Правописание Ъ и Ь знаков 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_i_znakov_fgos_7_klass.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

 Тема урока  Ъ и Ь знаки и их функции в языке.

 Вид урока: Урок повторения. Правописание: орфография и пунктуация. ( повторение изученного в 5-6 классе)

Предмет:        русский язык

Класс:           7

Учебник  Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений       М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта  серия «вертикаль»

Цели урока :

  • формирование навыка правописания разделительных Ъ и Ь.
  • уточнение роли знаков в современном русском языке.

Задачи:

  •  повторить  правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь.
  • расширить представление о Ъ и Ь знаках в истории развития русского языка.

 

                        Планируемые результаты:

познавательные УУД:  - понимание проблемы; классификация и систематизация информации, построение логической цепочки и подбор примеров, подтверждающих тезис.

личностные УУД:  умение выражать свое отношение к поставленной проблеме и рассуждать на лингвистическую тему; понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; 

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения; умение отвечать на поставленные вопросы.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися итогов исследования, умение удерживать собственную мысль; умение корректировать написанное; контроль правильности выполнения задания.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная  Техническое оборудование: ППС ,традиционные средства. 

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.

Прочтите вместе с соседом по парте предложенный текст:

История братцев Еря и Ера

Сегодня я расскажу вам нашу историю, историю братца Ера и Еря.В  очень давние времена мы возникли - буквами, причём обозначавшими гласный звук. А вовсе не знаками, как называют нас сейчас. Чем вообще буква отличается от знака? Первое различие уже сказано: буква имеет звук. Второе: мы, гласные, образовываем слоги. В древности был установлен такой закон - закон открытого слога, то есть любой слог должен был кончаться на гласный, и как только возникала необходимость (очень часто!), Ер и Ерь -тут как тут. Особенно в конце слов.

При рождении русского языка нас писали очень часто. Полюбуйтесь: отьць, коньць, къто, кънига, шъпътъ... Пара строчек из Остромирова евангелия (1056-57 гг):

 

Читаем? Вы... яко овьча (ерь) посреде влъкъ (два ера). В то время нас писали скрупулёзно.

Итак, мы были гласными, а гласные тянутся, поются и не встречают во рту препятствия… Еръ и Ерь образовывались точно так же, как О и Е соответственно, и разница заключалась лишь в долготе произношения. Еръ - это сверхкраткое О, Ерь - сверхкраткое Е. Долгота Ера и Еря варьировалась: Например, отьць с ударным Ерем растягивал его до Е: отець. Ерь в конце слова был так укорочен, что терялся вообще. И в отличие от ныне здравствующих гласных  мы не употреблялись там, где перед нами не было согласного звука, когда как всякий полнозвучный гласный можно было произнести сам по себе. Из-за этого образовались наши сильные и слабые позиции, что не замедлило сказаться и на письменном языке: всё чаще в сильных позициях писали гласные полного образования Е и О, а в слабых временами пропускали. В конце слов, впрочем, старались писать постоянно, ведь это правило-без-исключений легко запомнить. Теперь нас называют знаками. твердым и мягким, а какие у нас обязанности!?

  1. Создание проблемной ситуации. Целеполагание урока. Формулировка темы.

- О каких буквах (?) современного алфавита идет речь в тексте?- О твердом и мягком знаках.

-Скажите, что нового вы узнали из текста? –  Узнали, что предками современных Ъ и Ь   в древнерусском языке были Ер и Ерь, узнали также, какую роль они  играли в языке?

-Что вас удивило в истории Ера и Еря больше всего? –Их большая роль, они были гласными и тд

-Как вы думаете, рассказ о Ъ и Ь завершился? – Нет

-Что надо сделать, чтобы дописать историю «Братцев»?- Исследовать функции Ъ и Ь знаков в современном языке.

Запишем тему урока: Ъ и Ь знаки и их функции в языке.

  1. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)
  • Вставьте пропущенные буквы. Из данных слов составьте и запишите предложения.

1)На, полях, необ...ятных, грачи, пасутся.

2) Бродят, по, сороки, сем…ями, дорогам.

3) Росинки, на, с…ёжились, лист…ях, дерев…ев, осенних.

Какую роль играют в данных примерах Ъ и Ь? Объясните графически употребление ъ и ь. Сформулируйте правило. Проверьте выполнение задания друг у друга. Есть ли ошибки? Исправьте.

  • Прочитайте текст. Обратите внимание на слова с Ь знаком

В нашем лесу осенью много грибов. Если отправиться за грибами ранним утром, то найдешь и беленький, и красненький, и подберезовик.  Спустишься к ручью, перейдешь на другую сторону и собирай. Грибы не любят тень, густые заросли: все в природе тянется к свету.

  • Впишите в таблицу слова в той форме, в какой они стоят в тексте  в соответствующие графы

ь

показатель мягкости согласного

ь

показатель грамматической формы слова

раздедительный  ь

  • Из данных предложений, принадлежащих перу И. А. Крылова, выпишите примеры слов, в которых Ь является показателем грамматической формы. Укажите эти формы

Всё        кажется в другом ошибкой нам,

А примешься за дело сам,

Так напроказнишь вдвое хуже.(«Обоз»)

Орлам случается и ниже кур спускаться,

Но курам никогда до облак не подняться!(«Орёл и Куры»)

Оставьте предков вы в покое:

Им поделом была и честь,

А вы, друзья, лишь годны на жаркое! («Гуси»)

-Какие формы перед нами?- Глагольные, н.ф., форма 2 лица ед. ч. н. и б времени, форма глагола в повелительном наклонении.

- В каких словам Ь знак исполняет другую функцию? Какую?- друзья – разделительную, честь- показывает мягкость согласных. Лишь-?

-Познакомимся со словом лишь и его написанием. Это частица со значением исключительности. Изучение этой служебной части речи у нас впереди, точно также как и  тема Наречие, например, сплошь, навзничь  пишутся с  Ь знаком , возьмем эту информацию пока на заметку.

- И все-таки один случай мы упустили. Какой? Когда еще Ь знак служит для обозначения грамматический формы- в существительных 3 склонения, мышь, рожь, дочь. Верно. Сделаем вывод: Что вспомнили?

  1. первичное закрепление

Электронное приложение к учебнику Русского языка

  1. Самостоятельная работа с проверкой.  Упражнения по рабочей тетради Ларионовой.
  2. Вывод по теме урока. Ответили ли мы проблемный вопрос? Какой конец можно дописать в истории Братцев Ера и Еря ? 

Что с нами стало? Теперь мы знаки: у  нас нет звуков, мы не образуем слоги. Да, я, Ерь, указываю на мягкость согласной. И это первая моя работа.  Вторая моя обязанность - конечно, разделение согласного и гласного. А мой братец Ера, служит только разделителем. Иногда нас ставят по традиции, где мы в современном языке не играем роли, если не считать, что обозначаем некоторые грамматические свойства слов: например, то, что перед вами существительные третьего склонения (как "мышь"). Но когда-то у нас была бурная, активная жизнь. А с Ером боролись как с настоящим преступником. Матросы революционной армии врывались в типографии и уничтожали букву Стоит заметить, исчезновению Ера в конце слов многие и многие порадовались. Хотя бы потому, что он не играл роли, а места на бумаге занимал преогромное количество. Вроде бы одна маленькая буква, но коль она используется постоянно, то тратит целые полотна. "Война и мир" в старой орфографии занимала гораздо больше страниц.

А с другой стороны, было сложно переходить на другое правописание сразу, резко. Текст казался очень непривычным, не было знака, который показывал бы конец слова, сам текст выглядел не таким весомым.

А стихи! Вы знаете, что Цветаева посвятила Блоку следующие строки:

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ,

Имя твоё — пять букв.

... И пятая буква имени Блок потерялась.

  1. Рефлексия деятельности
  2. Запишем Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Правописание суффиксов имен существительных" (10 класс)

Презентация к уроку в 10 классе "Правописание суффиксов имен существительных" по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса

Программа  базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .

Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...

Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".

Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

Презентация по теме "Орфография. Правописание твердого и мягкого знаков"

Материал может быть использован для повторения правил по темам "Чередующиеся гласные в корне слова", "Буквы Ы-И после приставок". "Правописание твердого и мягкого знаков"...

Правописание Ъ и Ь знаков

В презентации вы найдёте материал по правописанию трёрдого и мягкого знаков, а также упражнения для закрепления материала....