Урок русского языка "Правописание не с разными частями речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Приводится конспект урока-практикума по русскому языку в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_ne_s_raznymi_chastyami_rechi.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: Правописание не с разными частями речи
Класс: 7
Дата проведения: 05.04.2014 г.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок – практикум)
Цели урока:
- Систематизировать знания о написании не с разными частями речи
- Совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи
- Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения
Оборудование: схема-алгоритм, конверты с заданиями, таблица «Правописание не с разными частями речи»
Применяемые методы:
- репродуктивный
- проблемно-поисковый
- практический
Формы работы:
- диалоговая форма общения в группе
- дифференцированная
- индивидуальная
- самостоятельная
Местоположение урока в планировании: Данный урок 10-й в теме «Частицы»
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны знать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.
Ход урока
- Определение темы урока и постановка целей
Прочитайте записанные на доске слова и определите, какова будет сегодня тема урока
А. (Не)годовать, (не)доумевающий, (не)ряха, (не)взначай, (не)настный
Б. (не)торопливо, (не)написано, (не)открытый, давно (не)встречавшийся товарищ.
- Да, сегодня мы будем повторять тему «Правописание не с разными частями речи»
- Внимательно посмотрите ещё раз первую запись (строчку А на доске). Что объединяет слова этой группы? Каков будет первый шаг? (Ответы)
- Давайте определим второй шаг. (см. на доске строчку В)
II. Повторение теоретического материала, отработка правил и алгоритма действия.
Алгоритм определения слитного или раздельного написания не с различными частями речи
Слово без не употребляется?
Да нет
Определите, к какой части Пишите слитно
речи относится слово
Работаем с таблицей, выбрав
нужную колонку (часть речи).
Таблица «Слитное и раздельное
написание не с существительными,
прилагательными, наречиями на -о, -е,
причастиями, глаголами и деепричастиями)
- Мы с вами повторим правила, без которых невозможно грамотно писать.
Сейчас предлагаю вам самим написать параграф учебника. Для этого разделимся на 3 группы (в каждой группе ученики разных уровней): У-3, У-2, У-1. Каждая группа получает конверт с заданием.
III. Отработка практических навыков
Алгоритм работы над заданиями:
- Выберите из конверта одно из посильных и интересных заданий, напишите к нему ключ.
- Придумайте условное обозначение (символ) для заданий из вашего конверта. Обозначьте этим символом задания.
- Разместите это задание на страничке вашего параграфа.
- Из оставшихся заданий выберите одно для домашней работы. Разместите его в месте, помеченном знаком «Домашняя работа».
- Объясните, почему вы выбрали именно эти задания.
- Защитите свой текст параграфа, выбрав от каждой творческой группы по одному человеку
Выбранные задания ребята помещают на листах ватмана, а листы – на магнитной доске. Предлагаем желающим защитить свой вариант.
Дифференцированные задания (по уровням) для работы в группах:
Задание 1 (Уровень У-2): переставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Раскройте скобки.
- К нему нужно подойти вплотную и наклониться.
- (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.
- Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.
- Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине.
- Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?
Задание 2 (У-1): Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст. Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.
В пустыне всё (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не)впадают. Промывные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую.
Задание 3 (У-1): Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.
Кукушка (не) ястреб, а……..
Ленивому всегда………..
Книга в счастье украшает, а в ……….. утешает.
Отважный (не) боится ………
Стойкий боец для врага ………
Где …….. потеряет, там смелый найдет.
Подсказка: (не) приступен, (не) смелый, (не) уч, (не) удачи, (не)когда, (не) счастье.
Задание 4 (У-1): Спишите пословицы, находя в правом столбике верное продолжение. Укажите, к какой части речи принадлежит слово с не
| избы (не) срубишь. так (не) будет и скуки (не) здоровится кошка куска (не) съест тот сам себе враг |
Задание 5 (У-3): перестройте словосочетания таким образом, чтобы не писалось раздельно. Укажите, к какой части речи относится слово с не.
Ненужные сейчас учебники
Неизвестный нам автор
Незнакомый зрителям актёр
Очень неудачная поездка
Задание 6 (У-3): составьте несколько тестов, предложив разные варианты ответов, один из которых должен быть правильным.
- Не пишется раздельно (сформулируйте часть правила): а), б), в), г)
- Не пишется слитно (сформулируйте часть правила): а), б), в), г)
- В каком из четырёх слов допущена ошибка в написании не:
а), б), в), г)
Задание 7 (У-3): следующие предложения перестройте так, чтобы в них были деепричастные обороты:
- Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы.
- Дождь прошёл стороной и даже не замочил дорожной пыли.
- Мы читали статью в газете и откровенно недоумевали.
- Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи.
Задание 8 (У-2). Выполните тест:
- Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.
а) Говорил (не) раз, давно (не) хоженая тропинка.
б) (Не) пролитые слёзы, (не) достойное человека поведение
в) Поведение, (не) достойное солдата; (не) выполненное мною задание.
2. Не пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда:
а) Ничуть (не) интересен, весьма (не) глупый мальчик
б) Травы (не) кошены, дом (не) кирпичный
в) Ветер (не) холодный, но сильный; задание (не) выполнено.
Задание 9 (У-2): прочитайте предложения. Найдите «лишнее».
- (Не) вежда (не)навидит учение.
- (Не) ряшливый человек смешон.
- (Не)льзя объять (не)объятное.
- (Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.
IV. Подведение итогов урока, выставляются отметки учащимся.
V. Домашнее задание: №399
Самоанализ урока
Данный урок является десятым в планировании темы «Частицы». Это урок-повторение изученного в 5-7 классах о написании не с разными частями речи. Поэтому упражнения, которые были использованы на уроке, включают в себя задания на знание правил слитного и раздельного написания не с разными частями речи.
Учащиеся хорошо усвоили теоретический материал, умело применяют его для выполнения практических заданий. Дидактический материал подбирался с учётом уровня подготовки каждой группы и предполагал творческий подход к заданиям любого уровня и способность продвижения от одного уровня к другому.
На протяжении всего урока учащиеся работали активно. Продуктивным оказалось сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.
Домашнее задание прокомментировано. Считаю, что поставленные цели урока решены. Долговременными целями остаются дифференциация обучения и сохранение уровня знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правописание не с разными частями речи"
Презентация к уроку по теме "Правописание не с разными частями речи". Презентация предназначения для повторения изученного в 7 классе, но может быть использована и в старших классах....
памятка "Правописание не с разными частями речи"
правописание не с разными частями речи...
Тест по теме "Правописание не с разными частями речи"
Тестовый материал предназначен для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ. Можно использовать и в других классах для отработки темы....
Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".
Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить, закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...
Дидактический материал по теме "Правописание не с разными частями речи"
Задания по теме "Правописание не с разными частями речи"...
Правописание НЕ с разными частями речи
НЕ с разными частями речи для 10 класса... обобщение...
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме " Правописание НЕ с разными частями речи".(по уч. Гольцовой)
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме " Правописание НЕ с разными частями речи" позволит учителю провести урок в соответствии с требованиями ФГОС....