Разработка урока "Тире между подлежащим и сказуемым" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Часто на уроках русского языка мы замечаем, что у наших учеников пропадает интерес к учению, видим, как они замирают в тоске посреди урока. В чём дело? Может мы не смогли уберечь ребёнка от страха перед учёбой, перед трудностями?
Перефразируя шутку Вольтера о стихах можно сказать: «Все уроки хороши, кроме скучных». А скучно не бывает только в игре. Поэтому на своих уроках в 5 классе я использую игровые технологии обучения, которые направлены на развитие творческой индивидуальности детей, носят учебный и воспитательный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_mezhdu_podlezhashim_i_skazuemym_5_klass._tsirk.docx | 173.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» (5 класс)
- Цель урока: познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.
- Задачи урока: отработать умение правильно ставить тире в предложении, формировать навыки точного определения, подлежащего и сказуемого, закрепить умение учащихся определять лексическое значение слов по толковому словарю, воспитывать стремление постоянно повышать уровень своих знаний.
- Тип урока: изучение новых знаний
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Материально-техническое оснащение с указанием используемого программного обеспечения Мультимедий- ный проектор | Используемые на уроке образовательные ресурсы | Деятельность на уроке | Формируемые УУД | ||
Учитель | Ученики | Учитель | Ученики | |||
Русский язык: 5 класс.Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. /Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.:Просвещение, 2014. | Русский язык: 5 класс.Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. /Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.:Просвещение, 2014.. |
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
Этапы урока | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
I Организационный этап. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. III Актуализация знаний. IV Первичное усвоение новых знаний. V.Первичная проверка понимания. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Здравствуйте, дети! Желаю вам хорошего настроения, активной работы на нашем уроке. Откроем тетради, запишем число, классная работа, оставим место для нашей темы и начнем урок с орфографического кроссворда. | Выбирает эффективный способ концентрации внимания. Мотивирует обучающихся на активную деятельность. Организует обучающихся на начало работы. | Настраиваются на плодотворную работу. Оформляют начало работы. | Принятие и сохранение познавательной цели (учебной задачи) | |
Слова кроссворда: Шатер, партер, манеж, артист, арена, акробат, обезьяна, шапито, парад, аплодисменты, жонглер, билет. http://puzzlecup.com/?guess=CD9584B20862DDAU Кроссворд проецируется на доску. | Диктует слова, контролирует правильность записи на доске. | Ученик выходит к доске, записывает слова, если он ошибается в слове, садится на место, к доске выходит другой. Остальные записывают слова в тетрадь, контролируют правильность записи на доске. | Анализ объектов для выделения свойств и признаков объектов | ||
Какая орфограмма объединяет эти слова? (орфограмма – безударная непроверяемая гласная в корне слова). | Организует мыслительную деятельность обучающихся. | Анализируют языковой материал, делают вывод. | |||
- В какую тематическую группу можно объединить записанные слова? - Ребята, а вы любите цирк? Что вам нравится в цирке? - Объясните лексическое значение этого слова? (Цирк- (от лат. circus — круг) — вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление. Также цирком называется и само специальное здание для проведения этих представлений. ) - Какие источники информации могут вам в этом помочь? Давайте воспользуемся толковым словарем и узнаем лексическое значение слова. Запишем лексическое значение слова, оформляя запись одним предложением. (Один ученик работает у доски). - Какую синтаксическую конструкцию мы записали? (предложение) - Назовите главный отличительный признак предложения.(наличие грамматической основы) - Что входит в грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое). - Выпишем грамматическую основу, определим, чем она выражена. Цирк – вид искусства. | Организует диалог. Подводит обучающихся к правильному выводу. Актуализирует у учащихся имеющие теоретические знания для последующего использования их в усвоении нового знания. | Вступают в диалог. Делают умозаключения. Вспоминают терминологию, необходимую для усвоения новых знаний. | Построение речевых высказываний в устной и письменной формах. Поиск необходимой информации и её понимание. Анализ объектов для выделения свойств и признаков объектов | ||
Прочитайте предложение выразительно. В предложении мы делаем паузу. Значит, паузу на письме надо выделить знаком препинания. Каким? В 17 веке русский языковед Барсов назвал этот знак молчанка, а затем назвал чертой. В русской письменности знак появился благодаря писателю и историку Н.М.Карамзину | Сообщает дополнительные исторические сведения о пунктуационном знаке «тире». | Упражняются в выразительном чтении предложения. Воспринимают информацию учителя. | Выдвижение гипотез и их обоснование | ||
А теперь пришло время сформулировать тему урока. Посмотрите на запись. Как вы думаете, что будет предметом нашего разговора на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Тема: «Тире между сказуемым и подлежащим». Ребята, перед вами лежат карточки: знаю- не знаю- хочу узнать. -Сформулируйте и запишите, какие начальные знания у вас имеются, чтобы понять тему. (подлежащее, сказуемое - грамматическая основа, именительный падеж) - А теперь подумайте, что вы хотите узнать в результате изучения темы? (какой знак ставится между подлежащим и сказуемым и при каких условиях) Цель вам помогут определить слова на доске: Где …….? Когда …….? Дети сообщают цель: Понять:- Где ставится тире в предложении? - Когда оно ставится между подлежащим и сказуемым? -В чем заключается важность этого материала для вас? (хочу писать грамотно диктанты; для меня важно быть грамотным человеком, потому что глупые люди неинтересны окружающим) -Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы получить намеченный результат? ( понаблюдать над языковым материалом, проанализировать готовые предложения, попробовать самостоятельно составить предложения заданной конструкции) | Организует диалог. Координирует мыслительную деятельность учащихся, помогает сформулировать тему и цель урока. | Вступают в диалог. Высказывают своё мнение. Формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетради. | Подведение под понятие Выведение следствий Рефлексия способов и условий действия | ||
- Сегодня на уроке мы начали разговор о цирке. - Хотите узнать больше интересных фактов о первых цирках? Римский цирк - место проведения конских скачек и гонок колесниц. Франция- родина современного цирка. Пантомима— вид сценического искусства, в котором средством создания образа является пластика человеческого тела. Клоун- цирковой артист. - Запишем предложения. Похожи ли они по структуре на записанное нами ранее? Найдите то общее, что объединяет эти предложения. -Построим схему, объясняющую тире в предложении. - Ребята, каков алгоритм наших действий при постановке тире между подлежащим и сказуемым? Составление алгоритма
Учитель: Ребята, наша с вами задача усложняется. На столе у вас лежит текст. в тексте необходимо найти предложения, в котором между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире. См. приложение Построите схемы, объясняющие постановку знаков препинания. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания. | Координирует работу учащихся | Преобразуют сложные предложения в простые предложения с грамматической основой, выраженной двумя им.сущ. в Им.п. Записывают предложения в тетрадь, выделяют грамматическую основу, определяют способ выражения главных членов предложения. Анализируют языковой материал, делают вывод. Составляют схему пунктограммы. Учатся анализировать языковой материал, узнавать изучаемые конструкции, находить пунктуационные ошибки (намеренно пропущенные знаки препинания), доказывать правильность своей точки зрения. Групповая работа. Развивают навыки контроля и самоконтроля. | Строить монологические высказывания в устной форме (достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации); Слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других Составление и реализация плана деятельности при освоении учебной информации Взаимоконтроль, взаимооценка. Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра | ||
Ребята, о представлении в цирке люди всегда узнают из афиш. - На афише нарисованы цирковые артисты. Кто выступает в цирке? (клоуны, дрессировщики …) - А что делают цирковые артисты, мы сейчас расскажем и покажем. Весёлый цирк, весёлый цирк! Жонглёр бросает шарики, (Подбрасывают воображаемые шарики) И клоун зрителей смешит, (Дразнятся - большой палец у носа) Смешит больших и маленьких. (Показывают рукой выше и ниже) Вот на канате акробат Раскинул руки в стороны. (Руки в стороны, балансируют ими) Силач старается поднять (Поднимают воображаемые гири) Стальные гири новые. Наездники на лошадях (Бегут с высоко поднятыми коленями, одна рука вверху) По кругу мчатся весело, А мы мороженое едим (Лижут воображаемое мороженое) И хлопаем под песенку. (Хлопают в ладоши) | Показывает движения. | Повторяют за учителем. | |||
Проецируется на доску слайд, на котором изображено цирковое представление. Можем ли мы самостоятельно составить предложения по заданной модели? Прочитайте составленные предложения, докажите, что вы верно выполнили задание. Ребята, оцените правильность выполнения задания своими одноклассниками. Какие предложения вам показались наиболее удачными? Какие предложения нужно еще доработать? | Оказывает индивидуальную помощь обучающимся во время самостоятельной работы. Организует взаимопроверку, проводит инструктаж. Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. | Выполняют задание самостоятельно. Обмениваются тетрадями в паре, проверяют работу соседа по образцу. Высказывают своё мнение. | Соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями; принятие решения об использовании помощи. Взаимоконтроль, взаимооценка. Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра | ||
VI. Первичное закрепление. | - Как вы думаете, полезно ли нам знания, которые мы приобрели на уроке? - Заполните последнюю часть таблицы «узнал» -Подготовьте информационную справку для одноклассников, что вы нового узнали о цирке. Прочитайте предложения, в которых вы нашли изучаемую пунктограмму. | Организует работу малых групп. Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. | Читают текст в группе. Анализируют текст, находят предложение с тире между подлежащим и сказуемым. Высказывают своё мнение, делают вывод. | Контроль усвоения учебной информации Оценивание результатов выполненной деятельности.
| |
VII. Рефлексия. VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | - Итак, ребята, что сегодня на уроке было главным? - А что интересным? -Дополните свои таблицы, запишите, с каким познавательным материалом познакомились. - Оцените собственную деятельность и деятельность своих одноклассников. | Создает условия для анализа деятельности обучающихся на уроке. Получает обратную связь. | Дают оценку собственной деятельности по её результатам. Осуществляют обратную связь. | Самодиагностика и коррекция собственных учебных действий. | |
-Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить, чтобы качественно закрепить тему? В учебнике на стр.30 выучим правило, которое сегодня звучало на уроке. Упражнение 234. Прочитаем задание. Полностью выполненное упражнение на оценку «4», на оценку «5» допишите два подобных предложения. Дополнительное задание: составить свой кроссворд на тему «Цирк», используя программу http://puzzlecup.com/ Спасибо за урок! | Консультирует обучающихся по выполнению домашнего задания. | Анализируют задание учебника, выясняют возможные затруднения в ходе выполнения задания. Выбирают уровень выполнения домашнего задания. | Соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями; принятие решения об использовании помощи |
Приложение
http://puzzlecup.com/?guess=CD9584B20862DDAU
Знаю | НЕ знаю | Хочу узнать |
Недавно в наш город приехал цирк- шапито. Шапито разборная конструкция из мачт и натягиваемого на них полотна шатра. Красно-белое сооружение быстро выросло на поле, расположенном рядом с городом. Громкая веселая музыка полилась из репродукторов.
На информационных тумбах появились красочные афиши. Афиша объявление о спектакле, концерте, лекции, вывешиваемое на видном месте. На ярких плакатах красовались клоуны, гимнасты, жонглеры, медведи в разноцветных юбках. Белые тигры редкие животные, выступление которых можно увидеть на представлении. По центральной улице провели слона. Слон самое крупное животное
В город не просто приехал цирк, в город приехал праздник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...
Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Урок русского языка в 5 классе. «Тире между подлежащим и сказуемым» Автор разработки - учитель ГБОУ школы№459 Санкт-Петербурга Казицкая Ирина Борисовна
Урок с использованием современных образовательных технологий:Информационно – коммуникационная технологияГрупповые технологии.Технология проблемного обучения Здоровьесберегающие технологии Технологии у...
Методическая разработка по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым"- 5 класс
Цели: познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым; выработать навык правильной постановки тире, сформировать умение выделять подлежащее и сказуемое в предложении, раз...
Разработка урока 8 класс "Тире между подлежащим и сказуемым"
Урок с презентацией...
Разработка урока "Тире между подлежащим и сказуемым"
Разработка урока для 5 класса....
Разработка урока по теме" Тире между подлежащим и сказуемым"
Технологическая карта по русскому языку...