Урок "ь знак после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Научить написанию ь после шипящих в глаголах; систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи; развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности; воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок | 24.62 КБ |
Оценивание на уроке. Приложение 1 к уроку. | 17.75 КБ |
Приложение 2 к уроку. | 31.63 КБ |
Приложение 3 к уроку. | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мягкий знак после шипящих в глаголах».
Цели урока:
- учить написанию ь после шипящих в глаголах;
- систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи;
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности;
- воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к русскому языку.
Оборудование урока: учебники, тетради, мультимедийная аппаратура, карточки для работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, все готовы к уроку? Мы продолжаем с вами путешествовать по стране русского языка и изучать части речи. Давайте определимся, о какой из частей речи мы сегодня будем говорить.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам глагол.
– Посмотрите, в нашем стихотворении вдруг пропали гласные (В КАКОЙ МОРФЕМЕ?) в личных окончаниях глаголов. Восстановим их, проверим и объясним написание. ! Чтобы выполнить это задание, что мы должны очень хорошо знать? (СПРЯЖЕНИЕ) К доске ____________ Все у себя на листочках 1 ЗАДАНИЕ
Без ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3-5 ошибок – «2»
2. Словарная работа
– В своих тетрадях запишите число, классная работа.
– Посмотрите, какие-то странные слова встретились нам, они почему-то перевернулись.
– Прочитайте их наоборот и запишите в своих тетрадях.
– Проверим записанные слова и объясним орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (На конце слова – шипящий согласный. Все слова пишутся без ь).
– Дополните запись словами с ь на конце после шипящих (сущ.3 скл. Ж.р.) рожь, молодёжь, вещь, мышь, дочь.
Вывод: Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?
ь
дружит не дружит
сущ. 3 скл. 1. Сущ. м.р.
2. Сущ. ж.р. мн. ч. Р.п.
3. Кратк. прил.
– Какая чась речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит? (Мягкий знак после шипящих в глаголах.)
3. Изучение нового материала
– Для того чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, выполним задание!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное? (Пословицы)
– В них содержится народная мудрость!
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- Тише едешь – дальше будешь.
- Без теста пирога не испечёшь.
- Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч., повел накл.)
– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь)
– Что в нашем учебник говорится о написании ь в глаголах? §16.
– Как мы можем дополнить это правило?
Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.
4. Первичное закрепление
– А сейчас закрепим наши новые знания на практике.
Распределительный диктант
Записать глаголы в 3 столбика. (ВЗАИМОпроверка) 2 задание
Н.ф. 2л.ед.ч. повел.накл.
(Попутная работа над гласными в корне слова)
Приберечь (НФ) к обеду
Стучишься (2л.ед.ч.) в окно,
Истолочь(нфГ) в порошок, украсишь (2 л.ед.ч.) комнату,
Остричься (нфГ) наголо,
Намажь(2 л.ед.ч.) масло на хлеб,
Уберечься (нфГ) от опасности,
Расположиться у опушки,
Отрежь (повелит накл.гл) ровно.
5. Физминутка
А теперь немного отдохнём.
Я буду называть слова. Если в слове надо писать ь, вы приседаете, если ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.
Рожь, шалаш, скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, желаю удач.
– Итак, повторим, когда же пишем ь знак после шипящих, когда – не пишем.
6. Вторичное закрепление (интерактивная доска)
РАБОТА в группах (Приложение №1)
Прочитайте отрывок. Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…
– Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
– Какие изобр. выр. средства использует автор? (Олицетворение, метафора – «стая туч»)
– Объясните знаки препинания. (Обращение, сложное предложение, однородные члены)
Теперь немного поиграем. «Четвёртый лишний»
- Ночь, луч, тишь, вещь.
- Кирпич, колюч, могуч, похож.
- Без туч, пять задач, шустрая мышь, исчез с крыш.
Вывод:
– Когда же пишется ь после шипящих на конце слов?
(Интерактивная доска) Соедини линией, когда нужно писать ь.
Сущ. ж.р. 3 скл кр.прил
Сущ. м.р. Ь глаг. Н.ф.
Глаг 2 л.ед.ч. глаг повелит.наклон.
7. Самостоятельная работа 3 задание
– А теперь снова обратимся к мудрости народа.
Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.
- С кем поведёш..ся, от того и … .
- Шила в мешке не ….
- Слово – не воробей, вылет..т не…
- Что посееш.., то и … .
8. Итоги урока
– А теперь, заканчивая наше путешествие, подведём итоги урока.
– Что узнали мы, путешествуя по городу Глагол?
– Чему научились?
– Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях (!). Если были затруднения (?).
– Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.
– Передайте вперёд свои тетрадочки. Откройте дневники, запишите домашнее задание.
9. Домашнее задание: на слайде
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Фамилия, имя: | Фамилия, имя: | ||||
1 задание | Общий балл: | 1 задание | Общий балл: | ||
2 задание | 2 задание | ||||
3 задание | 3 задание | ||||
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Задание: (Работа в группе)
прочитай внимательно вопрос, выбери правильный ответ, запиши букву в таблицу
1. Когда в глаголах после шипящих следует писать мягкий знак?
у) Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак;
b) После суффикса;
с) В форме 2 лица единственного числа.
2. Назовите верное утверждение:
д) В глаголах 2 лица ед.ч наст. и будущ. времени после «ш» всегда
пишется мягкий знак;
b) В глаголах 2 лица всегда пишется мягкий знак;
с) В глаголах 3 лица после «ш» всегда пишется мягкий знак.
3. Выберите правильно записанный глагол:
а) Играешь;
b) Пьеш;
с) Смеешся.
4. Найдите среди предложенных вариантов глагол в форме 2 лица ед.числа:
a) Красить;
ч) Красишь;
с) Красил.
5. Выберите правильно записанный глагол:
с) Употребляеш;
b) Употребляешъ;
а) Употребляешь.
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
За каждый правильный ответ выставляется 1 балл:
Без ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3-5 ошибок – «2»
Ключ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
у | д | а | ч | а |
За каждый правильный ответ выставляется 1 балл:
Без ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3-5 ошибок – «2»
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Интересная часть речи | Интересная часть речи | Интересная часть речи |
Интересная часть речи | Интересная часть речи | Интересная часть речи |
Интересная часть речи | Интересная часть речи | Интересная часть речи |
Интересная часть речи | Интересная часть речи | Интересная часть речи |
Интересная часть речи | Интересная часть речи | Интересная часть речи |
Интересная часть речи | Интересная часть речи | Интересная часть речи |
Интересная часть речи | Интересная часть речи | Интересная часть речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Написание Ъ и Ь знаков после шипящих"
Данная презентация поможет и сэкономит Ваше время для подготовки урока по теме...
Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Обучающая презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...
дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"
дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения
Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных".
Я работаю в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века. Мой урок по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» был проведен в системно-деятельностно...