Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание частицы не с деепричастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Тема урока: “Правописание не с деепричастиями”.
Цели урока:
Формировать навык правописания не с деепричастиями.
Развивать орфографическую зоркость, мыслительные процессы, развивать творческие способности учащихся, умение составлять алгоритмы.
Воспитывать умение работать самостоятельно и в паре, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, вырабатывать свою точку зрения.
УУД:
познавательные:
- создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления, применять полученные знания на практике;
личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-умение проводить самооценку.
коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- умение составлять алгоритм;
- развитие умения слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в самостоятельно и в паре.
регулятивные:
- развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;
- оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозирование предстоящей работы;
- осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: проблемное обучение.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, практический, наглядный.
Оборудование: учебник, доска, толковые словари, рабочие листы, картинки.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная и работа в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание частицы не с деепричастиями | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7-А классе.
Дата урока: 09.12.2020.
Учитель: Вуколова А.С.
№ урока по КТП:
Тема урока: “Правописание не с деепричастиями”.
Цели урока:
Формировать навык правописания не с деепричастиями.
Развивать орфографическую зоркость, мыслительные процессы, развивать творческие способности учащихся, умение составлять алгоритмы.
Воспитывать умение работать самостоятельно и в паре, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, вырабатывать свою точку зрения.
УУД:
познавательные:
- создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления, применять полученные знания на практике;
личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-умение проводить самооценку.
коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- умение составлять алгоритм;
- развитие умения слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в самостоятельно и в паре.
регулятивные:
- развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;
- оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозирование предстоящей работы;
- осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: проблемное обучение.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, практический, наглядный.
Оборудование: учебник, доска, толковые словари, рабочие листы, картинки.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная и работа в парах.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Перед тем, как начать наш урок, мы сделаем дыхательную гимнастику.
4 глубоких вдоха, 7 коротких выдохов,
1 глубокий вдох, 1 постепенный выдох.
- А теперь закройте глаза и представьте, что вы невесомая пушинка. Откройте глаза, сядьте на свои места мягко и плавно, словно пушинки.
Дети садятся за парты.
- Желаю вам на сегодняшнем уроке не растеряться, не бояться и не робеть при ответе.
- Открываем тетради, записываем дату и вид работы.
- У каждого из вас на парте лежат рабочие листы, в них запишите свою фамилию и имя. Напротив каждого верно выполненного задания вы будете ставить себе плюс, в конце урока вы подсчитаете свои плюсы и выставите оценку за урок.
- За активную устную работу на уроке я добавлю 1 балл к вашим общим баллам.
2. Актуализация знаний.
- Итак, ребята, начнем мы с вами с повторения пройденного материала.
- Выполняем задание в карточке №1.
Ваша задача рядом с каждым словосочетанием написать слово «слитно» или «раздельно», устно объясняя свой выбор.
Проверочная работа по карточкам с самооценкой.
НА ДОСКЕ: правильные ответы.
Карточка№1. Задание: раскройте скобки, в правую колонку запишите слово «слитно» или «раздельно». | |
Предложение | Слитно или раздельно |
Книга (не) читана. | |
(Не)прочитанная повесть. | |
(Не) вычитанные редактором статьи. | |
(Не) мог заснуть. | |
(Не)доумевать. | |
Ни о чем (не) спрашивая. | |
(Не) годуя от возмущения. | |
Критерии оценивания: Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4», ошибки – «3» 4 и более ошибок – «2» |
- СВЕРЬТЕ СВОИ ОТВЕТЫ С ЗАПИСЬЮ НА ДОСКЕ.
- Поставьте себе плюс за каждый верный ответ.
- Объясняем по порядку каждое словосочетание.
- Поднимите руки те, у кого нет ошибок; у кого 1- 2 ошибки; у кого 3 ошибки; у кого 4 и более ошибок.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Написание каких слов у вас вызвало затруднение? (деепричастий).
- С чем сегодня познакомимся? Сформулируйте тему урока.
- Запишем тему в тетради.
Записывают тему урока в тетради и на доске «Правописание не с деепричастиями»
Целеполагание:
- Какие цели поставим?
- Познакомиться ….
- Узнать….
- Развивать…
4.Первичное усвоение новых знаний.
4.1. Работа с правилом.
- Вспомните, как пишем глаголы с не.
- Деепричастия похожи на глаголы. Сделайте вывод: как пишется не с деепричастиями.
Ответы детей.
- Проверьте себя по учебнику (с.84, правило в рамке)
5. Первичная проверка понимания.
5.1. Тренировочное упражнение с взаимопроверкой:
- Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями.
- Эта работа совместная, также вы можете выполнить индивидуальное задание по словарю.
Карточка №2. Задание: соберите слова в предложения; запишите, расставьте знаки препинания, раскройте скобки, подчеркните деепричастные обороты. |
|
Работа со словарем: найти лексическое значение слова «брод», «(не)годовать». |
Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями и за каждое верное предложение поставьте своему соседу плюс.
- Зачитываем предложения по цепочке, объясняем знаки препинания, написание с не.
- Что узнали из словарей?
(ответы тех, кто работал со словарями)
5.2 Домашнее задание (дифференцированное).
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.
НА ДОСКЕ:
Для всех: Параграф 24, выучить правило + повторить «Правописание не с причастиями»
По выбору:
Творческий уровень: упражнение 170,(перепишите словосочетания, раскрыв скобки; составьте с тремя словосочетаниями предложения так, чтобы они вошли в ДО).
Познавательный уровень: упражнение 168, (запишите текст, заменив выделенные глаголы на деепричастия, расставьте знаки препинания, подчеркните ДО).
Физкультминутка
- Мы хорошо потрудились, теперь нам нужно передохнуть.
- Один из учеников покажет упражнения для разминки, а остальные повторят.
- Не забываем, что мы невесомые пушинки, тихо и мягко садимся на места.
5.3. Наблюдение.
- Продолжаем работу над темой урока.
- Вспомните, какие слова называют омонимами (одинаково звучат, разное значение).
- Омонимичными могут быть слова разных частей речи. С одними из таких омонимов мы сейчас познакомимся.
- Посмотрим на карточку №3. Прочитаем предложения.
Ученик зачитывает задания в карточке.
Карточка №3. |
Сравните!!!
|
Задания:
|
- Давайте подумаем, какой частью речи будут слова несмотря на в этих предложениях.
1) Зададим вопрос к слову в первом предложении:
Могу рассказать (как? что делая?) не смотря;
- Слово не смотря мы можем заменить на глагол не смотреть или на слово не глядя.
Вывод: данные слова образовались от глагола, обозначают добавочное действие, отвечают на вопрос «что делая?», значит перед нами деепричастия.
2)Зададим вопрос к слову во втором предложении:
Несмотря на (несмотря на кого? что?) старания (В.п.)
Вопреки (вопреки чему?) стараниям (Д.п.).
Вывод: Эти слова повторяются в вопросе, мы к ним задать вопрос не можем, они сочетаются с существительными в косвенных падежах, значит перед нами – предлог.
- Проверьте себя на с.86, блок «Советы помощника».
- А теперь сделайте вывод о правописании омонимичных сочетаний: предлога несмотря на и деепричастия не смотря на.
Вывод: деепричастие пишется раздельно, а предлог – слитно.
- Оформим наши выводы в алгоритм.
- Помощник пишет на доске, а вы в тетради.
АЛГОРИТМ
Несмотря на | |
деепричастие заменим на не глядя или переделаем в глагол отвечает на вопрос что делая? РАЗДЕЛЬНО | предлог заменим на вопреки, хотя входит в вопрос СЛИТНО |
- Первичное закрепление.
Cамостоятельная работа (дифференцированные задания).
- Переходим к карточке №4.
- В ней вы видите два задания, разных по уровню сложности. Вы можете выбрать любое из этих заданий.
- Прослушайте мой комментарий к заданиям:
- В задании «Искатель» вам нужно выполнить упр.169 на с.85. прочитать предложения и определить, в каких из них «спрятались» предлоги, а в каких - деепричастия. Записать одно предложение с предлогом, второе с деепричастием. В задании «Конструктор» вам нужно по картинке составить два предложения: одно с предлогом несмотря ; второе с деепричастием не смотря. Можно пользоваться подсказкой, прикрепленной к карточке.
- Используйте алгоритм.
Карточка №4. Выберите одно из заданий. |
«Искатель». - Самостоятельно, выполните упр.169 на с.85. Прочтите предложения. Запишите одно предложению с предлогом и одно предложение с деепричастием. Раскройте скобки. |
«Конструктор». Рассмотрите картинки. Составьте по картинке и запишите два предложения: одно с предлогом несмотря ; второе с деепричастием не смотря.
|
Проверка.
- Прочитайте свои предложения, кто выбрал задание «Искатель».
- Прочитайте свои предложения, кто выбрал задание «Конструктор».
- За правильные предложения поставьте себе плюс.
6. Рефлексия (Подведение итогов). Оценивание.
- Итак, урок подошёл к концу, давайте подведем итоги.
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какие цели мы ставили в начале урока? Удалось ли нам их достичь?
- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием?
Ответы учащихся.
- Подсчитайте свои плюсы. Максимальное их количество за все задания по карточкам составляет 11 баллов.
- Критерии оценивания:
11 плюсов – «5»,
10-8 плюсов – «4»,
7-5 плюсов – «3»
4 плюса – «2».
- Ребята, у вас на партах лежат разноцветные карточки.
- Выберите цвет, который определяет вашу работу на уроке:
- «зеленый» - все понял, помогу другому;
- «желтый» -сам понял, другому не смогу объяснить;
- «красный» - были трудности, остались вопросы.
(на партах у каждого набор из трех карточек, поднимают карточки)
- Отметьте тех, кто, по вашему мнению, сегодня работал хорошо на уроке.
Комментарий учителя относительно оценок за работу на уроке.
- Спасибо за урок! До свидания!
Рабочий лист ______________________________________(фамилия ученика)
Карточка№1. Задание: раскройте скобки, в правую колонку запишите слово «слитно» или «раздельно». | |
Предложение | Слитно или раздельно |
Книга (не) читана. | |
(Не)прочитанная повесть. | |
(Не) вычитанные редактором статьи. | |
(Не) мог заснуть. | |
(Не)доумевать. | |
Ни о чем (не) спрашивая. | |
(Не) годуя от возмущения. | |
Критерии оценивания: Нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3», 4 и более ошибок – «2». |
Карточка №2. Задание: соберите слова в предложения; запишите, расставьте знаки препинания, раскройте скобки, подчеркните деепричастные обороты. |
|
Работа со словарем: найти лексическое значение слова «брод», «(не)годовать». |
Карточка №3. |
1)Не смотря в учебник, я могу рассказать правило. 2)Несмотря на все мои старания, я никак не мог уснуть. Сравните!!!
|
Задания:
|
Карточка №4. Выберите одно из заданий. |
«Искатель». - Самостоятельно, выполните упр.169 на с.85. Прочтите предложения. Запишите одно предложению с предлогом и одно предложение с деепричастием. Раскройте скобки.
|
«Конструктор». - Рассмотрите картинки. Составьте по картинке и запишите два предложения: одно с предлогом несмотря ; второе с деепричастием не смотря.
|
(не)смотря на былую ссору (не)смотря в глаза |
(не)смотря на сонливость (не)смотря по сторонам |
(не)смотря на мороз (не)смотря под ноги |
(не)смотря на возраст (не)смотря на одежду |
(не)смотря на сытость (не)смотря в тарелку |
(не)смотря на поведение (не)смотря на окружающих |
(не)смотря на усталость (не)смотря на женщину |
(не)смотря на усталость (не)смотря на дочь |
(не)смотря на страх (не)смотря на обидчика |
(не)смотря на веревку (не)смотря на обещания |
(не)смотря на спешку (не)смотря посторонам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 7 класс по теме:«Деепричастие»
Данный урок предусмотрен по темам программы и учебника «Русский язык 7 класс» Авторы Т.М.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, И.И. КулибабаПроводится в конце изучения ...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии
урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...
презентация к уроку русского языка 6 класс "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Презентация к уроку русского языка 6 класс"Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"...
Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. - 272с....
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...