Игра на уроке русского языка
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока-игры в 6 классе по теме «Лексикология»
Цель: познакомить учащихся с понятиями лексические омонимы, грамматические омонимы, многозначные слова.
Задачи:
- развивать познавательный интерес при работе со словарями;
- формировать интерес к предмету с помощью интересных заданий по русскому языку;
- развивать коммуникативные навыки в процессе игры;
- воспитывать уважение к товарищу через организацию слушания устного ответа одноклассника;
- закрепить знания учащихся о прямом и переносном значении слов;
- обобщить и систематизировать знания учеников по разделу «Лексикология»;
- содействовать развитию у детей разных видов памяти при организации различного восприятия исходного текста (на слух и зрительно);
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Организационный этап | Метод: слово учителя Прием: приветственное слово учителя Здравствуйте, ребята, садитесь. Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Сегодня наш урок будет посвящен путешествию в страну Лексикологию. Мы с вами должны узнать, что такое многозначные слова, что такое омонимы, какими они бывают. Вам необходимо разделиться на две команды и выдвинуть по одному человеку в жюри из своей команды. Во время нашего путешествия вы будете получать оценочные карточки. Красная – 5 баллов, зеленая – 4 балла, синяя – 3 балла. Итак, начнем путешествие. | Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание | Слайд №1 |
Путешествие | Метод: слово учителя, опрос Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя, фронтальный опрос Наше путешествие начнется со станции «Переносное значение». Как вы понимаете этот термин? Посмотрите на слайд. Перед вами словосочетания. Найдите слова, словосочетания, употребленные в переносном значении. Работайте на листочках под номером 1. Языковой материал: Жар солнца – жар чувства Тяжесть багажа – тяжесть утраты Гибкость ума – гибкость ветки Строить планы – строить мост Зрелый возраст – зрелый пол Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя Следующая остановка под названием «Омонимы». Внимание на экран. Перед вами слова. Это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый замок, а можно – сарай. Составьте с данными словами по одному предложению. Работаем на листах под номером 2. Языковой материал: Лук, коса, кран, бор, кисть. Кто составил предложения с этим словом? (показываю картинку с изображением репчатого лука, потом с изображением оружия и т.д). Метод: слово учителя Прием: объяснительное слово учителя Такие слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но совершенно разные по лексическому значению, называются лексическими омонимами. Метод: слово учителя: Прием: объяснительное, инструктирующее слово учителя Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими. Внимание на экран. Перед вами предложения, словосочетания. Перед вами такая задача: прочитайте предложения и словосочетания, проанализируйте их и ответьте на такой вопрос – какие омонимы называются лексическими? Работайте на листах под номером 3. Языковой материал: Больной ребенок заснул. Больной заснул. Русская печь. Печь пироги. У нашей березы красивые сережки. Березы принакрылись снегом. Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя Итак, ребята, пока жюри проверяют выполненные работы, мы выполним с вами следующее задание. Мы прибыли с вами на станцию под названием «Загадки». Сейчас я буду читать вам загадки, а вы пишете на листах под номером 4 только ответы. Работаем в полной тишине, за шум будем снижать баллы. Внимание. Слушаем. Языковой материал: 1). Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке. 2). В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают. 3). Каким словом называют и птицу, и шест у колодца? 4). Каким ключом замок не откроешь? Метод: слово учителя Прием: ведущее, объяснительное слово учителя Ребята, сдавайте свои работы жюри на проверку. Нам пора двигаться дальше. Следующая станция «Многозначные слова». Следует различать многозначные слова и омонимы. Для этого найдите в толковом словаре толкование слова «ключ». Сравните. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значении которых нет ничего общего. В словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений. Ваша задача на листах под номером 5 выполнить такое задание: найти в словаре одно многозначное слово. Работайте в полной тишине. | Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание Метод: говорение Прием: устные фронтальные ответы учеников Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными. Образец записи: Жар чувства, тяжесть утраты, гибкость ума, строить планы, зрелый возраст. Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание Образец записи: Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук. Я видел в саду упавшую кисть рябины. В музее выставлены кисти, которыми работал художник. Папа мне велел поточить косу. Мама заплела мне косу. Учитель повел нас на экскурсию в сосновый бор. Бор – химический элемент. У нас около дома идет стройка, где стоит большой подъемный кран. Я починил кран дома. Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание Образец записи: В первом предложении слово «больной» является определение, а во втором – подлежащим. В словосочетании «русская печь» слово «печь» - существительное, а во втором – глагол. В первом предложении слово «березы» употреблено в форме ед.ч., род.п., а во втором – мн.ч., им.п. Слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по грамматическому значению, называются грамматическими омонимами. Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание Образец записи: 1). Ключ. 2). Шашки. 3). Журавль. 4). Родником. Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание | Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 Читаю загадки. |
Подведение итогов | Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово учителя Итак, мы с вами закончили наше путешествие. Подведем итог, пока жюри подсчитывает результаты. Что вы сегодня нового узнали на уроке? Теперь мы дадим слово нашему жюри и наградим победителей. | Метод: слушание, говорение Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание, устные ответы учеников |
анализ игры:
- По области деятельности:
Интеллектуальная, т.к. задания, выбранные в данной игре вызывают интеллектуальное затруднение учащихся, самостоятельный поиск решений, без помощи учителя.
- По характеру педагогического процесса:
Обучающая, обобщающая, т.к. игра используется на этапе обобщения раздела «Лексикология», ребята систематизируют свои знания.
- По игровой методике:
Предметная, т.к. игра проводится на уроке русского языка.
- По предметной области:
Игра по русскому языку.
- По игровой среде:
Комнатная, т.к. игра проводится в здании школы, в учебном классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"
Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения гра...
Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"
В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...
ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА ФОРМИРУЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...
Игры на уроках русского языка
В данном материале представлены обобщенные рекомендации по применению игровой технологии на уроках русского языка...
Дидактические игры на уроках русского языка
В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...
Лингвистические игры на уроке русского языка
Тренажер для обучающихся....
Лингвистические игры на уроке русского языка
Тренажер для обучающихся....