Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки языка. Гласные и согласные звуки.
Тип урока. Урок повторения и обобщения изученного.
М/п: самостоятельно вычитывать разные виды текстовой информации, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию (из текста в таблицу).
6ЛР: вычленять звуки в словах, выявлять их смыслоразличительную функцию, характеризовать звуки русского языка.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Языковая разминка. | Объяснительный диктант. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. | Коммуникатив-ные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
III. Формулирование темы урока. | Мотивирующий приём. – Прочитайте и отгадайте задачузагадку С Т я книга, с С я рыба, С К – бесформенная глыба, С Л помог колоть я лёд, С Д народ во мне живёт. (Том, сом, ком, лом, дом.) – Что интересного заметили в словахотгадках? – Что изменилось, когда поменялся один звук? – Сделайте вывод: для чего нужны звуки речи? – Какой может быть тема урока? (Звуки речи. Роль звуков в языке.) – Уточните тему, указав, какие звуки речи вы знаете. Запись темы на доске и в тетрадях. | Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовы-вать информацию из одной формы в другую. |
IV. Актуализа-ция и углубление изученного. | 1. Работа с материалами упр. 7, 8, 9 – проводится наблюдение над смыслоразличительной ролью гласных и согласных звуков. 2. Обобщение наблюдений о смыслоразличительной роли звуков. – Что общего и чем отличаются задания в упр. 7, 8, 9? 3. Формулирование учащимися самостоятельно сделанного вывода. 4. Чтение вывода по учебнику и сравнение с собственными выводами и наблюдениями. – Как вы понимаете выражение «различать смысл»? – Подберите самостоятельно примеры, подтверждающие этот вывод. | Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; 3. осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
V. Развитие учебноязыковых умений. | Н. В процессе работы над упр. 10–12 заполняется таблица в упр. 13 Упр. 10 – развивается умение различать гласные звуки в ударном и безударном положении, выявлять совпадение в звучании в безударном положении разных звуков: [э] и [и], [о] и [а], актуализируется правило о правописании безударных гласных в корне слова. Словарноорфографическая работа над словами транскрипция, транскрибировать. Запись в таблице: – ударные [э], [и], [а], [о], [ы], [у]; – безударные [и], [а], [ы], [у]. Упр. 11 – развивается умение выявлять смыслоразличительную роль мягких и твёрдых согласных, соотносить мягкие и твёрдые звуки. Запись в таблице: – твёрдые согласные [л], [с], [н]; – мягкие согласные [л'], [с'], [н']. Упр. 12 – выявляются выразительные возможности звуков и их сочетаний, делается общий вывод об отличии гласных от согласных. – Найдите словаобразы, которые передают главное отличие гласных от согласных. Методическая рекомендация. Для экономии времени задание к упражнению можно уточнить: выпишите слова, начинающиеся со звонкого согласного звука, укажите парный глухой (по одному примеру на каждый звук). Гласной [г] – [к], миг [м'], достиг [д] – [т], звучат [з] – [с], будь [б] – [п], можешь [м]. Запись в таблице: – звонкие согласные [г], [м'], [д], [з], [б], [м]; – глухие согласные [к], [т], [с], [п]. Упр. 13 – подведение итогов наблюдений и формулирование промежуточных выводов с опорой на заполненную таблицу. П. Дополнительные задания. 1. – «Переведите» предложение, используя знания о согласных звуках Шильпиль у пяпюжгы зэрынгый гослыг. (Задание строится на замене согласных по звонкостиглухости, твёрдостимягкости: Жилбыл у бабушки серенький козлик. Чтобы ученики не угадали фразу раньше времени, можно «переводить» её по частям, отдельным словам.) 2. – Проверьте, все ли глухие согласные собраны во фразе: Стёпка Фец, хочешь щец? (Фока, хочешь поесть щец?) 3. – Отгадайте метаграммы. Я с Л смягчённым – под землёй Бываю каменный и бурый. А с твёрдым – в комнате любой, В геометрической фигуре. (Уголь – угол.) С твёрдым Л я на стене, Книги, например, на мне. Но как только Л смягчите – Сразу в танец превратите. (Полка – полька.) | Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию (из текста в таблицу). Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; 2. развитие эмоциональной сферы личности учеников, их творческих способностей. |
VI. Работа с учебнонаучным текстом. Развитие читательских умений. | Упр. 14 – структурирование информации о звуковой системе русского языка. Составляется и записывается вопросный план. Методическая рекомендация. Приём задавания вопросов к смысловым частям текста известен детям из начальной школы (он отрабатывался как один из способов понимания и запоминания учебнонаучного текста). Поэтому данное задание ученики могут выполнять самостоятельно или в парах, а затем сверить результаты со всем классом. Вопросы и задания на углубление восприятия текста: – Какая информация о звуках русского языка оказалась для вас новой или неожиданной? – Какие соотношения существуют между звуками? – Каких согласных звуков, глухих или звонких, в русском языке больше? О чём это говорит? – Подсчитайте, сколько звонких и глухих согласных в строчках объяснительного диктанта. Найдите самые «громкие» слова. Объясните своё решение. Упр. 15 – знакомство с деятельностью учёноголингвиста В.К. Тредиаковского, определение его роли в истории русского языка. Дополнительный материал для рассказа учителя. Тредиаковский был горячим, упорным сторонником письма «по звонам» (по звукам). На возражения, что в этом случае слова рот – род, молот – молод, плот – плод и пр. придётся писать одинаково, он отвечал: «Так, не имеет, кажется, быть никакого замешания в содержании, когда напишется слово плод по звону (то есть по звучанию): Плот, который в моём саду вырос сего лета, я сам оный и съел. Плот брёвен сплавлен рекою». Вопросы и задания после чтения. – Какой вклад внёс Тредиаковский в филологическую науку? – Как вы думаете, почему не прижилась идея письма «по звонам»? – Представьте, что вы – первоклассники, которые только учатся писать и не знают ни одного орфографического правила. Запишите так, как слышите (не применяя правил), фразу: Пиши без ошибок. – Сравните варианты. К какому выводу вы пришли? | Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовы-вать и сохранять информацию (составлять план). Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к родному языку и его исследователям – учёным-лингвистам; 2. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей. |
VII. Итог урока. | 1. Чтение и комментирование ключевых слов темы (по учебнику). 2. Выполнение дополнительных итоговых заданий. 1) – Подсчитайте, сколько [т] в предложении: Директор подписал твои документы. – А сколько [з,] в предложении: Весь день Зина надоедала Лизе этой просьбой. 2) – Прочитайте слова, произнесите звуки в обратном порядке и превратите слово лён в цифру, лей – в название дерева, люк – в большой мешок, ток – в домашнее животное, шёл – в неправду, шей – в просьбу есть, лёд – в материал для крыши. – Чему научились на уроке? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
| ТОУУ |
VIII. Домашнее задание. | 1. Упр. 16 (три варианта: выписывают имена существительные с указанной орфограммой из каждого четверостишия). 2. Пересказ по плану текста из упр. 14. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Глагол"....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...