Конспект урока русского языка в 5 классе «Имя существительное как член предложения»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели урока:
1. Повторить изученное по теме «Имя существительное»
2. Научиться определять синтаксическую роль существительного
3. Увеличить лексический запас учащихсяЦели урока:
1. Повторить изученное по теме «Имя существительное»
2. Научиться определять синтаксическую роль существительного
3. Увеличить лексический запас учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v5_klasse_2017.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Имя существительное как член предложения»
Цели урока:
1. Повторить изученное по теме «Имя существительное»
2. Научиться определять синтаксическую роль существительного
3. Увеличить лексический запас учащихся
Тип урока: комбинированный
Используемые технологии: интерактивная доска, презентация
Ход урока
I.Организационный момент: приветствие класса, запись в тетради даты
II. Повторение ранее изученного по теме «Имя существительное»
Учитель: послушайте и отгадайте загадку:
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
(Существительное)
- Что такое имя существительное?
Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?
- Задание на проверку теоретических знаний
Учитель: У каждого взрослого человека есть документ, который подтверждает личность гражданина. Давайте попробуем составить «паспорт» имени существительного, используя его морфологические признаки:
- Запишите в тетради «паспортные» данные существительного, постарайтесь ничего не пропустить
- Проверка задания по слайду на доске. Проверьте свою запись, если необходимо, внесите исправления
а) имя существительное
б) собственное, нарицательное
в) одушевленное, неодушевленное
г) род: мужской, женский, средний
д) число: единственное, множественное
е) склонение: 1, 2, 3
ё) падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный
5) Запишите, пожалуйста, следующие предложения:
1. Маугли играл камешками и не видел волков.
2. Вскоре он был принят в их стаю.
3. Багира взяла под защиту человеческого детеныша.
7. Задания к записанным предложениям:
а) назовите название и автора сказки (Р. Киплинг «Маугли»)
б) найдите имена существительные, подтвердите «паспортные данные» существительных примерами из предложений
Собственные и одушевленные: Багира, Маугли
Нарицательные: камешками, стаю
Род: мужской – детеныша, женский- стаю
Число: волков- множественное, в стаю- единственное
Падеж: (играл) камешками- творительный
Склонение: (под) защиту- 1 скл., детеныша-2 скл.
Сколько существительных было в предложениях? (семь)
Вывод: имя существительное- одно из самых употребляемых частей речи после глагола; на примере предложений мы подтвердили все морфологические признаки существительного.
III. Объяснение нового материала
Пропустите в тетради строчку и спишите с доски (слайд) следующие предложения:
Малыш праздновал день рождения в своей комнате. Вечером в окно влетел Карлсон и крикнул: «Малыш, ты весело провел время у бабушки?» Карлсон- лучший в мире проказник.
Задание:
1) Назовите сказку и ее автора (А Линдгрен «Малыш и Карлсон»)
2) Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях
3) Найдите имена существительные
4) Вспомните, какой пункт не был записан, когда мы составляли «паспорт» существительного
- синтаксическая роль существительного
5) подчеркните существительные как член предложения
6) Какое существительное не является членом предложения? Почему?
Малыш- это обращение
7) Итак, какими членами предложения являются существительные?
- Подлежащее
-Дополнение
-Обстоятельство
-Сказуемое
8) Вернемся к пропущенной строчке и запишем тему урока: «Имя существительное как член предложения»
IV. Закрепление материала
1.Выполнение упражнения №243 (Как отличить подлежащее от дополнения)
Cделаем вывод: подлежащее употребляется только в именительном падеже, а дополнение в косвенных падежах
V. Заключительная часть урока
Учитель: сегодня вы отлично поработали, поэтому можем немножко поиграть.
Карлсон на крыше открыл маленький магазинчик шаговой доступности и пригласил Малыша за покупками. Список товаров вы видите на слайде. Поставьте в нужную форму эти существительные
апельсин | 1кг апельсин… |
мандарин | 1кг мандарин.. |
яблоко | 1кг яблок… |
банан | 1кг банан… |
помидор | 1кг помидор.. |
носки | 2 пары носк… |
чулки | 1 пару чул… |
туфли | 1 пару туф… |
тапки | 1 пару тап… назовите это слово в ед.числе |
11.Домашнее задание упражнение №246
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка с презентацией "Имя существительное" 5 класс
Конспект урока русского языка с презентацией в 5 классе. Цель:формировать навыки определения морфологических признаков...
Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»
Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ по русскому языку 8 класс по теме Однородные члены предложения
Презентация предназнчена для объяснения нового материала и закрепления....
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"
урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...
Методическая разработка. Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»
Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»...
Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки УУД на уроках русского языка по разделу "Главные и второстепенные члены предложения"
Данные задания направлены на формирование УУД на уроках русского языка в 8 классе...