Урок "ь знак после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Алексеенкова Наталья Владимировна

Научить написанию ь после шипящих в глаголах; систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи; развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности; воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих в глаголах».

Цели урока:

  • учить написанию ь после шипящих в глаголах;
  • систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи;
  • развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности;
  • воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к русскому языку.

Оборудование урока: учебники, тетради, мультимедийная аппаратура, карточки для работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, все готовы к уроку? Мы продолжаем с вами путешествовать по стране русского языка и изучать части речи. Давайте определимся, о какой из частей речи мы сегодня будем говорить.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

– Посмотрите, в нашем стихотворении вдруг пропали гласные  (В КАКОЙ МОРФЕМЕ?) в личных  окончаниях глаголов. Восстановим их, проверим и объясним написание.  ! Чтобы выполнить это задание, что мы должны очень хорошо знать?   (СПРЯЖЕНИЕ)  К доске ____________  Все  у себя на листочках 1 ЗАДАНИЕ 

Без ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3-5 ошибок – «2»

2. Словарная работа

– В своих тетрадях запишите число, классная работа.
– Посмотрите, какие-то странные слова встретились нам, они почему-то перевернулись.
– Прочитайте их наоборот и запишите в своих тетрадях.
– Проверим записанные слова и объясним орфограммы.
–  Что объединяет эти слова? 
(На конце слова – шипящий согласный. Все слова пишутся без ь).


– Дополните  запись словами с ь на конце после шипящих (сущ.3 скл. Ж.р.)   рожь, молодёжь, вещь, мышь, дочь.

Вывод: Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?

                      ь
дружит                            не дружит

 
сущ. 3 скл.                      1. Сущ. м.р. 
                                         2. Сущ. ж.р. мн. ч. Р.п. 
                                         3. Кратк. прил.

Какая чась речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит? 
(Мягкий знак после шипящих в глаголах.)

3. Изучение нового материала

– Для того  чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов,  выполним задание!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное? 
(Пословицы)
– В них содержится народная мудрость!
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Без теста пирога не испечёшь.
  • Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
  • Семь раз отмерь, один отрежь.

(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч., повел накл.)

– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь)
– Что в нашем учебник говорится о написании
 ь в глаголах?   §16.
– Как  мы можем дополнить это правило?

Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.

4. Первичное закрепление

– А сейчас закрепим наши новые знания на практике.

Распределительный диктант

Записать глаголы в 3 столбика.  (ВЗАИМОпроверка) 2 задание
Н.ф.     2л.ед.ч.       повел.накл.

(Попутная работа над гласными в корне слова)

Приберечь  (НФ) к обеду
Стучишься (2л.ед.ч.)  в окно, 
Истолочь(нфГ)  в порошок, украсишь (2 л.ед.ч.)  комнату, 
Остричься (нфГ) наголо,
Намажь(2 л.ед.ч.)   масло на хлеб,
Уберечься (нфГ)  от опасности, 
Расположиться у опушки,
Отрежь (повелит накл.гл) ровно.

5. Физминутка

А теперь немного отдохнём.
Я буду называть слова. Если в слове надо писать ь, вы приседаете, если ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.
Рожь, шалаш, скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, желаю удач.
– Итак, повторим, когда же пишем ь знак после шипящих, когда – не пишем.

6. Вторичное закрепление (интерактивная доска)

РАБОТА в группах  (Приложение №1)

Прочитайте отрывок. Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…

– Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
– Какие изобр. выр. средства использует автор? 
(Олицетворение, метафора – «стая туч»)
– Объясните знаки препинания. 
(Обращение, сложное предложение, однородные члены)

Теперь немного поиграем. «Четвёртый лишний»

  • Ночь, луч, тишь, вещь.
  • Кирпич, колюч, могуч, похож.
  • Без туч, пять задач, шустрая мышь, исчез с крыш.

Вывод:

Когда же пишется ь после шипящих на конце слов?

(Интерактивная доска) Соедини линией, когда нужно писать ь.

Сущ. ж.р. 3 скл                                           кр.прил  
Сущ. м.р.                           
Ь                       глаг. Н.ф.
Глаг 2 л.ед.ч.                                               глаг повелит.наклон.

7. Самостоятельная работа  3 задание

– А теперь снова обратимся к мудрости народа.

   Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.

  • С кем поведёш..ся, от того и … .
  • Шила в мешке не ….
  • Слово – не воробей, вылет..т не…
  • Что посееш.., то и … .

8. Итоги урока

– А теперь, заканчивая наше путешествие, подведём итоги урока.
– Что узнали мы, путешествуя по городу Глагол?
– Чему научились?
– Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях (!). Если были затруднения (?).
– Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.
– Передайте вперёд свои тетрадочки. Откройте дневники, запишите домашнее задание.

9. Домашнее задание:  на слайде



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание

Фамилия, имя:

Фамилия, имя:

1 задание

Общий балл:

1 задание

Общий балл:

2 задание

2 задание

3 задание

3 задание



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Задание:  (Работа в группе)

прочитай внимательно вопрос, выбери правильный ответ, запиши букву в таблицу

1. Когда в глаголах после шипящих следует писать мягкий знак?

 у) Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак; 
 b) После суффикса; 
 с) В форме 2 лица единственного числа.

2. Назовите верное утверждение:

 д) В глаголах 2 лица ед.ч наст. и будущ. времени после «ш» всегда      

          пишется мягкий знак; 
 b) В глаголах 2 лица всегда пишется мягкий знак; 
 с) В глаголах 3 лица после «ш» всегда пишется мягкий знак.

3. Выберите правильно записанный глагол:

 а) Играешь; 
 b) Пьеш; 
 с) Смеешся.

4. Найдите среди предложенных вариантов глагол в форме 2 лица ед.числа:

 a) Красить; 
 ч) Красишь; 
 с) Красил.

5. Выберите правильно записанный глагол:

 с) Употребляеш; 
 b) Употребляешъ; 
 а) Употребляешь.

1.

2.

3.

4.

5.

За каждый правильный ответ выставляется 1 балл:

Без ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3-5 ошибок – «2»

Ключ

1

2

3

4

5

у

д

а

ч

а

За каждый правильный ответ выставляется 1 балл:

Без ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3-5 ошибок – «2»



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.

Интересная часть речи 
В русском языке живёт. 
Кто что делает расскажет: 
Чертит, пишет иль поёт, 
Вышивает или пашет, 
Или  забивает гол, 
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам глагол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Написание Ъ и Ь знаков после шипящих"

Данная презентация поможет и сэкономит Ваше время для подготовки урока по теме...

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Обучающая презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных".

Я работаю в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века. Мой урок по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» был проведен в системно-деятельностно...