Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818 – 1883)", 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева", 10 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
49_turgenev_zhizn_i_tvorchestvo.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
План занятия № 49 по дисциплине «Литература» в 10 классе
Тема занятия: Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818 – 1883).
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Вид занятия: мастерская, диалоговая технология.
Класс | Дата |
Цели:
а) образовательные:
– ознакомить с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру;
б) развивающие:
– развивать общекультурную эрудицию;
– продолжить работу по развитию мыслительных операций: отбор и анализ материала по заданным вопросам;
в) воспитательные:
– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;
– способствовать формированию основ мировоззренческой нравственной и культуры учащихся;
– на основе сопоставления взаимосвязи между автором и героем произведения подвести учащихся к пониманию необходимости вдумчивого чтения.
Методические приемы: лекция учителя, повторение пройденного, сообщение ученика, беседа.
Оборудование: портреты и фотографии Тургенева.
Дополнительная литература:
Эпиграф:
Главное в нем – это его правдивость. (Л.Н. Толстой).
Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились. (А.П. Чехов)
Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество. (Н.А. Добролюбов)
Немного и крупных событий в его романах. Ничего нет проще их фабулы, ничего, что не походило бы на обыденную жизнь, и это еще одно из следствий его любви к правде. (П. Мериме)
Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Ход занятия:
I. Организационный момент (1 – 2 мин.).
Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.
II. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.).
Сегодня мы приступим к изучению темы «Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818 – 1883)». Наша задача – познакомиться с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру.
III. Проверка знаний учеников (0 мин.).
IV. Подведение итогов проверки (0 мин.).
V. Изложение нового материала (30 – 32 мин.).
1. Вступительное слово учителя.
– Зачитайте эпиграфы и ответьте на вопрос, какие особенности личности и творчества писателя они отражают?
Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного, плодотворного и в то же время сложного и противоречивого писателя русской литературы – И.С. Тургенева. Всмотритесь в этот портрет (репродукция с портрета И.С. Тургенева художника Бондаря): писатель изображен в своем обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещренное морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым.)
Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришел в литературу с новыми темами, с новыми героями: тема «лишних людей», демократов-разночинцев, тема русской женщины.
Да, его по праву называют певцом русской природы и русских женщины. У многих писателей вы найдете героинь, подобных тургеневским. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью и требовательностью к себе и другим.
Полный веры в русский народ, И.С. Тургенев в своем творчестве показал его одаренность, его душевную красоту. Мы ценим Тургенева как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении в прозе «Русский язык».
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтоб такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882».
– Что вы знаете о писателе? Какие факты биографии, личности поразили вас?
– Что вы читали из произведений Тургенева? О чем он писал?
2. Сообщения учащихся по биографии и творчеству писателя.
При прослушивании выступлений составить хронологическую таблицу.
1. Биография И.С. Тургенева.
2. Идейно-эстетическая позиция И.С. Тургенева.
3. Мир романов И.С. Тургенева.
4. Герои и героини И.С. Тургенева.
3. Беседа.
– Чем характерна эпоха, в которой жил И.С. Тургенев?
– Как эпоха отразилась в творчестве писателя?
– В чем суть художественного мироощущения И.С. Тургенева?
– Каковы общественно-политические взгляды писателя?
– Какие требования предъявляет к своим героям И.С. Тургенев?
– Кто такие «тургеневские девушки»? Какими качествами они должны обладать?
– Какие впечатления детских лет отразились на будущем творчестве И.С. Тургенева?
– Как возник цикл «Записки охотника»? Каковы его основные темы?
– Какова причина ареста И.С. Тургенева в 1852 г.? Какие произведения были написаны им в ссылке? Какова их основная тема?
– Какова основная тема и идея романа «Рудин»?
– Какие произведения И.С. Тургенева развивают тему трагической любви?
– Какой роман И.С. Тургенева можно назвать прощанием писателя с дворянским героем?
– Почему в романе «Накануне» И.С. Тургенев «новым» человеком делает болгарина Инсарова?
– Каковы причины разрыва И.С. Тургенева с журналом «Современник»?
– Кто послужил прототипом главного героя романа «Отцы и дети»?
– В какое время был написан роман «Дым»? Как в его названии отразились основные проблемы времени?
– Какие общественные явления жизни России затронуты в романе «Новь»? В чем смысл его названия?
4. Дополнения учителя.
Почти половину жизни Тургенев провел за границей, переезжая с одного места на другое. Он знал отлично среднюю полосу России. В романе «Рудин» Тургенев пишет: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится».
В повести «Ася» видим взрыв безграничной тоски по родине: «Помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя, но со странной тяжестью на сердце, как вдруг меня поразил сильный, знакомый, в Германии русский запах. Я остановился и увидел возле дороги небольшую грядку конопли. Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне хотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле. Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я чужой стороне между чужими? – воскликнул я. И мертвенная тяжесть, которую я ощущал на сердце, разрешилась внезапно в горькое и жгучее волнение». Это голос самого Тургенева, так как этот эпизод из его жизни, когда в 1856 – 1857 гг. летом он находился на лечении в курортном немецком городке Зиннциг и где по вечерам он любил бродить по городу, по окрестностям.
Велика заслуга писателя в создании и разработке русского реалистического романа. Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенев много сделал для развития этого жанра. В его романах нашли художественное отражение резкие столкновения общественных тенденций в России 60 – 70-х годов XIX в.
Для правильного понимания творчества Тургенева важно представлять себе сложность жизни и деятельности писателя, противоречия в его отношении к «Современнику», революционерам-демократам, его надежды на постепенное, мирное решение политических проблем, и неприятие крепостного права.
VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала (1 – 2 мин.)
Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.
Сегодня на уроке
Повторили…
Узнали…
Учились…
Наблюдали…
Познакомились…
Сделали вывод…
Кроме этого…
VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.).
VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время.
1. Прочитать роман «Отцы и дети» (гл. 1 – 11) и ответить на вопросы:
– Почему точно указано начало действия?
– Рассказать о прошлом Н.П. Кирсанова (гл. 1,3 – 5).
– Встреча отца с сыном (гл. 2).
– Хозяйство Н.П. Кирсанова (гл. 3).
– Положение крестьян (гл. 3).
– Почему биографические сведения Базарова даны скупо, без подробностей?
– С какой целью Аркадий рассказывает Базарову историю жизни дяди?
– Павел Петрович с первых минут знакомства испытывает к Базарову антипатию, которая выливается в спор (гл 6). Чем можно объяснить это отношение?
– Ваше отношение к Базарову, Аркадию, Павлу Петровичу.
2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему: «Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие “Отцы и дети”. Художественное своеобразие романа».
IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию.
1. Литература: 10 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч.: базовый и профильный уровни / Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2009. – изд. 11. – Ч. 1. – 365 с.; ч. 2. – 383 с.
Подпись преподавателя:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биография и творчество И. С Тургенева.
Презентация даёт возможность расширить представления учащихся о творчестве писателя....
Презентация к уроку литературы."Жизнь и творчество И.С.Тургенева"
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве И.С.Тургенева может быть использована в качестве иллюстрации к первому уроку о писателе....
КВН по творчеству И.С.Тургенева в 10 классе
Урок проходит в игровой форме,помогает детям систематизировать и обощить знания по творчеству Тургенева....
Контрольная работа по биографии и творчеству А.С.Пушкина для 6 класса
В контрольной работе проверяются знания фактов биографии А.С.Пушкина, изучающиеся в 5-6 классах. Дается вопрос на осмысление романа "Дубровский". Проверяютя знания двусложных стихотворных размеров....
Конспект урока по литературе по творчеству И.С. Тургенева 10 класс
Материал урока "Испытание любовью"(по произведению И.С Тургенева "Отцы и дети") учи искусству полемики, формирует читательскую культуру....
Презентация для интерактивной доски к уроку по биографии и творчеству писателя "Удивительный мир Х. К. Андерсена"(в помощь учителю литературы)
-«погружение» в удивительный мир сказочника;-постижение нравственных проблем и эстетической ценностисказок Андерсена;-воспитание нравственных качеств личности, приобщениек общечеловеческим...
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....