Повторение изученного по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока "Систематизация и обобщение изученного по теме "Наречие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_sistematizatsiya_i_obobshchenie_izuchennogo_po_teme_2.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие».
Цель урока обобщение и закрепление знаний о наречии как о части речи;
Задачи:
- воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач:
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения задавать уточняющие вопросы; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать.
Оборудование : выставка книг, словарь наречий, таблицы орфограмм в наречиях, карточки дифференцированных заданий.
- На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Взаимное приветствие учителя и учащихся.
- Опрос отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания.
Задание 244 | |
Комментарии учащихся. 1. Морфологический разбор (на доске). 2. Объяснение орфограмм на месте пропусков и скобок. 3. Синтаксическая функция наречий. | Взаимопроверка домашнего задания. |
3. Повторение.
Устный опрос
-Что называется наречием?
-Каким членом предложения может быть наречие?
(Запись примеров в рабочие тетради).
Учитель распределяет среди учащихся задания, с которыми они будут работать в ближайшие 10 минут. Часть учащихся класса работает со словарными словами, остальные выполняют в тетрадях задания по карточкам. Ребята, выполнившие задание первыми, выносят готовые варианты заданий на доску и комментируют написанное перед всем классом, когда словарная работа будет завершена.
1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Три ученика под диктовку учителя записывают наречия на доске с указанием смысловой группы, к которой относится каждое наречие. Одновременно с учащимися, работающими у доски, определяется группа экспертов (по два человека на каждый вариант), которые записывают те же слова в тетрадях, а затем проверяют правильность написания слов и указания смысловой группы наречий на доске.
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
досыта (мера и степень) сослепу (причина) за город (место) впоследствии (время) в насмешку (цель) вскоре (время) | за границу (место) на днях (время) невзначай (причина) досуха (мера и степень) на ходу (обр.действ.) на цыпочках (обр.действ.) | с налёту (обр.действ.) втроём (мера и степень) назло (цель) вблизи (место) сгоряча (причина) бок о бок (обр.действ.) |
2. КАРТОЧКИ ЗАДАНИЙ.
Карточка 1.
1. Выпишите в составе словосочетаний наречия, определите, к какой смысловой группе они относятся:
1). Нигде не видно жилья.
2). Ничем не измерить простора полей.
3). Никогда не предполагал, что ничего не пойму, ни с чем не соглашусь.
2. Образуйте от прилагательных наречия, графически обозначьте орфограмму:
защищать (горячий) - …,
учиться (хороший) - …,
излагать (общий) - ….
3. Замените словосочетания наречиями с О или А на конце.
Идти в правую сторону, беседовать без стеснения, раскалить до красного цвета.
Карточка 2.
1. Выпишите в составе словосочетаний наречия, определите, к какой смысловой группе они относятся:
1). Никак не удавалось преодолеть эту вершину.
2). “Я тут ни при чём”,- буркнул Сергей.
3). Неоткуда взять воды.
2. Образуйте от прилагательных наречия, графически обозначьте орфограмму
излагать (общий) - …,
двигаться (неуклюжий) - …,
окончить (блестящий) - … .
3. Замените словосочетания наречиями с О или А на конце. Раскалить до красного цвета, расстаться на долгое время, переписать окончательно.
ГРУППОВАЯ РАБОТА. 2 группы учащихся по 4 человека участвуют в групповой работе. Учащимся раздаются листы, на которых представлен список фразеологизмов и пословиц, содержащих наречия.
Задание. Найдите среди фразеологизмов и пословиц примеры на определенные виды орфограмм. Объясните написание наречий.
Наречия во фразеологизмах и в пословицах
1. Будь друг, да не вдруг.
2. Радости забываются, а печали никогда.
3. Для дорогого гостя и ворота настежь.
4. Досыта не накормим, а с голоду не уморим.
5. Яблоко от яблони недалеко падает.
6. Еле-еле душа в теле.
7. Нашему Ивану нигде нет талану.
8. Вот тебе боже, что нам негоже.
9. Есть еще порох в пороховницах.
10. Продает с барышом, а ходит нагишом.
11. Ум – одежда, которая никогда не износится.
12. С трудовыми руками нигде не пропадешь
13. Неладно скроен, да крепко сшит
14. Сначала запряги, а потом и понукай.
15. Врет сплошь, а переврать не умеет.
16. Каша приестся, а хлеб никогда.
17. Много грому по-пустому.
18. Все хорошо, что хорошо кончается.
19. Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
20. Хоть на час, но вскачь.
21. Старые башмаки никогда не жмут
22. Каждый по-своему с ума сходит
23. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
24. Русские медленно запрягают, но потом быстро скачут.
25. Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать.
26. Между воронами и сорока по-вороньи каркает.
1-я группа из списка пословиц выписывает на доску только те, в которых есть орфограммы: “Мягкий знак после шипящих на конце наречий”, “Дефис между частями слова в наречиях”, “Буквы О и А на конце наречий”.
2-я группа из списка пословиц выписывает на доску только те, в которых есть орфограммы:
“Буквы О и А на конце наречий”, “Буквы О и Е после шипящих на конце наречий”, “Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е”.
Вопрос учителя: Какие орфограммы мы не рассмотрели, выполняя групповую работу?
(Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий).
Учащиеся с места задают дополнительные вопросы отвечающим.
Варианты вопросов: -Какими членами предложений являются наречия ?
-К какой смысловой группе можно отнести то или иное наречие?
Пока на доску выносятся пословицы, с которыми работали ребята при выполнении групповой работы, учитель предлагает остальной части класса написать словосочетания в столбик: взяться за дело усердно, работу выполнить прекрасно, любить сильно, говорить напевно , вести себя дерзко, смотреть неодобрительно, двигаться неловко. Наречия в данных словосочетаниях необходимо заменить наречиями-синонимами, имеющими после шипящих на конце слова О или Е.
Задание. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму:
Влев…, нагол…, издавн…, изредк…, втридорог…, задолг… . искос.., допоздн…, сначал…, замертв…, влев…
ТЕСТОВАЯ РАБОТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СЛОЖНОСТИ:
1). Для слабых учащихся (Вариант 1).
2). Для средних учащихся (Вариант 2).
3). Для сильных учащихся (Вариант 3).
Тест. Вариант 1.
1. Найдите группу наречий, обозначающих причину:
а) назло, напоказ, нарочно;
б) влево, издалека, вниз;
в) сгоряча, почему, поневоле.
2. В каком примере слитно пишущееся слово – наречие?
а) Если в апреле земля перепреет, значит, (во) время май посеет.
б) Не разговаривай (во) время еды - наделаешь беды!
3. Определите, в каких наречиях на шипящие пишется -О?
а) горяч…, свеж…, хорош…;
б) певуч…, далеч…, негодующ…
4. Как пишутся наречия (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?
а) слитно;
б) раздельно;
в) через дефис.
5. Укажите предложение, в котором в наречии пишется Н:
а) Пошёл дождь – позд..о бежать за зонтом.
б) В окнах было соверше…о сине.
в) Девочка бессмысле…о произносила странные слова.
6. В каком наречии на конце пишется Ь?
а) замуж(?);
б) настеж(?);
в) невтерпёж(?)
Ответы: 1-в, 2-а, 3-а, 4-в, 5-а, 6-б.
Тест. Вариант 2.
1. Укажите неверное утверждение:
а) Наречия могут обозначать признак признака, признак действия.
б) Наречия изменяются по числам.
в) В предложении наречия бывают сказуемыми.
2. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия:
а) Он слушал на уроке более внимательно.
б) Ты сделал работу лучше всех.
3. Определите, в каком предложении форма превосходной степени сравнения принадлежит наречию?
а) Рассказал интереснее всех.
б) Рассказ интереснее всех других.
4. В каком наречии дефис не пишется?
а) где…то;
б) по…совести;
в) по…русски;
г) мало…помалу.
5. Пишется буква О в слове:
а) справ…;
б) издавн…;
в) досыт…;
г) затемн…
Ответы: 1-б, 2-а, 3-а, 4-б, 5-г.
Тест. Вариант 3.
1. Каким наречиям придаётся суффикс -а при словообразовании?
А) Содержащим одновременно присоединяемые приставки в- , на- , за- .
Б) Содержащим одновременно присоединяемые приставки из- , до- , с- .
2. В каких словосочетаниях НЕ пишется с наречием раздельно?
а) войти (не) заметно;
б) говорить (не) убедительно;
в) (не) хорошо, а плохо;
г) вовсе (не) громко;
д) смотреть (не) дружелюбно.
3. В каких предложениях выделенное слово – наречие?
а) (По) весеннему шумит лес.
б) (По) зимнему лесу двигались подводы.
в) (По) летнему лесу приятно идти.
г) Настроение было (по) осеннему грустное.
4. Укажите, какие наречия пишутся через дефис?
а) (по) меньше;
б) (по) французски;
в) (по) лучше;
г) (по) старому;
д) (по) просту;
е) (во) первых.
5. В какой цепочке слов пишется НН?
а) беспрепятстве….о, зачарова…о, умышле….о, нечая…о.
б) бесслед…о, прекрас…о, извест…о, безжалост…о.
6. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия:
А ) Говори немного медленнее.
Б) Пиши более разборчивее.
В) Ты отвечал лучше всех.
Ответы: 1-б; 2-в, г; 3- а, г; 4- б, г, е; 5-а; , 6-б.
4. Рефлексия. Подведение итогов.
-Наш урок заканчивается. Что повторили, изучили?
Справились мы с поставленной в начале урока целью?
Выставление отметок за урок.
5.Домашнее задание.
1.Напишите по три примера на каждую орфограмму, изученную по теме “Наречие”.
2.Напишите сочинение-миниатюру, в котором встретятся слова, содержащие орфограммы, изученные по теме “Наречие”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум `Повторение изученного об имени существительном`. 6 кл.
Электронный урок-практикум, развивающий познавательные, исследовательские способности учащихся, умение сопоставлять, обобщать, делать самостоятельные выводы Дидактическая цель:создать условия д...
Электронные задания к уроку-практикуму в 6 кл. по теме `Повторение изученного об имени существительном`.
Электронный урок-практикум, развивающий познавательные, исследовательские способности учащихся, умение сопоставлять, обобщать, делать самостоятельные выводы Электронные задания к уроку-практику...
Тест. Повторение изученного в 9 классе.
Тес для 9 класса проводится при повторении изученного в 9 классе....
Методическая разработка модульного урока по теме "Повторение изученного о прилагательном"
Модульное обучение содействует развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Дети учатся работать самостоятельно, учатся целеп...
тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.
Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс" направлен не только на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...
Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)
Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н...