Строение словосочетания, 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_slovosochetaniya_8_klass.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

8 класс

Тема: Строение и грамматическое значение словосочетаний.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели: повторить с учащимися синтаксическую единицу – словосочетание: виды словосочетаний, синтаксические связи слов в словосочетании, синтаксический разбор словосочетания; развивать умение использовать полученные знания в устной и письменной речи, отвечать на вопросы, использовать ранее полученные знания при усвоении нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Повторение

Наше занятие посвящено повторению материала о словосочетании. Как вы знаете, словосочетание является одной из единиц синтаксиса. Это номинативная единица синтаксиса. Объясните это понятие. В ответе опирайтесь на вопросы 

Вопросы:

  • В чем сходство слова и словосочетания?
  • Чем отличается слово от словосочетания?
  • Чем отличается предложение от словосочетания?
  • Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? Почему?

Вопрос: Подумайте и ответьте, какие группы из вышеперечисленных слов являются словосочетаниями, а какие нет. 

Осенний дождь, идет снег, распахнуть окно, рядом с деревом, по-домашнему вкусный, выбрать подарок, потемневший от времени, рассыпаясь искрами, выполнить задание, мнение высказано.

(ОтветИдет снег и мнение высказано словосочетаниями не являются, так как они представляют собой простые предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого. Главные члены предложения не являются словосочетанием.)

Вопрос: Расскажите о словосочетании, пользуясь вопросным планом на слайде. 

  • Из каких частей состоит словосочетание?
  • Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании?
  • Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?

Ответ: 

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, служащих для выражения единого, но расчлененного понятия или определения. Слова связываются между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется с помощью вопроса. Грамматическая - с помощью предлогов и окончаний у зависимого слова. В словосочетании одно слово главное (называет предмет, признак действие), а другое – зависимое (поясняет, распространяет главное). К зависимому слову задается вопрос от главного. Например, солнечный день (какой?) прил. + сущ.

Вопрос:

  • Словами, каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании? Составьте таблицу, иллюстрирующую то, что нам известно о видах словосочетаний по главному слову.

Ответ:

Виды словосочетаний

Глагольные

Именные

Наречные

главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием

главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, местоимением, именем числительным

главное слово выражено наречием

Говорить громко, читать книгу

Деревья в лесу, недовольный работой

По-прежнему важно, незадолго до концерта

Вопрос:

  • Что вы можете сказать о словосочетаниях:

Четверо суток, несколько минут, стакан воды, Полкан с Барбосом (грелись), Большая советская энциклопедия, мы с тобой, кое - кто из студентов, золотые руки.

Ответ:

Это неделимые словосочетания со значение совместности, с количественным значением, устойчивые (фразеологические) сочетания слов, собственные наименования, которые в предложении выполняют роль одного члена предложения.

Вопрос:

  • Что вы можете сказать о таких парах словосочетаний?

Золотая монета - монета из золота, Спортивная обувь - обувь для спорта, Кожаная куртка - куртка из кожи, Правка редактора - редакторская правка, Кленовый лист - лист клена.

Вопрос:

  • Какие способы связи слов в словосочетании вам известны? Заполните таблицу.

Ответ:

hello_html_61c2bd2.jpg


4. Самостоятельная работа (Слайд 14, 15)

1. Спишите, найдите главные слова в словосочетаниях и определите способ связи, тип словосочетания

1 вариант

2 вариант

Гений Пушкина

Герои века

Становятся историей

Определили значение

Не находим следов

В современном веке

Останется в литературе

Позднейшие герои

Каменеют в неподвижности

При жизни авторов

Оставив права

Недаром поступили в роль

Вдумывающемуся в роль

В этой пьесе

Никакого самолюбия

Затерявшись в толпе

Бесчисленного хора

Остановиться на выводах

2. Из данных предложений выпишите все словосочетания и выполните их синтаксический разбор.

1 вариант: Позади молодой осинки высится старый лес.

2 вариант: Я рад предстоящей встрече с осенним лесом.


5. Подведение итогов

На занятии мы повторили, что такое словосочетание, выяснили, в чем заключаются особенности его строения и грамматического смысла, составили таблицы, иллюстрирующие виды словосочетаний и способы связи в них, закрепили материал о словосочетании в ходе выполнения письменных упражнений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Лист-часть побега, его внешнее и внутреннее строение" 6 класс

Целью урока является: сформировать понятия, связанные с морфологией листа, познакомить учащихся с элементами внутреннего строения листа, дать представления  о взаимосвязи внутреннего строения ли...

Стебель. Внутреннее и внешнее строение. 6 класс

Стебель. Внутреннее и внешнее строение.Задачи: - показать роль стебля в жизни растения; - познакомиться с внешним и внутренним строением стебля; - установить взаимосвязь особеннос...

Урок по теме: «Предельные углеводороды. Изомерия, номенклатура, строение» 10 класс

Предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, их строение, изомерия углеродного скелета, номенклатура....

Рельеф, геологическое строение 8 класс

Рельеф, геологическое строение 8 класс тест...

Открытый урок по биологии животных на тему: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие»

Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока:        повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз...

Технологическая карта урока "Словосочетание. Строение словосочетаний"

Технологическая карта урока "Словосочетание. Строение словосочетаний"...

Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».

    В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени...