слова, выражающие отношение автора к персо- нажам; писать изложение близко к тексту; выполнять творческое задание к тексту | Изложение с элементами сочинения | $ 41, №248 | |||||||||
79 | 13.01 | Дефис между частями слова в наре- чиях | Урок изучения нового материала | Способы образования наречий. Ус- ловия написания дефиса между час- тями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование пр-ний с наречиями. Учебное исследование | Знать: Условия написания дефиса между час- тями слова в наречиях. Уметь: определять способ образования наречий, распознавать условия написания дефиса между частями слова в наречиях; различать наречия и омонимичные им местоимения и прилагательные | Объяснительный диктант | $ 42, №251 | |||||||||
80 81 | 13.01 14.01 | Дефис между частями слова в наречиях | Уроки закре пления знаний | Способы образования наречий. Ус- ловия написания дефиса между час- тями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование пр-ний с наречиями. Учебное исследование | Знать: Условия написания дефиса между час- тями слова в наречиях. Уметь: определять способ образования наречий распознавать условия написания дефиса между частями слова в наречиях; различать наречия и омонимичные им местоимения и прилагательные | Распределительный диктант, тест | $ 42, №254 | |||||||||
82 | 15.01 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образован-ных от сущ-х и количеств. числительных | Урок изучения нового материала | Способы образования наречий. Ус- ловия слитного и раздельного напи- сания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Наречия и омоними- чные им слова других частей речи. Орфоэпические нормы. | Знать: Условия слитного и раздельного напи- сания наречий, образованных от сущ-ных и количественных числительных. Уметь: определять способы образования наречий; распознавать условия слитного и раз- дельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных, и обозначать данную орфограмму графически; различать наречия и омонимичные им слова других частей речи. | Словарный диктант | $ 43, №259 | |||||||||
83 | 19.01 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образован- ных от сущ-х и количеств. числительных | Урок-прак- тикум | Текст | $ 43, №262 | |||||||||||
84 | 21.01 | Мягкий знак после шипящих | Урок изучения нового материала | Орфограммы, связанные с правопи- санием Ь после шипящих на конце слова. Правописание Ь после шипя- щих на конце наречий | Знать: правило правописания Ь после шипя- щих на конце наречий. Уметь: распознавать условия написания Ь после шипящих на конце слов разных частей речи и обозначать данную орфограмму | Объяснительный диктант | $ 44, №265 | |||||||||
85 86 | 20.01 | Описание действий человека | Р.Р. | Описание как тип речи. Композиция рассуждения. Доказательства. Языковой материал для рассуждения | Знать: особенности описания как типа речи; композицию описания. Уметь: самостоятельно писать сочинение- описание на заданную тему; доказывать свою точку зрения | Сочинение | ||||||||||
87 88 89 | 22.01 26.01 26.01 | Повторение и обобщение изученного о наречии | Комбиниро- ванные уроки | Морфологические и синтаксические признаки наречий. Правописание и произношение наречий. Морфоло- гический разбор наречий | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор наречий | Тест | контрольные вопросы, стр.123 | |||||||||
90 | 27.01 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с граммати- ческим заданием | ||||||||||
91 | 28.01 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном диктанте и граммати- ческом задании к нему | Работа над ошибками | ||||||||||
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (7 часов) | ||||||||||||||||
92 | 29.01 | Категория состояния как часть речи | Урок изучения нового материала | Категория состояния. Общее грам- матическое значение, морфологиче- ский признак и синтаксическая роль категории состояния. Употребление слов категории состояния в художе- ственных текстах. Сходство и разли- чия наречия и категории состояния | Знать: понятие категория состояния; общее грамматическое значение, морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Уметь: распознавать слова категории состояния, отличать их от наречий; подчёркивать слова категории состояния как члены предложения | Комплексный анализ текста | $ 45, №275 | |||||||||
93 | 2.02 | Категория состояния как часть речи | Урок-прак- тикум | Самостоятельная работа | $ 45, №278 | |||||||||||
94 | 4.02 | Морфологический разбор категории состояния | Урок изучения нового материала | Морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Порядок морфологичес- кого разбора категории состояния. Морфологический разбор наречий. Различение слов категории состоя- ния, наречий и кратких прилагатель- ных. Конструирование сложных предложений со словами категории состояния. Учебное исследование | Уметь: различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные; выполнять морфологический разбор слов категории состояния, наречий; составлять сложные предложения со словами категории состояния | Комплексный анализ текста | $ 46, №280 | |||||||||
95 96 | 3.02 | Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля») | Р.Р. | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особен- ности текста. Приёмы сжатия текста | Уметь: определить тему и основную мысль текста, составлять его план, писать сжатое изложение, выдерживая текст в авторском стиле и в рамках заданной темы | Изложение | $ 46, №281 | |||||||||
97 | 5.02 | Повторение и обобщение изученного о категории состояния | Урок-прак- тикум | Категория состояния. Общее грам- матическое значение, морфологиче- ский признак и синтаксическая роль категории состояния. Правописание слов категории состояния. Морфологический разбор слов кате- гории состояния. Учебное исследо- вание | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор слов кате- гории состояния | Тест | задание на карточке | |||||||||
98 | 9.02 | Сочинение на лингвистическую тему | Р.Р. | Категория состояния. Материал к сочинению на лингвистическую тему | Уметь: писать сочинение на лингвистическую тему; доказывать свою точку зрения | Сочинение | написать сочинение | |||||||||
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 час) | ||||||||||||||||
99 | 10.02 | Самостоятельные и служебные части речи | Урок изучения нового материала | Самостоятельные и служебные части речи. Различия в значении и употреблении самостоятельных и служебных частей речи. Роль служебных частей речи | Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи | Текущий контроль | $ 47, №284 | |||||||||
ПРЕДЛОГ (12 часов) | ||||||||||||||||
100 | 10.02 | Предлог как часть речи | Урок изучения нового материала | Служебные части речи. Предлог. Морфологические признаки предлога. Роль предлогов в с/с и пр-ниях. Предлоги и омонимичные приставки Раздельное написание предлогов со словами. Выражение различных смысловых отношений с помощью предлогов | Знать: понятие предлог; морфологические признаки предлога; роль предлогов в с/с и пр-ниях. Уметь: распознавать предлоги; различать предлоги и омонимичные приставки; писать предлоги с другими словами раздельно; определять, какие смысловые отношения выражают предлоги | Комплексный анализ текста | $ 48, №287 | |||||||||
101 | 11.02 | Употребление предлогов | Урок изучения нового материала | Многозначные предлоги. Употребление предлогов в речи. Морфологические и лексические нормы русского языка. Раздельное написание предлогов со словами. Конструирование предложений | Уметь: определять, какие смысловые отноше- ния выражают предлоги; употреблять предлоги в устной и письменной речи в соответствии с нормами русского языка; писать предлоги с другими словами раздельно; составлять пр-ния и с/с с использованием различных предлогов | Словарный диктант | $ 49, №292 | |||||||||
102 | 12.02 | Непроизводн. и производные предлоги | Урок изучения нового материала | Производные/непроизводные пред- логи. Образование непроизводных предлогов. Употребление производ- ных и непроизводных предлогов. Приёмы различения предлогов и омонимичных частей речи | Знать: понятия производные/непроизводные предлоги. Уметь: распознавать производные и непроизводные предлоги; отличать производн. предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять предлоги в речи | Комплексный анализ текста | $ 50, №299 | |||||||||
103 | 25.02 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | Урок изучения нового материала | Простые и составные предлоги. Порядок морфологического разбора предлогов. Учебное исследование | Знать: понятия простые/составные предлоги; порядок морфологического разбора предлога. Уметь: различать простые и составные предлоги выполнять морфологический разбор предлогов. | Самостоятельная работа | $ 51, №303 | |||||||||
104 105 | 24.02 | Репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу | Р.Р. | Творческая история картины «Детс- кая спортивная школа». Жанровые особенности репортажа. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочи- нения | Знать: жанровые особенности репортажа; творческую историю картины «Детская спортивная школа». Уметь: писать сочинение-репортаж, выдержи- вая текст в одном стиле и в рамках одной тематики | Сочинение | $ 52, №307 | |||||||||
106 | 26.02 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Урок изучения нового материала | Правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Производные предлоги и омоними- чные части речи. Речевые и грамма- тические ошибки в употреблении предлогов | Знать: правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги, предупреждать речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов | Объяснительный диктант | $ 53, №309 | |||||||||
107 108 | 26.02 2.03 | Слитное и раздельное написание произ. предлогов | Урок-прак- тикум | Тест, комплексный анализ текста | $ 53, №310 | |||||||||||
109 110 | 3.03 3.03 | Повторение и обобщение изученного о предлоге | Уроки повто рения и обо бщения знаний | Предлог. Морфологические призна- ки предлогов. Роль предлогов в с/с и пр-ниях. Правописание и употребление предлогов. Морфологический разбор предлогов. Учебное исследование. Лингвистические игры | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять правила правописания и употребления предлогов; выполнять морфологический разбор предлогов | Объяснительный диктант, творческий диктант | задание в тетради | |||||||||
111 | 4.03 | Контр. дикт. по теме «Предлог» | Урок контро ля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с граммати- ческим заданием | ||||||||||
112 | 5.03 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном диктанте и граммати- ческом задании к нему | Работа над ошибками | ||||||||||
СОЮЗ (16 часов) | ||||||||||||||||
113 | 10.03 | Союз как часть речи | Урок изучения нового материала | Союз. Морфологические признаки союза. Функции союзов. Союзы и предлоги. Союзные конструкции в речевой практике. Запятые между частями сложных пр-ний | Знать: понятие союз; морфологические призна-ки союза; функции союзов. Уметь: распознавать союзы, отличать их от предлогов; пользоваться разными союзными конструкциями в речевой практике; расставлять знаки препинания в сложных предложениях | Словарный диктант | $ 54, №316 | |||||||||
114 | 10.03 | Простые и состав- ные союзы | Урок изучения нового материала | Простые и составные союзы. Запятые между частями сложных предложений | Знать: понятия простые/составные союзы. Уметь: различать простые и составные союзы; расставлять знаки препинания в сложных пр-иях | Комплексный анализ текста | $ 55, №319 | |||||||||
115 | 11.03 | Союзы сочинитель ные и подчините- льные. Запятая между простыми пр-ниями в союз- ном сложном предложении | Урок изучения нового материала | Сочинительные и подчинительные союзы в синтаксических конструк- циях разного вида. Сложное пр-ние. Запятые перед союзами в сложных предложениях | Знать: понятия сочинительные и подчинитель-ные союзы; функции сочинительных и подчинительных союзов в синтаксических конструкциях разного вида. Уметь: различать сочинительные и подчинительные союзы; расставлять знаки пре- пинания в сложных предложениях | Текущий контроль | $ 56, №322 | |||||||||
116 | 11.03 | Союзы сочинитель ные и подчините- льные. Запятая между простыми пр-ниями в союз- ном сложном предложении | Урок- практикум | Комплексный анализ текста | $ 56, задание на карточке | |||||||||||
117 | 12.03 | Сочинительные союзы | Урок изучения нового материала | Сочинительные союзы, их функции. Группы сочинительных союзов по значению. Сочинительные союзы, употреблённые для связи частей целого текста | Знать: группы сочинительных союзов по значению; их функции. Уметь: определять роль сочинительных союзов в пр-ниях; употреблять сочинительные союзы для связи частей целого текста | Выборочный диктант | $ 58, №328 | |||||||||
118 | 16.03 | Роль сочинитель- ного союза И в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии | Урок изучения нового материала | Сочинительный союз И в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии, знаки препинания в них. Синтаксический разбор пр-ний. Конструирование пр-ний по схемам | Уметь: расставлять знаки препинания в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии; определять роль сочинительных союзов в них; выполнять синтаксический разбор пр-ний; конструировать предложения по схемам | Комплексный анализ текста | $ 58, №330 | |||||||||
119 | 18.03 | Сочинительные союзы | Урок- практикум | Сочинительные союзы, их роль в пр- нии. Группы сочинительных союзов по значению. Запятые в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии | Знать: группы сочинительных союзов по значению; их функции. Уметь: определять роль сочинительных союзов в пр-ниях; расставлять знаки препинания в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии | Тест | $ 58, №334 | |||||||||
120 | 19.03 | Подчинительные союзы. Морфоло- гический разбор союза | Урок изучения нового материала | Подчинительные союзы, их роль в пр-нии и тексте. Группы подчините- льных союзов по значению. Запятые в СПП. Порядок морфологического разбора союза. Конструирование СПП по схемам | Знать: группы подчинительных союзов по значению, их функции; порядок морфологичес- кого разбора союза. Уметь: расставлять знаки препинания в СПП, определять роль подчинительных союзов в них; выполнять морфологический разбор союзов; конструировать пр-ния по схемам | Словарно- орфографическая работа | $ 59, №339 | |||||||||
121 122 | 17.03 17.03 | Сочинение-рассуждение по тексту ОГЭ | Р.Р. | Рассуждение. Композиция рассуждения. Доказательства в текс- те-рассуждении. Языковой материал для сочинения | Уметь: писать сочинение-рассуждение на заданную тему; доказывать свою точку зрения | Сочинение | $ 58, №335 | |||||||||
123 | 30.03 | Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы | Урок изучения нового материала | Правописание союзов также, тоже, зато, чтобы. Различение союзов также, тоже, зато, чтобы и омони- мичных наречий и местоимений с частицами. Учебное исследование | Знать: правило слитного написания союзов также, тоже, зато, чтобы. Уметь: отличать союзы от омонимичных наречий и местоимений с частицами и правильно их писать. | Объяснительный диктант | $ 61, №346 | |||||||||
124 | 1.04 | Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы | Урок- практикум | Тест | $ 61, №349 | |||||||||||
125 | 2.04 | Повторение и обобщение изученного о союзе | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Морфологические признаки и функции союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописа- ние и употребление союзов. Морфо логический разбор союзов. Знаки препинания в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать союзы; отличать союзы от омонимичных частей речи; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных пр-ниях | Предупредител. диктант | контрольные вопросы стр.165 | |||||||||
126 127 | 7.04 7.04 | Зачёт по теме «Союз» | Урок контро ля знаний | Союз. Морфологические признаки союзов. Правописание союзов | Знать: теоретический материал по теме «Союз» | Зачёт | задание в тетради | |||||||||
128 129 | 31.03 31.03 | Контрольное изложение | Урок контро ля знаний | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | ||||||||||
130 | 6.04 | Анализ контрольного изложения | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в контрольном изложении | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном изложении | Работа над ошибками | $ 61, №356 | |||||||||
ЧАСТИЦА (20 часов) | ||||||||||||||||
131 | 8.04 | Частица как часть речи | Урок изучения нового материала | Частица. Функции частиц. Разряды частиц. Грамматические разборы | Знать: понятие частица; функции частиц, разряды частиц. Уметь: распознавать частицы и определять их роль; различать формообразующие и смысловые частицы | Текущий контроль | $ 62, №359 | |||||||||
132 | 9.04 | Формообразующие частицы | Урок изучения нового материала | Формообразующие частицы, их фун- кции. Различение частиц и омони- мичных частей речи. Грамматичес- кие разборы. Лингвистические игры | Знать: понятие формообразующие частицы; функции формообразующих частиц. Уметь: распознавать формообразующие частицы и определять их роль; различать частицы и омонимичные части речи | Словарный диктант | $ 63, №362 | |||||||||
133 | 13.04 | Смысловые частицы | Урок изучения нового материала | Смысловые частицы, их функция. Богатство оттенков значения смысло вых частиц. Многообразие способов выражения отношения к действите- льности с помощью частиц. Употребление смысловых частиц в разных стилях речи. Учебное исследование | Знать: понятие смысловые частицы. Уметь: распознавать смысловые частицы и определять, какой оттенок значения они выра- жают; употреблять частицы в устной и письмен- ной речи | Объяснительный диктант | $ 64, №187 | |||||||||
134 135 | 14.04 14.04 | Смысловые частицы | Уроки зак- репления знаний | Выборочный диктант, тест | $ 64, №366 | |||||||||||
136 | 15.04 | Раздельное и дефисное написание частиц | Урок изучения нового материала | Правила раздельного и дефисного написания частиц. Состав слова. Раз- личение частиц и омонимичных частей речи | Знать: правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; определять состав слов | Комплексный анализ текста | $ 65, №381 | |||||||||
137 | 16.04 | Морфологический разбор частицы | Урок изучения нового материала | Общее значение и разряды частиц. Порядок морфологического разбора частицы | Уметь: выполнять устный и письменный мор- фологический разбор частиц | Комплексный анализ текста | $ 66, №384 | |||||||||
138 | 20.04 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | Урок изучения нового материала | Отрицательные частицы, их функции Употребление частиц НЕ и НИ. Слит- ное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. Конструирование предложений с отрицательными частицами | Знать: функции отрицательных частиц; правила употребления частиц НЕ и НИ; условия слитного и раздельного написания НЕ и НИ с разными частями речи. Уметь: различать и правильно употреблять отрицательные частицы; определять роль отрицательных частиц | Комплексный анализ текста | $ 67, №356 | |||||||||
139 | 21.04 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | Урок- практикум | Тест | $ 67, №386 | |||||||||||
140 | 21.04 | Различение НЕ и НИ | Урок изучения нового материала | Работа с дидактическим материалом | $ 67, №388 | |||||||||||
141 | 22.04 | Различение НЕ и НИ | Урок- практикум | Объяснительный диктант | $ 67, №3392 | |||||||||||
142 | 23.04 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ- | Урок изучения нового материала | Частица НЕ и приставка НЕ-. Условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи | Знать: условия слитного и раздельного написа- ния НЕ с разными частями речи. Уметь: различать частицу НЕ и приставку НЕ- | Комплексный анализ текста | $ 68, №394 | |||||||||
143 | 27.04 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ- | Уроки- практикумы | Тест, сжатое изложение | $ 68, №398 | |||||||||||
144 | 29.04 | Частица НИ, приставка НИ- союз НИ - НИ | Урок изучения нового материала | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. Условия слитного и раздель- ного написания НИ с разными частя- ми речи. Учебное исследование. Конструирование предложений | Знать: условия слитного и раздельного написания НИ с разными частями речи. Уметь: различать частицу НИ, приставку НИ-, союз НИ-НИ | Комплексный анализ текста | $ 69, №404 | |||||||||
145 | 30.04 | Частица НИ, приставка НИ- союз НИ - НИ | Урок- практикум | Тест | $ 69, №406 | |||||||||||
146 | 5.05 | Повторение и обобщение изученного о частице | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Частица. Общее значение и разряды частиц. Стилистические возможнос- ти частиц. Правописание частиц. Морфологический разбор частиц. Учебное исследование | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять правила правописания час- тиц; употреблять частицы в устной и письменной речи; выполнять морфологический разбор частиц | Объяснительный диктант | контрольные вопросы стр.187 | |||||||||
147 148 | 28.04 28.04 | Контрольное изложение | Урок контро ля знаний | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | ||||||||||
149 | 4.05 | Анализ контрольного изложения | Урок коррекции знаний | Тема изложения. План изложения. Материалы к изложению | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном изложении | |||||||||||
150 | 5.05 | Рассказ на основе жизненного опыта (устный или пись- менный) | Р.Р. | Жанровые особенности рассказа. Стиль и тип речи. Материал для сочинения | Знать: жанровые особенности рассказа. Уметь: самостоятельно составлять рассказ на основе жизненного опыта | (устное или письменное) Сочинение-рассказ | $ 69, №413 | |||||||||
МЕЖДОМЕТИЕ (4 часа) | ||||||||||||||||
151 | 6.05 | Междометие как часть речи | Урок изучения нового материала | Междометие. Производные и непро изводные междометия. Употребле- ние междометий в значении других частей речи. Использование междо- метий в устной речи и в художест- венных произведениях | Знать: понятие междометие. Уметь: отличать междометия от других частей речи; различать производные и непроизводные междометия | Комплексный анализ текста | $ 70, №416 | |||||||||
152 | 7.05 | Дефис в междометиях | Урок изучения нового материала | Дефис в междометиях. Употребление дефиса в разных частях речи | Уметь: распознавать условия употребления дефиса в разных частях речи | Словарно- орфографическая работа | $ 71, №421 | |||||||||
153 | 11.05 | Знаки препинания при междометиях | Урок изучения нового материала | Знаки препинания в пр-ниях с меж- дометиями. Конструирование пред- ложений с междометиями. Учебное исследование | Уметь: конструировать пр-ния с междометиями и расставлять в них знаки препинания | Объяснительный диктант | $ 71, №419 | |||||||||
154 | 13.05 | Знаки препинания при междометиях | Урок- практикум | Тест | $ 71 задание в тетради | |||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (16 часов) | ||||||||||||||||
155 | 14.05 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Русский язык. Разделы науки о русском языке. Текст. Виды текстов. Стили речи | Знать: разделы науки о русском языке, предмет их изучения; понятие текст; виды тестов, их признаки; стили речи, их признаки. Уметь: определять принадлежность текста к определённому стилю и типу речи; самостоятельно создавать тексты на зад. тему | Сочинение-миниа- тюра | $ 72, задание на карточке | |||||||||
156 157 | 12.05 12.05 | Контрольное сочинение | Уроки контроля знаний | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | ||||||||||
158 | 18.05 | Анализ контроль- ного сочинения | Урок коррекции знаний | Анализ ошибок, допущенных в кон- трольном сочинении | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном сочинении | Работа над ошибками | $ 73, №423 | |||||||||
159 | 19.05 | Фонетика. Графика | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Фонетический разбор | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах. Уметь: писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов | Текущий контроль | $ 74, №431 | |||||||||
160 | 19.05 | Лексика и фразеология | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Лексика. Словарное богатство языка Лексическое значение слов. Группы слов по значению и сфере употреб- ления. Толковые словари. Фразеоло гия. Стили речи | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы и антонимы; определять стили речи; работать со словарями | Тест | $ 75, №434 | |||||||||
161 | 20.05 | Морфемика. Словообразование | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Морфемика. Словообразование. Части слова. Способы образования слов. Орфограммы в разных частях слов. Морфемный и словообразова- тельный разбор слов | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов | Тест | $ 76, №436 | |||||||||
162 | 21.05 | Морфология | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Морфология. Часть речи, их морфо- логические и синтаксические приз- наки. Орфограммы в разных частях речи. Морфологический разбор слов Стилистическая принадлежность частей речи | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах. Уметь: распознавать части речи; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор слов | Тест | $ 77, №442 | |||||||||
163 164 | 25.05 26.05 | Синтаксис и пунктуация | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Синтаксис и пунктуация. Словосоче- тание. Простые и сложные пр-ния, знаки препинания в них. Синтакси- ческий разбор пр-ний | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь: расставлять зн.преп. в простых /сложных пр-ниях; выполнять синтакс. разбор с/с и пр-ний | Объяснительный диктант, тест | $ 77, №446 | |||||||||
165 166 | 26.05 | Орфография и пунктуация | Урок повто- рения и обо бщения знаний | Орфография. Пунктуация. Части речи Учебное исследование | Уметь: применять на практике правила орфог- рафии и пунктуации, изученные в 5-7 классах | Предупредительный диктант, тест | $ 78, №451 | |||||||||
167 | 27.05 | Защита исследова- тельских проектов | Урок-конфе ренция | Учебный исследовательский проект. Презентационные материалы. Доклад | Уметь: представлять учебный исследователь- ский проект, сопровождая выступление презен- тационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования | Доклад по теме учебного исследо- вания | опережающее задание | |||||||||
168 | 28.05 | Итоговый контрольный диктант | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Граммати- ческие разборы | Уметь: самостоятельно писать текст под дик- товку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамма- тическим заданием | ||||||||||
169 | 29.05 | Анализ итогового диктанта | Урок коррекции знаний | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании | Уметь: выполнять работу над ошибками, допу- щенными в контрольном диктанте и граммати- ческом задании к нему | Работа над ошибками | ||||||||||
170 | 29.05 | Итоговый тест за курс 7 класса | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамма- тика | Знать: теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 7 классе. Уметь: применять на практике полученные знания, умения и навыки | Тест |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО, 2010.
Для учителя
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Комиссарова Л.Ю. Обучение русскому языку в 7 классе: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 2010.
3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Дидактические материалы. М.: Просвещение, 2010.
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 7 класс. М.: ВАКО, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...