Урок повторение "Сложные предложения" в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок повторениясложных предложений. Тема важная для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-povtorenie_slozhnye_predlozheniya_v_9_klasse.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе с использованием презентации (повторение и обобщение темы «Сложные предложения», подготовка к итоговой аттестации).
I. Организационный момент.
-Добрый день, ребята! А что это значит? Значит – день был по – доброму начат! Перефразируя эти строчки, я хочу всем нам пожелать сегодня доброго дня, хорошего настроения и успеха.
Сегодня наша задача – повторить и систематизировать ранее изученный материал о сложных предложениях, вводных словах и продолжать подготовку к итоговой аттестации, в частности продолжаем работу над некоторыми заданиями части В.
Итак, объём работы достаточный, поэтому приступим.
- Напишите сегодняшнее число. Повторение.
2. -Прежде чем приступить к повторению сложных предложений, нам надо вспомнить, что такое грамматическая основа предложения. (Грам.основа предложения –это подлежащее и сказуемое.).
- Правильно. Дома вы должны были повторить способы выражения подлежащего и повторить сказуемое.
-Итак, ваши ответы с примерами. Чем выражается подлежащее?
(Именем существительным,именем прилагательным (субстантивированным), местоимением,числительным,наречием,причастием,неопр.формой глагола, служебными частями речи,н-р,«И»-это союз;междометием,н-р,*На улице прогремело «ура»,цельными словосочетаниями.
- А теперь выступит Маслова Алина. Она подготовила презентацию о сказуемом.
Основная часть.
-Повторим ранее изученное.
Ребята, сегодня мы с вами повторим то, что уже знаем о сложных предложениях. Дома вы должны были подготовиться по контрольным вопросам: вспомнить всё, что знаете о сложных предложениях.
Теперь проверим ваши знания в групповой работе.
Групповая работа «Хоровод».
Ученики делятся на две группы и образуют 2 круга:внешний и внутренний.
1. Какие предложения мы называем сложными? (Сложными называются предложения, состоящие из нескольких простых предложений)
2. На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от средства связи между частями? (На бессоюзные и союзные). Слайд№1
3. Какие предложения называются бессоюзными? (Бессоюзными называются такие предложения, в которых простые предложения связаны между собой при помощи интонации).
4.На какие группы делятся союзные предложения? (На сложносочинённые и сложноподчинённые). Слайд№1.
5. Какие предложения называются сложносочиненными? (Сложносочинёнными называются такие сложные предл., в которых равноправные по смыслу простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами)
6. На какие группы делятся сложносочинённые предложения по характеру и значению союзов? (сложносочинённые предложения с соединительными союзами, с разделительными союзами и противительными союзами)
7. Какие предложения называются сложноподчиненными? (Сложные предложения, состоящие из двух или нескольких простых, которые связываются подчинительными союзами или союзными словами, называются СПП. В СПП одна часть является главной, а другая – придаточной (зависимой)
8. На какие виды делятся СПП?( На СПП с придаточными изъяснительными, которые отвечают на падежные вопросы, на СПП с придаточными определительными, которые отвечают на вопросы определения, на СПП с придаточными обстоятельственными, которые отвечают на вопросы обстоятельств и делятся на те же виды, что и обстоятельства)
Слайд№2
9. А какие предложения мы называем СПП с несколькими придаточными? (СПП, состоящие из главного и двух или нескольких придаточных, называются СПП с несколькими придаточными)
10. На какие виды делятся СПП с несколькими придаточными?
(СПП с однородным подчинением, 2.СПП с неоднородным,параллельным подчинением и 3.СПП с последовательным подчинением) Слайд№3.
10. И, наконец, о чём мы ещё не сказали? (В сложных предложениях, состоящих больше чем из двух простых, могут быть разные виды связи: сочинительная, подчинительная и бессоюзная) Слайд 4.
Спасибо, мы с вами хорошо поработали.
3. Ребята, мы с вами урок начали с добрых слов. Давайте и продолжим наш урок на этой ноте и пусть эпиграфом нашего урока и вашей дальнейшей жизни будут слова: «Люди опомнитесь, будьте терпимее, добрее, любите друг друга». В нашем сложном мире итак мало доброты. Не обидь того, кто и так обижен.
Где научиться милосердию? У кого? У людей, у жизни. Милосердию учит каждый прожитый день, учит пример других людей. Милосердию учит музыка, живопись, литература.
Запишите эпиграф сегодняшнего занятия в тетрадях.
- На уроке прозвучало слово милосердие. Давайте посмотрим, как толкуется это слово в словаре Ожегова.(Милосердие – готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.) .Запишите это в тетрадях.
- Быть милосердным – проявлять милосердие, сострадание, помочь в чем – либо, проявлять великодушие к другому человеку.
Подберите к нему исконно русские слова – синонимы.(терпимость, сочувствие, сострадание, сопереживание, доброта, отзывчивость, благость, сердобольность, мягкость, снисходительность, жалость, совестливость, участливость, честность, душевность, чуткость). Напишем некоторые из них в тетрадях.
- Ребята, а что для вас быть добрым? С чего можно начать, как выработать в себе доброе отношение к людям?
- помочь маме нести тяжёлую сумку, и всем кому тяжело.
- уступать в транспорте место;
-защищать девочек, маленьких детей;
- писать письма родным, когда уезжаем;
- не допускать грубости в разговоре, в отношениях;
- стараться во всём помощь ближним;
- не перечить, а спокойно выслушивать старших.
- вообще быть добрым и милосердным человеком.
- вы назвали очень хорошие качества, претворяйте их в жизнь.
4. А теперь перейдём к практике нашего урока повторения.
Первое задание. Посмотрим на слайд.
1. Подчеркнуть грамматические основы предложений.
1. Добрая слава лежит, а худая – бежит.
2.Жить – Родине служить.
3. Добрые умирают, да дела их живут.
4.Если мы добры, значит мир станет добрым.
Всё правильно, молодцы!
2. Прочитайте схемы предложений:
- (Если…) , [ то… ].
- […так + глаг.] , ( …).
- [- = ] , а [ - = ].
- [ - = ] , и [ = ] , и [ = ].
- [ - , ( в который - = ), = ].
- [ ] : [ причина ].
3.
Напутствие.
Учитель: мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям, ко всему что нас окружает и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство других. Я думаю, что вы никогда не станете равнодушными к чужой беде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс
Цель: Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая: научить различать и находить сложные предложения и определят...
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"
Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...
Конспект урока в 8 классе по теме «Безличные предложения» Цели: 1. Дать представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях. 2. Развивать речевые, орфографические и пунктуационные навыки. 3. Воспитывать эст
Урок русского языка в 8 классе (ФГОС) по теме "Безличные предложения"...