Урок русского языка "Правописание не с разными частями речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Приводится конспект урока-практикума по русскому  языку в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_ne_s_raznymi_chastyami_rechi.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема:  Правописание не с разными частями речи

Класс: 7

Дата проведения: 05.04.2014 г.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок – практикум)

Цели урока:

  1. Систематизировать знания о написании не с разными частями речи
  2. Совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи
  3. Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения

Оборудование: схема-алгоритм, конверты с заданиями, таблица «Правописание не с разными частями речи»

Применяемые методы:

  • репродуктивный
  • проблемно-поисковый
  • практический

Формы работы:

  • диалоговая  форма общения в группе
  • дифференцированная
  • индивидуальная
  • самостоятельная

Местоположение урока в планировании: Данный урок 10-й в теме «Частицы»

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Ход урока

  1. Определение темы урока и постановка целей

Прочитайте записанные на доске слова и определите, какова будет сегодня тема урока

А.  (Не)годовать,  (не)доумевающий,  (не)ряха, (не)взначай, (не)настный

Б.  (не)торопливо, (не)написано, (не)открытый, давно  (не)встречавшийся  товарищ.

- Да, сегодня  мы  будем  повторять тему «Правописание  не  с  разными  частями  речи»

- Внимательно  посмотрите  ещё  раз  первую  запись  (строчку  А  на  доске).  Что  объединяет  слова  этой  группы?  Каков  будет  первый  шаг?  (Ответы)

- Давайте  определим  второй  шаг. (см. на доске  строчку  В)

II. Повторение  теоретического  материала,  отработка  правил  и  алгоритма  действия.

Алгоритм  определения  слитного  или  раздельного  написания  не  с  различными  частями  речи

Слово  без  не  употребляется?

                  Да                                                                        нет

Определите, к какой  части                                        Пишите  слитно

речи  относится  слово

Работаем  с  таблицей, выбрав

нужную  колонку  (часть речи).

Таблица  «Слитное  и  раздельное

написание  не  с  существительными,

прилагательными, наречиями  на  -о, -е,

причастиями,  глаголами  и  деепричастиями)

-  Мы  с  вами  повторим  правила,  без  которых  невозможно  грамотно  писать.

Сейчас  предлагаю  вам  самим  написать  параграф  учебника. Для  этого  разделимся  на  3  группы  (в  каждой  группе  ученики  разных  уровней):  У-3, У-2, У-1.   Каждая  группа  получает  конверт  с  заданием.

III.  Отработка  практических  навыков

Алгоритм  работы  над  заданиями:

  1. Выберите  из  конверта  одно из  посильных  и  интересных  заданий,  напишите  к  нему  ключ.
  2. Придумайте  условное  обозначение  (символ)  для  заданий  из  вашего  конверта. Обозначьте  этим  символом  задания.
  3. Разместите  это  задание  на  страничке  вашего  параграфа.
  4. Из  оставшихся  заданий  выберите  одно  для  домашней  работы.  Разместите  его  в  месте,  помеченном  знаком  «Домашняя работа».
  5. Объясните,  почему  вы  выбрали  именно  эти  задания.
  6. Защитите свой  текст  параграфа,  выбрав  от  каждой  творческой  группы  по  одному  человеку

Выбранные  задания  ребята  помещают  на  листах  ватмана,  а  листы – на  магнитной  доске. Предлагаем  желающим  защитить свой  вариант.

Дифференцированные  задания  (по  уровням)  для  работы  в  группах:

Задание 1 (Уровень У-2): переставьте  предложения  так, чтобы  получился  связанный  текст. Раскройте  скобки.

  1. К  нему  нужно  подойти  вплотную  и  наклониться.
  2. (Не)словами, а  молчанием,  добрым  взглядом,  улыбкой  лучше  всего  раскрывается  такой  человек.
  3. Благоухание  ландыша  (не)слышишь  за  сто  шагов.
  4. Есть  и  люди,  которых  нельзя  понять,  (не)приблизившись  к  ним,  (не)увидев  их  в  кругу  друзей  или  даже  наедине.

-  Сформулируйте  основную  мысль  текста.  Согласны  ли  вы  с  предложенной  формулировкой?

Задание 2 (У-1):  Спишите  текст  и  разделите  его  на  три  абзаца.  Озаглавьте  текст.  Раскройте  скобки  и  укажите,  к  какой  части  речи  принадлежит  слово.

В пустыне  всё  (не)привычно  и  (не)понятно.  Реки, которые  никуда  (не)впадают.  Промывные  дожди,  которые  высыхают,  (не)долетая  до  земли.  Родники,  вода  которых  (не)утоляет,  а  разжигает  жажду.  Даже  хорошей  погодой  здесь  называют  (не)солнечную  и  сухую,  а  пасмурную  и  дождливую.

Задание 3 (У-1):  Допишите  пословицу,  вставляя  слова  с  не.  Укажите,  к  какой  части  речи  принадлежит  вставленное  слово.  В  случае  затруднения  см.  подсказку.

Кукушка  (не) ястреб, а……..

Ленивому  всегда………..

Книга  в  счастье  украшает,  а  в  ………..  утешает.

Отважный   (не) боится  ………

Стойкий  боец  для  врага  ………

Где   ……..  потеряет,  там  смелый  найдет.

Подсказка:  (не) приступен,  (не) смелый, (не) уч, (не) удачи, (не)когда, (не) счастье.

Задание 4 (У-1):  Спишите  пословицы,  находя  в  правом  столбике  верное  продолжение.  Укажите,  к  какой  части  речи  принадлежит  слово  с  не

  1. (Не) сиди  сложа  руки,
  2. (Не) поворчав,
  3. Кто  чужой  радости  (не) рад,
  4. (Не) бравшись  за  топор,
  5. Лодырю  всегда

избы  (не) срубишь.

так  (не) будет  и  скуки

(не) здоровится

кошка  куска  (не) съест

тот  сам  себе  враг

Задание 5 (У-3):  перестройте  словосочетания  таким  образом,  чтобы  не  писалось  раздельно.  Укажите,  к  какой  части  речи  относится  слово  с  не.

Ненужные  сейчас  учебники

Неизвестный  нам  автор

Незнакомый зрителям  актёр

Очень  неудачная  поездка

Задание 6 (У-3): составьте  несколько  тестов,  предложив  разные  варианты  ответов, один  из  которых  должен  быть  правильным.

  1. Не  пишется  раздельно (сформулируйте  часть правила):  а), б), в), г)
  2. Не  пишется  слитно  (сформулируйте  часть  правила):  а), б), в), г)
  3. В  каком  из  четырёх  слов  допущена  ошибка  в  написании  не:  

          а), б), в), г)

Задание 7 (У-3):  следующие  предложения  перестройте  так,  чтобы  в  них  были  деепричастные  обороты:

  1. Он  слушал  меня  и  не  отвечал  на  мои  вопросы.
  2. Дождь  прошёл  стороной  и  даже  не  замочил  дорожной  пыли.
  3. Мы  читали  статью  в  газете  и  откровенно  недоумевали.
  4. Мальчик  делал доклад  и  не  заглядывал  в  свои  записи.

Задание  8  (У-2). Выполните  тест:

  1. Не  пишется  слитно  во  всех  словосочетаниях  ряда.

а)  Говорил  (не) раз,  давно  (не) хоженая  тропинка.

б)  (Не) пролитые  слёзы,  (не) достойное  человека  поведение

в) Поведение, (не) достойное  солдата;   (не) выполненное  мною  задание.

     2.  Не  пишется  раздельно  во  всех  словосочетаниях  ряда:

а)  Ничуть  (не) интересен,  весьма  (не)  глупый  мальчик

б)  Травы  (не) кошены,  дом (не) кирпичный

в) Ветер (не) холодный, но сильный;   задание  (не) выполнено.

Задание  9 (У-2):  прочитайте  предложения. Найдите  «лишнее».

  1. (Не) вежда  (не)навидит  учение.
  2. (Не) ряшливый  человек  смешон.
  3. (Не)льзя  объять  (не)объятное.
  4. (Не)годующий  человек  часто  совершает  (не)предсказуемые  действия.

IV.    Подведение  итогов  урока,  выставляются  отметки  учащимся.

V.    Домашнее  задание:  №399

Самоанализ  урока

Данный  урок  является  десятым  в  планировании  темы  «Частицы». Это  урок-повторение  изученного  в  5-7  классах  о  написании  не  с  разными  частями  речи.  Поэтому  упражнения,  которые  были  использованы  на  уроке,  включают  в  себя  задания  на  знание  правил  слитного  и  раздельного  написания  не  с  разными  частями  речи.

Учащиеся  хорошо  усвоили  теоретический  материал,  умело  применяют  его  для  выполнения  практических  заданий.  Дидактический  материал  подбирался  с  учётом  уровня  подготовки  каждой  группы  и  предполагал  творческий  подход  к  заданиям  любого  уровня  и  способность  продвижения  от  одного  уровня  к  другому.

На  протяжении  всего  урока  учащиеся  работали  активно.  Продуктивным  оказалось  сочетание  фронтальной,  групповой  и  индивидуальной  форм  обучения.

Домашнее  задание  прокомментировано.  Считаю, что  поставленные  цели  урока  решены.  Долговременными  целями  остаются  дифференциация  обучения  и  сохранение  уровня  знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание не с разными частями речи"

Презентация к уроку по теме "Правописание не с разными частями речи". Презентация предназначения для повторения изученного в 7 классе, но может быть использована и в старших классах....

памятка "Правописание не с разными частями речи"

правописание не с разными частями речи...

Тест по теме "Правописание не с разными частями речи"

Тестовый материал предназначен для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ. Можно использовать и в других классах для отработки темы....

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".

Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить,  закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...

Дидактический материал по теме "Правописание не с разными частями речи"

Задания по теме "Правописание не с разными частями речи"...

Правописание НЕ с разными частями речи

НЕ с разными частями речи для 10 класса... обобщение...

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме " Правописание НЕ с разными частями речи".(по уч. Гольцовой)

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме " Правописание НЕ с разными частями речи" позволит учителю провести урок в соответствии с требованиями ФГОС....