Зачет по теме "Лексика" 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Данный материал может использоваться при проведении зачета по теме"Лексика" в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachet_po_leksike.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачет №1
Лексика
Оценка Задание | «3» | «4» | «5» |
Обязательная часть | 6 – 7 баллов | 7 баллов | 8 баллов |
Дополнительная часть | 5 – 9 баллов | 10 – 14 баллов | 15 – 20 баллов |
Обязательная часть
Каждое верно выполненное задание – 1 балл.
- Что такое лексикология?
а) это раздел языкознания, изучающий лексические значения слов, их отношения с другими
словами и их употребление;
б) это раздел науки о языке, содержащий нормы написания слов и частей слова (морфем);
в) это раздел науки о языке, содержащий нормы употребления знаков препинания на письме;
г) это раздел науки о языке, в котором слова изучаются как части речи.
2. Найдите верное утверждение:
а) многозначные слова и омонимы – тождественные понятия;
б) многозначные слова и омонимы не являются равнозначными понятиями и их следует отличать
друг от друга.
3. Прочтите:
I. На огороде выросли овощи.
По утрам я всегда ем свежие овощи.
Этот овощ не годится для салата оливье.
II. В магазине кончился белый хлеб.
Осенью с полей убирают хлеб.
Не берись за это дело, не отнимай у него его хлеб.
Примеры каких слов приведены выше?
а) I и II – многозначные слова;
б) I – многозначное слово, II – однозначное слово;
в) II – многозначное слово, I – однозначное слово;
г) I и II – однозначные слова.
4. Соотнесите термин и его толкование:
а) омофоны 1) слова одной или разных частей речи, совпадающие в некоторых
грамматических формах
б) омографы 2) одинаковые по звучанию, но различающиеся по написанию слова
в) омоформы 3) одинаковые по написанию, но различающиеся по звучанию слова
5. Прочтите:
I. косный (человек) — костный (мозг), компания (друзей) — (избирательная) кампания;
гребной (спорт) — грибной (дождь);
II. (адская) мýка — (пшеничная) мукá; (древний) зáмок — (ржавый) замóк; (географический)
áтлас — (дорогой) атлáс;
III. рой (пчёл) — рой (яму); лечу (на самолёте) — лечу (людей); (много) роз — (мальчик) рос.
Примеры каких слов приведены выше?
а) I – омофоны, II – омоформы, III – омографы;
б) I – омографы, II – омофоны, III – омоформы;
в) I – омоформы, II – омографы, III – омофоны;
г) I – омофоны, II – омографы, III – омоформы.
6. Прочтите:
I. … - это слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения;
II. … - это слова одной части речи, различающиеся по звучанию и написанию, но одинаковые или
очень близкие по лексическим значениям;
III. … - это слова одной части речи, имеющие противоположные лексические значения.
Толкования каких терминов даны ваше?
а) I – антонимы, II – паронимы, III – синонимы;
б) I – паронимы, II – синонимы, III – антонимы;
в) I – синонимы, II – антонимы, III – паронимы;
г) I – антонимы, II – синонимы, III – паронимы.
7. Диалектные и профессиональные слова относятся к:
а) общеупотребительной лексике;
б) архаизмам;
в) ограниченной (необщеупотребительной) лексике;
г) неологизмам.
8. Прочтите:
I. ... - это слова, в разное время вошедшие в русский язык из других языков в результате контактов
русского народа с другими народами в торгово-экономической, политической и культурной
областях;
II. ... - это слова, ушедшие из языка вместе с не существующими теперь предметами быта, понятиями;
III. ... - это устаревшие слова, вытесненные их современными синонимами;
IV. ... - это слова, только появившиеся в языке в связи с развитием науки, техники, общества и
ощущаемые людьми как новые.
Толкования каких терминов даны выше?
а) I – архаизмы, II – неологизмы, III – заимствования, IV – историзмы;
б) I – заимствования, II – архаизмы, III – историзмы, IV – неологизмы;
в) I – историзмы, II – архаизмы, III – неологизмы, IV – заимствования;
г) I – заимствования, II – историзмы, III – архаизмы, IV – неологизмы.
Дополнительная часть
Каждому заданию соответствует определенное количество баллов.
- Приведите примеры паронимов (не менее 3). 3 – 1балл, 4 – 2 балла, 5 – 3 балла.
- Подберите синонимы (не менее 2) к словам любознательный, лицо, тяжелый (в значении «вес»), метель. По 1 баллу за каждую цепочку.
- Подберите антонимы к словам свежий (хлеб), свежий (журнал), свежий (воротничок). По 1 баллу за каждую пару.
- Приведите примеры заимствованных слов, историзмов, архаизмов, неологизмов (не менее 2 на каждый термин). По 1 баллу за каждый термин.
- Дайте толкование фразеологизмов ворона в павлиньих перьях, носить воду решетом, ни в какие ворота не лезет, филькина грамота, бить баклуши. По 1 баллу за каждое толкование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок зачет в 5 классе по немецкому языку
Урок зачет в 5 классе по немецкому языку 1 полугодие...
Сборник текстов и упражнений для подготовки к устному зачету в 7 классе
Этот сборник тем может помочь вам в подготовке к экзамену по английскому языку.В нем собраны устные темы, предусмотренные школьной программой для изучения английского языка учащимися 7-х классов.Кажда...
Интерактивный урок-зачет в 5 классе " Морфемика"
урок групповой работы по проверке знаний по теме....
Вопросы для зачета №1 6 класс
Зачет №1 6 класс (1 полугодие)...
Вопросы для зачета №1 6 класс
Зачет №1 6 класс (1 полугодие)...
Вопросы для зачета №2 6 класс
Зачет №2 6 класс (2 полугодие)...
Вопросы для зачета №2 6 класс
Зачет №2 6 класс (2 полугодие)...