Сочинение-рассуждение "Берегите природу"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Открытый урок был проведен в рамках районного конкурса "Учитель года".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока подготовки к сочинению-рассуждению на тему "Берегите природу" | 29.8 КБ |
beregite_prirodu.pptx | 442.93 КБ |
prilozheniya.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ».
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Здравствуйте! Я рада всех вас видеть!
Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам и нашим гостям, вы улыбнетесь друг другу и нашим гостям. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
В течение урока вы можете рассчитывать на мою помощь, а от вас я жду поддержки.
Сегодня мы будем работать по группам. Вспомним правила работы в группах:
- Работают все.
- Каждый имеет право высказаться.
- Когда один говорит, остальные слушают.
- Решение принимается группой.
- Для ответа выбирается один представитель группы.
- Работа в группе – это не соревнование, совместный труд, направленный на достижение цели, когда каждый помогает друг другу.
И еще некоторые правила:
- Если группа готова отвечать, возьмитесь за руки и поднимите руки вверх.
- Если вы не согласны с мнением отвечающего, поднимите скрещенные руки.
- Если хотите дополнить ответ, просто поднимите одну руку.
II.МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
1)Посмотрите видеоролики, прокомментируйте увиденное. В чём сходство видеороликов? Чем отличаются видеоролики? Какова основная мысль каждого из них? Как можно озаглавить первый видеоролик, а второй?
1 видеоролик (коллективная работа):
Тема: природа
Основная мысль: красота, разнообразие и богатство природы.
Заглавие: Как прекрасен этот мир!
Знакомы ли вам эти картины? Это природа Шарканского района. Не везде вы можете увидеть такую красоту.
2 видеоролик
Тема: природа
Основная мысль: природа находится в опасности, ей нужна помощь.
Заглавие: природа в опасности, планета в беде, гибель природы.
У: От чего погибает природа? Кто виновен в этом? ( Человек захламляет природу, устраивает несанкционированные свалки, вырубает леса, загрязняет водоемы, воздух, почву бытовыми и промышленными отходами. Происходит заболоченность рек, озер и прудов, возникают пожары из-за невнимательности и безответственности человека. Химические удобрения загрязняют почву. Браконьерство. Радиоактивные вещества.)
У: Президент России подписал указ о проведении в 2017 году Года экологии? Почему?
Итак , определите тему урока.
Правильно, тема урока «Берегите природу!»
Сформулируйте проблему урока, используя вопросительное слово ПОЧЕМУ? КАК?(Почему нужно спасать природу? Как ее спасти?)
Слайд 3
У: Наша цель – ответить на проблемные вопросы и подготовиться к написанию домашнего сочинения.
Эти знания и умения для вас очень важны, т. к. они пригодятся на ОГЭ, ЕГЭ. (Слайд №3 с темой и целью урока)
Оформление тетрадей: число, сочинение, тема.
2)Определите задачи урока, какие действия вы будете выполнять на уроке для достижения хороших результатов?
Вам помогут слова-подсказки:
- Вспомнить ….(стили и типы речи, структуру текста-рассуждения, цели публицистического текста),
- Узнаем …(новые факты о природе, цели публицистического стиля)
- Научимся …(писать сочинение - рассуждение)
III.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1)Вспомним типы и стили речи. я называю вопрос, соответствующий одному типу речи, а вы называете, какой это тип текста.
- Что? Кто? Какой? (описание)
- Что произошло? Что случилось? (повествование)
- Почему? Зачем? Для чего? (рассуждение)
Какой тип речи вы используете при написании сочинения по теме? (рассуждение).
Слайд 4. Вспомните структуру текста – рассуждения.
- Тезис
- Доказательства
1)…
2)…
3)…
- Вывод.
IV.ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП.
1..Словарно-лексическая работа. Слайд 5(групповая работа)
По лексическому значению выбрать соответствующее слово. Поднимите ответ на карточках. Записать слова в тетрадь
Слова для справок: экономика, экология, статистика, ономастика, заповедник.
1.Это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды (экология)_
2.Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности (Заповедник).
3.Совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы (Статистика).
- Как слово «статистика» может быть связана с темой урока? С какой частью речи связано оно? ( с числительными). А какова связь между числительным и проблемой сохранения природы?
Самопроверка задания
2) Ребята, мы определили, какой тип текста будем использовать при написании сочинения, а какой стиль речи нам необходим? Давайте выполним следующее задание.
Работа с текстами в группах.
Группа 1. Текст научного стиля.
Группа 2. Текст публицистического стиля
Группа3. Текст художественного стиля
- Итак, какова цель данных текстов?
1 текст – дать точную информацию.
2 текст – воздействовать на читателя, призвать к чему-то. Убедить в чем-то.
3 текст – воздействовать на чувства, эмоции читателя. Показать красоту природы.
Воздействовать на слушателей, читателей, т.е. общество. В латинском языке слово «общество» произносится так publicus, т. е. общественный, государственный, отсюда название стиля речи – публицистический.
Цель публицистического стиля - воздействовать на слушателя, читателя, привлечь его внимание к актуальным проблемам общества, убедить в чём-то.
3.Давайте послушаем нашего статистика, который подготовил рубрику «Это важно знать». (ученик читает подготовленный материал)
Какова роль числительных, как они помогают раскрыть проблему урока?
Слайд 6
- Расскажите, как ведется работа по защите природы в Шарканском районе?
Сообщение о природном парке «Шаркан» ()
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1)Составить памятки в буклетах.
Игровая ситуация.
Ребята, по-моему, к нам пришли странные гости.
Послушайте стихотворение неизвестного автора
Горе -туристы:
- Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад!
- Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он всё вместит!
Лес ведь он – ничей?
- хором: Ничей!
- Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
- Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
- Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
- Мы цари! Молчи, природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
У: Вот от таких отдыхающих устаёт природа, страдает, гибнет.
Давайте попробуем защитить наш окружающий мир. Выполним такое задание:
Представьте себе группу отдыхающих в лесу (1 группа) и на берегу реки (2 группа). Вот они пришли к месту отдыха, а перед ними стенд с правилами «Как вести себя в лесу» ( на берегу). Ребята, составьте эти правила с использованием частицы НЕ:
Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?
НЕ … НЕ …
- Прочитайте составленные правила для отдыхающих групп.
- Сравните с этими правилами
Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?
НЕ НЕ
-не ломай ветви деревьев - не бросай в воду
и кустарников! использованную посуду!
- не повреждай кору деревьев! - не бей стеклянную
- не рви цветов в лесу и на лугу! посуду на берегу!
- не вытаптывай траву и почву! - не пугай водоплаваю-
-не разводи костёр в лесу! щих птиц!
-не тревожь лесных обитателей! - не загрязняй воду!
-не кричи! Не шуми! - не оставляй на берегу
-не разоряй муравейников! беспорядок!
-не оставляй мусор!
VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА)
1)Выберите тезис к сочинению или напишите свой.
Варианты:
1) Природа в опасности. Необходимо беречь и охранять родную природу.
2) Природа очень красива! Она богата и разнообразна.
3) Природа – это земля, вода, растения, животные и человек.
Взаимопроверка в группе.
VII.РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП.
Продолжите предложение:
Спасать природу нужно, потому что….
Я вспомнил….
Я узнал…..
Я научился…..
VIII. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ:
Написать сочинение-рассуждение «Берегите природу!»,
Оформление в буклетах.
Видеоролик 3. Слова В.Владыкина.
- В каких отношениях находятся человек и природа? Какова роль природы в жизни человека? ( Природа дает человеку не только материальные блага, но и духовные. Природа вдохновляет поэтов на сочинение прекрасных стихотворений, художников - на написание картин. Да и люди совершенно разных профессий получают большое удовлетворение от общения с природой.)
3 видеоролик
Тема: природа
Основная мысль: нужно беречь, охранять природу, спасать природу.
Заглавие: берегите природу! Давайте беречь природу! Друзья природы.
как человек пытается сохранить природу? (переработка мусора, посадка деревьев, охрана и очистка водоемов, охрана лесов от браконьеров, Красная Книга, заповедники,
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока Найти ответ на проблемный вопрос: Почему нужно спасать природу? Как ее спасти? Подготовиться к написанию домашнего сочинения Задачи урока: Вспомним : стили и типы речи, структуру текста-рассуждения Узнаем: цели …………………..стиля пополним знания о природе Научимся: писать сочинение-рассуждение ……………..стиля
Композиция сочинения-рассуждения I. Тезис (то, что нужно доказать) II. Доказательства …. …. …. III. Вывод
Лексический диктант. Слова для справок : экономика, экология, статистика, ономастика, заповедник Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды. Заповедник - заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. Статистика - совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы.
Внесение удобрений, обработка ядохимикатами – необходимое условие получения хороших урожаев, но в этом есть и отрицательная сторона . При выпадении атмосферных осадков происходит смыв загрязняющих веществ в водоёмы, что приводит к отравлению обитателей водоёмов и непригодности воды для хозяйственных целей. При этом загрязняется и сама почва, и продукция, выращенная на ней. Всё больше расширяется хозяйственная деятельность человека. Значит и меры по охране почв должны быть более эффективными. Ничто так щедро не одаряет нас своими плодами, как почва ! (По Т.К Ложкиной. Природа Шарканского района) Работа с текстом
Знай , люби и береги природу . Природа – это земля, вода, растения, животные и человек. Не обижай животных. Жалей их, помогай им. Учи этому маленьких и взрослых. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. Будем охранять наши реки, степи, леса и горы. Человеку нужна Родина. Охранять природу – значит беречь Родину . ( По М.Пришвину) Работа с текстом
Природа всегда была и остается вдохновительницей поэтов, художников, композиторов. Но когда заходит речь о П.И.Чайковском, мы отмечаем его исключительную, неуемную страстную любовь к природе, имевшую большое влияние на творчество композитора. Любовь эта зародилась у Петра Ильича еще в раннем детстве, когда семья Чайковских жила в Воткинске. Впечатлительный ребенок полюбил природу местного края, сыгравшую большую роль в развитии музыкального таланта будущего композитора. Гувернантка Фанни Дюрбах , вспоминая об этой поре, рассказывала: «Я особенно любила мягкие летние вечера, когда рыбачьи лодки покачивались на пруде, гладком, как зеркало… С балкона мы слушали нежные меланхолические песни … Летом в нашем распоряжении был экипаж, и мы совершали поездки по прелестным окрестностям Воткинска». Во время этих прогулок перед любознательным ребенком раскрывались страницы чудесной книги природы. Мальчик изумлялся богатству красок и многообразию звуков в природе. Он жадно вслушивался в шум леса и нежный шепот полевых цветов, легкое шуршание спелых колосьев, звонкие переливы ручьев и звеневшие птичьи голоса. Все это для него сливалось в неповторимую гармонию звуков. Он возвращался домой счастливый, полный первых музыкальных впечатлений от встречи с природой. Мир для него открывался полным красоты. (Е. Галичанин. П.И.Чайковский и природа. ) Работа с текстом
Цель публицистического стиля воздействовать на слушателя, читателя, привлечь его внимание к актуальным проблемам общества, убедить в чём-то. Средства публицистического стиля Побудительные, вопросительные, восклицательные предложения Обращения
Памятка Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу? НЕ НЕ -не ломай ветви деревьев - не бросай в воду и кустарников! использованную посуду! - не повреждай кору деревьев! - не бей стеклянную - не рви цветов в лесу и на лугу! посуду на берегу! - не вытаптывай траву и почву! - не пугай водоплаваю - -не разводи костёр в лесу! щих птиц! -не тревожь лесных обитателей! - не загрязняй воду! -не кричи! Не шуми! - не оставляй на берегу -не разоряй муравейников! беспорядок! -не оставляй мусор!
. Выберите тезис к сочинению- рассуждению или напишите свой Варианты: 1) Природа в опасности. Необходимо беречь и охранять родную природу. 2) Природа очень красива! 3) Природа – это земля, вода, растения, животные и человек .
Сочинение-рассуждение «Берегите природу!» Природа – это окружающий нас мир. который мы должны беречь. Это вода, воздух, земля, растения, животные и человек. Оглянись. И ты увидишь, что Земля в беде. Доказательства …. …. …. Охранять природу – значит охранять Родину.
Рефлексия Спасать природу нужно, потому что….. Я вспомнил… Я узнал... Я научился…
«О маленький Человек, который стал великим и всемогущим… Теперь уже всё зависит от тебя, и потому заклинаю тебя: сделай так, Чтобы в реках плескалась рыба, в лесах жили звери, Чтобы в небе пели птицы, чтобы трава росла зелёной, Чтобы небо оставалось голубым, а солнце – добрым, Чтобы всегда смеялись дети и улыбались матери,- Сделай так, заклинаю тебя!.. Больше мне нечего тебе сказать, Человек! Оставляю тебя наедине с самим собой, с твоей совестью…!» Владимир Владыкин , удмуртский учёный-этнограф
Край Удмуртский. Сборник статей, рассказов и стихов. Выпуск пятый. Ижевск, «Удмуртия», 1977. Отчий край. Книга для чтения по удмуртскому краеведению: Учебное пособие для 10-11 классов/ Составитель Д.И.Черешняя . – Ижевск: Удмуртия, 1993.
Предварительный просмотр:
Приложения.
1.Собери пословицы!
- Родина – и охранять, мать, её, любить, учись.
- Лес – береги, леса, свои, богатство, и краса.
- Срубили – птицы, прощай, дерево.
- Враг тот, природы, леса, кто, бережёт, не.
- Сломать – минута, дерево, года, вырастить.
- Дерево, вода, живёт, водой, бережёт, дерево.
2.
2. 2222Прочитайте текст и проанализируйте его. К какому стилю речи относится текст? Докажите.
Оглянись, человек! Земля в беде! Земля в беде! В беде реки и озёра, моря и океаны – вся земля. Но беды природы – это прежде всего наши беды. Мы, люди, дети природы. Учёные с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека. Такие проблемы называют экологическими (греч. ойкос – «жилище», логос – «наука, знание»). Экология – наука о взаимоотношениях живого и неживого на нашей планете. Учёные предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе. Судьба людей в их руках. Для этого нужны знание, добрая воля и целеустремлённый труд. (По Н.Реймерсу)
В чём заключается тревога учёного?
Что помогает нам понять, что тревога велика и обоснованна?
Каковы языковые средства выражения актуальной мысли?
Отчего происходит беда?
К кому обращается учёный?
Кто, на его взгляд, может помочь беде?
3. 2222Прочитайте текст и проанализируйте его. К какому стилю речи относится текст? Докажите.
Всякое растение – живое существо, оно выделяет в воздух кислород, задерживает пыль. Там, где много растений, легко дышится. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками!
Стой, мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придёт следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка занесены в Красную книгу.
4. Знай, люби и береги природу.
Природа – это земля, вода, растения, животные и человек.
Ты, я и все люди на земле связаны с природой. Береги растения: не ломай деревья, не рви цветы.
Не обижай животных. Жалей их, помогай им. Учи этому маленьких и взрослых. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. Будем охранять наши реки, степи, леса и горы.
Человеку нужна Родина. Охранять природу – значит беречь Родину.
(По М.Пришвину)
5.
Горе -туристы:
- Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад!
- Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он всё вместит!
Лес ведь он – ничей?
- хором: Ничей!
- Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
- Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
- Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
- Мы цари! Молчи, природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
У: Вот от таких отдыхающих устаёт природа, страдает, гибнет.
- Будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде озёр, рек? От каждого в отдельности это зависит.
Развитие письменной речи (самостоятельная работа)
- Давайте попробуем защитить наш окружающий мир. Выполним такое задание по группам :
Представьте себе группу отдыхающих в лесу (1 группа) и на берегу реки (2 группа). Вот они пришли к месту отдыха, а перед ними стенд с правилами «Как вести себя в лесу» ( на берегу). Ребята, составьте эти правила с использованием частицы НЕ:
Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?
НЕ … НЕ …
- Прочитайте составленные правила для отдыхающих групп.
- Сравните с этими правилами (слайд 18)
Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?
НЕ НЕ
-не ломай ветви деревьев - не бросай в воду
и кустарников! использованную посуду!
- не повреждай кору деревьев! - не бей стеклянную
- не рви цветов в лесу и на лугу! посуду на берегу!
- не вытаптывай траву и почву! - не пугай водоплаваю-
-не разводи костёр в лесу! щих птиц!
-не тревожь лесных обитателей! - не загрязняй воду!
-не кричи! Не шуми! - не оставляй на берегу
-не разоряй муравейников! беспорядок!
-не оставляй мусор!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Науки о природе. Методы изучения природы
Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И их использования в практической деятельности....
Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)
Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии применяются несколько приёмов рисования: примакиван...
Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.
На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...
Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»
Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....
Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...