разработка урока
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Якунина Елена Владленовна

Разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к сжатому изложению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_v_9_kl.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по подготовке к написанию

сжатого изложения в 9 классе.

Конспект урока.

Класс – 9-ый (общеобразовательный).

Тип урока – сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая – подготовка к изложению повествовательного текста.

Тема по развитию речи – сжатое изложение-повествование.

Тема коммуникативная – обсуждение примера настоящей любви, проявляющейся в героических поступках.

Технология урока – комплексная (расширение и углубление представлений об изложении, о жанровых особенностях текста  и поэлементная (мелкопорционная) отработка  умений и навыков при закреплении изученного ранее).

Средства обучения – учебник,  дидактический материал – текст по А.Гессену, портреты героев текста, словарь.

Организация работы.

  1. До урока оформляется доска: в середине заголовок, слева – план изложения (его временно можно закрыть или составлять вместе с учениками позже), справа в столбик – трудные слова с подчёркнутыми орфограммами (см. ниже).
  2. Раздаточный материал (текст изложения) положен заранее на каждую парту либо показан через проектор.
  1. Портреты  подготовлены заранее.

Цели урока:

I.Образовательные

1) Обучающие

а) познавательные:

- повторить изученные основные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок,  тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах, стиль, изобразительно-выразительные средства и др.);

- познакомить с новыми сведениями о жанровых признаках текста, с понятием схема текста и приёмами графического оформления текста.

Познавательный метод – беседа, способ подачи материала – индукция;

         б) практические:

а) закрепить ранее сформированные умения работать с речеведческими понятиями при подготовке к подробному изложению-описанию в художественном стиле;

б) формировать умение видеть жанровые признаки текста, умение
пользоваться схемой текста и приёмами графики для лучшего понимания;

2. Развивающие

- Развивать память

 (зрительную, слуховую, логическую, механическую, ассоциативную, образную), логическое мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация и др.), речь (слушание, говорение, чтение, письмо), творческие способности, волю, эмоции.

- Формировать умение самостоятельно пополнять знания (во время
написания изложения можно пользоваться орфографическим словарём).

В) Воспитательные

а) воспитывать:        

-интерес к предмету с помощью содержания текста и его художественных особенностей, графический работы с ним в процессе лингвистического анализа;

- языковую личность…;

-интерес к жизни, любовь к близким людям,  духовность и душевность (на основе содержания текста); ценностный взгляд на богатство родного языка в произведении русского классика Л. путём показа функционирования разных языковых единиц в тексте.

                         

Планируемые результаты

 1. Предметные: совершенствование работы со сжатым изложением.

 2.Регулятивные: самоорганизация для интеллектуальной деятельности:  целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекция,  самооценка.

 3. Познавательные:  осознанное построение письменного текста, логические действия (анализ, синтез, выбор наиболее эффективных способов решения  речевых задач).

 4. Коммуникативные: умение слушать других, вступать в диалог и коллективное обсуждение, умение задавать вопросы, выступать  с монологическим высказыванием.

5. Личностные: смыслообразование, т.е. установление связи между целью  учебной деятельности и её мотивом (ответ самому себе на вопрос: какой смысл имеет для меня обучение в школе?).

           Основные этапы подготовки к написанию сжатого изложения.

I. Вступительное слово учителя.  Вид творческой работы и особенности её выполнения (сжатое изложение текста-повествования).

П. Краткие сведения о событии, описанном в тексте.

III. Чтение текста учителем .

Во имя великой любви

23 декабря 1827 года из большого московского барского дома Анненковой уезжала в Сибирь к ее сыну, декабристу Ивану Анненкову, молодая франзуженка Полина Гебль.

Поистине необычайна история этой женщины и ее любви. Родилась она в семье полковника наполеоновской армии, который погиб до войны 1812 года.

В конце 1823 года она получила предложение должности старшей продавщицы большого французского магазина в Москве. За полгода до событий 14 декабря Полина Гебль познакомилась со своим будущим мужем Иваном Анненковым. Ему было 23 года.

Мать Анненкова жила в сказочной роскоши, и конечно, эта надменная богатая женщина не давала согласия на брак. Слишком неравное было положение в обществе влюбленных. На предложение Анненкова обвенчаться без согласия матери в деревенской церкви, где все уже было приготовлено для обряда, Полина решительно отказалась.

О существовании Тайного общества она знала, и готова была последовать за любимым на край света. 2 декабря 1825 года было их последнее свидание на воле.

В апреле 1826 года у Полины родилась дочь. Вот почему Полина не могла сразу начать действия по спасению Ивана Анненкова. Началась отправка декабристов в Сибирь, и Полина решила устроить побег Анненкову, затем хотела увезти его во Францию. Для этого нужно было очень много денег, которых у нее не было. Мать же Ивана, обладая несметными капиталами, ничем не захотела помочь.

Любовь дает силы молодой женщине совершать отчаянные действия. Она узнает, где царь проводит маневры, и выезжает туда. Каким-то чудом ей удается увидеться с государем и передать письмо ему лично в руки.

Добиться разрешения выехать за мужем в Сибирь было для Полины намного труднее, чем другим женам декабристов, состоявшим в церковном браке. И все же царь позволил ей следовать в ссылку.

Пятого апреля 1828 года  в далекой читинской церкви состоялось их венчание. Жениха привезли из острога в оковах, их сняли только на время совершения обряда…

Страниц большой книги, может и хватило бы, чтобы рассказать подробно и достойно историю этой красивой и счастливой, да-да, счастливой любви.

 Запись на доске: Полина Гебль, Иван Анненков

23 декабря 1827 года

В конце 1823 года

14 декабря 1925 года

2 декабря 1825 года

В апреле 1826 года

5 апреля 1827 года

IV. Беседа и графическое оформление текста для выявления его особенностей.

1.        План содержания (тема, материал, основная мысль текста).

   –Каковы ваши первые впечатления от текста? Что вам особенно понравилось и запомнилось?

  – В чём основной замысел автора? (Рассказать о героизме жены декабриста Анненкова).

  –Какова тема текста? (О великой силе любви).

  –Какими словами выражена основная мысль? (В предложении «.готова была последовать за любимым на край света...», «историю этой красивой и счастливой, да-да, счастливой любви»)

  –Поставьте на поле слева две буквы ОМ (основная мысль) напротив этих  предложений.

 – В каком стиле написан отрывок? Докажите.

 –В каком жанре создано это произведение? (Художественное повествование.)

–Какой заголовок можно придумать к этому тексту?

– Выберите заголовок и запишите на черновике.

2.        План выражения (построение текста, тип речи, языковые средства).

–На сколько частей можно разделить текст? Пронумеруйте их.

-О чём идёт речь в каждой из них?

– Определите тип речи. (Описание действий.) Подтвердите примерами.

–Есть ли в описании действий их развитие? (Да)

–В отдельных частях найдите опорные слова (это глаголы), подчеркните их двумя линиями как сказуемое. Почему глаголов много? (Текст представляет собой описание действий).

              План

1.Событие 23 декабря 1827 года

2. Кто такая Полина Гебель

3. Знакомство ее с Иваном Анненковым

4. Несостоявшийся брак

5. Последнее свидание.

6. Рождение дочери

7. Действия Полины по спасению Ивана Анненкова

8. 5 апреля 1828года –венчание

– На основе содержания  и плана скажите, что позволяет автору сказать в конце такие слова: «…историю этой красивой и счастливой, да-да, счастливой любви»?

2. Примерные выводы учащихся по планируемым результатам

                     (после рассмотрения содержания)

1.Узнали новые сведения о работе со сжатым изложением (предметные).

2.Пробовали организовать себя для специальной работы (регулятивные).

3.Думали о логике своих действий в работе с текстом (познавательные).

4.Пытались участвовать в коллективном обсуждении (коммуникативные).

5.Увидели пример настоящей, верной и сильной любви   (личностные).

                                                                                                                                                                 

3.     Сжатие текста, выделение существенного в нём, исключение 

  дополнительной информации, обобщение однородных членов

   предложения, упрощение синтаксических конструкций.

–        Обозначьте буквой С существенное, особенно важное в тексте, а допол-
нительную информацию заключите в квадратные скобки, обращаясь для справки
к тексту и к плану.

При записи текста возможно изменение структуры
предложения, перестановка слов и изменение их формы.

                               Работа учащихся с текстом

23 декабря 1827 года из большого московского барского дома Анненковой уезжала в Сибирь к ее сыну, декабристу Ивану Анненкову, молодая франзуженка Полина Гебль.

Поистине необычайна история этой женщины и ее любви. Родилась она в семье полковника наполеоновской армии, который погиб до войны 1812 года.

В конце 1823 года она получила предложение должности старшей продавщицы большого французского магазина в Москве. За полгода до событий 14 декабря Полина Гебль познакомилась со своим будущим мужем Иваном Анненковым. Ему было 23 года.

Мать Анненкова жила в сказочной роскоши, и конечно, эта надменная богатая женщина не давала согласия на брак. Слишком неравное было положение в обществе влюбленных. На предложение Анненкова обвенчаться без согласия матери в деревенской церкви, где все уже было приготовлено для обряда, Полина решительно отказалась.

О существовании Тайного общества она знала, и готова была последовать за любимым на край света. 2 декабря 1825 года было их последнее свидание на воле.

В апреле 1826 года у Полины родилась дочь. Вот почему Полина не могла сразу начать действия по спасению Ивана Анненкова. Началась отправка декабристов в Сибирь, и Полина решила устроить побег Анненкову, затем хотела увезти его во Францию. Для этого нужно было очень много денег, которых у нее не было. Мать же Ивана, обладая несметными капиталами, ничем не захотела помочь.

Любовь дает силы молодой женщине совершать отчаянные действия. Она узнает, где царь проводит маневры, и выезжает туда. Каким-то чудом ей удается увидеться с государем и передать письмо ему лично в руки.

Добиться разрешения выехать за мужем в Сибирь было для Полины намного труднее, чем другим женам декабристов, состоявшим в церковном браке. И все же царь позволил ей следовать в ссылку.

Пятого апреля 1828 года  в далекой читинской церкви состоялось их венчание. Жениха привезли из острога в оковах, их сняли только на время совершения обряда…

Страниц большой книги, может и хватило бы, чтобы рассказать подробно и достойно историю этой красивой и счастливой, да-да, счастливой любви.

4.Языковые особенности текста. 

      Во время беседы по тексту необходимо обращать внимание школьников на стилистические  особенности  употреблённых автором изобразительно-выразительных средств  и прежде всего в тех частях текста, которые нужно сохранить в сжатом изложении.

            Здесь художественные признаки текста рассмотрены по уровням языка в качестве обобщающей системы.

  • Докажите, что текст написан в художественном стиле.
  • Назовите к отдельным опорным словам основные художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения), надпишите буквы э.м,ср.
  • Попробуйте заменить некоторые из них синонимами. Объясните
    роль отдельных средств в тексте, особенно тех, которые должны остаться в из-
    влекаемом сжатом тексте.
  • Что является основной целью в замысле автора?
  • Какой приём использовал автор? (Последовательное описание действий
    с целью раскрытия характера героини).

5. Примерные выводы учащихся по планируемым результатам

 (после сжатия текста и анализа изобразительно-выразительных средств)

1.Повторили приёмы сжатия (предметные).

2.Удавалось организовать себя в отдельных ситуациях анализа (регулятивные).

3.Стали понятными особенности построения текста (познавательные).

4. Получалось выступать «публично» со связной речью и аргументами  (коммуникативные).

5.Понравился глубокий смысл текста Л.Н.Толстого, пришлось задуматься о себе (личностные).

V.        Пояснение трудных слов, записанных на доске.

VI.        Повторное чтение всего текста.

 Текст после чтения убирается от учеников.

При необходимости можно предоставить учащимся возможность прочитать про
себя текст для сжатого изложения или предложить пересказать его устно. Схема
и план могут оставаться на доске в зависимости от подготовленности класса.

VII.        Запись текста школьниками. 

Благодаря такой всесторонней подготовке учащихся к воспроизведению текста, содержащего воспоминания героя, школьники приобретают специальные речевые умения и навыки, связанные с освоением жанра.

       После проверки  учителем изложений и их анализа целесообразно предложить детям написать классное сочинение, чтобы они могли выразить своё отношение к главной героине отрывка.

       Следует также подготовить учеников и к сочинению в жанре рассуждения, размышления или раздумья в публицистическом стиле, предложив им такие примерные вопросы, которые связаны с осмыслением текста, рефлексией и проблемами саморазвития. Заголовок школьники способны придумать сами, эпиграфы  могут найти заранее.  

Вопросы.

Чем понравился текст? Чем текст обогатил меня? Что особенно удивило меня в нём? Как помог мне текст познать себя?

Вопросы данного плана ученики могут сформулировать и сами. Это будет подтверждать   определённую личностную и филологическую зрелость подростков.        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...