Игра на уроке русского языка
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Лаврова Наталья Георгиевна

фрагмент урока с примененнием игровой технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_na_uroke_rya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока-игры  в 6 классе по теме «Лексикология»

Цель: познакомить учащихся с понятиями лексические омонимы, грамматические омонимы, многозначные слова.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес при работе со словарями;
  • формировать интерес к предмету с помощью интересных заданий по русскому языку;
  • развивать коммуникативные навыки в процессе игры;
  • воспитывать уважение к товарищу через организацию слушания устного ответа одноклассника;
  • закрепить знания учащихся о прямом и переносном значении слов;
  • обобщить и систематизировать знания учеников по разделу «Лексикология»;
  • содействовать развитию у детей разных видов памяти при организации различного восприятия исходного текста (на слух и зрительно);
  • способствовать развитию навыков самостоятельной работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный этап

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Сегодня наш урок будет посвящен путешествию в страну Лексикологию. Мы с вами должны узнать, что такое многозначные слова, что такое омонимы, какими они бывают. Вам необходимо разделиться на две команды и выдвинуть по одному человеку в жюри из своей команды. Во время нашего путешествия вы будете получать оценочные карточки. Красная – 5 баллов, зеленая – 4 балла, синяя – 3 балла. Итак, начнем путешествие.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Слайд №1

Путешествие

Метод: слово учителя, опрос

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя, фронтальный опрос

Наше путешествие начнется со станции «Переносное значение». Как вы понимаете этот термин?

Посмотрите на слайд. Перед вами словосочетания. Найдите слова, словосочетания, употребленные в переносном значении. Работайте на листочках под номером 1.

Языковой материал:

Жар солнца – жар чувства

Тяжесть багажа – тяжесть утраты

Гибкость ума – гибкость ветки

Строить планы – строить мост

Зрелый возраст – зрелый пол

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

Следующая остановка под названием «Омонимы».

Внимание на экран. Перед вами слова. Это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый замок, а можно – сарай. Составьте с данными словами по одному предложению. Работаем на листах под номером 2.

Языковой материал:

Лук, коса, кран, бор, кисть.

Кто составил предложения с этим словом? (показываю картинку с изображением репчатого лука, потом с изображением оружия и т.д).

Метод: слово учителя

Прием: объяснительное слово учителя

Такие слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но совершенно разные по лексическому значению, называются  лексическими омонимами.

Метод: слово учителя:

Прием: объяснительное, инструктирующее слово учителя

Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими. Внимание на экран. Перед вами предложения, словосочетания. Перед вами такая задача: прочитайте предложения и словосочетания, проанализируйте их и ответьте на такой вопрос – какие омонимы называются лексическими? Работайте на листах под номером 3.

Языковой материал:

Больной ребенок заснул. Больной заснул.

Русская печь. Печь пироги.

У нашей березы красивые сережки. Березы принакрылись снегом.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

Итак, ребята, пока жюри проверяют выполненные работы, мы выполним с вами следующее задание. Мы прибыли с вами на станцию под названием «Загадки». Сейчас я буду читать вам загадки, а вы пишете на листах под номером 4 только ответы. Работаем в полной тишине, за шум будем снижать баллы. Внимание. Слушаем.

Языковой материал:

1). Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке.

2). В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают.

3). Каким словом называют и птицу, и шест у колодца?

4). Каким ключом замок не откроешь?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, объяснительное слово учителя

Ребята, сдавайте свои работы жюри на проверку. Нам пора двигаться дальше. Следующая станция «Многозначные слова».

Следует различать многозначные слова и омонимы. Для этого найдите в толковом словаре толкование слова «ключ». Сравните. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значении которых нет ничего общего. В словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.

Ваша задача на листах под номером 5 выполнить такое задание: найти в словаре одно многозначное слово. Работайте в полной тишине.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: говорение

Прием: устные фронтальные ответы учеников

Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.

Образец записи:

Жар чувства, тяжесть утраты, гибкость ума, строить планы, зрелый возраст.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Образец записи:

Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук. Я видел в саду упавшую кисть рябины. В музее выставлены кисти, которыми работал художник. Папа мне велел поточить косу. Мама заплела мне косу. Учитель повел нас на экскурсию в сосновый бор. Бор – химический элемент. У нас около дома идет стройка, где стоит большой подъемный кран. Я починил кран дома.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Образец записи:

В первом предложении слово «больной» является определение, а во втором – подлежащим. В словосочетании «русская печь» слово «печь» - существительное, а во втором – глагол. В первом предложении слово «березы» употреблено в форме ед.ч., род.п., а во втором – мн.ч., им.п. Слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по грамматическому значению, называются грамматическими омонимами.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Образец записи:

1). Ключ.

2). Шашки.

3). Журавль.

4). Родником.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Читаю загадки.

Подведение итогов

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

Итак, мы с вами закончили наше путешествие. Подведем итог, пока жюри подсчитывает результаты.  Что вы сегодня нового узнали на уроке?

Теперь мы дадим слово нашему жюри и наградим победителей.

Метод: слушание, говорение

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание, устные ответы учеников

анализ игры:

  • По области деятельности:

Интеллектуальная, т.к. задания, выбранные в данной игре вызывают интеллектуальное затруднение учащихся, самостоятельный поиск решений, без помощи учителя.

  • По характеру педагогического процесса:

Обучающая, обобщающая, т.к. игра используется на этапе обобщения раздела «Лексикология», ребята систематизируют свои знания.

  • По игровой методике:

Предметная, т.к. игра проводится на уроке русского языка.

  • По предметной области:

Игра по русскому языку.

  • По игровой среде:

Комнатная, т.к. игра проводится в здании школы, в учебном классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения гра...

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

Игры на уроках русского языка

В данном материале представлены обобщенные рекомендации по применению игровой технологии на уроках русского языка...

Дидактические игры на уроках русского языка

В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...