ПРОЕКТНЫЙ УРОК «А.Н.ОСТРОВСКИЙ – СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА».
проект по русскому языку на тему
ЦЕЛИ УРОКА: раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга; развивать навыки работы в группах, развивать речь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_urok.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНЫЙ УРОК
«А.Н.ОСТРОВСКИЙ – СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО
НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА.
ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА».
ЦЕЛИ УРОКА: раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра;
увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга;
развивать навыки работы в группах, развивать речь учащихся.
I.
1. Оформление тетрадей
(запись темы).
2. Чтение с доски эпиграфов и запись в тетради
(читают подготовленные ученики).
- Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У НАС ЕСТЬ СВОЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. ОН ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ ДОЛЖЕН НАЗЫВАТЬСЯ «ТЕАТР ОСТРОВСКОГО».
( Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому).
-Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов. У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита.
(А.Н.Островский, «Автобиографическая записка»,1884 г.).
УЧИТЕЛЬ:
У Островского были основания для такого утверждения. Почти 50 пьес отдал он театру, 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре.
«Нет дня в году, чтобы в 5–6 театрах не шла моя пьеса», - писал А.Н.Островский в 1871 году. Оба эпиграфа – о значимости творчества драматурга. Наша задача – познакомиться с личностью писателя, средой, взрастившей его талант, с его деятельностью и ролью в развитии русского национального театра.
Всмотритесь в портрет А.Н.Островского.
В.Я.ЛАКШИН: «В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не бающие солгать, только эти глаза его – свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни».
Если бы не эти глаза, этот взгляд, можно было бы, глядя на знаменитый портрет, вообразить старомосковский неподвижный быт, когда в деревянном домике холодно, и в теплой одежде сидят, чтобы руки – ноги не стыли, а где-то рядом кипит пузатый двухведерный самовар и на беленой скатерти большие, в крупных цветах, чашки, янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.
3. Продолжим работу в тетрадях. Запишите круг вопросов, которые мы рассмотрим.
ПЛАН
- А.Н.Островский – «Колумб Замоскворечья». Биографическая и творческая справка
(слушая сообщение, составьте хронологическую таблицу).
- А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Малый театр. Пьесы Островского на сцене и в кино.
II
УЧИТЕЛЬ:
Что же это за загадочная, небывалая страна – Замоскворечье? Настало время защиты ваших проектов. Проект «Есть такая страна».
УЧИТЕЛЬ:
Удивительно, но факт! Обломок старого Замоскворечья – покосившийся домишко с деревянным верхом на каменном подклете стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой, чудом уцелевший остаток прошлого, теснимый со всех сторон новостройками и прямыми лучами магистралей. Здесь ранним весенним утром 12 апреля 1824 года в бедной квартире, сдававшейся внайм дьяконом местной церкви, увидел свет мальчик, которому суждено было прожить трудную, тревожную жизнь и стать великим писателем, обновителем русской сцены.
(Уч-ся составляют хронологическую таблицу, пользуются распечаткой).
III
Т.о., А.Н.Островский стал первооткрывателем, «Колумбом Замоскворечья». Но общественное значение его пьес быстро переросло рамки правдивого бытописания. За лицами возникали типы, за бытовыми картинами – социальные явления. Островский стал наследником русского реализма, реализма Гоголя.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА «А.Н.ОСТРОВСКИЙ В ТЕАТРЕ И КИНО»
(Презентация альбома «Современно, талантливо, мощно»).
ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДИ НЕКОТОРЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОБ ОСТРОВСКОМ-ДРАМАТУРГЕ:
Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны. Пьесы его – это пьесы жизни.
Н.А.Добролюбов
Так соединять комическое и драматическое на сцене не мог больше никто.
В.Я.Лакшин
Я считаю, на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер четвертый.
В.Ф.Одоевский
УЧИТЕЛЬ:
А теперь я хочу познакомить вас с тем, что сегодня представляют ребята из четвертой группы.
(они создали сайт в Интернете «Все об А.Н.Островском».
Запишите адрес ____________________________________).
У Р О К 2
I.
1.ЗАЩИТА ПРОЕКТА «ТЕАТР»
(сцены из спектакля).
2.Работа в тетради: записываем эпиграф:
В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника – мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться доброго и дурного в людях.
В.Я.Лакшин
УЧИТЕЛЬ:
Вы уже слышали, что с «Бесприданницы», по словам автора, открывается новый вид произведений. Многие считают пьесу неудавшейся. Почему же трогает она сердца зрителей, почему не отпускает, заставляет думать? В чем ее тайна?
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ВОПРОС:
- Какие пьесы Островского вам известны?
(Названия- пословицы, поговорки, т.е. фразы со смыслом, даже в «Грозе» есть подтекст).
А вот в «Бесприданнице» подтекста нет. Но это только на первый взгляд.
-Кто такая бесприданница?
(А вот во времена Островского было еще одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.)
Чувствуете разницу? Как по-иному звучит название! (Начинаем думать: кто она? Что для нее главное – деньги, приданое или еще что-то?).
II.
1.Работа с афишей.
- О чем говорят имена, фамилии?
(Лариса не вписывается в общий круг, она – ЧАЙКА – и все).
2.Работа с ремаркой.
(Эскиз декорации к драме – худ. детали: свобода, пространство, воля, но за решеткой, а здесь – кофейня, музыка, вино, цыгане, шум. И в этом мире живет ЧАЙКА!).
ВОПРОС
- В чем же необходимость ее появления?
- Что делает Лариса, когда все говорят о ней?
- Какие первые слова мы от нее слышим?
(«До свидания». Почему? (Она на пороге жизни. С кем прощается? Куда уходит? «Я на распутье»).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Давайте подумаем, какие же пути есть у Ларисы?
Путь 1 – к Паратову.
III.
(Анализ д.1, явление 4).
ВОПРОСЫ:
Каким видит Паратова Лариса?
-Является ли он для нее идеалом? (т.е. идеал – это совершенное воплощение мечты. Подумайте, о чем мечтает Лариса);
-Почему же разговор с Паратовым заканчивается разговором о смерти?
-Чем является для Паратова Робинзон? Почему именно его он взял с собой?
-Знакомо ли Паратову слово «жаль»?
(Вспомним лермонтовские строки:
«В глазах, как на небе, светло,
В душе его – темно, как в море»).
Т.О., у Паратова два лица – две маски.
-Вспомните монолог о Ларисе, когда Паратов узнает о ее замужестве;
-О чем свидетельствуют эти многоточия?
(Он думает).
-А когда думает, притворяется ли?
ВЫВОД:
Перед нами совсем другой человек. И разглядела это только Лариса.
-Почему?
-Чем она отличается?
-Почему она поет во время разговора?
-Что для нее главное в жизни?
Задание:
Анализируем разговор Ларисы с матерью (действие 2, явление 6).
-Чего боится Лариса?
(одиночества).
-А может, она все-таки нужна Паратову?
(нет, она – утешение его гордости).
-Почему же решается с ним уехать?
В действии 4, явлении 7 Лариса говорит: «Я сама о себе подумаю…» Да, подумает. Ведь есть еще один путь – к Карандышеву.
-Что ждет ее на этом пути?
-Значит, к Кнурову?
(Действие 2, явление 8 – монолог о смерти. Это все, что ей остается. Не уберег Ларису амулет счастья.
ТРАГЕДИЯ ГЕРОИНИ – ТРАГЕДИЯ ОДИНОКОЙ ДУШИ.
(Исполняется романс Лунева).
IV.
Р Е Л А К С А Ц И Я
Слово УЧИТЕЛЯ об Островском, о значении его творчества, о «вечности» его пьес.
V.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Подготовиться к зачету по теме.
- Написать сочинение «Моя Лариса Огудалова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.Н. Островский - создатель русского театра.
Материал к вступительному уроку по творчеству А. Н. Островского...
План - конспект урока по литературе в 10 классе по теме: «Федор Михайлович Достоевский. Этапы биографии и творчества»
Цель урока: познакомится с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе; привить лю...
Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818 – 1883)", 10 класс
Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева", 10 кл....
А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.
Анализ драмы А.Н. Островского "Гроза"....
Этапы биографии и творчества Федора Ивановича Тютчева 6 класс
Презентация о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева...
А.Н. Островский (1823 – 1886) – создатель русского национального театра. Драма «Гроза».
dash; Сравните по учебнику даты рождения и смерти Островского и других писателей. (Обнаружится, что Островский только на два года моложе Некрасова и Достоевского, на пять лет моложе Турген...
Основные этапы биографии и творчества Н.А. Некрасова (10 класс)
Цель:Обучающая: -Через виртуальную экскурсию создать условия для формирования собственного представления о личности ...