Урок в 7 классе. «Морфология и орфография. Морфологический разбор слова»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок построен с учётом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_7_kl.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Бойко Елена Дмитриевна, учитель русского языка и литературы,

                                                                  МБОУ «СОШ № 46» г. Братск.

Технологическая карта урока 7 класс

Технологическая карта урока.

Дата проведения: 18.09.2017

Тема: Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока:

  1. Предметные: повторить грамматические категории различных частей речи, совершенствовать умение делать морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола .
  2. Метапредметные:
  • Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
  • Умение грамотно и связно излагать свои мысли;
  • Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
  1. Личностные:
  • Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
  1. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.

Планируемые результаты: обучающиеся систематизируют изученное в 5 и 6 классах по теме «Морфология».

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Основная часть
  • Актуализация знаний (на основе изученного) – 3 мин.
  • Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности – 5 мин.
  • Построение таблицы – 10 мин.
  • Физкультминутка – 2 мин.
  • Первичное закрепление   с проговариванием во внешней речи – 12 мин.
  • Самостоятельная работа с взаимопроверкой – 7 мин.
  1. Заключительная часть
  • Рефлексия. Самооценка – 4 мин.

Ход урока

        

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

 - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Готовы ли вы к уроку?

Психологический настрой учащихся на урок.

Работа с сигнальными карточками.

Личностные УУД:

  1. Внимание.
  2. Уважение к окружающим.
  3. Эмоциональный настрой на урок.
  1. Актуализация знаний

 - Давайте слегка разомнёмся, найдите третье лишнее слово, объясните свой выбор (слайд 2,3)

1. Вид, падеж, переходность.

2. Одушевлённость, склонение, спряжение.

3. Качественное, нарицательное, относительное.

4. Порядковое, указательное, личное.  

Работают с предложенным языковым материалом, делают выводы.      

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного

  1. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности.

 - Ребята, что объединяет все эти понятия?

 - Итак, как вы уже догадались какова   тема сегодняшнего урока?

Да, вы правы, запишите тему урока (слайд 4)

Определение цели урока (слайд 5)

 - Посмотрев на тему урока, сформулируйте цели нашего урока?

- Чтение текста упр.31 на стр. 16

 -Морфология, морфологический разбор

Записывают дату и тему урока

Цели:

1)вспомнить порядок морфологического разбора;

2)повторить грамматические категории изученных частей речи.

Высказывают своё мнение о том, что утверждает М.В. Ломоносов о грамматике.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3. Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

 Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

  1. Построение проекта выхода из затруднения и реализация.

Работа в парах

Построение таблицы «Что я знаю о различных частях речи?» 

 - Прочитайте, что у вас получилось.

 Проверьте себя. (слайд 6)

 «!» - помнил всё, «+» - кое-что забыл, «?» - многое вызывает вопрос, « - » - забыл всё.

 

Заполняют таблицу

Работа с сигнальными карточками.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, излагать информацию в таблице

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2. Договариваясь, проектировать в паре учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

  1. Физкультминутка.

 - Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы знаете склонение имён существительных.

Лингвистическая разминка. 

1 скл. – поднимаем руки вверх.

2 скл. – в сторону.

3 скл.- отпускаем.

1 скл.  - река, дедушка, деревня.

2 скл. – дом, облако, море.

3 скл. – ночь, степь, мышь.

Выполняют гимнастику.

Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

  1. Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с самопроверкой по эталону.

Работа в группах.

Задание: Из данных слов построить предложения, указать части речи. (слайд 7)

  Гранит, камень, проч(?)ный, оч..нь. Он, наг..евание, проч(?)ность, охл..ждение, сильный, быстрый, т..рять, ра..рушаться, при, и.

    Гранит, п..сок, глина, разрушение, обр..зоваться, и, при.

 

Проверка (слайд 8)

Работа с оценочными листами.

 - Оцените работу своих товарищей на оценочных листах  по 5 б. системе.

Работа с текстом.

- Что у вас получилось? (Текст)

- Определите стиль текста. (Научно-популярный)

Разбор по составу слова нагревании. 

Выполняют задание в группах.

Оценивают работу товарищей.

Отвечают на вопросы.

Разбирают слово по составу

Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

  1. Морфологический разбор слова

 Разобрать слова прочный, прочность

Работают у доски

  1. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

 Упр. 32

Каждый самостоятельно работает.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

  1. Итог урока. Рефлексия (слайд 18).

 - А теперь подведем итог нашей работы.

 - Какую цель ставили на урок?

 - Добились мы поставленной цели?

На слайде:

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Какие трудности встретились?
  • Своей работой на уроке я …

 

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу. Сигнальные карточки.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание  

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

  1. ДДомашнее задание.

 - Домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный.

1 (базовый уровень)

Упр. 33

2 (повышенный уровень)

Индивидуальные карточки. Реставрация текста. Морфологический разбор

Записывают домашнее задание.

 

Список литературы:

  1. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017
  2. Фёдорова М. В. Уроки русского языка в 7 классе: кн. Для учителя – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 7 классе "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова".

Данная тема урока "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова" является повторением в начале учебного года в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова и др. и сопровождается презентацией....

конспект урока русского языка в 7 классе «Морфология и орфография. Морфологический разбор слова»

конспект  урока  по русскому языку  в 7 классе повторение в начале года, интересные занимательные упражнения...

Морфология. Морфологический разбор слова.

Морфологический разбор слова....

Методическая разработка. Повторение изученного. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Методическая разработка поможет повторить изученное по темам "Морфология и Орфография. Морфологический разбор слова"....