Урок развития речи в 5 классе на материалах декоративно-прикладного искусства
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Системно-деятельный подход, лежащий в основе реализации ФГОС, «предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам воспитания гражданина России на основе принципов уважения её многонационального состава. Учитывая реалии нашего неспокойного времени, необходимо особое внимание уделить духовному развитию учащихся. Это предполагает не только знакомство с лучшими произведениями национальных авторов, шедеврами устного творчества разных этнических групп, но и исследовательскую работу на уроках в поисках неизведанного в этом направлении.
Урок в 5 классе по теме « Описание предмета». Урок русского языка интегрирован с предметом ИЗО. Готовясь к уроку, учащиеся самостоятельно искали материал о народных промыслах как русского народа, так и других народов России: хохломе, гжели дымковской игрушке, павловопосадских платках и т.д. На уроке были представлены презентации учащихся, давалось толкование слов, велась лингвистическая работа, звучала народная музыка. Во второй части урока учащиеся пишут сочинение-описание предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе на материалах декоративно-прикладного искусства.
Системно-деятельный подход, лежащий в основе реализации ФГОС, «предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам воспитания гражданина России на основе принципов уважения её многонационального состава. Учитывая реалии нашего неспокойного времени, необходимо особое внимание уделить духовному развитию учащихся. Это предполагает не только знакомство с лучшими произведениями национальных авторов, шедеврами устного творчества разных этнических групп, но и исследовательскую работу на уроках в поисках неизведанного в этом направлении.
Урок в 5 классе по теме « Описание предмета». Урок русского языка интегрирован с предметом ИЗО. Готовясь к уроку, учащиеся самостоятельно искали материал о народных промыслах как русского народа, так и других народов России: хохломе, гжели дымковской игрушке, павловопосадских платках и т.д. На уроке были представлены презентации учащихся, давалось толкование слов, велась лингвистическая работа, звучала народная музыка. Во второй части урока учащиеся пишут сочинение-описание предмета.
Технологическая карта урока
Тема | Описание предмета |
Педагогические цели | Создать условия для овладения способами поиска и изложения нового материала, формирование навыков написания текста-описания предмета; содействовать развитию коммуникативной, языковой, познавательной компетенции. |
Тип | Комплексное применение знаний(подготовка к сочинению-описанию) |
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Базовый уровень- определяют тему, идею текста, делают морфемный разбор слова, подбирают однокоренные слова, работают с толковым словарем.
Продуктивный уровень- знают типы речи, составляют план сочинения- описания, составляют микротекст.
Личностные:
Анализируют результаты своей деятельности, проявляют познавательный интерес к учебному материалу.
Метапредметные( универсальные учебные действия)
Познавательные – общеучебные: уч-ся формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме, внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические: совершенствуют мыслительные операции.
Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.
Коммуникативные - уч-ся умеют конструктивно взаимодействовать с учителем и друг с другом .
Основное содержание темы, понятия и термины
Этюд, сочинение-описание, композиция, основная мысль сочинения, декоративно-прикладное искусство, народные промыслы
Образовательные ресурсы
- Учебник «Русский язык 5 класс» Разумовской М.М.
- Толковы словари С.И. Ожегова и В.И. Даля
- В.И. Даль. « Пословицы и поговорки»
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
Целевая установка | Фронтальная форма; метод-беседа | Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексивно-оценочных умений по изучаемой теме. Вопросы: какие части речи вы знаете? Что характерно для описания как типа речи? Давайте определим , какие учебные задачи стоят перед вами сегодня на уроке. Какие умения и навыки необходимы вам сегодня на уроке? | Внимательно слушают, отвечают на вопросы, делают выводы. Исходя из темы, определяют учебные задачи урока, умения и навыки необходимые для выполнения практических упр. и заданий | Учатся строить речевое высказывание при формулирование ответов на вопросы, осуществляют рефлексивно-оценочные умения. Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока | Индивидуальная: формирует внутреннюю целевую установку на урок |
Словарная работа | Форма - фронтальная; метод - практический | Формулирует задание: -сделайте морфемный разбор слов «прикладной», «промысел»; -подберите однокоренные слова; -прочитайте пословицы, размещенные на слайде, и объясните смысл пословиц со словом «лад» -составьте словосочетания, предложения со словами «лад», «прикладной», «промысел» | Внимательно слушают, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме, делают выводы. Делают морфемный разбор слова, работают со словарями. Подбирают однокоренные слова, объясняют смысл пословиц | Учатся строить речевое высказывание при формулирование ответов на вопросы, осуществляют рефлексивно-оценочные действия.-. Отрабатывают умение работать со словарями. Правильно строить речевое высказывание, используя данные слова | Индивидуальная: составляют предложения, правильно используя значения слов. |
Контрольно-подготовительный 1. Опрос опережающего домашнего задания | Форма - индивидуальная, метод практический | Формулирует задание: Посмотрим презентации, подготовленные одноклассниками о народных промыслах. -сформулируйте вопросы. -оцените выступления. Комментирует оценку, дает рекомендации Поощряет и поддерживает минимальные успехи учащихся | Слушают презентации, задают вопросы, оценивают работу одноклассников и свою работу | Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учителем и одноклассниками | Индивидуальная: демонстрируют умение самостоятельно строить речевое высказывание по заданной теме |
2 .Презентация учителя о дымковской игрушке | Форма – фронтальная; метод- иллюстративно-объяснительный | Формулирует задание: -посмотрите презентацию; сформулируйте вопросы; ответьте на вопросы | Составляют вопросы, отвечают на вопросы | Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; | Индивидуальная: демонстрируют умение самостоятельно строить речевое высказывание по заданной теме |
3.Выявление основной мысли сочинения | Форма - индивидуальная, метод практический. Беседа | Формулирует задание. сформулируйте вопросы; ответьте на вопросы. Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в нем отразилось ваше отношение к дымковской игрушке | Составляют вопросы, отвечают на вопросы, подбирают название к сочинению | Учатся строить речевое высказывание при формулирование ответов на вопросы, осуществляют рефлексивно-оценочные действия. | Индивидуальная: подбирают заголовки к сочинению, оценивают свои действия |
4.Конструирование микротекста | Форма -работа в паре; метод - практический. Работа над композицией и планом сочинения. | Формулирует задание. -составьте план сочинения, отредактируйте его, работа в парах | Составляют план сочинения, редактируют его | Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учителем и одноклассниками. | Индивидуальная: конструируют микротекст. |
5.Словарно-орфографическая работа | Форм - коллективная, метод -практический | Формулирует задание. -выясните значения слов -составьте с ними словосочетания -объясните орфограммы в словах, сделайте морфемный разбор слов | Работают с толковым, орфографическим словарями, объясняют значения слов, их строение и правописание | Отрабатывают умение работать со словарем, правильно строить речевое высказывание, используя данные слова | Индивидуальная: выполняют поиск, объясняют правописание и строение слова |
6.Моделирование описания дымковской игрушки по плану, обсуждение нескольких работ | Форма - индивидуальная, метод практический. | Поддерживает интерес, активность. Координирует и организовывает деятельность ущ-ся по выполнению задания | Пишут текст по созданному плану, анализируют написанное | Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учителем и одноклассниками. | Индивидуальная: демонстрируют умение самостоятельно строить речевое высказывание по заданной теме |
Итог урока. Рефлексия | Форма – фронтальная, метод- беседа | Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексивно-оценочных умений по изучаемой теме. Вопросы: -Что сегодня на уроке показалось сложным? -Над чем надо поработать -Как оцениваете свою деятельность на уроке? Предлагает учащимся оценить степень достижения цели, поставленной в начале урока, обеспечивает положительную реакцию на высказывание уч-ся | Отвечают на вопросы , оценивают свою деятельность на уроке | Осуществляют рефлексивно-оценочные действия: называют основные позиции нового материала и как они их усвоили ( что получилось, что не получилось и почему) | Индивидуальная. Проводят самоанализ учебной деятельности. |
Сценарий урока
1.Целеполагание. ( Цель формулируем совместно с учащимися)
-Словарная работа:
-Посмотрите на небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов народного декоративно-прикладного искусства.
Прикладное искусство- это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.
-Попробуйте сформулировать тему урока. О чем мы сегодня будем говорить, с чем познакомимся ?
- Мы будем говорить об изделиях декоративно прикладного искусства.
-Цель урока: описание предмета декоративно-прикладного искусства.
2.Задания
-Сделайте морфемный разбор слов прикладной, промысел
-Составьте с ними словосочетание
-На экране вы видите пословицы, которые взяты из сборника В.И. Даля «Русские пословицы и поговорки»
Где лад, там и клад.
На что клад, коли в семье лад.
Толк да лад, тут и клад.
- Контрольно-подготовительный.
-Опрос опережающего домашнего задания.
Слушаем презентации 3 учеников, о народных промыслах. (жостовские подносы, гжель, павловопосадские платки.
-Сформулируйте вопросы.
-Оцените работу выступающих ребят.
-Презентация учителя ИЗО о дымковской игрушке.
Дымковская глиняная игрушка- один из самых ярких и самобытных промыслов Вятского края.( показать на карте Вятский край, удаление от Санкт-Петербурга .Население: русские, удмурты, марийцы, татары, коми-пермяки, башкиры, тептяри). На протяжении 4 веков дымковская игрушка отражала быт и уклад многих поколений мастеров. Зародился промысел в Вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми игрушками стали свистульки, вылепленные к ежегодному весеннему празднику « Свистуньи», проводимому «В честь убиенных в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами.» Изготовляли игрушку целыми семьями. Летом копали и месили глину, а с осени лепили, сушили, обжигали, белили мелом, разведенном на снятом коровьем молоке, красили яичными красками. За 400 лет существования промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы.( учитель показывает изделия дымковского промысла).
Яркая нарядная дымковская игрушка не любит одиночества. Вся она – бьющая через край полнота ощущений радости жизни. (Слова записаны на доске)
Нередко мастерицы создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным предметам, так и неодушевленным.
В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края.
- Рассматриваем игрушки и формулируем следующую цель урока.
-Цель нашего урока - научиться описывать предмет с натуры, то есть писать сочинение-этюд.
-Слышали вы раньше это слово этюд?
-Какое оно: многозначное или однозначное?
-Обратимся к толковому словарю.
ЭТЮД- 1. рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, представляющие собой часть большого художественного произведения. Этюд к картине.
2. Название некоторых произведений(научных, критических) небольших по объему. Критический этюд.
3.Музыкальное произведение виртуозного характера. Этюд Рахманинова.
4.Вид упражнений ( в музыке, шахматах) Решить шахматный этюд.
5.Рисовать красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов. Отправиться на этюды.
- Какое из этих значений подходит нам?
Предмет нашего описания – одна из дымковских игрушек.
Игрушку для описания предлагает учитель.
- Понравились ли вам игрушки?
-Что привлекает в изделиях народных мастеров?
-Могут ли они оставить человека равнодушным?
-Мы будем работать над описанием игрушки « Барыня»
-Внимательно рассмотрим во что она одета. ( изображение фигуры на экране, игрушка на столе. Каждый может подержать ее в руках, как следует рассмотреть).
-Кокошник ,муфта, сумочка , собачка, шляпка, косички.
Слова, значение которых затрудняемся определить, смотрим в толковом словаре.
-Придумаем заголовок к сочинению, чтобы в нем была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к дымковской игрушке.( работа в парах)
5.Конструирование микротекста. Работа над композицией и планом сочинения.
-План составляем совместно с учащимися.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ.
1.Народно-прикладное искусство. Дымковская игрушка.
2.Общий вид игрушки.(материал, форма, цвет).
3.Детали одежды ( краски, украшения, орнамент)
4.Мое отношение к дымковской игрушке, к мастерству художника, к прикладному искусству).
6. Словарно-орфографическая работа.
-По толковому словарю выясняем значение слов и составляем с ними словосочетания.
Народное декоративно-прикладное искусство, искусные мастера, традиции, талантливые мастера, дымковская игрушка, орнамент, традиционные художественные промыслы.
Краски: белые, традиционные, красные, пурпурные, желтые, зеленые, выразительные, лиловые, синие, золотистые, интенсивные, изумрудные, темно-зеленые, бирюзовые.
7. Самостоятельная работа.
Моделирование описания игрушки по составленному плану и с использованием слов и словосочетаний, записанных в тетради.
8. Прослушивание 3-4 учащихся.
-Пробуем дать объективную оценку.
9. Рефлексия.
-Что сегодня показалось сложным?
-Над чем еще надо поработать?
-Как оцениваете свою деятельность на уроке?
-Понравилось ли сегодня на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Триумфальная арка.Материалы для урока развития речи. 8 класс.
Данный ресурс предназначен для использования на уроках развития речи....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...
Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.
Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....