Технологическая карта урока по русскому языку (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по русскому языку (5 класс), ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_konstruirovaniya_uroka.docx | 45.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ11»НГО |
Технологическая карта конструирования урока |
Слово как член предложения. Главные члены предложения. |
БЕЛАЯ НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА |
[Выберите дату] |
Технологическая карта конструирования урока по итогам прохождения курсов ФГОС. |
Технологическая карта конструирования урока
Предмет | Русский язык | Класс | 5 | |||||||||
Тема урока | Слово как член предложения. Главные члены предложения. | |||||||||||
Тип урока | Урок систематизации ЗУН. | |||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||
Знать понятия «грамматическая основа предложения» «второстепенные члены предложения», «смысловая и грамматическая связь подлежащего и сказуемого», способы выражения подлежащего; Уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов. | Регулятивные: 1. Самостоятельно принимать и с помощью учителя определять цель деятельности, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта). 2. Выдвигать версии, выбирать эффективные средства достижения цели (в т.ч. решать проблемы творческого характера) с помощью учителя и в группе. 3. Планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: 1. Анализировать и обобщать текстовую информацию: выделять важные детали, факты, делать выводы, строить рассуждения; строить доказательства (в т.ч. относить к известным понятиям) с помощью учителя и самостоятельно; определять несложные понятия с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: 1. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно. 2.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения для решения коммуникативных задач. | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. | ||||||||||
Условия реализации урока | ||||||||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, современные педагогические технологии) | Оборудование | |||||||||
www.festival.1september.ru/subjects | Учебник, словари | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем | Компьютер, мультимедийный проектор | |||||||||
Основные понятия | Подлежащее, сказуемое, главные и второстепенные члены предложения | |||||||||||
Этап урока (название, время, цели) | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Деятельность учеников | |||||||||
I. Мотивационно-целевой этап. 1. Мотивация к учебной деятельности. Цели: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. 2. Актуализация и пробное учебное действие. Цели: воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Повторение словарных слов, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока. 3. Выявление места и причины затруднения. Цели: эвристическая беседа, ответы на вопросы. Продолжительность: 5 мин | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Вступительное слово учителя: - Ну, теперь проверь, дружок, Все ль внимательно глядят? - Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение. - Прочитайте предложения (они представлены на слайде), дайте их характеристику по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Но что это? Уж не гром ли? Да это гроза! Туча растёт. Всё вокруг потемнело… Какой дождик!! Каковы молнии!! - Отгадайте загадку : Падают с ветки золотые монетки. Предлагаю сделать разбор этого предложения. | Показать карточку с человечком нужного настроения. Прочитать предложения (они представлены на слайде), дать их характеристику по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Но что это? Уж не гром ли? Да это гроза! Туча растёт. Всё вокруг потемнело… Какой дождик!! Каковы молнии!! Отгадайте загадку : Падают с ветки золотые монетки. ( осенние листья) Сделать разбор этого предложения. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. Показывают карточку с изображением веселого человечка. Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Осваивают лингвистические термины. Читают предложения, характеризуют их по цели высказывания и эмоциональной окраске. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Отгадывают загадку : Падают с ветки золотые монетки. Делают разбор этого предложения. | |||||||||
II. Процессуальный этап. 1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цели: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа. 2. Практическая деятельность по реализации построенного проекта. Цели: подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных текстов, письменная работа. 3. Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Цели: беседа по вопросам, письменная работа, игра. Выполнение разно уровневых обучающих упражнений. Продолжительность: 30 минут | - Ребята вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке русского языка? - Да, вы правы! Тема нашего сегодняшнего урока «Члены предложения. Грамматическая основа» - Давайте назовем ключевые понятия нашего сегодняшнего урока: - Чем могут связываться слова в предложении. - Какими бывают предложения по цели высказывания? -Какие вы знаете предложения по интонации? - Назовите, какие члены предложения мы знаем. Как называются предложения, состоящие из одной грамматической основы? А как называются те, в которых, кроме подлежащего и сказуемого, есть еще и второстепенные члены предложения? - Следующее задание: расположите предложения в таком порядке: 1 распространенные, 2 нераспространенные. - Почему вы так распределили предложения? Докажите, что вы правы. Назовите признаки распространенного и нераспространенного предложения. Приведите свои примеры на каждый вид предложения. - Ребята, вы любите играть? Сейчас поиграем в игру « Поймай основу». Я буду называть предложения, а вы записывать только грамматическую основу. - Давайте проверим, все ли были внимательны в игре? Таким образом, мы закрепим понятия о том, что в каждом предложении обязательно есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое. - Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовем ключевые понятия нашего сегодняшнего урока еще раз. И сделаем это в следующей форме: На карточках мастер представлены начала ключевых терминов урока, ребята должны дописать . на карточках ученик ребята должны соединить начало высказывания с концом. - Выполним самостоятельно упражнение . | Назовите ключевые понятия нашего сегодняшнего урока: Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, побудительные, вопросительные. Предложения по интонации бывают восклицательные или невосклицательные. Предложения бывают распространенные и нераспространенные. Грамматическая основа – подлежащее, сказуемое. Расположите предложения в таком порядке: 1 распространенные, 2 нераспространенные. а) Горела заря. б) Блестит чистое зеркало воды. в) Пожелтели листья. г) Медленно падают березовые листья на воду. д) Осень царствует. е) Осень царствует всюду. Докажите, что вы правы. Назовите признаки распространенного и нераспространенного предложения. Приведите свои примеры на каждый вид предложения. Записать только грамматическую основу: Осень заглянула в сады. Поспевают осенние яблоки. Ветки деревьев так и клонятся от спелых плодов. В ясный день садоводы собирают урожай. В саду слышатся звонкие голоса школьников. На подстилке из соломы ворохом лежат краснобокие яблоки. Скоро город получит много свежих фруктов. Читайте по очереди, записанные грамматические основы. Назовите ключевые понятия нашего сегодняшнего урока. Мастер: продолжить Слова в предложении должны быть связаны между собой по __________и___________. Предложения по цели высказывания бывают____________, __________, _____________. Предложения по интонации бывают _____________ или______________. Предложения бывают ________________ и _____________________. Грамматическая основа – ______________, __________. Ученик: соединить Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, побудительные, вопросительные. Предложения по интонации бывают восклицательные или невосклицательные. Предложения бывают распространенные и нераспространенные. Грамматическая основа – подлежащее, сказуемое. Самостоятельно выполните упражнение. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, выполняют упражнения. Называют ключевые понятия сегодняшнего урока: Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, побудительные, вопросительные. Предложения по интонации бывают восклицательные или невосклицательные. Предложения бывают распространенные и нераспространенные. Грамматическая основа – подлежащее, сказуемое. Располагают в правильном порядке предложения: 1 распространенные: б, г, е. 2 нераспространенные: а, в, д. Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы Называют признаки распространенного и нераспространенного предложения. Приводят свои примеры на каждый вид предложения. Записывают грамматические основы: Осень заглянула. Поспевают яблоки. Ветки клонятся. Садоводы собирают. Слышатся голоса. Лежат яблоки. Город получит. Читают по очереди свои записи, сверяют с шаблоном полученные результаты. Принимают участие в работе, отвечают на вопросы. Называют ключевые понятия урока. Задают вопросы для уточнения информации. Формулируют понятия сложившиеся в течении урока. Самостоятельно выполняют упражнение. Реализовывают свои знания на практике. Оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. | |||||||||
III. Рефлексивно-оценочный этап 1. Включение в систему знаний повторения. Цели: обобщение полученных сведений, выполнение тестовых заданий. 2. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: заключительная беседа по вопросам. Продолжительность: 10 минут | - Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему «Главные члены предложения», проведем рефлекторно-оценочный этап. – Какую новую информацию получили на уроке? – Найдите «третье лишнее», обоснуйте свой выбор: - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? – Вспомните, какова была цель урока. Удалось ли её достичь? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка. – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение. – Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? | Какую новую информацию получили на уроке? – Найдите «третье лишнее», обоснуйте свой выбор: а) Весна наступила. Идёт дождь. Оттепель. б) Осень пришла. Уже пожелтели берёзки. Притих лес. в) Рассвет. Туман. В тумане падают листья. - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? – Вспомните, какова была цель урока. Удалось ли её достичь? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы учителя. Находят «третье лишнее», обосновывают свой выбор: а) Оттепель. б) Уже пожелтели берёзки. в) В тумане падают листья. Подводят итоги урока, соотносят произведенную работу с целями. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
по учебнику русского языка Т.А. Ладыженской, 5 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....
Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....
Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"
Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...
Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс. Местоимения.
Технологическая карта урока по ФГОС. 6 класс. Местоимение...