урок развития речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

разработка урока развития речи по картине Лара "Мастерица Саване"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masteritsa_savane.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок развития речи  в 5 классе.

(Учитель Семёнова Елена Владимировна)

Сочинение по картине Леонина Лара

«Мастерица Саване»

(Систематизация рабочих материалов)

Цели: знать типы речи, особенности такого типа речи как описание, уметь анализировать и систематизировать рабочие материалы по картине, развивать умение работать в группах, воспитывать любовь к краю, в котором живешь, чувство гордости за трудолюбивый народ, в частности, ненецких женщин.

Групповая форма работы, прием «Учимся вместе».

Оформление: портрет Л.Лара;

                       репродукция картины «Мастерица Саване»;

                       ненецкая музыка;

                       рисунок ненецкой женщины, орнаменты.

Урок помогают вести учащиеся 8 классов.

Ход урока.

- Организационный момент.

             Число.

              Тема.

1. Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем развивать умение работать в группах по анализу и систематизации рабочих материалов по картине,  познакомимся с биографией и творчеством ненецкого художника Леонида Алексеевича Лара, с его картиной «Мастерица Саване»; с мастерством ненецких женщин.  (Звучит ненецкая музыка).

2.В этом году исполняется 75 лет Пуровскому району, 30 лет нашему поселку.

Это наша маленькая родина, которой мы гордимся и не должны оставаться равнодушным к ее судьбе. Сегодняшний урок мы посвящаем ей.

(Звучит ненецкая музыка)

-Рассказ о Л.Лара

-Ненецкие орнаменты (рассказ ученика)

-Стих «Женщина Ямала» Л. Лапцуя.

                       (отрывки из поэмы).

3.Беседа по картине.

-Перед вами репродукция (воспроизведение картин, рисунков путем фотографирования. Маленькая копия картины) картины Л.Лара «Мастерица Саване». Внимательно рассмотрите картину.

-Что изображено на картине? Какова ее тема?

                   ( Ненецкая женщина. Мастерица Саване.)

-Какова основная идея? Что хотел этой картиной показать художник?  

                                ( Трудолюбие, мастерство, красоту женщин Севера.)

-А теперь давайте рассмотрим картину, увидим на ней все, что нарисовано, поймем содержание, а уж потом будем думать, как писать сочинение.

Чтобы описание получилось грамотным, красивым и точным проведем словарную работу. (Запись на доске).

1)Подберите синонимы к слову художник

        Автор

                                                          Живописец

                                                          Мастер кисти

2) Изображена

    Написана

    Нарисована

3)Описывая картину, будем использовать глаголы настоящего времени.

      Изобразить

      Подчеркивает

      Можно услышать

      Видим

4) Вспомним уроки культуры Ямала, что такое

    Ягушка - женская верхняя одежда

    Туча- сумочка для рукоделия

    Орнамент- повторяющийся традиционный рисунок.

-Описывая картину, на что мы должны обратить внимание, на какие отдельные ее детали?                              

                                                                          Лицо, руки, костюм, украшение,

                                                                          звук, отношение автора.

-Правильно.

Итак, каждая группа будет работать над определенным описание

  Задача группы - пользуясь словами- подсказками, собрать

                                                      и систематизировать рабочий материал по                                                            

                                                            картине. (Приложение 1).

5. Работа в группах.

            (Звучит ненецкая музыка).

6. Обсуждение. Выступление уч-ся. Дополнения.

7.Подведение итогов. Оценки.

-Сегодня мы работали в группах и поняли, что в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему однокласснику. Ты в ответе за него, он - за тебя. Мы сумели вместе собрать и систематизировать рабочий материал по картине. Следующий этап - самостоятельно и индивидуально сделать это, описывая другую картину. Это в перспективе, а сегодня мы узнали, что, благодаря женщине, ненецкий народ и сохранил многие добрые традиции, по которым жили наши предки не одно столетие. И как важно, чтобы сегодня, в такое стремительное и переменчивое время, новым поколением они не были утрачены. А помог нам в этом ненецкий художник Леонид Лара и его замечательная картина «Мастерица Саване».

7. Д/З. Написать сочинение – миниатюру.

           «Какое впечатление произвела на меня  картина Леонида Лара «Ненецкая женщина. Мастерица Саване»?

        Приложение

 Задание для групп.

Отношение автора.

Много теплого цвета

Хорошее теплое чувство

Сам художник - ненец

Гордость.

Лицо.

Мягкие теплые охристые тона;

Теплоту и спокойствие подчеркивает белый цвет воротника.

Глаза миндалевидные, открытые, большие, выразительные для ненцев.

Задумчивый.

Крылья птицы.

Сжаты, серьезны.

Загорелое.

Блики.

Трудолюбие.

Молодость.

Теплое ощущение.

Костюм.

Нарядный, богато украшенный.

Предмет декоративно- прикладного искусства.

Узоры на костюме.

Орнамент.

Ягушка с узорами.

Сочетание оленьего меха и сукна.

Не видно ни стежка, ни шва.

Приданое.

Своими руками.

Украшение:

сумочка- туча, коса

Бисер, нанизанный на нитях.

Придает владелице очень нарядный вид.

Подвески из монет.

Цветные ленты теплого цвета.

Туча. Сумочка для рукоделия.

Стараются разукрасить лучше.

Неповторимый вид.

Звук.

Можно услышать

Перезвоны украшений,

Поворот головы,

Взмах косы.

Руки.

Сложены вместе

Жест миротворения, спокойствия, открытости.  Трудолюбия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...