А.Н. Островский (1823 – 1886) – создатель русского национального театра. Драма «Гроза».
план-конспект урока по литературе

Молодых Любовь Владимировна

– Сравните по учебнику даты рождения и смерти Островского и других писателей. (Обнаружится, что Островский только на два года моложе Некрасова и Достоевского, на пять лет моложе Тургенева, и только на три года старше Л. Толстого, то есть практически они люди не только одного времени, но и приблизительно одного возраста (то же самое с датами смерти).Ему было 14 лет, когда умер Пушкин; 18 лет, когда был убит Лермонтов. Первое произведение Островского было создано за три года до смерти Гоголя; Гоголь слушал его чтение пьесы «Свои люди – сочтёмся!» и пригласил не слишком знакомого ему Островского на последние свои именины).

Комментарий: такой приём игры в даты необходим для формирования у учащихся представления об эпохе и поступательном движении истории.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл groza._uroki_.docx157.37 КБ

Предварительный просмотр:

https://perova.jimdofree.com/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%BA-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC/%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B0-%D0%BD-%D0%B2-10-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5/

Урок №1.

Тема: А.Н. Островский (1823 – 1886) – создатель русского национального театра. Драма «Гроза».

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя

Сегодня мы переходим к изучению пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Борьба за человека, за его право на свободу, счастье, осмысленную жизнь – вот та проблема, которая будет центральной на уроках, посвящённых этому писателю.

Но чтобы понять, как и откуда возникла в Островском эта идея борьбы, необходимо познакомиться с некоторыми фактами биографии Александра Николаевича.

– Сравните по учебнику даты рождения и смерти Островского и других писателей. (Обнаружится, что Островский только на два года моложе Некрасова и Достоевского, на пять лет моложе Тургенева, и только на три года старше Л. Толстого, то есть практически они люди не только одного времени, но и приблизительно одного возраста (то же самое с датами смерти).Ему было 14 лет, когда умер Пушкин; 18 лет, когда был убит Лермонтов. Первое произведение Островского было создано за три года до смерти Гоголя; Гоголь слушал его чтение пьесы «Свои люди – сочтёмся!» и пригласил не слишком знакомого ему Островского на последние свои именины).

Комментарий: такой приём игры в даты необходим для формирования у учащихся представления об эпохе и поступательном движении истории.

3. Слово учителя о писателе (по ходу рассказа составляется таблица «Жизнь и творчество А.Н.Островского»).

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, в Замоскворечье.

Отец будущего драматурга, выпускник духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи дворянского сословия умерла, когда Островскому было 8 лет.

Детство и юность писателя прошли в Замоскворечье. Отец Островского женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей.

В 1835 году Островский поступил в третий класс первой Московской гимназии. По её окончании (1840г.) Александр Николаевич был зачислен на юридический факультет Московского университета. Но поприще юриста не привлекает Островского и в 1843 году он покидает университет. Тогда же будущий драматург поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845 – 1851).

Занятия служебные мало интересовали Островского; в нём быстро созревал драматург. Независимо от врождённой и всё сильнее усиливающейся любви к театру, развитию таланта Островского содействовала и его житейская обстановка. И на службе, где ведались дела преимущественно купеческого сословия, и в доме отца, клиентуру которого составляло главным образом замоскворецкое купечество, Островский находил обильный материал. Именно этому сословию, шедшему к политической власти, он и посвятил свои пьесы. А.Н. Островского в связи со всем этим критика назвала впоследствии «Колумбом Замоскворечья».

Всё творчество А.Н. Островского можно условно разделить на три периода.

Первый период (1847 – 1860гг.)

14 февраля 1847 года Островский прочёл в доме профессора С.П. Шевырёва свои первые драматические сцены «Картина семейного счастья». Эти сцены тогда же были напечатаны в «Московском Городском Листке».

В 1850 году в «Москвитянине» была напечатана в полном виде комедия «Свои люди – сочтёмся» («Банкрот»). За Островским установилась репутация весьма крупного и самобытного дарования. Шевырёв назвал его «новым драматическим светилом в русской литературе», Хомяков признал пьесу «превосходным творением», а князь Одоевский писал: «Этот человек талант огромный. Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор»; на «Банкроте» я поставил нумер четвёртый». Но попасть на сцену пьесе было суждено не скоро. За неё драматурга отдали под надзор полиции и жандармерии. В связи с этим Островскому пришлось оставить службу. С этих пор деятельность Островского шла безостановочно до самой смерти, то порождая поклонение критики, то подавая повод к едким нападкам и насмешкам.

К этому периоду относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В 1852году Островский создал пьесу «Бедная невеста», в 1853году – «Не в свои сани не садись» (первое произведение, попавшее на театральные подмостки), в 1854году – «Бедность – не порок», 1856году – «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», 1859году – «Гроза».

Второй период (1860 – 1875гг.)

В 60-х годах Островский работает в журнале «Современник». В это время создаются пьесы: «Старый друг лучше новых двух» (1860г.), «Тяжёлые дни» (1863г.), «Грех да беда на кого не живёт» (1863г.).

С 1868 года Островский связан с журналом «Отечественные записки»; в пьесах этого времени драматург показал жизнь пореформенной России, жизнь разорившихся дворян и дельцов нового типа («Бешеные деньги» - 1869г.). В этот период создавались пьесы и на исторические темы, в которых изображались сильные характеры прошлого, - «Козьма Захарьич Минин», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».

Третий период (1875 – 1886гг.)

Александр Николаевич создаёт пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, тружениках, актёрах. К этому времени относятся следующие пьесы: «Богатые невесты», «Бесприданница» (1878г.), «Без вины виноватые» (1883г.).

В 1884 году Островский занял должность заведующего репертуарной частью московских театров. Александром Николаевичем велась большая общественная работа; много времени он отдавал на воспитание начинающих драматургов и артистов. Но здоровье у него было слабое, силы постепенно покидали Островского; он умер 2(14) июня 1886 года в усадьбе Щелыково Костромской губернии.

Комментарий: в ходе проблемного изложения материала идёт пересказ-анализ 2 -3 пьес Островского, отобранных по тематическому признаку (задание выполняют специально подготовленные ученики).

Жизнь и творчество А. Н. Островского

(сводная таблица, заполняется по ходу рассказа учителя)

Дата

Основные события

31 марта (12 апреля) 1823г.

Островский А.Н. родился в Москве в Замоскворечье, в семье чиновника

1835г.

Зачислен в третий класс первой Московской гимназии

1840г.

Зачислен юридический факультет Московского университета

1843г.

Покидает университет; служит в Совестном, а затем Коммерческом судах, где ведает делами преимущественно купеческого сословия

Первый период (1847 – 1860)

14 февраля 1847г.

Читает в доме академика С. П. Шевырёва первые драматические

сцены «Картина семейного счастья»

1850 – 1852гг.

В «Москвитянине» напечатана пьеса «Свои люди – сочтёмся» («Банкрот»). Создана пьеса «Бедная невеста» (1852г.)

1853 – 1856гг.

Создаются пьесы «Не в свои сани не садись» (1853г.), «Бедность не порок» (1854г.), «Доходное место» (1856г.). В них отражена жизнь дореформенной России

1859г.

Создание пьесы «Гроза»

Второй период(1860 – 1875)

1860 – 1868гг.

Сотрудничает с журналом «Современник». Создаёт пьесы «Старый друг лучше новых двух», «Тяжёлые дни» (1863г.)

1868 – 1869гг.

Сотрудничает с журналом «Отечественные записки». Создаёт пьесу «Бешеные деньги» (1869г.), где отражена жизнь пореформенной России

1860 - 1875гг.

Создаются пьесы исторического содержания «Козьма Захарьич Минин», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»

Третий период (1875 – 1886гг.)

1878г.

Создаются пьесы «Бесприданница», «Богатые невесты». В них отражена трагическая судьба женщины в условиях капитализирующейся России

1883г.

Создание пьесы «Без вины виноватые»

2(14)июня 1886г.

Смерть Островского в усадьбе Щелыково Костромской губернии

Островский вступил на литературное поприще как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы, по которым считалось, что писатель должен тщательно изучать жизнь, замечать элементы общества, двигающие её пружины, должен верно понимать русскую действительность.

Александр Николаевич переносит центр тяжести от самого порока к его действенным результатам и последствиям.

Уже в пьесе «Свои люди – сочтёмся» обозначилась сквозная тема драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющемся укладом.

Появление Островского в литературе сравнивается учёным А. Ревякиным с кометой, потому что Александр Николаевич, вспыхнув столь внезапно, внёс очень много в развитие драматургии.

В 19 веке самобытные яркие пьесы были явлением эпизодическим, основную массу постановок осуществляли на материале переводных французских пьес; излюбленным жанром стал водевиль (лёгкая развлекательная пьеса бытового содержания), и значение театра воспринималось как развлекательное. Были, конечно, и хорошие пьесы («Горе от ума», «Борис Годунов», «Ревизор»), но они тонули в этой массе. Следовательно, к середине века русская сцена испытывала настоятельную потребность в обновлении репертуара.

А.Н. Островский выступил противником драматургии, оторванной от действительности; он видел в литературе огромную воспитательно-познавательную силу.

Новаторство Островского выразилось:

1)в повороте к правде жизни;

2)в расширении тематики русской драматургии (если предшествующие драматурги изображают дворянство и чиновничество, то Островский стал первым драматургом изобразившем различные слои общества);

3)в развёрнутых ремарках (авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими);

4)в использовании в названиях пьес афоризмов («Не в свои сани не садись», «Без вины виноватые», «Свои люди – сочтёмся»).

Островским создано 47 оригинальных пьес, 7 пьес в соавторстве с другими драматургами и более 20 переводных пьес. И.А.Гончаров писал Островскому: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

- Подведите итог, что нового внёс Островский в русскую драматургию?

(поворот к правде жизни, расширение тематики, введение развёрнутых ремарок, использование в названии пьес афоризмов).

4. Обзор содержания пьесы «Гроза». (Способ обзора – чтение узловых сцен с пересказом пропущенных мест).

- Работу над «Грозой» Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил её в октябре того же года. Созданию этого произведения предшествовала экспедиция писателя по Волге. Нравы и быт, встретившиеся Островским по пути, рассказы жителей разных городов, прежние наблюдения за жизнью Замоскворечья, - всё это было переработано писателем и превратилось в глубоко типичные картины русской жизни.

Долго спорили несколько приволжских городов, через которые проходил путь Островского, о том, с каким из них связаны события, изображённые в драме.

Приезжим показывали бульвар, с которого открывается вид на Волгу, старинную церковь, развалины со следами древней росписи, называли имена купцов, якобы ставших прототипами героев Островского. Жители Костромы рассказывали об Александре Клыковой, купеческой дочери, тайно любившей местного почтового служащего. Замученная преследованиями деспотической свекрови, от которой не мог защитить её добрый, но слабовольный муж, она утопилась в Волге. Костромичи настолько были уверены в том, что Островский в своей драме изобразил это трагическое происшествие, что на первых представлениях «Грозы» актёры-костромичи гримировались под Клыковых. Однако выяснилось, что драма была закончена Островским за месяц до происшествия, случившегося в семье Клыковых.

В «Грозе» отразились впечатления от путешествия по Волге, которое предпринял Островский летом 1856 года в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья. Но не какой-то определённый волжский город, не какие-то конкретные лица изображены в «Грозе». Нравы и быт жителей Торжка, типы, встретившиеся Островскому в Кинешме, рассказы старожилов Костромы, прежние наблюдения над жизнью Замоскворечья – всё это было переработано в творческой лаборатории писателя и превратилось в глубоко типичные картины русской жизни.

Таким образом, образы его героев – это собирательные образы жителей разных городов.

«Гроза» появилась в печати в 1860 году, в самую острую пору в истории 60-х годов 19 века. Это был период, когда трещали устои крепостничества, и в драме отразился подъём общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди 50-60-х годов.

- Сегодня мы начнём изучать пьесу А.Н. Островского «Гроза». И наша задача – рассмотреть жизнь города Калинова, увидеть его внешний вид, жителей, истинных хозяев города.

- Кто живёт в городе Калинове? Какое производят впечатление? (Работаем по первому действию).

- Характеризуем по вариантам (записано на доске):

1.Дикой – д.1-е, явл.1,2,3

2.Борис – д.1-е, явл.2,3

3.Кабаниха – д.1-е, явл.1,3,5

4.Катерина – д.1-е, явл.5,6,7

5.Тихон – д.1-е, явл.5,6

6.Кулигин – д.1-е, явл.1,3

Дикой – «крикун», груб; основной интерес – деньги, с которыми он не хочет расставаться. Дикой обсчитывает мужиков, творит произвол, не даёт ни гроша, не обругав при этом, не уважает своих домашних, также кричит на них.

- Почему он кричит? (Чувствует себя хозяином, считает, что ему всё можно делать).

Борис – племянник Дикого. Приехал из Москвы, живёт у дяди, потому что Дикой должен отдать ему наследство, если Борис будет почтителен.

- Как Дикой относится к своему племяннику? Как вы считаете, отдаст ли он Борису наследство? Почему?

(Дикой не испытывает никаких чувств к племяннику, более того, понимая, что Борис полностью зависит от него, откровенно над ним куражится. Наследство Дикой скорее всего не отдаст, ведь тем самым он «обкрадёт» самого себя).

Кабаниха – «ханжа» (лицемер, прикрывающейся добродетельностью и набожностью). «Точит» своих близких; считает, что если не соблюдать «законов», порядка не будет, любит читать нравоучения детям, боится, что её перестанут слушать: «Не очень-то нынче старших уважают».

Тихон – сын Кабанихи; безвольный, не протестующий своей «маменьке». Хочет убедить её в своём послушании, не смеет перечить, только вздыхает «в сторону»: «Ах ты, господи», пьёт, когда мать этого не видит. Но открыто не протестует.

Катерина – жена Тихона; зачахла в доме Кабановых, где «…всё как будто из-под неволи». Она уже начинает понимать, что долго ей такой жизни не выдержать. Катерина верит в Бога, боится той любви, которая в неё зародилась не к мужу. Но не из-за Кабанихи, а из-за того, что измена – страшный грех.

- Противостоит ли Катерина Кабанихе в первом действии? Докажите.

(Да, Катерина говорит Кабанихе в ответ на несправедливые обвинения: «…за что ж ты меня обижаешь?», «Напраслину-то кому терпеть приятно!»)

Кулигин – мечтатель, романтик, чувствует красоту. Он мечтает создать вечный двигатель, а на заработанные деньги помогать людям. Именно Кулигин говорит о жестоких нравах города. Но в то же время он советует «…угождать как-нибудь самодурам». (Самодур – человек, который действует по своей прихоти и по личному произволу, унижая достоинство других).

- Итак, кто, по вашему мнению, является истинными хозяевами города?

(Кабаниха и Дикой)

- Какими чертами они обладают, что их объединяет? (Записываем)

(Власть денег, уверенность в своей правоте, защита старых традиций, деспотизм, самодурство, бездушие, невежество).Таким образом суть города Калинова - это не только его внешний вид, жители, администрация города, но и его фон – природный, интеллектуальный, нравственный.

5.Итог урока

- Сегодня мы изучили биографию А.Н. Островского.

- Что способствовало тому, что Островский изобразил в своих пьесах купеческое сословие? (Жизнь в Замоскворечье, где проживали в основном купцы, служба в судах).

- Почему Островского считают создателем русского национального театра?

(До А.Н. Островского были пьесы лёгкого жанра, считалось, что театр должен выполнять развлекательную функцию. Островский же считал, что театр должен выполнять воспитательную функцию, пьесы должны быть приближены к жизни, он внёс много нового в русскую драматургию…)

6.Задание на дом

- По вариантам рассмотреть образ Дикого (1й вариант); образ Кабанихи (2й вариант), ориентируясь на следующие вопросы:

1.Какими чертами характера обладает герой?

2.Каков его душевный облик?

3.Как героя характеризуют другие персонажи?

4.Как складываются взаимоотношения героя с другими персонажами?

Урок №2.

Тема: Мир «тёмного царства» в драме А.Н. Островского «Гроза».

2.Вступительное слово учителя

- На прошлом уроке мы с вами начали изучение пьесы А. Н. Островского «Гроза». Познакомились с местом действия, городом Калиновым, его жителями, узнали, кто же является истинными хозяевами города. Очевидно, что всех действующих лиц драмы, как и во многих пьесах Островского, можно подразделить на «самодуров» и «жертв».

Но и внутри этих двух основных категорий свои разновидности.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Мир «тёмного царства». Каким вы представляете себе этот мир?

(Мрачный, чуждый всему новому, не принимающий новых веяний, не развивающийся)

- Кто из героев придерживается старых порядков, не даёт развиваться городу?

(Дикой и Кабаниха)

- И сегодня на уроке мы подробно рассмотрим этих персонажей, узнаем их характер, увидим их основной интерес, влияние на других людей, а также выясним похожи ли они друг на друга.

3.Чтение и анализ текста

- Переходим к анализу текста.

- Что представляет собой Дикой? Принимает ли он участие в судьбе Катерины? Почему именно от Дикого зависит исход судьбы главной героини пьесы? - таков круг проблем.

Дикой – в северных районах имеет обозначение «глупый», «шальной», «малодушный», «сумасшедший».

Дикой – богатый купец, но очень жадный и грубый, перед ним дрожат почти все жители города Калинова. Ему ничего не стоит обругать человека, оскорбить. Шапкин говорит о Диком: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» (д. 1-е, явл.1-е)

Дикой никого не уважает, издевается даже над своими домашними, частенько срывает на них своё зло. Домашние тоже избегают его, особенно, когда Дикого «обидит такой человек, которого он обругать не смеет» (д. 1-е,явл.3-е). Савел Прокофьич очень богат, на него многие работают, но когда приходит время платить, Дикой отдаёт деньги очень неохотно, либо же вообще не отдаёт.

- Понимает ли это сам Дикой?

(«Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает; ну и в те поры ни за что обругаю человека» (д. 3-е, явл.2-е)

- О чём это свидетельствует?

( Это говорит о жадности, Дикой не владеет собой, когда речь идёт о деньгах, следовательно, именно деньги являются основным его интересом)

- Способен ли кто-нибудь остановить Дикого?

(Пока никто не может остановить Дикого, потому что все его боятся, а для городских властей Дикой – свой человек. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься» - говорит ему Кабаниха (д.3-е, явл.2-е)

- Как вы думаете, почему Дикой кричит?

(Крик – это желание сохранить покорность, Дикой считает, что ему все должны покоряться, он любит это покорство, что говорит о невежестве Дикого)

- Таким образом, мы видим, что Дикой – типичный самодур, он действует сугубо по своей прихоти, не считаясь с другими. Добролюбов верно заметил, что «самодур всё силится доказать, что ему никто не указ и что он захочет, то и сделает».

- И только к Кабановой Дикой относится иначе, только она умеет его «разговорить».

Что же представляет собой Кабанова? Случайно ли её имя Марфа? ( Властная).

Кабаниха – дикая свинья, отличается свирепостью нрава.

Кабанова – защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев. Ей кажется, что дети стали выходить из повиновения родителей: «Я давно вижу, что вам воли хочется» (д. 1-е, явл.5-е)

От своих детей Кабаниха тоже требует выполнения всех обрядов, считает, что без них нельзя жить. Её злит то, что молодые люди не знают этих обрядов, думает, что всё держится на старших: «Хорошо ещё у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы…Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж не знаю» (д. 2-е, явл.6-е)

- Почему Кабаниха так боится нововведений? (Кабаниха боится, что её перестанут почитать, что её власть закончится, когда рухнет старый мир, а в новом она себе места уже не найдёт)

- На какой основе должны строиться семейные отношения, по мнению Кабанихи? Как она относится к своей семье?

(Кабаниха считает, что основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уважение. Она говорит Тихону: «Как зачем бояться! Да ты рехнулся что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же после этого порядок-то в доме будет?» (д.1-е, явл.2-е). Перед отъездом Тихона Кабаниха «точит его, как ржа железо», «уму-разуму учит», потому что «у неё всё сердце изноет, что он на воле гуляет» (д.2-е, явл.2-е).

- Всё это Кабаниха делает под маской благочестия. Как называет её Кулигин?

(Ханжа). Кто такая «ханжа»? (Ханжа – лицемер, прикрывающийся показной добродетельностью, набожностью)

- Итак, мы видим, что и Дикой и Кабаниха страшны в своей невежественности.

- Что их объединяет и что различает? Сопоставьте монологи самих героев, выявите характеристики, которые им дают второстепенные персонажи. (Выдвижение гипотез и их запись на доске).

(Дикого и Кабаниху объединяет деспотизм, суеверие, невежество, бессердечие, вера в незыблемость старых домостроевских устоев. Различие состоит в том, что Кабаниха хитрее Дикого, она прикрывает своё самодурство, прячется за Бога, Кабанова не ругается бранными словами, но каким издевательством веет от её «ласковых» слов: «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу» (д.1-е, явл.5-е). Таким образом, складывается впечатление, что Кабаниха «самодурствует» во имя своих «идеалов» (формальное исполнение традиционного уклада, по-ханжески понятое «благочестие»), а Дикой делает это, чтобы показать свою власть над слабым, ради денег и личной выгоды.

- Докажите, что Дикой и Кабаниха – два разных социально-психологических типа. (Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип русского провинциального купечества, а Дикой – «современный»: власть денег и грубой силы. В сюжете их роль похожа: это представители старшего поколения, преследующие молодых, мешающие им достичь своего счастья. Но посколько центральный характер - Катерина, то главный герой-антагонист – это Кабаниха. Именно она говорит от лица того социума, который Добролюбов называет «тёмным царством». Дикой – герой комедийного типа (недаром у него ярко выраженная «говорящая» фамилия), а в характере Кабанихи есть драматическое начало).

В ходе работы составляется словарь нравственно-психологических понятий, характеризующих мир Дикого и Кабанихи: власть денег, уверенность в своей силе и правоте, защита старых традиций, неуважение к человеку, невежество, ханжество. (Составление таких словарей помогает лучше понять психологию героев).

- Именно Дикой и Кабаниха поддерживают нравы, от которых гибнет всё живое.

Какие это нравы?

(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда вам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путём не разочтёт. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, - говорит, - Савел Прокофьич, рассчитай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно и мне хорошо!» Вот так, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из-за корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нём нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнётся у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там их и ждут, да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они ещё и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, - говорит, - потрачусь, да уж и ему станет в копейку» (д.1-е, явл.3-е)

- Здесь нет ничего человеческого, нет честности, доброты, люди думают только о себе, о своей наживе. Такие нравы, как мы уже сказали, поддерживаются Диким и Кабанихой, потому что сам по себе «застой» невозможен, он должен кем-то поддерживаться.

- Можно ли нормально жить в городе с такими нравами?

(В городе с такими нравами нормально жить нельзя, потому что личность фактически уничтожается. Матушка Бориса уезжает, потому что «уж очень ей дико казалось», Катерина, сравнивая свою жизнь в родном доме и в доме Кабанихи, говорит: «…Да здесь всё как будто из-под неволи» (д.1-е, явл.7-е)).

- В драме есть ещё один персонаж – Феклуша. Можно ли её отнести к представителям «тёмного царства»? Почему?

(К представителям «тёмного царства» Феклушу непосредственно отнести нельзя, но она поддерживает Дикого и Кабаниху, также не принимает ничего нового).

- Феклуша рассказывает различные небылицы, а Глаша ей верит. Почему? (Этот факт тоже является доказательством, что жизнь в городе Калинове замерла, новые веяния до него не доходят).

- Посмотрите, кто из героев попадает под влияние Дикого и Кабанихи? Как это влияние на них сказывается?

(Борис – покорный племянник, подчиняется дяде, не может пойти против, безволен; Тихон – покорный сын, боится жить своим умом, перечить «маменьке», зато на воле он уходит в загул; Варвара – дочь Кабанихи, научилась обманывать; Катерина – пытается противостоять, но ей сложно бороться, и она гибнет; Кудряш – смел только внешне; Кулигин – не может полностью себя проявить, ему не хватает денег для науки, он покоряется Дикому).

4.Итог урока

- Таким образом, вся жизнь в городе Калинове основана на привычных устоях. Это цепляние за старое, устоявшееся – страшный тормоз в развитии не только города, но и государства. Последствия этого страшны и непредсказуемы. Это прежде всего бьёт по человеку, либо отупляя его, превращая его в бездумного исполнителя, либо заставляя его ловчить и приспосабливаться, либо вызывая в нём чувство протеста.

- Итак, кто, по вашему мнению, страшнее? Дикой или Кабаниха? Почему? (Вопрос открыт)

Урок №3

Тема: Жертвы «тёмного царства» в драме А.Н. Островского «Гроза».

2.Вступительное слово учителя

- На прошлом уроке мы увидели мир «тёмного царства», представленный в драме Островского «Гроза»; познакомились с теми героями, на которых держится этот мир, те страшные нравы, царящие в тихом приволжском городке. Также мы увидели то губительное влияние, которое они распространяют на других.

- Сегодня наша задача - рассмотреть тех персонажей, которые оказались жертвами «тёмного царства». И в конце урока мы должны будем определить основной конфликт драмы. Что такое конфликт? (Конфликт – это противоборство, столкновение в литературном произведении: между характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера)

3.Чтение и анализ текста

- Итак, выявим основные черты героев, которых мы относим к жертвам «тёмного царства». (Работа по группам)

1.Кулигин – механик-самоучка, мечтает создать вечный двигатель, хочет помогать людям. Он умён, чувствует красоту природы.

На что Кулигин употребил бы деньги?

(«…я бы все деньги для общества употребил, для поддержки» - д.1-е, явл.3-е)

- Видит ли Кулигин несправедливость, зло «тёмного царства»?

(Да, Кулигин видит пороки и Дикого и Кабанихи, именно ему принадлежит монолог о жестоких нравах города. Именно он говорит, что жить в городе дико: «Ещё бы не дико! Большую привычку нужно иметь» - д.1-е, явл.3-е).

- Как Кулигин ведёт себя с Диким? Почему?

(Кулигин почтителен с Диким, называет его «ваше степенство», потому что зависит от него материально, ему нужно как-то двигать науку).

- Кулигин владеет знаниями, хочет нарушить патриархальные порядки. Посмотрите, как он ведёт себя во время грозы, когда все жители спрятались под своды?

(Кулигин не боится, он говорит жителям: «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать…» - д.4-е, явл.5-е)

- Но, тем не менее, несмотря на своё понимание, борется ли как-нибудь Кулигин с «тёмным царством»?

(Нет, Кулигин смирился; то же он советует сделать и Борису: «Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь» - д.1-е, явл.3-е)

- Таким образом, Кулигин, несмотря на свой ум, видение отрицательных сторон жизни «тёмного царства», не пытается бороться, он смирился с такой жизнью, Кулигин не может развиваться, так как зависит материально от «хозяев» города.

Борис – племянник Дикого, приехал из Москвы за наследством, которое должен отдать ему дядя, если он будет почтителен. Борис безволен, понимая, что Дикой ему наследства не отдаст, всё же живёт у него.

- Давайте проследим взаимоотношения Бориса и Катерины. Как ведёт себя с ней Борис?

(Он нерешителен, думает только о ближайшем времени, не задумывается о том, как тяжело Катерине, не понимает её волнений: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» - д. 3-е, явл.3-е)

- Как ведёт себя Борис при последней встречи с Катериной?

(Борис боится: «Не застали бы нас здесь» (д.5-е, явл.3-е); он не может взять с собой Катерину: «Не по своей воле еду я: дядя посылает…» (д.5-е, явл.3-е). То есть здесь тоже проявляется полнейшая бесхарактерность; Борису уже нечего терять, но всё также боится перечить дяде).

- Таким образом, Борис слаб, бесхарактерен, нерешителен, несмотря на всю свою образованность, на жизнь в столице, где в то время было много передовых людей. Но он покоряется «тёмному царству», не решается идти против.

Кудряш – единственный в городе, кто не боится перечить Дикому, в разговоре ведёт себя развязно, бойко, смело, хвалится своей удалью, знанием «купеческого заведения», волокитством («Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит я его не боюсь, а пущай же он меня боится…уж я перед ним рабствовать не стану» - д.1-е, явл.1-е).

- Итак, мы видим вроде бы смелого молодого человека, но давайте посмотрим, так ли он смел. Как Кудряш ведёт себя при встрече с Варварой? (Кудряш боится «не хватится ли мать», то есть он не хочет, чтобы его в чём-нибудь уличили).

- Таким образом, Кудряш на первый взгляд бойкий молодой человек, не боящийся сказать своё слово, но всё это показное.

Варвара – дочь Кабанихи, она не лишена человеческих чувств: жалеет Катерину, любит её (д.1-е, явл.7-е). Но Варваре непонятны мысли Катерины; она хочет помочь Катерине увидеться с Борисом. Варвара говорит Катерине: «Что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют что ль тебя? Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить?» (д.1-е, явл.6-е).

- Как Варвара приспособилась к жизни в «тёмном царстве»?

(Варвара научилась обманывать, хитрить: «…у нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…» (д.2-е, явл.2-е). Она понимает, что после замужества, ей придётся сидеть взаперти, поэтому Варваре хочется везде успеть, всё попробовать; она считает: «…по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» (д.2-е, явл.2-е). Ей чужды мысли Катерины, её страхи о грехе.

- Таким образом, Варвара - умная девушка, хитрая, но не лишённая человеческих чувств, - также ярко не протестует, она примирилась с «тёмным царством», найдя выход в обмане хозяев жизни.

Тихон – купеческий сын, безволен, его образ соответствует имени Тихон, что означает «тихий».

- Как складываются его отношения с матерью?

(Кабаниха полностью обезволила сына. «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться», - говорит ей Тихон (д.1-е, явл.5-е); «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить!» (1-е, явл.5-е).

- Как проявляет себя Тихон в отношении с женой?

(В отношениях с женой Тихон добрый, робкий, хочет нормальных отношений, не стремится к тому, чтобы Катерина боялась его: «…с меня и того довольно, что она меня любит» (д.1-е, явл.5-е). В сцене прощания Тихон повторяет нравоучения маменьки, хотя сам не понимает, для чего это делает).

- Что является «утешением» Тихона, как он примиряет себя с неволей?

(Единственной отрадой Тихона является выпивка. Ему хочется уехать, потому что на свободе он уйдёт в загул, а вернувшись, снова будет покорным сыном. Он признаётся в сердцах Катерине: «…Я не чаю, как вырваться-то…» (д.2-е, явл.4-е).

- Посмотрите, как Тихон относится к Катерине, узнав о её измене?

(Тихон не держит злобу на Катерину, готов простить её: «Я-то бы ничего, а маменька-то…разве с ней сговоришь» (д.5-е, явл.1-е).

4.Составление таблицы.

Тихон

Борис

Варвара

Кудряш

Недалёкий, бесхарактерный, добрый; подавлен деспотизмом матери; трагическая гибель Катерины вызывает протест.

Такой же,

как Тихон,

«только образован

ный»; покорный, даже трусливый.

Жизнерадостная,

весёлая, научилась

хитрить, чтобы не

подчиняться

матери; бежит с

Кудряшом, протестуя против

неволи.

Хорошо знает

Нравы купеческой

среды; если и протестует, то из з озорства; е задумывается о

будущем.

5..Итог урока

- Итак, сегодня мы рассмотрели образы жертв «тёмного царства», увидели, какими становятся люди, приспосабливаясь к нему, какое пагубное влияние на умы и души оказывает «тёмное царство», заставляет юлить и обманывать. И вполне закономерен конфликт между героями произведения. В чём он заключается? (Конфликт драмы заключается в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов и новых, прогрессивных стремлениях к равноправию, к свободе человеческой личности).

- Эта проблема была особенно актуальна в момент написания драмы «Гроза» (1859г.), потому что именно тогда начали возникать прогрессивные идеи в обществе, вопрос о свободе личности.

5.Задание на дом

Проанализировать взаимоотношения Катерины с окружающими её людьми (по группам).

1.Катерина и Кабаниха: д.1-е, явл.5-е; д.2-е, явл.5-е,7-е; д.4-е, явл.6-е

2.Катерина и Тихон: д.1-е, явл.5-е,6-е; д.2-е, явл.4-е; д.4-е, явл.4-е,5-е,6-е; д.5-е, явл.1-е

3.Катерина и Варвара: д.1-е, явл.7-е,8-е,9-е; д.2-е, явл.2-е, 9-е; д.4-е, явл.4-е,5-е,6-е

4.Катерина и Борис: д.3-е, сцена 2, явл.3-е; д.4-е, явл.4-е; д.5-е, явл.3-е.

Урок №4

Тема: Катерина – жертва «тёмного царства»?

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя

- На прошлых уроках мы рассмотрели две группы персонажей драмы Островского «Гроза». Это представители «тёмного царства» и жертвы «тёмного царства». Сегодня наша задача – рассмотреть образ Катерины и решить для себя, можно ли отнести Катерину к жертвам «тёмного царства».

3.Чтение и анализ текста

- Давайте вспомним, какой основной конфликт в драме «Гроза»?

(Основной конфликт драмы заключается в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов и новых, прогрессивных стремлениях к равноправию, к свободе человеческой личности).

- Между какими персонажами этот конфликт разворачивается?

(Между Катериной и Кабанихой).

- Давайте посмотрим, какие отношения сложились у Катерины и Кабанихи?

(Уже с первого появления на сцене становится ясно, что между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Свекровь вечно недовольна снохой, постоянно её укоряет за то, что «не очень-то нынче старших уважают», настраивает сына против матери. Катерина возражает на это: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь» (д.1-е, явл.5-е).

- К Кабановой Катерина обращается на «ты». Как вы думаете, почему? (Катерина говорит с ней, как с равной, она стремится к ясным, доброжелательным отношениям в семье. По мнению Катерины, муж и жена должны уважать друг друга. Кабанова же считает, что жена должна мужа бояться. Она стремится к тому, чтобы всё в доме было по старому порядку: провожая мужа, жена должна поклониться ему в ноги, а потом «выть». Катерина её отвечает: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!» (д.2-е, явл.7-е) Это в очередной раз показывает, что Катерина не желает мириться со старыми порядками, навязываемыми Кабанихой).

- С кем Катерина делится своими тайными мыслями?

(Катерина открывается Варваре, говорит ей, что любит Бориса, рассказывает, как хорошо ей жилось в родном доме: «…жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле…» (д.1-е, явл.7-е)

- Для чего Островский показывает жизнь Катерины в родном доме?

(Автор использует приём контраста, антитезы, чтобы ярче показать угнетённость Катерины в доме Кабанихи).

- Почему Катерина доверяет именно Варваре?

(Варвара – единственный человек в доме Кабанихи, который проявил к Катерине сочувствие, увидел её душевное состояние).

- Катерина мечтает превратиться в птицу: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица» (д.1-е, явл.7-е). Для чего Островский использует образ птицы? (Автор использует этот образ, чтобы показать, что мечты Катерины – это стремление к воле. Образ птицы – это народно - поэтический образ, он показывает близость Катерины к народу, к природе).

- В доме Кабановых сердце Катерины неспокойно, потому что здесь всё держится на страхе и угнетении, она чувствует: «Быть греху какому-нибудь!».

- Как отнеслась Катерина к предложению Варвары устроить свидание с Борисом?

(Катерина приходит в смятение. «Бросить его, бросить далеко, в реку, кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжёт, точно уголь», - думает она, держа в руках ключ от садовой калитки.)

- Почему ключ жжёт ей руки?

(В душе Катерины происходит борьба между чувством и долгом. Эта сцена раскрывает внутренний конфликт.)

- Почему происходит этот внутренний конфликт?

(Катерина не любила Тихона по-настоящему, она вышла замуж по необходимости, так делали все, и никого не интересовало её чувство к Тихону. Да и Тихон женился, потому что маменька этого хотела. По-своему он любит Катерину: не хочет держать её в страхе, хорошо к ней относится. Но перечить указам маменьки Тихон не в силах. Катерина видит, что муж безволен, слабохарактерен, она может его лишь жалеть).

- Как вы считаете, можно ли любить, жалея? (Вопрос открыт)

- Проследите, как развиваются отношения Катерины и Бориса. Чья любовь вам кажется искренней? Докажите.

(Катерина нуждалась в любви и искала её в Борисе, хотя скорее она полюбила не самого Бориса, а его образ, который создала сама. Но, не понимая этого, верила в чистоту и искренность этой любви. Ради неё Катерина готова была презреть мораль и старые устои: «Твоя теперь воля надо мною! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда» (д.3-е, явл.3-е). Борис не воспринимает с должной серьёзностью чувства Катерины, считает, что их отношения должны остаться тайной. Когда Катерина признаётся в содеянном, Борис уезжает по приказу дяди. Катерина просит взять её с собой, но он уезжает один, по-прежнему боясь ослушаться дядю. Значит, Борис мало чем отличается от Тихона).

- В душе Катерины вновь происходит борьба, теперь между страхом перед карой небесной и желанием освободиться: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – всё равно» (д.4-е, явл.5-е)

- Почему Катерина выбирает смерть?

(Выход Катерина видит для себя в смерти, потому что и умереть, покончив жизнь самоубийством, - грех, и жить с таким грузом на душе – тоже грех. Катерина выбирает смерть, считая, «кто любит, тот будет молиться»).

- Сравните Катерину с героинями других писателей, например, с Татьяной Лариной из «Евгения Онегина» или Верой из «Героя нашего времени».

- Поразмышляйте над смыслом названия драмы.

(Гроза – кара небесная за грехи; природное явление, «электричество»; символ очищения, освобождение от старой жизни и начало новой).

4.Итог урока

- Вернёмся к основному вопросу нашего урока. Кто же Катерина: жертва «тёмного царства» или человек с сильным характером? (Вопрос открыт)

- Как повлияла гибель Катерины на других жителей города Калинова?

(Варвара с Кудряшом убежали; Тихон впервые пошёл против матери, обвинив её в смерти Катерины; Кулигин открыто протестует против порядков Дикого и Кабанихи).

- Смерть Катерины – вызов власти Кабанихи. Если даже слабые выразили протест, значит, власти «тёмного царства» придёт конец.

5.Задание на дом

Прочитать статью Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», ответить тезисно на вопросы:

1)как критик относится к «тёмному царству»;

2)как он относится к жертвам «тёмного царства»;

3)как Добролюбов относится к Катерине?

Урок №5

Тема: Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике

Цели урока:

Образовательная: изучить критическую статью Н.А. Добролюбова «Луч света в «тёмном царстве» и сопоставить её с критической статьёй Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы».

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя

- Мы закончили изучение драмы А.Н. Островского «Гроза». У каждого из вас сложилось особое отношение к этому произведению, к его героям. Сегодня мы рассмотрим мнение критиков.

Надо заметить, что после публикации «Грозы» вокруг неё развернулась большая полемика. Взгляды на драму и её главную героиню разошлись у многих критиков. Статья Николая Александровича Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» - один из первых отзывов на пьесу А.Н. Островского. И сегодня нашей задачей является рассмотрение этой статьи.

3.Анализ критической статьи

- Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» была опубликована в журнале «Современник» в № 10 за 1860 год. Вы уже поработали над этой статьёй дома, ответьте на вопрос:

- Как относится Добролюбов к «тёмному царству»?

( «Гроза» представляет нам идиллию «тёмного царства», закон и логика этой жизни – это отсутствие всякого закона, всякой логики. Добролюбов говорит нам, что самодурство страшнее анархии (безвластие, отсутствие всякого управления). Почему? (Самодурство стремится узаконить себя и установить как незыблемую систему, анархия же может служить только переходным моментом, который сам себя с каждым шагом должен образумливать и приводить к чему-нибудь более здравому).

У представителей «тёмного царства» «даже решимости выступить на прямую открытую борьбу в них нет; они только стараются как-нибудь обмануть время, да разливаются в бесплодных жалобах на новое движение»; «поправить свои дела они уже и не рассчитывают; но они знают, что их своевольство ещё будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними…»).

- Мы видим, что представителям «тёмного царства» неспокойно. А почему? Какое объяснение даёт Добролюбов?

(«Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, ещё и не видна хорошенько, но уже даёт себя предчувствовать и посылает нехорошие видения тёмному произволу самодуров»).

- Таким образом, Добролюбов показывает нам весь ужас жизни «тёмного царства», но мы видим, что, несмотря на всё своё стремление устоять, «тёмное царство» рушится под воздействием новых сил.

- Что говорит Добролюбов о жертвах «тёмного царства»?

(Тихон – бесхарактерное существо, не смеющее ничего сделать вопреки матери. Он «представляет один из множества жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле столь же вредны, как и сами самодуры, потому что служат их верными помощниками»; «Он не может очень решительно добиваться независимости и своих прав – уже и потому, что он не знает, что с ними делать; желание его больше головное, внешнее…»

- Почему Тихон – «живой труп»? (Тихон безволен, его мысли «умерли», у него остались мелкие потребности; человек в нём по сути дела уничтожен).

Борис по существу тот же Тихон, только «образованный». «Образование отняло у него силы делать пакости, - правда; но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие…мало того, что он не противодействует, он подчиняется чужим гадостям, он волей-неволей участвует в них и должен принимать их последствия…» «Это один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают»).

- Достоин ли Борис любви Катерины?

(Борис не достоин любви Катерины, «Борис – не герой», Катерина полюбила его «больше на безлюдье»).

- Что значит «на безлюдье»?

(Борис отличался внешне от остальных жителей города, был образован, а жителей города сложно назвать людьми, они покорились самодурам, потеряли свою личность).

- Как вы считаете, повинен ли Борис в смерти Катерины?

(Прямо Борис не повинен в гибели Катерины, но косвенно – повинен, он мог бы предупредить эту смерть, если бы был более сильным и независимым).

- Какой Добролюбов видит Катерину?

(Добролюбов говорит о характере Катерины: «…он сосредоточенно – решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотверженен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны»; «Ничего нет в нём внешнего, чужого, а всё выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нём и затем сливается с ним органически»).

- Но вместе с тем Катерина непонятна окружающим. Почему?

(Катерина «не может принять в себя их воззрений и наклонностей»; у неё «всё делается по велению натуры, без отчётливого сознания…». Следовательно, поступки Катерины не объяснить логикой, не проанализировать, потому она для окружающих «странная, сумасбродная»).

- Катерина сохранила от своего воспитания одно сильное чувство – страх. Чего она боится и почему?

(Катерина боится возмездия; «за каждую мысль свою она боится; за самое простое чувство она ждёт себе кары…». Этот страх поддерживается окружающими (Феклуша, полусумасшедшая барыня).

- В чём, по мнению Добролюбова, драма Катерины?

(Драма Катерины заключена в борьбе естественных стремлений к красоте, гармонию, счастью с предрассудками, моралью «тёмного царства»).

- Как Добролюбов оценивает трагическую развязку «Грозы»?

(«…конец этот кажется нам отрадным…в нём дан страшный вызов самодурной силе…В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, доведённый до конца…она не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за её живую душу»).

- Согласны ли вы с мнением критика, верно ли то, что у Катерины другого выхода не было? (Вопрос открыт).

Почему Катерина является для Добролюбова «лучом света»?

(Катерина бросает вызов старому миру, одна идёт против всех, своим примером показывает приближающийся конец «тёмного царства», заставляет задуматься других героев, вызывает их протест. Катерина своим примером показывает, что так, как живут в «тёмном царстве», жить нельзя).

Тезисы на доске по статье Н.А.Добролюбова:

Характер Катерины «сосредоточенно – решителен, неуклонно верен чутью естественной правды».

«…у Катерины всё делается по велению натуры, без отчётливого сознания».

«В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца…».

«Грустно, горько такое освобождение…хорошо, что хоть нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила её характера…».

- Мы рассмотрели мнение Добролюбова. Давайте посмотрим, как оценивает Катерину критик Дмитрий Иванович Писарев в статье «Мотивы русской драмы».

- Ещё в самом начале статьи Писарев заявляет, что статья Добролюбова – «ошибка». В чём же не согласен автор статьи с Добролюбовым?

Тезисы на доске по статье Д.И. Писарева:

«…воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твёрдого характера, ни развитого ума…».

«Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую…».

«…критик имеет право видеть светлое явление только в том человеке, который умеет быть счастливым, то есть приносить пользу себе и другим…».

«…необходимым свойством такого светлого явления должен быть сильный и развитой ум…».

«…Катерина, совершив множество глупостей, бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость».

- Итак, какой Катерину видит критик Писарев?

(Для Писарева «лучом» может являться только сильная личность, приносящая пользу себе и другим. Катерина непонятна в своих поступках, она не приносит какой-то конкретной пользы, следовательно, Катерина не может считаться «светлым явлением»).

4.Итог урока

Чья точка зрения вам ближе? Почему? (Вопрос открыт).

- К каким направлениям литературной критики относятся Добролюбов и Писарев? Как это отразилось на их мнении?

(Добролюбов – революционер-демократ. Писарев – нигилист, он считал, что основой всего являются естественно-научные знания, что «умственный пролетариат» должен сосредоточить всю энергию на разрушении духовных основ путём пропаганды в народе естественных наук. Отсюда и противоречия между двумя критиками).

- Мы рассмотрели два противоположных мнения. Вы имеете право придерживаться любой точки зрения. Но мы должны помнить, что даже самая объективная критическая статья является односторонней в решении того или иного вопроса. Поэтому, необходимо ознакомиться с разными позициями и решить, что вам ближе.

5.Задание на дом

Подготовиться к зачёту.

Примерные вопросы:

1.Нравы города Калинова.

2.Представители «тёмного царства».

3.Жертвы «тёмного царства».

4.Роль Кулигина в драме.

5.Образ Кабанихи.

6.Образ Дикого.

7.Образ Тихона0н         -

8.Образ Катерины

Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно - Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, “фетовский почерк”; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не заковывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее.
Словосочетания, встречающиеся у Фета, поражали и возмущали многих его критиков, но по достоинству были оценены его почитателями.
Удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очеловечена, что мы часто встречаем “травы в рыдании”, “овдовевшую лазурь”, “лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой”. Раскрепощенность фетовского слова выражается еще и в том, что оно всегда тянулось, “тяготело”, не только к поэзии, но и к живописи, к музыке. Ярким примером такого письма является стихотворение “Певице”:
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где, как месяц за рощей, печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.
Тяжело понять, как в звуках могут быть “жаркие слезы”, почему на них “кротко светит улыбка любви”. Но произведение действительно имеет неповторимый музыкальный эффект.
Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин. Со страниц льется прекрасная музыка, вспархивают птицы, а сердце уносится в “звенящую даль”. Именно такие чувства вызывает цикл стихотворений “Мелодии”. Как легко проследить течение мыслей автора- звуки фортепиано плавно перетекают в пение “хора природы”, которое сменяется отдельными аккордами гитары, пробуждающими воспоминания, выстраивающими образы.
И меняется звуков отдельный удар,
Так ласкательно шепчут струи,
Словно робкие струны воркуют гитар,
Напевая призывы любви.
Удивляет то, сколько оттенков чувств можно проследить в лирике Фета. Это и грусть, и тревога, и сомнение, и страсть, и тоска- все это отражено подчас в двух-трех четверостишиях.
Стихотворения этого поэта будят в душе неповторимые чувства. Обладая ассоциативно-метафорическим мышлением, автор доносит до читателя необычные образы, и читатель сам “додумывает” ситуацию, представленную в стихотворении. Это лишь намек на то, о чем хотел сказать автор.
Фет - поэт-живописец, во многих его стихотворениях прослеживается богатая цветовая гамма, подчас контрастная, где четко проявляются свет и тени:
Месяц светом с высоты
Обдал нивы.
А в овраге блеск воды,
Тень да ивы.
Также в стихотворениях Фета можно выделить такие, в которых отражается движение, жест. Например, в стихотворении “Диана” отражение в воде лика богини, колеблемое ветром, дает жизнь неподвижному мрамору. Фет стремится расширить границы языка, поэтического слова, но приходит к выводу, что выразить на бумаге можно лишь малую часть всех чувств, переживаний, а все остальное принадлежит тебе и твоему внутреннему миру, понять который не может никто. Осознавая ограниченность словесного материала, поэт восклицает:
Как беден наш язык! — Хочу и не могу —
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Жалуясь на нехватку словесного материала, поэт все же смог выразить свои чувства и переживания, используя полеты своей фантазии. В лирике Фета слились поэзия, живопись, музыка, которые в совокупности составляют неповторимое обаяние фетовской поэзии.

Личная жизньТворчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились.Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой.Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей. Островский оказался неверным мужем. У него был роман с актрисой Любовью КосицкойНикулиной, сыгравшей роль Катерины в премьерном спектакле «Гроза» в 1859 году. Артистка предпочла писателю богатого купца.Следующей возлюбленной стала Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах, но не теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где находится могила женщины, неизвестно.После кончины супруги Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения.
     Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета - он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Прежде всего, он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха. Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал - в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб - ротмистром. Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долга и нужна для обоих.
     В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной.Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание. В 1856 году вышла новая книга поэта.
     Выйдя в отставку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил посветить себя сельскому хозяйству. Вскоре Фет женился на М.П. Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, лишь ненадолго наезжая в Москву. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами.
     В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под названием « Вечерние огни» - всего было четыре выпуска.
     В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово - родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.
     А. А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия современному читателю известна, в основном, поэзия и, куда меньше - проза, публицистика, переводы, мемуары, письма. Без Афанасия Фета трудно себе представить жизнь литературной Москвы прошлого века. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Долгие годы он дружил с А. Григорьевым, И. Тургеневым. На музыкальных вечерах у Фета перебывала вся литературная и музыкальная Москва.
     Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
    Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант...»- говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.
     Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:
    Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало;
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой...
     Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:
    Шепот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!..
     Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, - она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Солнце луч промеж лип...», «Тебе в молчании я простираю руку...» и др. Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы России.
     Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание...», «Я пришел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей...». Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов буквально потрясает, не смотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.Стихи А.А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана

План-конспект открытого урока по ИКН, включает в себя материалы из истории марийского театра, материалы о первых актерах и режиссерах....

А.Н. Островский - создатель русского театра.

Материал к вступительному уроку по творчеству А. Н. Островского...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...

Драма "Гроза" А.Н. Островского

Презентация к лекции по драме "Гроза" А.Н. Островского...

А.Островский. Драма "Гроза".Экранизация произведения.

А. Островский. Драма "Гроза". Экранизация произведения и иллюстрации к нему....

ПРОЕКТНЫЙ УРОК «А.Н.ОСТРОВСКИЙ – СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА».

ЦЕЛИ УРОКА: раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга; развивать навыки работы в группах, развивать речь учащихся....