Строение словосочетания, 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
8 класс
Тема: Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели: повторить с учащимися синтаксическую единицу – словосочетание: виды словосочетаний, синтаксические связи слов в словосочетании, синтаксический разбор словосочетания; развивать умение использовать полученные знания в устной и письменной речи, отвечать на вопросы, использовать ранее полученные знания при усвоении нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Повторение
Наше занятие посвящено повторению материала о словосочетании. Как вы знаете, словосочетание является одной из единиц синтаксиса. Это номинативная единица синтаксиса. Объясните это понятие. В ответе опирайтесь на вопросы
Вопросы:
- В чем сходство слова и словосочетания?
- Чем отличается слово от словосочетания?
- Чем отличается предложение от словосочетания?
- Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? Почему?
Вопрос: Подумайте и ответьте, какие группы из вышеперечисленных слов являются словосочетаниями, а какие нет.
Осенний дождь, идет снег, распахнуть окно, рядом с деревом, по-домашнему вкусный, выбрать подарок, потемневший от времени, рассыпаясь искрами, выполнить задание, мнение высказано.
(Ответ. Идет снег и мнение высказано словосочетаниями не являются, так как они представляют собой простые предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого. Главные члены предложения не являются словосочетанием.)
Вопрос: Расскажите о словосочетании, пользуясь вопросным планом на слайде.
- Из каких частей состоит словосочетание?
- Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании?
- Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?
Ответ:
Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, служащих для выражения единого, но расчлененного понятия или определения. Слова связываются между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется с помощью вопроса. Грамматическая - с помощью предлогов и окончаний у зависимого слова. В словосочетании одно слово главное (называет предмет, признак действие), а другое – зависимое (поясняет, распространяет главное). К зависимому слову задается вопрос от главного. Например, солнечный день (какой?) прил. + сущ.
Вопрос:
- Словами, каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании? Составьте таблицу, иллюстрирующую то, что нам известно о видах словосочетаний по главному слову.
Ответ:
Виды словосочетаний
Глагольные
Именные
Наречные
главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием
главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, местоимением, именем числительным
главное слово выражено наречием
Говорить громко, читать книгу
Деревья в лесу, недовольный работой
По-прежнему важно, незадолго до концерта
Вопрос:
- Что вы можете сказать о словосочетаниях:
Четверо суток, несколько минут, стакан воды, Полкан с Барбосом (грелись), Большая советская энциклопедия, мы с тобой, кое - кто из студентов, золотые руки.
Ответ:
Это неделимые словосочетания со значение совместности, с количественным значением, устойчивые (фразеологические) сочетания слов, собственные наименования, которые в предложении выполняют роль одного члена предложения.
Вопрос:
- Что вы можете сказать о таких парах словосочетаний?
Золотая монета - монета из золота, Спортивная обувь - обувь для спорта, Кожаная куртка - куртка из кожи, Правка редактора - редакторская правка, Кленовый лист - лист клена.
Вопрос:
- Какие способы связи слов в словосочетании вам известны? Заполните таблицу.
Ответ:
4. Самостоятельная работа (Слайд 14, 15)
1. Спишите, найдите главные слова в словосочетаниях и определите способ связи, тип словосочетания
1 вариант
2 вариант
Гений Пушкина
Герои века
Становятся историей
Определили значение
Не находим следов
В современном веке
Останется в литературе
Позднейшие герои
Каменеют в неподвижности
При жизни авторов
Оставив права
Недаром поступили в роль
Вдумывающемуся в роль
В этой пьесе
Никакого самолюбия
Затерявшись в толпе
Бесчисленного хора
Остановиться на выводах
2. Из данных предложений выпишите все словосочетания и выполните их синтаксический разбор.
1 вариант: Позади молодой осинки высится старый лес.
2 вариант: Я рад предстоящей встрече с осенним лесом.
5. Подведение итогов
На занятии мы повторили, что такое словосочетание, выяснили, в чем заключаются особенности его строения и грамматического смысла, составили таблицы, иллюстрирующие виды словосочетаний и способы связи в них, закрепили материал о словосочетании в ходе выполнения письменных упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Лист-часть побега, его внешнее и внутреннее строение" 6 класс
Целью урока является: сформировать понятия, связанные с морфологией листа, познакомить учащихся с элементами внутреннего строения листа, дать представления о взаимосвязи внутреннего строения ли...
Стебель. Внутреннее и внешнее строение. 6 класс
Стебель. Внутреннее и внешнее строение.Задачи: - показать роль стебля в жизни растения; - познакомиться с внешним и внутренним строением стебля; - установить взаимосвязь особеннос...
Урок по теме: «Предельные углеводороды. Изомерия, номенклатура, строение» 10 класс
Предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, их строение, изомерия углеродного скелета, номенклатура....
Рельеф, геологическое строение 8 класс
Рельеф, геологическое строение 8 класс тест...
Открытый урок по биологии животных на тему: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие»
Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока: повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз...
Технологическая карта урока "Словосочетание. Строение словосочетаний"
Технологическая карта урока "Словосочетание. Строение словосочетаний"...
Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».
В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени...