три склонения имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Такменина Вера Александровна

обучение определению склонений имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи. Обогатить словарный запас речи учащихся, развивать монологическую речь. Уточнение понятия склонение имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_sushch.5_klass.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 5 классе по теме

« Три склонения имен существительных»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2017г.

Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.

Задачи: 

  1. Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи; обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность, воспитывать положительные черты характера.
  2. Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
  3. Воспитательные: способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-беседа                                                                                                                          

Оборудование:  таблица склонений, карточки.  

 Ход урока:

 1. Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел опять звонок,

Начинаем наш урок.

На себя вы посмотрите:

Вы по-разному сидите.

Если сжали кулачок,

Если руки на замок,

Значит, вы напряжены,

Безразличны и скучны.

Кулачки вы разожмите

И ладошки покажите.

Вот теперь готов наш класс.

В добрый путь и в добрый час!

 2. Постановка целей и задач.

Давайте прочитаем слова Ломоносова:

Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны.”
Михаил Васильевич Ломоносов.

– Продолжим открывать тайны русского языка.

Учитель: – Я желаю вам сегодня быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и повторить знания,о которых вы сумеете рассказать. Повторив тему, мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш урок будет состоять из двух частей -теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем урок.

3. Работа по теме. Актуализация имеющихся знаний.

– О чем будем говорить? Сейчас узнаем.

Являюсь я важнейшей частью речи....
Давно живу в мире этом
Даю названия предметам...

4. Словарная работа. Обогащение словарного запаса слов учащихся.

Слова-существительные.

Что знаем об имени существительном?

Ученик: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет книгу. (Слайд 4)

Учитель: Какие у вас есть дополнения?

Ученик: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).

Ученик: У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы.

Что знаете о падежах?

Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Я говорю определение, а вы записываете (называете) название падежа, о котором идет речь:

1) – предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто;
2) – какой падеж употребляется с предлогами: на, за, под, через, про, в?
3) – падеж – “работяга”;
4) – кого же нет, я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите;
5) – мне без предлогов свет не мил, пусть будут “в”, и “о”, и “при”;
6) – дарительный падеж;
7) – предлогам “перед”, “под” и “над” в любой момент я буду рад;
8) – подлежащее;
9) – лишь только я могу сказать, с предлогом “к” порой дружу, но и один гулять хожу.

1) И. п.
2) В. п.
3) Т. п.
4) Р. п.
5) П. п.
6) Д. п.
7) Т. п.
8) И. п.
9.Д. п.

Как определяем падежи?

Изменить существительное по падежам, значит просклонять или изменить окончание по вопросу.

– Какие типы склонений знаем?

Сегодня мы вспомним, повторим и закрепим наши знания об основных видах склонений существительных, потому что ОБЗОРНО вы уже знакомились со склонениями в начальной школе.

- Так о чём же мы будем сегодня говорить на уроке? Какая тема нашего урока?

Запишите в тетради тему нашего урока: «Три склонения имен существительных».

-Скажите, а для чего нам это нужно?

(Чтобы правильно и грамотно писать и произносить слова)

Верно. Чтобы не только грамотно писать, но и произносить слова. Ведь правильная речь-

это важное свидетельство общей культуры личности, это визитная карточка, по которой

составляют впечатление о говорящем.

Вспомните из уроков литературы пословицы и поговорки, подтверждающие наш вывод:

Красна птица пером, а речь - словом.

Хорошие речи и приятно слушать.

С умным разговориться, что меду напиться.

5. Повторение теоретического материала. Работа с учебником.

Давайте проверим, правильно ли вы ответили!

Откройте учебники на странице 62, параграф 95. Прочитайте два первых абзаца.

Большинство существительных изменяются по падежам, то есть склоняются.

Отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа склонения.

Это означает, что практически все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.

А что такое НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имени существительного?

(Ответы детей)

Проверьте себя по учебнику.

Склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного.                                                                                                     6. Составление алгоритма.

Итак, с чего нужно начинать работу?

С постановки слова в начальную форму.

- Далее…

Род-> Окончание->Склонение

Запишите его в тетрадь.

   7. Закрепление теоретического материала. Контрольно-диагностический этап. Послушайте сказку.

        СКАЗКА

        

        В  одной  большой  стране,  где  правила  королева Морфология, был  город,  в котором жили  вельможи  Существительные, важные и  высокомерные. Они  не  хотели  никому  подчиняться  и  уступать, поэтому  часто  ссорились. Королеве Морфологии  не   нравилось  такое  поведение  подданных, но  ничего  поделать  она  не  могла.

        В  одно прекрасное  утро  в  городе  появилось  Склонение  и  стало  всех  подряд  склонять. Даже  Существительное  просклоняло!

        Очень  это  понравилось  королеве  Морфологии  и  она  решила  взять  Склонение  к  себе  на  службу  на  должность  губернатора  города.

        Склонение  тут  же  принялось  за  работу. Оно  разделило  город  на  три  района. Падежи  и  окончания  помогли   ему  переселить  жителей.

        Наконец-то  в  городе  воцарился  порядок: никто  не  ссорился  и  не  обижался, ведь  теперь в  каждом  районе  жили  родственники, хоть  и  дальние.

        Правда,  не  обошлось  без  недовольных. Некоторые существительные   решительно  отказались  подчиниться  новому  губернатору  и  ушли  из  города  с  гордо  поднятой  головой. Что  же  это  за  смельчаки  такие? Это  несклоняемые  и  разносклоняемые  существительные, которые  до  сих  пор  не  знают, где  же  им  можно  голову  преклонить.

-  Вы  догадались   на  какие  три  района  склонение  разделило  город?

- Вспомним, какие  существительные  относятся  к  1-ому скл.?

                                                                                           

 8. Заполнение таблицы по теме

Цель: на примере заполнения таблицы повторить понятие склонения имени существительного, вспомнить какие слова к какому склонению относятся, подобрать самостоятельные примеры.

Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.                          

- Почему  же  важно  правильно  определять  склонение  существительного?
- Что  значит  просклонять  существительное? ( изменить  по  падежам)

- Какие  качества  мешали  существительным в  сказке жить  мирно? (важность,   высокомерие )

- А у  людей  бывают  качества  характера, которые  мешают  жить  дружно?

Посмотрим  сценку  из  школьной  жизни.

ЖАДИНА

2 ученика

1-й   С аппетитом  ест  яблоко ( конфету )

2-й   Смотрит  с  завистью, глотает слюнки, надеется,

          что друг  его  угостит.

1-й    Доедает  яблоко. Вытирает  платком  рот, руки,

          Поглаживает  живот  от  удовольствия.

2-й – А  если бы  у  меня  было  яблоко, я  бы  тебя  угостил.

1-й    Посмотрел  задумчиво

       - Жалко, что  у  тебя  нет  яблока!

- Как  бы  вы  озаглавили  сценку? ( Жадина )

- А  как  называется  качество  характера, которое  присуще  жадине ? ( Жадность )

- Оно  положительное  или  отрицательное?

- Значит,  будем  бороться  с  собственной  жадностью.

- Подберите  антоним  к  слову   жадность  ( щедрость )

- Прочитайте  мудрые  изречения, крылатые  выражения, объясните  их  смысл.

«У  щедрого  богатство  неисчерпаемо»

«Жадность  никого   не  делает  богатым»

 - А  умеете  ли  вы  различать   положительные  и  отрицательные  качества  характера   человека?

        У  меня  есть  карточки, на  которых  напечатаны  разные  качества  характера, помогите  их  распределить  на  положительные  и  отрицательные.

(учащиеся  по  очереди  берут  карточки  и  прикрепляют  их  в  определённую  графу  таблицы)

(Если возникает затруднение, заранее  подготовленный  ученик  даёт  краткое  толкование.

             Эрудиция – кругозор, учёность

             Благородство- великодушие, возвышенность

             Гордость – самоуважение, достоинство

             Гордыня -  высокомерие

             Самолюбие – гордость

             Себялюбие – эгоизм

             Равнодушие – безразличие  )

- Какие  качества  будем  развивать  в  себе? ( положительные )

   Убираем отрицательные  качества.                                                                                     Физкультминутка

Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
(Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
(Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
(Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
(Поворот вправо.)

Через левое плечо. (Поворот влево.                                                                                                9. Промежуточная рефлексия.                                                                                                         1) - А  теперь  слова  1-ого  столбца  распределите  по  типам  склонения  в  своей    тетради.

                Кто  быстрее  и  правильнее?

                Проверка

         2) Вспомним, в  чём  особенность  падежных  окончаний  существительных  

          1-ого, 2-ого, 3-его  склонения.

           ( Постепенно  заполняется  таблица   на  доске )

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Р

ДП

 

   П        

РД

П

- Как  действовать,  если  забыли, какие  окончания  у  существительных  1-ого  склонения  в  косвенных  падежах? ( подставить  слово  1-ого  склонения, но  с  ударным  окончанием, например: страна, земля, лиса )

3) - Для  дальнейшей  работы  нам  надо  чётко  знать  падежи  и  падежные  вопросы.

Кто  напомнит ?

4) - Просклоняем  существительное  1-ого ( из вашей табл.), в  котором  3  согласных буквы ( отвага ). Запишем  только  в  форме  родительного, дательного  и  предложного  падежа.

И     отвага

Р

Д

В

Т

П

10. Сделаем вывод: трудные  падежи : Р, Д, П.

  • Если  существительное  1-ого  склонения, какое  окончание  в  родительном? дательном ?  предложном  падежах?
  • Если  существительное  2-ого  склонения,  какое  окончание  в  предложном  падеже?
  • Если  существительное  3-ого  склонения,  какое  окончание  в  родительном,  дательном, предложном  падежах?  

11.  Закрепление ЗУН. Выполнение учащимися различных задания  по цели урока. А  теперь  применим  знания  на  практике.

         Работа  с  раздаточным  материалом( вставить  пропущенные  буквы,  указать  склонение  и  падеж )

Дружб…  блеск  не  нужен. Набирайся  ума  в  учени… , храброст… в  сражени… .Знал  дружка  в  радост…  , не  оставляй  и  в  горест…  . Злой  плачет  от  завист… , а  добрый  от  радост… . Для  мудрост…  нет  ничего  ненавистнее   хитрост… . Основа  великой  мудрост…  есть  терпение.        

- Чем  похожи  предложения  на  карточках?( пословицы  и  поговорки ). А значит, это  мудрые  советы, к  которым  надо  прислушиваться  каждому  человеку.

12.   Подведение  итогов.

  1. Что  узнали  нового  о  склонении  существительных?
  2. Сколько  типов  склонения   существительных?
  3. Трудные  падежи   1-ого  склонения? ( Р.,Д.,П. )
  4. Какие  окончания  пишутся  в  этих  падежах?
  5. Трудный  падеж  2-ого  склонения? ( П.)  Какое   окончание?
  6. Что  помним  об  окончании  существительных  3-ого  склонения? ( _и_)
  7. О  чём  ещё  очень  важном  для  каждого  человека  мы  сегодня  говорили? ( о  качествах  характера ).                                                                                                               

13. Рефлексия. 

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. У вас на партах лежат стикеры двух цветов. Розовый стикер обозначает, что урок вам понравился, вы хорошо поработали; голубой стикер обозначает, что вы ленились, и вам было неинтересно. Сейчас напишите, пожалуйста, на одном из этих стикеров свое имя и фамилию. По окончании урока приклейте их на доску. Урок окончен. До свидания!

14. Домашнее задание: параграф № 95, стр. 62, упр. 521.

«Закончи предложения»:

1. Все предметы, окружающие нас, мы можем назвать при помощи…

2. Имя существительное – это…

3. Имя существительное имеет постоянные и…

4. К постоянным признакам имени существительного относятся…

5. Падеж и число являются…

6. Собственное имя существительное отличается от нарицательного тем, что…

7. Важным постоянным морфологическим признаком является род. Приведу примеры существительных разного рода…

8. Поскольку имя существительное является самостоятельной частью речи, оно способно выполнять синтаксическую функцию, а именно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе.: урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе; урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»

Урок  «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные».  Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить  с группой ра...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...