Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ | Конспект урока |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). | Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Запишите число и оставьте место для темы урока.
В качестве эпиграфа к нашему уроку мы взяли русскую пословицу.
Без грамоты как без свечки в потемках. - Как вы понимаете эту пословицу? - Как эта пословица может быть связана с содержанием сегодняшнего урока? (Мы будем открывать новые знания). - Молодцы! Желаю вам удачи! |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. | Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, нам надо вспомнить именно то, что потребуется для открытия, и используем для этого словарный диктант: Пал…то, вороб…и, солов…и, помощ…, кон…ки, морков… - Спишите, распределив в 2 столбика, определите орфограмму.
Разделительный Ь | Ь для обозначения мягкости | воробьи соловьи | пальто коньки морковь |
(правописание Ь после шипящих зависит от рода имени существительного). - С каким словом возникла проблема? Почему? (помощь, Щ – всегда мягкий). -Составьте со словом «помощь» предложение, определите грамматическую основу. - Итак, что вы повторили? (мы вспомнили условия написания Ь после шипящих на конце имён существительных). - Кому мы можем оказать помощь? Когда оказывают помощь? (когда кто-то болеет) Обратите внимание, на доске записаны два выражения:
Болеть душ..й, болеть сердц..м.
Перед вами два выражения. Как вы понимаете их смысл? (волноваться, переживать, беспокоиться). - В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? (имя сущ., в окончании) - Как вы думаете, когда в окончаниях существительных после шипящих и Ц пишется о, а когда – Е? (мнения учеников разделились). |
3. Выявление места и причины затруднения. |
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | - Какое задание вы должны были выполнить? (ответить на вопрос: когда в окончаниях существительных после шипящих и Ц пишется о, а когда – Е?) - Почему у вас возникло затруднение? (Я пока не знаю правила, по которому можно определить выбор гласной в окончаниях существительных). |
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: - ставят цель,
- согласовывают тему урока,
- выбирают способ,
- строят план достижения цели;
- определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. | - Какова цель вашей деятельности (узнать правило написания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных). - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных). - Итак, когда выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание? (на закономерность). - Постройте план проекта (установить закономерности, сделать выводы, создать эталон).
|
5. Реализация построенного проекта. |
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | - Итак, давайте установим закономерность написания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Вывести новое правило нам помогут слова на экране: Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, маршем, юношей, плащом, певцов. - Все ли слова понятны? Расставьте ударение.
О | Е | Дворцом шалашом межой плащом певцом | товарищем задачей репортажем маршем юношей |
После выполнения задания учащиеся предлагают свой вариант правила, после согласования на доске фиксируется таблица. - А теперь в соответствии с вашими наблюдениями сформулируйте вывод в устной форме, строя фразу следующим образом: « После шипящих и Ц в окончаниях существительных пишется…» Под ударением | Без ударения | О | Е | Дворцом, шалашом, межой, плащом, певцов
| товарищем, задачей, репортажем, маршем, юношей |
- Сопоставьте наши выводы с правилом в учебнике на (с.76). - Назовите условия написания О после шипящих и Ц в окончаниях существительных. - Назовите условия написания Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. - Используя сформулированное правила, составьте алгоритм написания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Учащиеся работают в группах, одна из групп предлагает свой вариант. После согласования на доске фиксируется эталон. В сущ. после шипящих и Ц
̷ О Е - Вернёмся к нашим выражениям. Используя составленный алгоритм, выполните задание: Болеть душ..й, болеть сердц..м. Болеть душой (под ударением), болеть сердцем (без ударения). (слайд 5)
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | - Используя алгоритм «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных», объясните написание следующих слов: Товарищем, встречей, лучом, тучей, кирпичом, падежом, абзацем, силачом.
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само |
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Самостоятельно выполнить упражнение 557 с.77. После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по образцу ( образец на экране). О | Е | Гаражом Плечом Мячом ножом | Товарищем Встречей Продавщицей Блюдцем |
После самопроверки учитель выясняет, где и почему возникли затруднения, проговаривается правило. Ошибки исправляются. |
8. Включение в систему знаний и повторение. |
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. | - Ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? ( этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать). - Какими будут ваши действия на этом этапе урока? (Необходимо выполнить задание на повторении уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока). Карточка № 1: Поставьте имена существительные, данные в скобках, в нужную форму. Обозначьте орфограмму.
Идём узкой деревенской (улица). Слышится пение (скворцы). Ласточки вьют гнёзда под (крыша), во дворе пищат ц..плята.. За последней (дача) начинается лес. Следим за (грач), который летит над нами. Вот и река. Её берег зарос ж..лтым (камыш). В берёзовой роще слышны ш..рох лист..ев и ш..пот ветра. Добрым (луч) солнца озаряется луг.
- Для того, чтобы выполнить это задание, какой теоретический материал вам необходимо вспомнить? - В каких случаях после шипящих в корне слова пишется Ё? О? В окончаниях? - Когда в корне слова после Ц пишется И? Ы?
- Молодцы! Далее задание выполняется самостоятельно, проверку можно провести фронтально. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | - Что нового вы узнали на уроке? - Какую цель вы поставили в начале урока? - Вы достигли поставленной цели? - В чём у вас были затруднения? - Как вы открывали новое знание? - Какие способы и приёмы работы вы использовали на уроке? - За что бы вы похвалили себя на уроке?
Д/З. Упр.559 |