Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кирамова Резида Ульфатовна

Урок на тему: "Звуки речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_rus_5kl_ur3.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:        Звуки языка. Гласные и согласные звуки.

Тип урока. Урок повторения и обобщения изученного.

М/п: самостоятельно вычитывать разные виды текстовой информации, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию (из текста в таблицу).

6ЛР: вычленять звуки в словах, выявлять их смыслоразличительную функцию, характеризовать звуки русского языка.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

Объяснительный диктант.

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.

Коммуникатив-ные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

III. Формулирование темы урока.

Мотивирующий приём.

– Прочитайте  и отгадайте задачу­загадку

С Т я книга, с С я рыба,

С К – бесформенная глыба,

С Л помог колоть я лёд,

С Д народ во мне живёт.

(Том, сом, ком, лом, дом.)

– Что интересного заметили в словах­отгадках?

– Что изменилось, когда поменялся один звук?

– Сделайте вывод: для чего нужны звуки речи?

– Какой может быть тема урока? (Звуки речи. Роль звуков в языке.)

– Уточните тему, указав, какие звуки речи вы знаете.

Запись темы на доске и в тетрадях.

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовы-вать информацию из одной формы в другую.

IV. Актуализа-ция и углубление изученного.

1. Работа с материалами упр. 7, 8, 9  – проводится наблюдение над смыслоразличительной ролью гласных и согласных звуков.

2. Обобщение наблюдений о смыслоразличительной роли звуков.

– Что общего и чем отличаются задания в упр. 7, 8, 9?

3. Формулирование учащимися самостоятельно сделанного вывода.

4. Чтение вывода по учебнику и сравнение с собственными выводами и наблюдениями.

– Как вы понимаете выражение «различать смысл»?

– Подберите самостоятельно примеры, подтверждающие этот вывод.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

3. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Развитие учебно­языковых умений.

Н. В процессе работы над упр. 10–12 заполняется таблица в упр. 13 

Упр. 10 – развивается умение различать гласные звуки в ударном и безударном положении, выявлять совпадение в звучании в безударном положении разных звуков: [э] и [и], [о] и [а], актуализируется правило о правописании безударных гласных в корне слова.

Словарно­орфографическая работа над словами транскрипция, транскрибировать.

Запись в таблице:

– ударные [э], [и], [а], [о], [ы], [у];

– безударные [и], [а], [ы], [у].

Упр. 11 – развивается умение выявлять смыслоразличительную роль мягких и твёрдых согласных, соотносить мягкие и твёрдые звуки.

Запись в таблице:

– твёрдые согласные [л], [с], [н];

– мягкие согласные [л'], [с'], [н'].

Упр. 12 – выявляются выразительные возможности звуков и их сочетаний, делается общий вывод об отличии гласных от согласных.

– Найдите слова­образы, которые передают главное отличие гласных от согласных.

Методическая рекомендация. Для экономии времени задание к упражнению можно уточнить: выпишите слова, начинающиеся со звонкого согласного звука, укажите парный глухой (по одному примеру на каждый звук).

Гласной [г] – [к], миг [м'],  достиг [д] – [т], звучат [з] – [с], будь [б] – [п], можешь [м].

Запись в таблице:

– звонкие согласные [г], [м'], [д], [з], [б], [м];

– глухие согласные [к], [т], [с], [п].

Упр. 13 – подведение итогов наблюдений  и формулирование промежуточных выводов с опорой на заполненную таблицу.

П. Дополнительные задания.

1. – «Переведите» предложение, используя знания о согласных звуках

Шиль­пиль у пяпюжгы зэрынгый гослыг. (Задание строится на замене согласных по звонкости­глухости, твёрдости­мягкости: Жил­был у бабушки серенький козлик. Чтобы ученики не угадали фразу раньше времени, можно «переводить» её по частям, отдельным словам.)

2. – Проверьте, все ли глухие согласные собраны во фразе:

Стёпка Фец, хочешь щец?

(Фока, хочешь поесть щец?)

3. – Отгадайте метаграммы.

Я с Л смягчённым – под землёй

Бываю каменный и бурый.

А с твёрдым – в комнате любой,

В геометрической фигуре. (Уголь – угол.)

С твёрдым Л я на стене,

Книги, например, на мне.

Но как только Л смягчите –

Сразу в танец превратите. (Полка – полька.)

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию (из текста в таблицу).

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

2. развитие эмоциональной сферы личности учеников, их творческих способностей.

VI. Работа с учебно­научным текстом. Развитие читательских умений.

Упр. 14 – структурирование информации о звуковой системе русского языка.

Составляется и записывается вопросный план.

Методическая рекомендация. Приём задавания вопросов к смысловым частям текста известен детям из начальной школы (он отрабатывался как один из способов понимания и запоминания учебно­научного текста). Поэтому данное задание ученики могут выполнять самостоятельно или в парах, а затем сверить результаты со всем классом.

Вопросы и задания на углубление восприятия текста:

– Какая информация о звуках русского языка оказалась для вас новой или неожиданной?

– Какие соотношения существуют между звуками?

– Каких согласных звуков, глухих или звонких, в русском языке больше? О чём это говорит?

– Подсчитайте, сколько звонких и глухих согласных в строчках объяснительного диктанта. Найдите самые «громкие» слова. Объясните своё решение.

Упр. 15 – знакомство с деятельностью учёного­лингвиста В.К. Тредиаковского, определение его роли в истории русского языка.

Дополнительный материал для рассказа учителя.

Тредиаковский был горячим, упорным сторонником письма «по звонам» (по звукам). На возражения, что в этом случае слова рот – род, молот – молод, плот – плод и пр. придётся писать одинаково, он отвечал: «Так, не имеет, кажется, быть никакого замешания в содержании, когда напишется слово плод по звону (то есть по звучанию): Плот, который в моём саду вырос сего лета, я сам оный и съел. Плот брёвен сплавлен рекою».

Вопросы и задания после чтения.

– Какой вклад внёс  Тредиаковский в филологическую науку?

– Как вы думаете, почему не прижилась идея письма «по звонам»?

– Представьте, что вы – первоклассники, которые только учатся писать и не знают ни одного орфографического правила. Запишите так, как слышите (не применяя правил), фразу:

Пиши без ошибок. 

– Сравните варианты. К какому выводу вы пришли?

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовы-вать и сохранять информацию (составлять план).

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к родному языку и его исследователям – учёным-лингвистам;

2. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

VII. Итог урока.

1. Чтение и комментирование ключевых слов темы (по учебнику).

2. Выполнение дополнительных итоговых заданий.

1) – Подсчитайте, сколько [т] в предложении:

Директор подписал твои документы.

– А сколько [з,] в предложении:

Весь день Зина надоедала Лизе этой просьбой.

2) – Прочитайте слова, произнесите звуки в обратном порядке и превратите слово лён в цифру, лей – в название дерева, люк – в большой мешок, ток – в домашнее животное, шёл – в неправду, шей – в просьбу есть, лёд – в материал для крыши.

– Чему научились на уроке?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

        

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Упр. 16 (три варианта: выписывают имена существительные с указанной орфограммой из каждого четверостишия).

2. Пересказ по плану текста из

упр. 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...