Правописание частицы не с деепричастием
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Знакомство с правилом правописания НЕ с деепричастиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_deeprichastie.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык в 7 классе
Тема: «Правописание частицы не с деепричастием»
Цели:
- Образовательная: обучить учащихся правописанию частицы не с деепричастиями, связать их с предметом "литература". Повторить правила, связанные с причастными и деепричастными оборотами, условиями их обособления и употребления в речи
- Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету "русский язык". Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной. Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка
- Воспитательная: воспитать трудолюбие, аккуратность при работе на уроке. Повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Дидактическое обеспечение:
1. Компьютер с колонками.
2. Презентация к уроку в программе PowerPoint
3. Опорные конспекты для каждого ученика
4. Портрет И. Крылова, иллюстрации к басням И.Крылова.
5. Портрет Ф Кривина, стихотворение "Частица не"
6. Опорные схемы с правилами постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Пожелаю вам удачи-
За работу в добрый час.
- Проверка домашнего задания.
1. Беседа:
- Что изучали на прошлом уроке?
(Знаки препинания при деепричастном обороте)
- Какое задание получили на дом?
(Не с существительными и прилагательными; Не с глаголами и причастиями)
2. Работа по карточкам (индивидуально в тетрадях).
Карточка № 1
Тема: «Не с существительными и прилагательными»
Задание: Раскрой скобки, запиши слова, объясни их правописание.
- (Не)вежа
- (Не)забудка
- (Не)воля
- (Не)правда, а ложь
- (Не) враг, а друг
- (Не)погода
- (Не)задачливый
- (Не)большой
- (Не) широкий, а узкий
- Ничуть (не) интересный
Карточка № 2
Тема: «Не с глаголами и причастиями».
Задание: Раскрой скобки, запиши слова, объясни их правописание.
- (Не)был
- (Не)навидеть
- (Не) прочитана
- (Не)домогающий
- (Не)раненный в плечо (есть зависимое слово).
- (Не)прыгающие
- (Не)засеянные, а вспаханные
- (Не)путешествовал
- (Не)истовствующий
- (Не)сделана
3. Работа с отстающими учениками.
Карточка № 3
Тема: «Не с существительными и прилагательными».
Задание: Внимательно прочитай слова и объяснения к ним, а затем распредели их в два столбика (частица – раздельно; приставка- слитно).
- Невежа (грубиян).
- Незабудка (не употребляется без не) .
- Неволя (тюрьма).
- Не враг, а друг(союз А).
- Непогода (слякоть)
- Незадачливый (не употр. без не)
- Небольшой (маленький)
- Не широкий, а узкий (союз А).
- Ничуть не интересный (зависимое слово).
- Не сделана (краткое причастие)
Карточка № 4
Тема: «Не с глаголами и причастиями».
Задание: Внимательно прочитай слова и объяснения к ним, а затем распредели их в два столбика (частица – раздельно; приставка - слитно).
- Не был (НЕ с глаголами пишется раздельно).
- Ненавидеть (не употребл. без НЕ).
- Не прочитана (краткое причастие).
- Недомогающий (плохо себя чувствующий).
- Не раненный в плечо (есть зависимое слово).
- Непрыгающие (нет зависимого слова, нет союза А,
не краткое причастие).
- Не засеянные, а вспаханные (есть союз А)
- Не путешествовал (НЕ с глаголами пишется раздельно)
- Неистовствующий (не употребл. без НЕ)
- Не сделана (краткое причастие)
4. Взаимопроверка. Упражнение № 142. (схемы на демонстрационном табло):
- Из каких произведений, какого автора предложения в домашнем упражнении?
- Найдите предложение, соответствующее первой схеме, прочитайте с правильной интонацией, выделяя деепричастный оборот.
[ ДО, =…] – 2. Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлевах. 3. На ель ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась. 5.Уединения любя, Чиж робкий на заре чирикал про себя.
[ …,ДО, =…] 1. Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню. 4. Лягушка на лугу, увидивши Вола, затеяла сама в дородстве с ним сравняться.
Учащиеся сдают тетради.
Проверка индивидуальных заданий на доске:
5. Презентации (подготовленные учащимися):
-Не с существительными, прилагательными, наречиями;
- Не с глаголами, причастиями.
II. Новый материал.
1. Беседа.
-Как вы думаете, почему мы сегодня подробно повторяли НЕ с разными частями речи?
-Почему традиционно не записана тема урока? Сформулируйте тему нашего урока? (Не с деепричастиями).
2. Постановка цели: научиться писать не с деепричастиями.
3. Стихотворение.
А у Феликса Кривина есть стихотворение «Частица НЕ» (исполняет подготовленный ученик)
«Частица НЕ»
Частица НЕ – упрямая частица.
Всё повернуть по- своему стремиться.
Ты хочешь счастья,
А она придёт –
И выйдет всё
Как раз наоборот.
С такой частицей
Нет опасней дружбы.
Она убьёт неверием своим.
И то, что нужно,
Станет вдруг ненужным,
А то, что плохо, -
Не таким плохим.
И если ты ослаб и утомился,
Ну, словом, просто примирился,
Как говорят,
С годами поостыл,
Частица НЕ – упрямая частица –
На этот случай
Может пригодиться.
На помощь поскорей
Её зови,
Она тебе придаст
Неутомимость,
Непримиримость,
И неукротимость,
И силу нестареющей любви.
(Ф. Кривин)
4. Работа с учебником. Разучивание правила «Не с деепричастием» (работа «в парах»).
- Чтение правила
- Повторение правила
- Заучивание правила
- Проговаривание правила (в парах)
- Рассказывание правила
5. Закрепление, работа с сигнальными карточками (слова на доске):
- (Не)видя
- (Не)домогая
- (Не)думая
- (Не)навидя
- (Не)читая
- (Не)сделав
- (Не)истовствуя
6. Работа с текстом.
1)Она, понюхав одежду и сапоги (не)знакомца, нашла, что они очень пахнут лошадью. 2)Из спальни вышла куда-то еще одна дверь, тоже затворенная. 3)Каштанка, поцарапавшись в дверь, налегла на нее грудью, отворила, почувствов странный, очень подозрительный запах. 4)Предчувствуя (не)приятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку с грязными обоями и в страхе попятилась назад. 5)Она увидела нечто (не)ожиданное и страшное. 6)Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя прямо на нее, шел серый гусь. 7)На матрасике лежал белый кот. 8)Увидев Каштанку, он вскочил, выгнув спину дугой, задрав хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел. 8)Собака испугалась не на шутку, но, (не)желая выдавать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту...
(По А. Чехову)
Задания:
- Прочитать текст выразительно, соблюдая интонацию при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
- Какова тема текста? Озаглавьте текст.
- Определите тип речи.
- Обратите внимание, как много автор использует деепричастий и деепричастных оборотов. С какой целью?
7. Речевая задача по выразительности деепричастия (Сообщение ученика).
1. Значение и функция.
Деепричастие обозначает добавочное действие. Почему именно деепричастие, а не второй глагол?
Во-первых, для выразительности описания образа действия, для усиления эмоциональности. Использование деепричастия дает возможность ярче представить себе происходящее. Например:
Согнувшись и озираясь по сторонам, он пробрался в огород.
Возникает яркий зрительный образ, запоминающуюся картину. Попробуем произвести замену деепричастия глаголом. Получим:
Он согнулся и пробрался в огород.
Представить происходящее довольно трудно, так как исчезает образность, смысл предложения теряется, даже искажается, потому что деепричастие озираясь невозможно заменить глаголом, а если это сделать, а это ведет к грамматической ошибке в построении предложения.
Во-вторых, деепричастия используются для передачи очередности действий и
установления их логической последовательности. Ср. несколько примеров:
Подбегая к дому, он кричал, — т. е. подбегал и кричал одновременно. Подбежав к дому, он что-то прокричал, — т. е. сначала подбежал, затем закричал.
Что-то крикнув, он подбежал к дому, — т. е. сначала крикнул, потом подбежал.
Значит, «лишних» частей речи нет: каждая нужна в языке.
2. Сфера употребления.
Деепричастия употребляются в книжных
стилях речи: художественном, публицистическом, научном, деловом. В разговорной речи и фольклоре деепричастия используются значительно реже. (Ср., однако: Не зная броду, не суйся в воду. Не работая, сыт не будешь)
3. Предупреждение ошибок.
Следует учитывать, что есть глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия: бежать, ехать, хотеть, пылесосить, ездить и др.
Распространенная ошибка — неправильное построение предложений с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот всегда относится к субъекту действия, т. е. к подлежащему. Иначе говоря, подлежащее совершает действие, выраженное и глаголом, и деепричастием. Возникают ошибки типа «Читая роман, у меня возникло чувство жалости к герою». Здесь подлежащее — чувство жалости. Что с ним случилось? — возникло. Как? — читая роман. Получается, что чувство жалости читало роман. Предложение неверно по смыслу, и его следует заменить синонимической конструкцией с союзом когда:
Когда я читал роман, у меня возникло чувство жалости к герою.
Если же хочется сохранить деепричастный оборот, что предпочтительнее, то можно сказать:
Читая роман, я испытывал чувство жалости к герою.
Или:
Прочитав роман, я испытал чувство жалости к герою.
- Задание:
Выписать все слова из текста с частицей НЕ, объясняя орфограммы.
9. Мне хотелось бы, чтобы вы обратили внимание на записанные выражения на доске. Они принадлежат перу поистине великого писателя – А.П. Чехову. Давайте их прочитаем.
- «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен».
- «Во все времена богатство языка и его ораторское искусство шли рядом».
- «В сущности, для человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать»
А.П. Чехов
Задания:
- По какой теме подобраны цитаты? (О русском языке)
- Обращаю внимание на выставку, посвященную А.П. Чехову.
- А сможете ли Вы выразить свое Слово о Русском языке?
- Домашнее задание:
- Выполнить упражнение № 195.
- Таблица: «Не с различными частями речи»
IV. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».
Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...
Презентация « Правописание частицы не с глаголами».
Презентация к уроку письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Применение интерактивной доски, мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимс...
правописание частиц не и ни (7 класс)
разработанный урок для 7 класса по теме "Правописание частиц НЕ и НИ"...
Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"
Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской)....
Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»
6 класс, программа М.М РазумовскойАвтор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Новый Оскол, Белгородской областиБелова Светлана Николаевна...
Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»
Ценный материал после изучения данной темы. В начале дается схема алгаритм правописания суффиксов причастий и деепричастий, а потом проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание частицы не с деепричастиями"
Тема урока: “Правописание не с деепричастиями”. Цели урока: Формировать навык правописания не с деепричастиями.Развивать орфографическую зоркость, мыслите...