Развитие речи. Письмо.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Формировать исследовательские умения через использование приемов анализа, сравнения, наблюдения. Содействовать развитию речевой и культурологической компетентностей.
Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshiy_urok_pisma.docx | 86.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык | Дата урока | Класс 5 | |||||||||||||||||
Учитель: Бурганова Е.Е., первая квалификационная категория г. Нижнекамск | |||||||||||||||||||
Тема урока Письмо. Тип речи: рассуждение-размышление. | |||||||||||||||||||
Тип урока Урок развития речи. | |||||||||||||||||||
УМК: Русский язык 5 класс под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова | |||||||||||||||||||
Задачи Образовательные: Формировать развитие всех видов речевой деятельности: чтение, восприятие аудирования, говорение, письмо. Развивающие: Формировать исследовательские умения через использование приемов анализа, сравнения, наблюдения. Содействовать развитию речевой и культурологической компетентностей. Воспитательные: Воспитывать интерес к природе, культуре, языку; Воспитывать умение вести учебный диалог, писать письма; Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. | |||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||||||||
Предметные | УУД | Личностные | |||||||||||||||||
Научиться конструировать текст типа речи рассуждение-размышления, использовать полученные знания при составлении устного и письменного ответа. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений, ассоциаций. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; контролировать и оценивать свою деятельность; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | |||||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на мероприятии: типы речи, рассуждение-размышление, замысел автора, композиция, система персонажей, цветовое решение | |||||||||||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ: ПК, аудиозапись.
| |||||||||||||||||||
Методическое назначение средств ИКТ: формирование умений и навыков по систематизации информации, создание информационной модели изображения с целью изучения и исследования, визуализация информации и взаимосвязь между объектами | |||||||||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||||||||||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы обучения для реализации данного вида учебной деятельности | ||||||||||||||||
Этап 1. Ознакомительный |
Приветствие. Установить внимание каждого обучающегося. Создать положительный настрой на работу. Введение в ситуацию: -Что изучали на прошлом уроке? (Обращение)… - Каким способом можно еще обратиться? (В общении, по SMS-ке, в письме)… - Жанр письма – эпистолярный жанр. 2. Целеполагание. Описание ситуации. - С чего начинается письмо? - Что можно выразить в письме? - Как завершается письмо? 3. Информационный материал | Приветствуют учителя. Строят предположения о ходе урока. Выявляют, что обратиться можно не только в общении и по телефону, но и в письме. Оформление письма рассматривают по упр.223,224 (определяют ошибку)
| Беседа Фронтальная работа Вовлечение учащихся в живое обсуждение предложенной темы Знакомятся с понятием «эпистолярный жанр» | ||||||||||||||||
Этап 2. Основной (аналитический). Практикум | Предлагает прослушать аудиозапись (Шум дождя, грозы). http://plus-music.org/шум дождя с грозой Предлагается выявить положительные стороны дождя и грозы. Совместно заполняется таблица (радует//огорчает). Приложение 1 Курирует исследовательскую работу. Напоминает особенности оформления письма. Организует сравнительный анализ текста письма и окончательного варианта записи. | Прослушивают шум дождя, грозы, строят предположения по предложенной ситуации. Приложение 1
Анализируют высказывание одноклассников. Сравнивают две работы, формулируют выводы. Формулируют тему работы. | Работа с аудиозаписью. Знакомство с планом письма. Беседа. Проблемно-поисковый метод. Сравнительный анализ писем. Создание собственных писем. | ||||||||||||||||
Физкультминутка | Дождь Капля - раз, капля - два, Очень медленно сперва, (хлопки руками на каждое слово) А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. (бег) Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. (хлопки руками на каждое слово) Кап-кап, кап-кап. (свободные движения пальчиками) Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем. (соединить руки над головой) | Выполняют упражнения | Физкультминутка представляет собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания учащихся и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. | ||||||||||||||||
Этап 3. Письмо | Под нежную музыку дождя пишут письмо. | Под нежную мелодию пишут письмо с обращением к дождю или к грозе (по выбору). | Самостоятельная работа. Составление текста письма. | ||||||||||||||||
Этап 4. Итоговый. Презентация работы | Оценивает работы учащихся. Приложение 2 | Читают письма, корректируют написанное, оценивают работы одноклассников. Приложение 3 | знакомство и сравнивание нескольких вариантов одной проблемы (причём это решение может оказаться неодинаковым) | ||||||||||||||||
Этап 5. Рефлексия Домашнее задание | Подведение итогов занятия. Рефлексия. Нарисовать в тетради свое восприятие темы урока: хорошая активность на уроке, все удалось выполнить; все понял, но допустил значительные ошибки при письме; не успел написать письмо, не понял работу. Целеполагание следующего занятия. Домашнее задание: написать письмо бабушке, дедушке о своих успехах. | Анализируют свою работу на уроке, рисуют в тетради: солнышко – хорошая активность на уроке, все удалось выполнить; туча закрывает солнышко – все понял, но допустил значительные ошибки при письме; туча с дождем – не успел написать письмо, не понял работу. (Чему научились на уроке, все ли получилось выполнить, какое ощущение на уроке?) | уу |
Приложение 1
Дождь | |
Радует | Огорчает |
Поливает сады Можно бегать по лужам Свежий воздух Появляются грибы, цветы Можно фантазировать, глядя в окно Будет хороший урожай Появляется радуга | Заливает огороды Промокает одежда, и родители загоняют домой Ломаются машины, попадая в колею с водой Бьет по лицу, больно Грустно, сыро, хмуро, холодно Трескается асфальт |
Гроза | |
Радует | Огорчает |
Боязно, но весело Можно рассказывать страшные истории Красиво | Плохие воспоминания Нельзя гулять Нельзя близко подходить к окну Смотреть телевизор нельзя Страшно |
Приложение 2 (письмо)
Здравствуй, Дождь!
Даже странно, что я тебе пишу письмо, но очень надеюсь, что получишь моё послание. Я признательна тебе, что ты существуешь: ты частый гость осенью и редкий - летом и весной.
Милый Дождь, ты так своевременно поливаешь огороды – помогаешь нам, что мне очень нравится, благодарю тебя за это..
Знаешь, Дождь, бывает, тебя сопровождают сестры: гроза и молния. Вот тут-то совершаются чудеса: вспышка, рокот, они так волнуют меня. Одновременно и интересно, и страшновато. Передавай им привет, ведь ты видишься с ними.
Дождь, милый друг, приходи к нам летом чаще, мы тебя будем ждать. Когда тебя долго не бывает, нам становится скучно.
До свидания, Дождь!
С приветом Дина.
Приложение 3 (отрывки из писем учащихся)
«Милый Дождь, когда идешь долго, появляется грусть, становится темно на улице, хочется в тепло»… (Азалия)
«Хочу пожелать тебе, Дождь, хороших друзей, чтоб они не обижались, а наоборот, радовались тебе и больше гуляли на улице»… (Арина)
«Дождик, я так рада тебе, ведь после тебя цветочки оживают, радуга появляется, спасибо тебе за всё»… (Аида)
«Дождик, мне так нравится с друзьями бегать по лужам, но мамы запрещают, боятся, что можем простудиться»… (Миша)
Использованная литература (интернет-ресурсы)
- iplayer.fm/q/шум дождя гром
- http://plus-music.org/шум дождя с грозой
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/14/fizkultminutki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Письмо. "Я хочу рассказать тебе о своём родном крае"
Тип урока: развитие речи. Класс: 6. Тема урока: Письмо. «Я хочу рассказать тебе о своём родном крае». Цели: расширить представление учащихся об эпистолярном жанре, сформировать навыки написания лич...
Презентация к уроку развития речи "Письмо - это текст"
Презентация подготовлена к уроку "Письмо - это текст"...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
Разработка урока на тему "Развитие речи. Письмо. 5 класс"
Данный урок разработан в соответствии с темой и учетом возрастных особенностей учащихся. Урок содержит богатый и разнообразный материал....
урок развития речи "Письмо" 5 класс
конспект урока по равзитю речи "Письмо" (обучение составлению письма)...
Урок развития речи "Письмо ветерану", 3 класс
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА"...
Урок развития речи Письмо
Урок развития речи в 5-м классе по теме «Письмо» Цель: - знакомство учащихся со структурой письма, с разными видами писем...