Наречие. Повторение изученного.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Тюрина Наталья Вячеславовна

Урок для 7 класса. Обобщение и расширение сведений о наречии как части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorenie_izuch.po_teme_narechie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока. Обобщающее повторение по теме «Наречие». 7 класс.

Цели урока:

Обучающая: обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия, развитие умения работать с текстом, определять роль наречий в данном тексте.

Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям, доброжелательного отношения и взаимопомощи.

Оборудование урока: таблица орфограмм в наречиях; карточки, словари, компьютер, слайды, доска, проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя. Сложен и многообразен русский язык. Чтобы грамотно писать и правильно излагать свои мысли, мы должны знать законы русского языка. Эти законы не всегда просты. На доске у меня записано предложение:

Сново в комнате окна открыты настеж…

Найдите орфографические ошибки в этом предложении (ученики в наречиях находят ошибки и исправляют их, вспоминая правила).

Ребята, тема нашего урока «Повторение по теме «Наречие»».

Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим, расширим знания о наречии как часть речи, правилах правописания наречий, роли наречий в тексте.

(Ученики записывают тему урока в тетрадях).

3. Беседа по вопросам:

- Что такое наречие?

- На какие вопросы отвечают наречия?

- На какие разряды делятся наречия?

- Каким членом предложения являются наречия? (показ слайдов).

Историческая справка о наречии (сообщение ученика).

- Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке, в котором имело больше значений, чем в современном русском языке. Оно означало язык. Слово. Решение. Вопрос. Дело, спор. Предметы. Глагол, наконец наречия. Корень речь как бы связывает его с глаголом, так как глагол тоже имел значение «речь» глаголить означало «говорить, вести речь». Древние римляне называли эту часть «приглаголием». Русские грамматики назвали ее так же, изменив лишь приставку. Видя главное содержание в том, что оно должно быть при глаголе или накладывается на глагол, стали называть эту часть речи наречием.

Вопросы к классу:

- Что вы узнали нового из выступления одноклассника?

- Как раньше называли наречие?

«Этимологическая минутка» : из истории наречий, откуда и как они появились (сообщение ученика).

Он познакомит вас с происхождением наречий. Вы эти наречия запишите в тетрадь.

Сегодня образовалось из местоимения сего и имени сущ. дня. Сегодня – значит «этого дня».

Начеку – собст. русское, от сущ. чек – стража, ожидание и предлога на.

Завтра – это старый творительный падеж имени сущ. утро: заутро. Звук у превратился в в. Получилось завтра.(показ слайда)

Слово учителя:

Некоторые ученые «подвергают сомнению право наречий на звание сам. части речи», что орфографические ошибки в наречиях – следствие неопределенности этой категории. С орфограммами в наречиях мы уже познакомились и сегодня проверим насколько мы их хорошо научились разгадывать.(показ слайдов)

В начале урока мы вспомнили орфограммы «Правописание наречий с приставками», «Ь на конце наречий».

Мы знаем, что наречие – это непростая часть речи. Только в наречиях приставки на письме присоединяются тремя способами: обычно слитно, через дефис и реже раздельно. Давайте вспомним, в каких случаях в наречиях пишется дефис. (Ученики рассказывают правило). Когда наречие пишется слитно и раздельно.

Словарная работа.

Перед вами карточки с заданием.

Вы должны выписать:

I ряд – наречия, приставки  в  которых пишутся со словом раздельно, II ряд – наречия, приставки в которых пишутся слитно, III ряд – наречия, которые пишутся через дефис.

По – новому       По двое          Навек

Почему – то       Бок о бок        Вплотную

В – четвертых    Без удержу      Вдвое

Точь – в – точь   На двоих        Врассыпную

Кое – где           До упору         Надвое

Проверка работы на проекторе.

В случаях затруднений мы обращаемся к орфографическому словарю.

Проверка знаний.

Выполните тест. Задания выполняется по вариантам.

Взаимопроверка работ. Ответы представлены на проекторе.

Физкульт.минутка.

Работа с текстом упражнения 259 (из учебника).

Сейчас мы попробуем определить, какую роль играют наречия в нашей жизни, как важно знать правописание и употребление в речи.

Беседа по вопросам:

- Как бы вы озаглавили текст?

- Сколько в этом тексте наречий?

- Какую роль играют наречия в описании, создания настроения?

(Жаркий полдень. Летний полдень. Наречия: вдруг, прямо, весело, кругом, грациозно, опять).

Вывод: наречия придают особую точность, детальность. Они, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратилась бы живописность, эмоциональность авторских характеристик. (Показ слайда)

Творческая работа учащихся.

«Сцены из жизни наречий» (задание, подготовленное самостоятельно). Чтение работ.

Подведение итогов урока.

Беседа.

Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

Продолжить данные предложения:

1. Было интересно…

2. Теперь я знаю…

3. Мне запомнилось…

4. Я выполнял задание…

5. Хотелось бы…

Домашнее задание.

Составить пять предложений на тему «Зимнее утро», используя наречия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Повторение изученного по теме "Наречие"

На уроке повторяется изученный материал по теме "Наречие": буквы р-а на конце наречий, буквы о-е в наречиях, дефис в наречиях, слитное и раздельное написание наречий. Урок сопровождается презентацией....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему "В гостях у наречия "(Повторение изученного)

Проблемные вопросы , различные виды самопроверки, занимательный  языковой материал- всё это делает урок интересным  мотивирует ребят к изучению темы ....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Повторение изученного по теме "Наречие"

Урок русского языка в 7 классе проводится после изучения темы"Наречие" и служит для повторения изученного материала по теме. На уроке повторяется правописание наречий: 0-а на конце наречий, о-е на кон...

Повторение изученного по теме "Наречие"

Конспект урока "Систематизация и обобщение изученного по теме "Наречие"...

Урок по теме: «Правописание наречий» в 7 классе (повторение изученного с применением сингапурских структур обучения)

повторить правила, связанные с правописанием наречий, и их алгоритмы проверить прочность усвоения темы; «обозреть» наречие «панорамно» и показать  его место и назначение в современном русск...

Урок по теме: «Правописание наречий» в 7 классе (повторение изученного с применением сингапурских структур обучения)

повторить правила, связанные с правописанием наречий, и их алгоритмы проверить прочность усвоения темы; «обозреть» наречие «панорамно» и показать  его место и назначение в современном русск...

Повторение изученного. Наречие

Диктант с  проверкой соседа( учащиеся меняются тетрадями)...