Вечерняя школа: проблемы и инновации.
статья по русскому языку по теме

Проблемы и инновации в вечерней школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вечерняя школа : проблемы и инновации.

План:

1. Инновационная деятельность педагога и системно-деятельностный подход в обучении.

2. Специфика работы в вечерней школе. Возможны ли инновации в вечерней школе.

3. Специфика совместного творчества педагога и ученика с целью преобразования человеческой личности.

В основе работы педагогического работника всегда было единство теории и практики. Без этого невозможно усвоение ни одного из школьных предметов. Вопрос о том, как преподавать, не стоял, потому что система преподавания была традиционной, все действия педагога на уроке расписывавались поминутно, проявление  инициативы могло считаться незнанием методики преподавания. Современный образовательный процесс требует от педагога не только знания системно-деятельностного подхода , но и внедрения инновационных технологий для более успешного развития ученика как  субъекта образовательной деятельности. Это обусловлено развитием информационных технологий, новых социально-экономических условий жизни и целым рядом других причин.

        Целью подобной деятельности является воспитание творческой личности, способной воспринимать окружающий мир как некий объект, в основе которого лежит системная организация.

        Следовательно, учащиеся, интегрированные в учебный процесс с помощью системно-деятельностного подхода с применением инновационных технологий, будут самостоятельно стремиться к системному исследованию окружающего мира.

        Задача педагога состоит в том, чтобы научить учеников их собственной универсальной учебной деятельности. Для достижения успехов в преподавании учитель должен использовать не только оригинальные идеи и технологии, но и уметь создавать условия для становления ученика как личности, как субъекта образовательного процесса. Отсюда и тесная связь системно-деятельностного подхода к обучению и инноваций. Понятие инновации - это проявление новых форм или элементов чего-либо, основанное на осмыслении педагогом собственных знаний теории и практики преподавания.

        Зададимся  следующим вопросом: возможно ли применить инновационный подход и новые технологии в вечерней школе? Нужны ли "вечерке" новые методы работы? С чем связаны трудности внедрения инновационных технологий в учебный процесс в вечерней школе?

Данный тип школ всегда базировался  на традиционных методах обучения, доступных и понятных всем.  Давая знания ученикам, педагоги не всегда задумывались об их интеллектуально- нравственном воспитании, возможности социокультурной ориентации в обществе. В итоге формировался индивид, недостаточно способный к самостоятельной творческой деятельности.

            Системно-деятельностный подход к обучению помогает ученикам овладевать универсальными учебными действиями, благодаря которым ученик «учится учиться».

             Как же совместить инновационную, спортивную, трудовую, творческую деятельность и специфику вечерних школ? Попробуем дать ответ. Вечерние школы - это одно из звеньев современного образовательного процесса. Они выполняют не только важную социальную функцию, но и служат" гарантом подлинной  демократичности получения знаний.  «Разнородность контингента обучаемых объективно предопределяет специфику вечерней школы: её дидактическая система должна обеспечивать возможность получения образования нестандартными способами:

1.  Вариативность обучения по темпу образовательной деятельности обеспечивают классы и группы традиционного для вечерней школы темпа обучения, ускоренного, обучения по индивидуальному учебному плану.

2.  Возможность выбора темпов обучения.     

3. Разнообразие организационных форм обучения: очная, очно-заочная, заочная, обучение по индивидуальным учебным планам, индивидуальным учебным планам на дому». (Болдина Т.В.)

 Трудности работы педагога в подобной школе связаны:

- с разноуровневым в социальном, возрастном и образовательном плане контингентом обучающихся;

- с отсутствием специальных программ и учебников, учитывающих специфику вечерних школ;

- с отсутствием необходимой материально-технической базы;

- с нежелание учеников полноценно учиться и воспринимать новые технологии.

                    Задача же современного педагога состоит в том, чтобы  заинтересовать учеников, помочь им стать на новые "рельсы" современных образовательных технологий. Что для этого делают педагоги вечерних школ? Они предпринимают следующие меры:

- разрабатывают собственные учебные программы;

- используют необходимые  авторские программы;

- ведут факультативные курсы;

- регулярно повышают уровень своей профессиональной подготовки на курсах повышения квалификации;

- создают комфортные условия для самоопределения учеников, а также для возможности самостоятельного изучения материала на основе заранее поставленных задач;

- разрабатывают и внедряют новые технологии, в частности личностно-ориентированные и информационные. Широкое распространение получают RAFT технологии, способствующие не только интеллектуальному развитию учеников, но и привлекающие  своей неординарность и занимательностью;

- особой популярностью пользуются уроки с личностно-дифференцированным подходом к обучению.

      Все эти меры и помогают учителям дать ученикам полноценные знания и позволяют избежать конфликтов между педагогами и воспитанниками, дают возможность каждому ученику проявить себя, свои творческие и потенциальные возможности. Появляется возможность проанализировать работу каждого и провести  диагностику качества обучения.

          Не следует забывать и о роли  отдельных методов воспитания. Необходимо наладить контакт  между внутренним миром учеников и окружающей действительностью.

       Исходя из вышесказанного, приходим к выводу о необходимости внедрения инновационных технологий в вечерних школах. Положенный в основу данных технологий системно-деятельностный подход позволит не только выстроить разумную систему связи теоретических и практических знаний, но и поднять качество преподавания на новый, значительно более высокий уровень. Задача учителей-предметников заключается в творческом авторском подходе, основанном на ранее полученных знаниях и опыте работы. Инновационная деятельность каждого педагога является своего рода частью общего образовательного процесса. Система образования постоянно меняется, поэтому необходимо изменить подход к преподаванию в вечерних школах, нужно взглянуть на них по-новому, помочь как ученикам, так и учителям интегрироваться в новые условия преподавания.

Список литературы:

  1. Белавина Н.Ф. Вечерняя школа как образовательное учреждение, обеспечивающее качественное образование и социализацию личности (Материалы заочной научно-практической конференции "Инновации в науке: пути развития", Чебоксары, 2011 г. - 98-101 с.

2.В.Н.Вершинин. От вечерней школы к модели
   открытого образования. Творческий отчет .Ульяновск 2010.

      3 . Габдуллина Н. Н. Тенденции становления и развития вечерней

           школы как центра образования : Дис. ... канд. пед. наук :            

           13.00.01 : Великий Новгород, 2002 190 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы содержательного досуга подростков вечерней школы. (Из опыта работы педагога-организатора)

        В статье освящается проблема заполнения содержательного досуга трудного подростка, которая на сегодняшний  день самая острая.   Пришедшие в вечернюю ш...

«Воспитание в современной школе – проблемы, достижения, инновации».

В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обуслов­ленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социо­культурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все...

Опорный конспект по теме "Официально-деловой стиль речи, 12 класс вечерней школы, 11 класс дневной школы"

Опорный конспект "Официально-деловой стиль речи" компактно представляет материал по указанной теме: сферы использования, лексические и синтаксические особенности. Предназначен для обучающихся вечерней...

Статья "Проблемы и перспективы обучения математики в вечерней школе"

Журнал "Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития"...

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

В современном общественном сознании происходит изменение взглядов, касающихся роли личности в обществе. В условиях, когда общество и государство не способны в достаточной мере защитить своих граждан, ...

Проблема патриотического воспитания обучающихся вечерней школы

В данной статье рассматривается проблема нравственного и патриотического воспитания как важного фактора самоопределения и становления человека как личности в условиях вечерней школы. Приводится пример...

ПРОГРАММА Второй всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации»

ПРОГРАММА Второй всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации», посвящ...